В шахматах ходит ли пешка назад – Как бьют пешки в шахматах? — Развлечения и досуг

    можно ли в шахматах ходить назад

    Как ходят фигуры в шахматах: особенности перемещений

    Многих новичков беспокоят различные вопросы о том, как играть в шахматы. Как ходят фигуры – это основа всех перемещений и ходов. Именно с этого и начинается обучение. Стоит остановиться на них подробнее.

    Всего существует 6 типов фигур: пешка, ладья (или тура), слон (его еще называют офицером), конь, ферзь (иначе королева) и король. Все они ходят по-разному. Также имеются свои тонкости в передвижениях в зависимости от игровой ситуации. Итак, поговорим о каждом в отдельности.

    Как ходят шахматные фигуры из второго ряда? Пешки самые многочисленные (их 8 штук), но и самые слабые персонажи. Идти они могут только вперед и только на одну клетку. Вернуться назад им уже нельзя. Бьют данные фигуры несколько иначе — смещаясь по диагонали. Единственный случай, когда пешка может прыгнуть на 2 клетки вперед – это в самом начале боя, совершая свой первый ход.

    С другой стороны, пешка, достигнувшая противоположного края доски, может превратиться в любую другую фигуру. Чаще всего шахматисты останавливают выбор на ферзе из-за его универсальности, но, если потребует игровая ситуация, «рядовой» может стать и офицером, и ладьей, и конем.

    Перейдем к первому ряду. Как ходят фигуры в шахматах, спрятанные за пешками? Тура ходит по прямой, как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, которое она может перешагнуть, неограниченно. Остановиться она также способна в любой точке. Движение назад не запрещено. Но ладья не может перепрыгивать через другие фигуры. Бьет она по ходу: идет по прямой, уничтожает соперника и занимает его место. Все это не отклоняясь от своей линии движения.

    Есть особенный ход – рокировка. В нем могут принимать участие только не делавшие хода король и тура. Если один из них или оба уже двигались по полю, то рокировка не может состояться. Суть данного перемещения в том, что король сдвигается на 2 клетки к туре, а та переставляется за короля. Это единственный случай, когда в пределах одного хода задействованы сразу 2 фигуры.

    Продолжим изучать шахматы. Как ходят фигуры, о которых слышали даже далекие от игры люди? Перемещение коня похоже на букву «Г». Он перепрыгивает через 2 клетки и встает на третью, перпендикулярно предыдущему движению. Шаг может быть сделан как вертикально, так и горизонтально. Повернуть конь также способен в любую сторону. Поэтому у данной фигуры, стоящей в центре поля, есть 8 вариантов передвижений. В результате хода конь всегда оказывается на поле противоположного цвета.

    Еще одно преимущество коня – он может перепрыгивать через другие фигуры, в том числе и вражеские, не съедая их. Без последствий для себя он атакует ферзя, ладью или слона, т. к. они ходят совсем иначе и не смогут настигнуть хитреца. Чтобы бить, конь должен занять место атакуемой фигуры. В противном случае он просто через нее перепрыгнет.

    Как ходят фигуры в шахматах, если это слоны? По диагоналям. У каждого игрока есть «белый» и «черный» слон. Такое название дается из-за начального цвета поля, на котором стоит фигура. Изменить его невозможно. Офицер не может перепрыгивать через другие фигуры. В остальном его перемещения не ограничены: в любом диагональном направлении на какое угодно количество клеток. Чтобы съесть вражескую фигуру, стоящую на пути офицера, нужно поставить его на ее место.

    Самая маневренная и мощная фигура. Ходит так же, как слон и ладья, вместе взятые. То есть по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток и во всех направлениях. У него есть только одно ограничение: нельзя перепрыгивать через фигуры. В случае опасности ферзь может скрыться в любом направлении. При необходимости – атаковать с какой угодно точки доски. Ферзь – самое сильное оружие в руках шахматиста.

    Самая важная и требующая постоянной защиты фигура. Ей и завершим изучение вопроса о том, как ходят фигуры в шахматах. У короля практически нет возможности скрыться, т. к. он может переместиться только на 1 клетку. Конечно, ходить он может в любом направлении: по диагонали, вертикали или горизонтали. Но и контролировать его тоже довольно легко при условии значительного удаления. Король ест вражеские фигуры так же, как и ходит, — перемещаясь на 1 клетку. Вот все, что можно сказать про то, как ходят фигуры в шахматах.

