Шахматный учебник онлайн: Правила шахмат
Шахматная партия ведётся двумя противниками 1 на 1. Один игрок руководит белыми фигурами, другой — чёрными. Игра происходит на квадратной доске, каждая сторона которой состоит из 8 клеток, или полей. Соответственно, всего клеток 8х8=64. Для удобства различия границ полей, они разукрашены попеременно в светлые и тёмные цвета. Светлые для простоты называются белыми полями, а тёмные — чёрными. В нижнем левом углу доски всегда чёрное поле:
Вертикальные столбцы полей обозначаются латинскими буквами от a до h. А горизонтальные ряды — цифрами от 1 до 8. Соответственно, каждое поле доски можно обозначить буквой вертикали и цифрой горизонтали, на пересечении которых оно находится. Например, b3, d5, f2, h6 итд. Помимо вертикалей и горизонталей выделяют и диагонали — линии полей под углом 45 градусов. Чтобы назвать диагональ, говорят начальное и конечное поле. Например, диагональ a1-h8, диагональ h4-c8 итд.У каждого игрока имеется по 8 фигур (король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня) и 8 пешек:
Ходы фигур и взятия.
Партия состоит из перемещений фигур по доске, или ходов. Совершаются ходы по очереди. Первый ход в партии делают белые. Ход может состоять из взятия фигуры соперника кроме короля. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры. Рассмотрим как ходит каждая из фигур.
КорольКороль может пойти на одну любую соседнюю от себя клетку по вертикали, горизонтали и диагонали.
Ферзь
Ферзь ходит на любое количество полей по вертикали, горизонтали и диагонали.
Ладья
Ладья ходит по вертикали и горизонтали.
Слон
Слон ходит только по диагонали.
Очевидно, что слон, стоящий на белом поле, никаким образом не может попасть на чёрное, сколько бы и каких ходов он не сделал. И наоборот. Посмотрев на начальную позицию, вы увидите, что у каждой стороны один слон ходит по белым, другой — по чёрным полям. Соответственно, один слон называется белопольным, другой — чернопольным.
Конь
У этой фигуры необычный ход. Конь ходит буквой «Г». Точнее на поле, находящееся «на острие» этой воображаемой буквы: две клетки по вертикали или горизонтали плюс одна клетка вбок. Посмотрите на схеме и тогда всё станет понятно:
Фигуры не могут «перепрыгивать» другие фигуры, свои или чужие. Конь может. Например, на данной диаграмме даже если на полях c4, c3, d3 находятся какие-то фигуры или пешки, конь всё равно может пойти на b3 или с2 (Если конечно b3 и c2 не заняты собственными фигурами. Если чужими, то их можно взять).
Пешка
Пешка может ходить только на одно поле вперёд. Назад пешки не ходят. В начальной позиции имеется выбор: пойти на 1 или 2 поля вперёд.
Все фигуры бьют также как ходят. Но бой пешки отличается: она бьёт только по диагонали на одно поле вперёд. На диаграмме крестиками обозначен ход пешки, кружками — возможные взятия.
Особенные ходы
Рокировка
Рокировка — это одновременный ход королём и ладьёй. Он возможен, если обе фигуры стоят на начальной позиции. Король ходит на два поля по направлению к ладье. Ладья занимает поле, которое «перепрыгнул» король. В зависимости от того, в какую сторону сделана рокировка, она может быть короткой или длинной. На диаграмме для примера изображена конечная позиция короля и ладьи при длинной рокировке белых и короткой рокировке чёрных:
Рокировка невозможна в следующих случаях:
1) Король или ладья, участвующая в партии, уже ходили в партии
2) Король находится под шахом (см. ниже)
3) Король после рокировки попадает под шах
4) Между королём и ладьёй, участвующей в рокировке находится своя или чужая фигура
5) Король (но не ладья) переходит поле, атакованное фигурой соперника
Рокировка — самый необычный ход в шахматах. Новички часто путаются в том, когда рокировка возможна, а когда нет. Для лучшего запоминания приведём наглядный пример:
Предположим, что ни белый, ни чёрный король, а также ни одна из ладей ещё не ходили в партии. Тогда белые могут рокироваться в короткую сторону. В длинную они рокироваться не могут, так как после завершения хода белый король окажется на с1 под нападением чёрного ферзя g5. Чёрные не могут рокироваться в короткую сторону, так как в этом случае чёрный король перешёл бы поле f8, которое контролируется белым ферзём а3. В длинную сторону чёрные могут сделать рокировку. Обратите внимание: тот факт, что ладья а8 под боем слона g2, а поле b8 под боем слона g3, никак рокировке не мешает.