    Именно с королем связано окончание игры. Ему ставят мат. Это означает, что самая главная фигура находится под ударом, и скрыться ей негде: кругом противники. Своих фигур, за которыми можно спрятаться, тоже нет поблизости. Если создается такое положение, партия заканчивается. А тот, кому поставили мат, считается проигравшим.

    Шах – это такое положение, когда король под ударом, но он может уйти или заслониться. Также не исключено, что угрожающую фигуру можно съесть. Короля нельзя оставлять под ударом. Как ходят шахматные фигуры в этом случае? Все действия игрока должны быть направлены на защиту короля.

    Пат – очень интересная ситуация в игре. В этом случае сам король не под ударом, ему не объявлен шах, но и ходить ему некуда: все остальные клетки контролируются вражескими фигурами. Свита при этом тоже не может прийти на помощь. Пат засчитывают за ничью, партия заканчивается.

    Вот и все, что касается основного элемента при игре в шахматы. Как ходят фигуры, известно, можно приступать к партии.

    Источник: http://fb.ru/article/170061/kak-hodyat-figuryi-v-shahmatah-osobennosti-peremescheniy

    Может ли в шахматах пешка ходить назад?

    Шахматными правилами установлено, что из начальной позиции обычная пешка может сделать первый ход на одну или на две клеточки вперёд, все последующие ходы только на одну клетку. Если пешка сбивает пешку или фигуру противника, то она может делать только по диагонали на шаг вперёд.

    Назад пешка ходить не может.

    Но если пешка дошла до последней горизонтали на стороне соперника, то она по желанию игрока может превратиться в любую фигуру — коня, слона, ладью или даже в ферзя, тогда бывшая пешка может ходить в любую сторону, хоть назад, но соответственно тем возможностям фигуры, в которую она превратилась.

    Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1609284-mozhet-li-v-shahmatah-peshka-hodit-nazad.html

    Как ходит шахматная пешка

    А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии – шахматным пешкам. Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры. На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.

    Шахматные ходы пешки

    Правило 1 (как пешки ходят)

    Маленькие шахматные пешки ходят
    1) по вертикали, 2) вперёд, 3) на одну клетку.
    Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю.
    Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа.
    1. e5 – e6 h5 – h4
    2. e6 – e7 h4 – h3

    Правило 2 (первый ход)

    Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).
    1. b2 – b4 b7 – b5
    2. d2 – d4

    g7 – g5
    3. с2 – с4 с7 – с5
    Все пешки могут пойти на две клетки!
    Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут!
    Теперь внимание! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7 и е6). Ладья, король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится.
    Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.

    Взятие шахматной пешкой

    Правило 3 (взятия)

    Пешки бьют вперёд наискосок (по диагонали) на одну клетку.

    Посмотрите на белую пешку e2 и чёрную d3. При ходе белых последует
    1. e2 : d3,
    а при ходе чёрных
    1. . . . d3 : e2.
    При записи шахматных ходов три точки после «1» обозначают, что сейчас ход чёрных.
    Такие же взятия могут совершить другие пары пешек: a – b, b – c, f – g.
    Посмотрите на пару b5 и b6. Это встретившиеся пешки. Но теперь у них появилась возможность двинуться вперёд со взятием.
    Шахматные солдаты-пешки смело идут вперёд. Спросим их: «Зачем?» Отправляясь в путь, каждый солдат мечтает дойти до конца и стать генералом. Конечно, пешка мечтает стать ферзём, но может надеть и не такие «высокие» погоны. За этот подвиг пешке присваивают звание, которое она пожелает. Посмотрите на диаграмму. Любая пешка может повысить своё звание.

    Превращение шахматной пешки

    Правило 4 (превращения пешки)

    Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля.
    При этом пешка снимается с доски, а на её место становится новая фигура.
    1. b7 – b8 Ф c2 – c1 C
    (b7 : c8 K ) (c2 : d1 К )
    2. f6 – f7 h4 – h3
    3. f7 – f8 C h3 – h2 K
    (f7 : g8 Л ) (h3 : g1 С )
    После записи хода обозначим фигуру, в которую превратилась пешка.

    Пешка b7 пошла на b8 – ферзь . —-> b7 – b8 Ф
    Пешка c2 бьёт на d1 – конь . —-> c2 : d1 К
    Как ты думаешь, сколько ферзей одного цвета может быть на шахматной доске одновременно? Оказывается, 9 (в 8 ферзей могут превратиться пешки и ещё один свой. Не забыли про него?).