Взятие на проходе
Если пешка, сделав из начальной позиции ход на 2 поля, становится рядом с пешкой противника, то она может взята «на проходе», так как прошла поле, находящееся под ударом этой пешки.
Предположим, в позиции на диаграмме белые делают ход пешкой с с2 на с4. В этом случае чёрные при желании могут взять пешку на проходе. При этом чёрная пешка переместится на поле с3, а белая пешка исчезнет с доски.
Право на такое взятие можно осуществить только немедленно в ответ на двойной ход пешки. В дальнейшем это право теряется.
Превращение пешки
Если пешка ступает на последнюю горизонталь (для белых — на восьмую, для чёрных — на первую), то она должна быть превращена в одну из фигур своего цвета: ферзя, ладью, слона или коня. Выбор фигуры не зависит от того, какие фигуры есть в данный момент на доске. Пешка убирается с доски и заменяется на новую фигуру на том же поле.
Цель игры и возможные варианты окончания партии
Главная фигура в шахматах — король. Им по правилам нельзя ходить на битое соперником поле. Нападение на короля называется шахом. При шахе сторона, которой он был объявлен, обязана защитить короля. Например, переместить его на другое поле (не находящееся под обстрелом фигур противника), или уничтожить неприятельскую фигуру, которая даёт шах, или поставить свою фигуру на линию между атакующей фигурой и королём. Если ни один из способов невозможен, значит на доскеВот несколько примеров, в которых белые объявили мат:
Попробуйте сами порешать задачи на мат в 1 ход.
Ничья
Бывает ситуация, когда у одной из сторон при своём ходе нет легальных ходов, при этом король не находится под шахом. В этом случае говорят, что на доске пат, и партия оканчивается вничью.
Пример пата при ходе чёрных:
Партия также заканчивается вничью, если одна и та же позиция начинает повторяться бесчисленное количество раз, например, в случае вечного шаха:
У белых большой материальный перевес и чёрным грозит мат в один ход (ферзь b7). Но чёрные дают шах конём с f1. У белых единственный ход — королём на h2. Тогда чёрные играют конь g3 шах. Белые идут королём обратно на h3. Чёрные опять конём на f1 итд. Получается вечный шах.
Партия завершается вничью, если при любой серии ходов невозможно объявить мат ни одному королю. Например, если у одного соперника остался один король, а у другого только король и слон или король и конь.
chessmanual.blogspot.com
Правила игры в шахматы. Доска, фигуры, ходы
В шахматы играют на 64-клеточной доске: 8 горизонтальных рядов, пронумерованных цифрами, и 8 вертикальных рядов, обозначенных латинскими буквами от A до H. Поля шахматной доски делятся на черные и белые, они окрашены соответственно в темные или светлые тона. Каждое поле имеет свой адрес — пересечение буквы вертикали и цифры горизонтали. Доска располагается между играющими так, чтобы темное угловое поле было слева от игрока, например, поле А1 для белых, поле H8 для черных.
Правила игры в шахматы. Шахматные фигуры, их начальное положение
В шахматы играют двое, у каждого стартовый набор из 16 фигур, у одного они светлого цвета — белые, у другого они темного цвета — черные. В начале игры у шахматиста следующие фигуры: король, ферзь, 2 слона, 2 коня, 2 ладьи и 8 пешек. Играющий белыми размещает свои фигуры на первых двух горизонталях, черные располагаются на 7 и 8 горизонтали.
Опишу, как расставлять фигуры на примере белых: на вторую горизонталь выставляете свои 8 пешек, по углам ладьи, рядом с ними кони, за ними слоны и уже в центре первой горизонтали стоят ферзь и король. Чтобы не путать на каких центральных полях первой линии стоят ферзь с королем, есть такое правило — ферзь любит свой цвет, то есть если вы играете белыми, то ферзь идет на белое поле D1, если черными, то на черное — D8.
Правила игры в шахматы. Ходы
Ход — это перемещение своей фигуры с поля, где она стоит на другое свободное поле или поле, занятое фигурой соперника. Во втором случае чужая фигура снимается с доски, на ее место ставится своя фигура и это действие называется взятие, или по-простому «съели фигуру». Ходить на поля, где стоит своя фигура, нельзя. Фигуры, за исключением коня, не могут перепрыгивать свои или чужие. Каждая фигура ходит по своим определенным правилам.
Итак, как же ходят фигуры:
— Пешка ходит только вперед, если это ее первый ход, то она может сходить на два поля, в дальнейшем она может передвигаться только на 1 клетку. Ест пешка на 1 поле по диагонали, наискосок вперед.
Ход пешкой, следующим ходом — взятие чужой пешкиУ пешки есть возможность съесть чужую пешку, если первым ходом пешка соперника проходит поле, остановившись на котором могла быть съедена — это называется взятие на проходе. При взятии на проходе чужая пешка снимается с доски, а ваша ставится на поле, на котором могла быть съедена пешка.
Ход пешкой, а следующим ходом — взятие на проходеЕсли пешка достигает последней горизонтали (для белых — это восьмая, для черных — первая), то она превращается в любую другую фигуру, за исключением короля, по желанию играющего. Например, ваша пешка доходит до конца, вы ее снимаете с доски и на это же поле ставите ферзя.
— Ладья ходит на любое поле по вертикали или горизонтали (влево — вправо, верх — вниз).
— Слон ходит на любое поле по диагонали, при этом если слон изначально стоял на белом поле, то он называется белопольным слоном и он ходит только по светлым полям диагоналей. Аналогично с чернопольным слоном.
— Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали.
— Король — может ходить только на 1 клетку в любом направлении.
Но он не может ходить на битые поля — это такие поля, на которых может быть съедена ваша фигура следующим ходом соперника.
У короля есть особый ход во взаимодействии с ладьей, он называется рокировка. Если король не двигался с начала игры, то он может рокироваться с ладьей. Король перемещается на 2 клетки в сторону, а ладья становится рядом с ним.
Короткая рокировкаДлинная рокировка— Конь ходит русской заглавной буквой «Г» в любом направлении, то есть на две клетки по вертикали и одну по горизонтали или две по горизонтали и одну вертикали. Конь — это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать, как свои, так и чужие фигуры.
Правила игры в шахматы. Цель, победа или ничья
Игроки в шахматы делают ходы поочередно, первый ход за белыми. Партия в шахматы продолжается до победы или ничьи. Вы выигрываете, если поставили мат сопернику. Чтобы лучше понять, что такое мат, начнем с рассмотрения понятия шаха.
Шах — это ход, после которого вражеский король оказывается на битом вами поле, то есть под угрозой съедания. Такой ход означает дать (объявить) шах королю. Находящийся под шахом король должен следующим ходом устранить шах, например, отойти на другое поле или защититься от шаха своей фигурой или съесть фигуру, дающую шах.
Шах слономМат — это когда король находится под шахом и не может устранить этот шах, то есть игрок сделавший неотразимый шах, поставил мат сопернику.
Белые ставят матПартия заканчивается вничью, если нет возможности поставить мат, например, у одного остался только король, а у второго король и слон или король и конь. Одним конем или слоном мат невозможно поставить, поэтому фиксируется ничья. Если один из игроков поставит Пат, то это тоже считается ничья.
Белые делают ошибочный ход и получается ничья, так как на доске — ПатПат — это когда появляется позиция на доске, при которой соперник не может сделать ход. Пат похож на мат, за очень важным исключением, при мате есть шах, а при пате его нет.
Самые распространенные заблуждения относительно правил игры в шахматы можно посмотреть здесь.
wmsg.ru
Шахматный учебник для начинающих. Шахматная доска
Урок 1. Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска.
Наша первая тема носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить на вопрос «Что такое шахматы» пытались многие известные люди: философы, артисты, ученые. Для одних шахматы это просто игра, время препровождение, для других это спорт, соревнование, возможность проявить свой характер и испытать свое мышление. Для третьих – это искусство, позволяющее творить за доской необычайно красивые этюды.