    Взятие пешки на проходе

    Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

    Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»), то последняя может её побить.
    Правило действует только один ход.
    На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе.
    1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки:
    1. . . . g7 – g5;
    2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную;
    3-ая часть – что получилось после взятия:
    2. h5 : g6;
    На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3, которое преодолевает белая пешка e2, и пару «голодных» чёрных пешек d4, f4, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить:
    1. e2 – e4 так как чёрные пешки d4 и f4 могут совершить взятие на проходе: 1. . . . f4 : e3 (d4 : e3).

    Всеволод Викторович Костров

    Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

    Источник: http://chessknigi.ru/chess-article/kak-hodit-peshka.html

    amozhnoli.ru

    может ли назад и через фигуры?


    Добрый вам день, дорогой друг!

    Полагаю, вы слышали выражение «ход конем». Нет, не по голове :), а именно в первозданном смысле, — хитрый, не очевидный ход.  Как ходит конь в шахматах? Именно уникальный способ ходить отличает коня от других фигур.

    Вначале статьи небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…

    Если вы не любите читать, то смотрите видео:

    Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

    Любимчик Таля

    У каждого шахматиста есть свои предпочтения. Нынешний обладатель чемпионского титула Магнус Карлсен любит слонов. Михаил Таль отменно умел управлять кавалерией. Умел и любил это делать.  Его искрометные атаки с участием конницы давно вошли в учебные пособия.

    Давайте разберем, какими особенностями обладает шахматный конь, ставший любимчиком одного из гениальных шахматистов всех времен.

    Поехали:

    • Конь- единственная из фигур, которая движется зигзагом. Точнее буквой  Г
    • Конь – единственная из фигур, которая  может прыгать через фигуры, свои и чужие .
    • Обладает хитрым инструментом – вилкой

    Теперь подробнее об этих и некоторых других способностях коня в шахматах, вом числе в картинках.

    Ходы конем

    Схема движения коня не совсем обычна и в корне отличается от других фигур:

    Обычно говорят так: конь ходит буквой Г. Зеленым помечены клетки, на которые может пойти конь, расположенный на поле е4. Как видите,  назад конь может ходить также легко, как и вперед.

    Еще одна уникальная особенность коня, которой его наделили правила шахмат — он может прыгать как через свои, так  и через чужие фигуры:

    В данной позиции белый конь может побить черного слона, несмотря на препятствия из пешек. Он их попросту перепрыгивает.

    Вилка

    Вилка в шахматах – одновременная атака конем двух фигур противника. Почему этот термин применим именно к коню?  Дело в том, что двойное нападение коня часто неочевидно и неожиданно, особенно для начинающих шахматистов.

    Иногда вилка венчает красивые тактические удары. Например:

    Белые играют 1. Фв3:g8+  и после 1… Кh8:g8, следует 2.Кd7:f6+  Вилка!

    Конь берет пешку, объявляет шах и бьет ферзя следующим ходом . Белые остаются с лишней ладьей.

    Еще один пример вилки, связанный с неожиданным превращением пешки в коня.

    Этот пример мы разбирали в статье о пешке. Однако и возможности коня, подчас совсем неочевидные, — он характеризует наилучшим образом:

    Белые играют 1.d7-d8 K!!

    Превращают пешку в коня и делают вилку с шахом. Следующим ходом забирают ферзя и выигрывают партию.  Традиционное превращение пешки в ферзя ведет только к ничьей.

    Справедливости ради отмечу, что выгодное превращение пешки в коня встречается крайне редко.

    Закоренелый центрист

    Конь, как и большинство фигур, лучше себя чувствует в центре доски.  Находясь в центре, он пробивает наибольшее количество полей -8. То есть, использует все свои возможности.

    Теперь давайте посмотрим на хмурого конягу, поставленному в угол.

    Как видите,  бедолага контролирует только 2 поля –с2 и в3. По сути использует только четверть своего потенциала.

    Полагаю вывод напрашивается сам собой: Коней следует развивать в сторону центра доски.

    «Вечный» конь

    Когда конь удачно расположен в центре доски и его невозможно побить или разменять на слона, шахматисты называют такого коня вечным.

    Пример:

    В этой позиции конь доминирует над слоном. Его невозможно побить или разменять. По сути он контролирует весь центр доски. Черный слон ограничен собственными пешками и вынужден выполнять только защитные функции.