У шахмат есть свои фанаты, способные сутками проводить за доской, наигрывая одни и те же варианты, заигравшись, не замечая, что уже глубоко за полночь. Есть люди, не понимающие шахматы, и абсолютно не жалеющие об этом. Одна моя родственница как-то сказала: «Я не люблю шахматы. Ведь ни одна нормальная девушка не будет часами сидеть за столом, и передвигать какие-то фигурки!»
Пишу это только потому, что она вряд ли когда-нибудь прочтет эти строки.))
Но, вернемся к уроку.
Итак, шахматы – это настольная интеллектуальная игра, в которой соревнуются две стороны с имитацией военных действий и практически неисчерпаемым количеством вариантов.
Шахматная доска – это место, где проводится шахматная партия, то есть своеобразный полигон для ведения военных действий. Как сказали бы любители компьютерных стратегий «карта»
Доска выглядит так:
О шахматной доске можно сказать следующее:
- Всего на доске 64 клетки, из которых 32 «белые» и 32 «черные». Пишу в кавычках, так как на некоторых досках «белые» и «черные» клетки имеют совсем иные оттенки.
- Соответственно шахматная доска это квадрат 8 на 8 клеток.
- На шахматной доске НЕ работает одно из ключевых правил геометрии, заключающееся в том, что гипотенуза всегда длиннее катета. В шахматах они равны. Действительно с первой до последней линии всего 8 клеток , не важно считать по вертикали или по диагонали.
- Обязательное условие расположения доски: первая клетка слева от играющего должна быть черной.
Теперь Вы знаете, что собой представляют в целом шахматы и как выглядит шахматная доска.
Далее предстоит узнать, как располагаются шахматные фигуры на этой доске.
Об этом в следующем уроке.
Все уроки:
- Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска.
- Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.
- Как ходят фигуры? Пешка, Конь.
- Как ходят фигуры? Слон, Ладья.
- Как ходят фигуры? Ферзь, Король.
- Сравнительная сила фигур и цель игры
- Рокировка, взятие на проходе,
- Шах и мат. Результат партии.
- Ничья в шахматах.
- Запись шахматной партии
- Важность практики
megachess.net
Расстановка шахмат в шахматной игре
Для того, чтобы расстановка шахмат была правильной, не нужно дополнительного обучения. Достаточно просто воспользоваться рекомендациями.
Обычно, для игры в шахматы используется 6 видов разных фигур, каждая из которых должна занять свое место на игровом поле еще до начала игры. Расстановка шахмат – это полностью выстроенные фигуры со стороны каждого соперника. Располагаются они на двух ячейках, ближайших к каждому игроку.
На крайних линиях становятся две ладьи, занимая оба края в квадратах 1а и 1h. После них, ближе к средине в квадратах 1b и 1g выставляют два коня. Ячейки 1f и 1c занимают два слона (или, как их еще называют, офицеры). Центральные ячейки крайней линии занимают король и ферзь. Учитывая все правила шахмат по расстановки шахматных фигур, ферзь должен стоять исключительно на том поле, которое ему соответствует по цвету.
Самые простые фигуры в этой игре – это пешки. Они занимают второй ряд игрового поля. Аналогично шахматы расстановка фигур происходит и на противоположном поле.
Ходы фигур по игровому полю
После того, как расстановка шахмат на доске была успешно завершена, можно приступить к партии. Следует помнить, что каждая фигура любого цвета ходит по определенным шахматным правилам. Первый ход в игре предоставляется пешке, именно она и открывает игру. После нее право хода переходит к остальным фигурам на поле. Каждый из соперников должен внимательно следить за игрой и хорошо продумывать каждый ход.
расстановка фигур
Результата окончания игры может быть разным: ничья, победа одного из участников, отказ от продолжения игры одного из соперников. Но в любом случае вас ждет незабываемое сражение на шахматном поле, каким бы ни было его завершение.
Популярные статьи:
Электроконтактные манометры, купить на ресурсе http://vip-96.ru/ все товары отличаются высочайшим качеством.
about-chess.ru
Как правильно расставить шахматы на доске?
мотреть видео «как расставить шахматы»
В шахматах каждая фигура обладает своей траекторией перемещения. Таким образом, правила игры в шахматы устанавливают порядок хождения каждой фигуры по доске.
Самой важной фигурой в шахматах является король. Однако он уступает в подвижности всем остальными шахматным фигурам. Король может ходить только на соседнее поле в абсолютно любом направлении, если оно не находится под ударом фигуры соперника. Это значит, что по правилам игры ему нельзя становится под удар неприятеля. Король может срубить фигуру соперника и занять ее место. Два короля не могут пойти друг к другу.
Следующей шахматной фигурой является пешка. Она ходит только прямо по вертикали, на которой расположена, если на ее пути нет других фигур. Пешка ходит только вперед. Фигуры противника пешка рубит наискосок. У пешки имеется уникальное свойство. Достигнув последней горизонтали, пешка может стать любой фигурой, кроме короля.
Ладья может ходить по горизонтали и вертикали. Эта фигура не может рубить короля.
Слоны на доске перемещаются по диагоналям. Белый слон может ходить только белым полям, а черный – только по черным.
Конь ходит буквой «Г».
Самой сильной фигурой на доске является ферзь. Эта фигура может ходить и как ладья, и как слоны.
Как правильно расставить шахматы?
Для того чтобы узнать, как правильно расставить шахматы, необходимо взять шахматную доску, даже можно без нотации. Белый угол шахматной доски должен находиться возле правой руки. Прежде чем пробовать практиковаться в шахматной игре, необходимо ознакомиться с тем, как расставить шахматы белого цвета, а затем и черные фигуры.
Начинать расстановку следует с правого угла. На первую горизонталь поставьте ладью, затем коня, за ним – слона, короля и ферзя. Белая фигура ферзя должна стоять на белом поле, а черная фигура – на черном. Далее за ферзем расположите опять фигуры слона, коня, ладью. Все тоже следует сделать и с фигурами черного цвета.
На второй горизонтали возле каждой армии необходимо расставить восемь пешек.
Запомнить, как правильно расставить шахматы, довольно просто. Все фигуры стоят симметрично. Обычно путаница происходит только в расположении фигур ферзя и короля, так их нередко путают местами.
Следует запомнить, что после того, как одна шахматная фигура сбивает фигуру противника, она занимает место сбитой фигуры.
Видео урок о правильной расстановке шахмат
Популярные статьи:
about-chess.ru
Правила шахмат — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 января 2018; проверки требуют 23 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 января 2018; проверки требуют 23 правки.Информация в этом статье устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.
ru.wikipedia.org
Правила ходов шахматных фигур. Расстановка шахматных фигур на доске и правила игры.
В этой статье ВЫ уважаемый посетитель, узнаете в простой и лаконичной форме правила игры в шахматы : вы узнаете, что такое , как правильно расставлять фигуры на шахматной доске, что такое и зачем её придумали, и какие вообще бывает .
Ход в шахматах
Как было замечено выше, кто играет белым цветом тот и первый ходит. Ход — это передвижение своей фигуры на не занятое поле, если это не взятие. Взятие же — это передвижение своей фигуры на место фигуры соперника, при этом фигура соперника снимается с доски. Далее мы рассмотрим по отдельности каждую фигуру.
Как ходят фигуры
Самая главная фигура в шахматах, цель игры в шахматы это поставить мат королю, после этого игра прекращается. Кто поставит мат тот и выигрывает партию. Король единственная фигура, которая не может взять фигуру, если она защищена, он также не имеет право ходить под шах, к тому же не может приблизиться к вражескому ферзю и королю (ближе, чем на одну клетку).
Как видим, у короля может быть самое большее восемь клеток, на которые он мо-жет переместиться. Если король стоит на краю доски, у него остается только пять воз-можных ходов, а если в углу — только три.
ходит и бьет фигуры противника на лю-бое доступное поле по вертикалям или горизонталям, на которых находится.
Вот пример. Ладья не может пойти на крайнее левое поле доски — там расположен ее король. А вот черную пешку она может забрать, то есть снять с доски, и стать на ее место.
ходит на любое доступное поле по диаго-нали.
Заметим, что один из слонов у каждого из игроков ходит только по белым полям (поэ-тому и называется — белопольным), а дру-гой — только по черным полям (этот слон — чернопольный).
всем известно, что конь ходит буквой «Г». Он прыгает по горизонтали или вертикали через клетку и тут же переходит на соседнее боковое поле другого цвета.
Конь — единственная шахматная фигура, способная перепрыгивать через другие фи-гуры.
Вот как это может происходить.
Ферзь самая сильная фигура. Он совмещает хо-ды ладьи и слона и может с места, на кото-ром находится, пойти на любое доступное поле по вертикали, по горизонтали или по диагоналям.
Ферзь может пойти на любое поле, пока-занное стрелками, но может также взять ладью или слона черных. Для этого та или дру-гая фигура снимается с доски, а ферзь ста-вится на ее место.
Пешка — их у каждого из соперников по 8, Пешки ходят только вперед по вертикали на одну клетку (если она не занята своей или чужой фигурой). Но из первоначального положе-ния каждая пешка может один раз за всю иг-ру пойти сразу на два поля. Среди других фигур только пешка бьет чужие фигуры не так, как ходит, а наискосок — на одну клетку вперед по диагонали.
Здесь показаны все возможные случаи пе-шечных ходов.
Что такое рокировка
Один раз во время игры каждый из коро-лей (белый или черный) может сделать ро-кировку. Делается она так. Король переме-щается по направлению к одной из ладей через одну клетку, а ладья переносится че-рез него и становится рядом.
Вот пример рокировки белого короля.
Рокировка на королевском фланге назы-вается короткой, на ферзевом — длинной.
Если король хоть однажды двигался, ро-кировка невозможна в обе стороны. Также нельзя рокироваться с ладьей, которая по-кидала свое место. Рокировка временно не-возможна, если король в этот момент нахо-дится под нападением фигуры соперника, а также в том случае, если под ударом оказы-вается поле, которое король должен занять или пересечь.
Нельзя также рокироваться, когда между королем и ладьей, с которой задумана роки-ровка, находится другая фигура.
Взятие на проходе
Если пешка делает из первоначального по-ложения ход на два поля и переступает клет-ку, находящуюся под ударом неприятельской пешки, то последняя может побить двигав-шуюся пешку. При этом двигавшаяся пешка снимается с доски, а бьющая становится не на ее место, как это происходит во всех дру-гих случаях, а на «битое» поле, которое та пе-репрыгнула.
Подробности этого странного хода пока-заны на рисунке.
Шах и мат
Если любая фигура — ферзь, ладья, слон, конь или пешка — нападает на короля, то та-кое нападение называется шахом. От шаха нужно обязательно защититься следующим ходом. Есть три способа защиты. Можно отойти королем, уничтожить нападающую фигуру или же поставить между ней и коро-лем свою фигуру.
Возможны все три защиты от шаха чер-ной ладьи. Белые могут увести короля, взять нападающую ладыо слоном или же засло-нить короля ладьей.
Если ни один из способов защиты от ша-ха выполнить нельзя (нельзя увести короля, уничтожить нападающую фигуру или за-слонить короля своей фигурой), то полу-чается мат королю, партия прекращается.
Партия считается выигранной, если удается объявить мат королю соперника, или в том случае, если противник сдается сам.
Скачать книгу правила игры в шахматы (cкачиваний: 9120)
Правила:
Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h2, для черных — поле а8).
У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур.
В каждый комплект фигур входят: король (♔ , ♚ ), ферзь (♕ , ♛ ), две ладьи (♖ , ♜ ), два слона (♗ , ♝ ), два коня (♘ , ♞ ) и восемь пешек (♙ , ♟ ). В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так , как показано на диаграмме . Белые занимают первую и вторую гориз онтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно. Расположение ферзя и короля легко выучить по памятке «ферзь любит свой цвет» то есть белый ферзь стоит на белом поле, а чёрный на чёрном.
Начальная позиция должна выглядить так:
Ходы
Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по следующим правилам:
- Фигуры, кроме коня, во время хода считаются передвигающимися по прямой линии в плоскости доски, то есть «проходящими» все поля между начальным и конечным, поэтому все эти поля должны быть свободны. Если на пути фигуры находится другая фигура, то переместить фигуру на поле за ней невозможно. Исключением является ход коня (см. ниже).
- Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен.
- При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие ).
- Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали, но не может ходить на поле, битое фигурой соперника.
- Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, г
pestnay.ru