    Удастся ли черным устоять на ничью – вопрос. Несмотря на ограниченное количество фигур и материальное равенство. Конь в данной позиции сильнее слона и белые имеют значительно лучшую игру.

    Упряжка

    На шахматной доске кони как и в жизни, умеют работать  в одной упряжке. Как бы поддерживают друг друга.

    Пример:

    Белые имеют виды на атаку и нацелились на пункт h7 батареей ферзя и слона.  Пешку h7 защищает конь f6. А значит, чтобы оставить пешку и соответственно короля без защиты, коня надобно побить.  И белые играют 1. Сg5:f6.

    Теперь проигрывает как 1… С:f6?? так и 1… g7:f6?? Из-за очевидного 2.Фd3:h7Х. Однако, надеждам белых завершить партию эффектным матом не суждено сбыться.

    Черные играют 2… Kd7:f6. На место павшего на поле боя коня становиться его коллега и продолжает выполнять защитные функции. Пункт h7 защищен, партия продолжается.

    Спертый мат конем

    Конь, как и другие фигуры, за исключением короля,  не обделен умением поставить мат. Случается это не так часто, как например мат ферзем или ладьей, но зато как красиво!

    Пример:

    Позиция обоюдоострая со взаимными угрозами. Но ход белых. Они играют 1.Kg5-f7+ Kрh8-g8

    Что дальше? Вскрытый шах 2. Kf7-d6+ выглядит эффектно, но не более. После 2… Kg8-h8  по сути ничего не изменилось. Также как и после 2. Kf7-g5+ Kg8-h8.

    Белые играют  2.Kf7-h6+ Kg8-h8 (на 2… Kg8-f8 – 3.Фв3-f7X)  

    И что они добились? Конь под боем, снова играть 3.Kh6-f7+?. Есть идея получше!

    3.Фb3-g8+!! Ла8:g8 4.Kh6-f7X

    На шахматном сленге такой мат называется спертым. Черный король в окружении своих же фигур получает мат. По сути дела дистанционно. Эта заключительная позиция как нельзя лучше характеризует неординарные возможности коня.

    И в заключение подытожим:

    • Старайтесь располагать коней ближе к центру доски. Находясь в центре, конь контролирует  максимально возможное для себя количество полей –восемь. Избегайте без особой необходимости ставить коней на край и особенно в углы доски
    • Помните о способности коня прыгать через  фигуры, как свои, так  и чужие. Ни одна другая фигура такой способностью не обладают
    • Не забывайте об умении коня «пользоваться вилкой». Начинающие, а иногда и опытные шахматисты попросту «зевают» вилки коня. Особенно, если вилка венчает тактический удар, как в рассмотренном нами примере
    • Пользуйтесь способностью коней работать в упряжке, — поддерживать друг друга.

    И пожалуйста, — не называйте коня лошадью. Это уж совсем по-детски или по-дилетантски. Уважайте коня, правильно управляйте им, и конь направит  свой гордый норов на благо ваших успехов в шахматах!

    Благодарю за интерес к статье.

    Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

    1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
    2. Напишите комментарий (внизу страницы)
    3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

    Удачного вам дня!


    chessmatenok.ru

    Как ходит конь в шахматах в картинках и видео для детей

    Конь — это самая необычная фигура в шахматах, которая по силе соответствует слону или трем пешкам. Давайте разбираться, как ходит конь в шахматах (картинка ниже).

    Возможные варианты – две клетки вперед-назад, одна в сторону или одна клетка вбок, две вперед-назад. По форме, передвижение коня напоминает букву «Г». При движении конь всегда меняет цвет поля на противоположный. Если начинает с белого, то попадает на черный, и наоборот. Для перемещения его на соседнюю клетку понадобится три хода, а чтобы задержать пешку, он должен находиться рядом с ней. Рекомендуем вам изучить видео выше, чтобы четко понять, как ходит конь в шахматах.

    По диаграмме заметно, что если конь расположен в центре доски, то он может контролировать сразу восемь полей, а при нахождении в углу только два. Новички должны учиться грамотно ходить этой фигурой, стараясь держать её всегда в центре. С опытом, с помощью коня можно сковывать одновременно несколько фигур противника, ставить «вилки», которые невозможно отразить без материальных потерь. Также это очень нужная фигура при атакующих действиях, когда объявляется мат сопернику.

    (800)

    chess-boom.online

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *