Расположение шахмат – Шахматная доска и начальная расстановка фигур

    Расположение шахматных фигур. — chesslover

      В дебюте и миттельшпиле для ферзя не так легко указать хорошую «стоянку». Все дело в том, что ферзь очень часто становится объектом нападения или добычей легких фигур неприятеля. Пожалуй, самыми лучшими позициями для ферзя в дебюте и миттельшпиле следует считать центральные поля 2-й (для черных 7-й) горизонтали, то есть c2, d2, e2 и f2 (для черных c7, d7, e7 и f7). Расположение ферзя целиком зависит от характера избранного белыми или черными дебютного варианта. Например, в отдельных случаях вполне возможна мобилизация ферзя на поля 3-й или 4-й (для черных 6-й или 5-й) горизонталей, хотя от этого его безопасность в значительной степени уменьшается.
      Главное значение ферзя в дебюте и миттельшпиле – поддерживать и корректировать деятельность легких фигур, ладей и пешек. Активное вмешательство ферзя в борьбу не всегда бывает полезным, скорее наоборот – это вмешательство довольно часто приводит к гибельным результатам. Ферзь, подобно королю в дебюте и миттельшпиле, должен соблюдать известную осторожность. Лучшей позицией для ферзя надо признать такие пункты, которые не доступны для вражеских легких фигур.
      При неразмененных легких фигурах положение ферзя в центре доски или на фланге впереди своих фигур является далеко не безопасным. К сожалению, последнее обстоятельство забывают даже очень сильные шахматисты. У некоторых из них чрезвычайно развито стремление атаковать короля на фланге самыми примитивными способами, то есть ферзем и легком фигурой. Подобные выпады при должной защите ничего кроме неприятностей не сулят.   Успех в шахматной партии зависит во многом от быстрейшей мобилизации обеих ладей и координации их действий с легкими фигурами. Из сказанного явствует, что шахматист не может быть спокоен, если хотя бы одна из его ладей не мобилизована, то есть не участвует в игре. Как же проводится мобилизация ладей? На какие поля их нужно ставить? Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется рассказать немного об «открытых линиях».
      В шахматной теории и практике очень часто приходится иметь дело с вертикалями, свободными от пешек одной стороны или обеих борющихся сторон, то есть белых и черных. Эти вертикали называются «открытыми линиями».
      На открытых линиях ладьи почти всегда расположены превосходно. Ведь необходимо учитывать, что открытые линии — это главнейшие стратегические пути линейных фигур на шахматной доске. По открытым линиям ладьи не только могут вести интенсивный нажим на позицию неприятеля, но и ворваться к нему в тыл. Ладью на открытой линии, как общее правило, следует считать «хорошей» фигурой. Только не нужно превращать это важное правило в догму, помня известную истину, что нет правил без исключений!
      С целью усиления действия ладей по открытой линии их часто “сдваивают”, то есть ставят вместе на одной вертикали. Положение одной ладьи или обеих ладей в тылу противника, то есть на 7-й или 8-й (для черных на 2-й или 1-й) горизонталях почти всегда является хорошим, желательным достижением. Центральные открытые позиции ладей, при наличии легких фигур, нельзя рекомендовать из соображений безопасности. Централизованной ладье постоянно могут угрожать слоны, кони и пешки противника.
      К хорошим позициям ладьи можно отнести ее положение сзади собственной пешки, если последняя продвинута, хотя бы на два шага вперед. В этом случае ладья поддерживает продвижение этой пешки, сохраняя некоторую свободу маневрирования. Подобные же положения ладей сзади собственных пешек применяются также в случае поддержки движения своей проходной пешки, для проведения пешечного штурма позиции короля, для проведения прорыва или подрыва пешечной цепи и для перевода ладьи с одной вертикали на другую.
      Все остальные позиции ладей нельзя признать удовлетворительными, заслуживающими какой-либо рекомендации. Нельзя, например, рекомендовать положение ладьи перед своими пешками, особенно при наличии легких фигур.   Слон — не такая “взыскательная” фигура, как ферзь и ладья. В основном, ему опасны только пешки. Поэтому он может занимать с одинаковым успехом, как центральные позиции, так и фланговые. Первые, конечно, более предпочтительны.
      Слон, подобно ладье, лучше всего расположен на открытых линиях, то есть диагоналях, свободных от собственных пешек или пешек обеих сторон. Слоны, диагонали которых перерезаны своими пешками, с полным основанием могут быть названы плохими, возможности плохих слонов сильно ограничены. В некоторых случаях от плохого слона можно избавиться с помощью его размена. Централизация слона почти всегда дает положительные рeзультаты. Нахождение слона на краю доски является далеко не безопасным.   Лучшими позициями для коня в дебюте и середине игры являются центральные пункты c5, d5, e5, f5 (для черных – c4, d4, e4, f4). На этих пунктах конь расположен весьма агрессино. Он оказывает сильное давление на позицию противника и может поддержать любую атаку или комбинацию.
      Позиция коня на краю доски или в углу крайне нежелательна. Конь там расположен очень плохо. Эту элементарную истину необходимо усвоить всем начинающим шахматистам, которые иногда любят, по непонятным соображениям, ставить своих коней на h4 или a3 (h6 или a6). Не говоря уже о том, что ударность коня на краю доски вдвое меньше, чем в центре, нужно сказать несколько слов о тех опасностях, которые вечно подстерегают коня, забравшегося на край доски. Конь на краю доски или в углу может быть с легкостью отрезан от всех остальных сил или же погибает от атаки неприятельских пешек. Еще более невыгодно расположение коня в углу. Здесь конь из-за необходимости защищать ладьей пешки a7 и b7 долго не сможет перебраться на центральные поля.
      В партиях мастеров шахматного искусства конь попадает на край доски лишь ненадолго, из тактических соображений. По окончании тактической операции позицию коня стараются усилить путем перевода в центр.   Изучение вопроса о пешках и пешечной цепи мы начнем, вопреки установленному порядку, с элементарных эндшпилей. Прежде всего установим некоторые термины, принятые в теории и практике шахматного искусства.
      Связанными пешками называются пешки, стоящие на соседних вертикалях. Их особенность заключается в том, что они взаимно защищают друг от друга.
      Изолированными пешками называются пешки, которые не стоят на соседних вертикалях и расположены поодиночке. С точки зрения защиты изолированные пешки намного хуже, чем пешки, связанные, так как они обычно требуют помощи от фигур.
      Сдвоенными пешками называются две пешки, расположенные на одной вертикали. Их защищать очень трудно.
      Проходной пешкой называется пешка, против которой ни на ее вертикали, ни на соседних вертикалях нет неприятельских пешек.
      К хорошим пешкам можно отнести связанные пешки, а также пешки проходные. Положительные качества связанных пешек очевидны. Эти пешки могут защищать друг друга и поэтому не требуют помощи от фигур. Особенной устойчивостью обладают так называемые «пешечные фаланги», состоящие из трех и более пешек. Остальные виды пешек, как показывает практика, надо причислить к плохим пешкам. Во время игры следует по возможности избегать «порчи» собственных пешек, так как это непременно скажется при переходе шахматной партии в эндшпиль.
      Каждый шахматист должен научиться выигрывать, имея лишнюю пешку в пешечном эндшпиле. Изучающему шахматное искусство необходимо хорошенько потренироваться в разыгрывании пешечных окончаний, а также других концов игр. Шахматная техника неполноценна без должного понимания и знания основ эндшпиля.

    chesslover.livejournal.com

    Шахматная школа Кузьминки. Шахматные уроки. Шахматные уроки для учебной группы 1-го года обучения

    Краткое содержание шахматных уроков для детей первого года обучения.


     

     

     

    УРОК № 1.

     

    Тема: Шахматная доска, шахматные фигуры 

     

    История шахмат
    Краткая историческая справка о том, где и как появились шахматы.
    Шатрандж. Табии. Рокировка. Ход ферзя. Ход слона. Ход пешки.

     

    Слово «шахматы» обозначает содержание и цель шахматного творчества (шах и мат). Оба слова восточного происхождения: шах – царь (угроза), мат – с арабского «умер».

     
    Шахматные фигуры

     

    Король. Главная фигура. В каждом королевстве по одному королю.

     

     

    Ферзь. Тяжёлая фигура. Относительная ценность ферзя — 9 очков.
    У каждого игрока по одному ферзю. Это самая сильная фигура.
    Сначала думали, что это искажённое слово «визирь» – первый министр шаха, но потом выяснилось, что оно является переделкой арабского слова «ал-фирзан», что значит «учёный», «мудрец». Немцы и французы называли эту фигуру «дамой», англичане – королевой.

    Активный ферзь 10-12 боевых единиц.

     

    Ладья. Тяжёлая фигура. Относительная ценность ладьи — 4,5 очка.
    Древнерусское слово. У каждого партнёра по две ладьи.
    В Испании, Франции, Германии эту фигуру называли «башня».

    В дореволюционной России – «тура».
    Активная ладья 6-8 боевых единиц.

     

    Слон. Лёгкая фигура. Относительная ценность слона — 3 очка.
    Арабы называли эту фигуру «слон», англичане – «епископ», французы – «шут», немцы – «скороход». В дореволюционной России – «офицер». Каждый игрок имеет по 2 слона.

    Активный слон — 4 боевые единицы.

     

    Конь. Лёгкая фигура. Относительная ценность коня — 3 очка.
    Общеславянский, специфически русский термин. Это древняя фигура, прыгающая по доске как кузнечик.
    Арабы называли эту фигуру «всадник», французы, англичане – «рыцарь», немцы – «скакун». У каждого по 2 коня.
    Активный конь — 4 боевые единицы.

     

    Пешка. Относительная ценность пешки — 1 очко.
    Русское наименование. У каждого игрока по 8 пешек.
    Пешка – пехотинец, рядовой воин, солдат. Любая пешка в течение партии, если ей повезёт, может стать ферзём.

    Пешка на 7-й (2-й) горизонтали — до 7 боевых единиц.

     

     

     

    Начальное положение фигур
    Расположение шахматной доски. Левый нижний угол должен быть чёрным.

     

    ПРАВИЛО: ФЕРЗЬ «ЛЮБИТ» СВОЙ ЦВЕТ. 

     

    Порядок игры
    Игру всегда начинают белые. Они первыми делают ход. Ходы делаются по очереди. 

     

    Повторение изучаемой темы
    Ответы на вопросы обучающихся по изучаемой теме до 2 мин.

     

    Домашнее задание по изучаемой теме.

     

    Перерыв

    10 мин

     

    Практика.

     

    Тренировочные партии. ПРАВИЛО: «ВЗЯЛСЯ — ХОДИ».

     


     

    УРОК № 2.
     

    Тема: Шахматная доска 

    Повторение. Проверка домашнего задания.  

     

     

    64 поля (клетки) — 32 белых и 32 чёрных. Линии шахматной доски: вертикаль, горизонталь, диагональ. Вертикаль и горизонталь по 8 полей. Диагональ — от 2 до 8 полей.
    Упражнения.


    Демаркационная линия (граница). Центр состоит из 4-х полей. Расширенный центр.

    Фланги: ферзевый и королевский.
    Упражнения.

     

     

    Расположение шахматной доски.

     

    ПРАВИЛО: ЛЕВЫЙ НИЖНИЙ УГОЛ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁРНЫМ.


    История с покупкой шахматного стола.

    Обозначение шахматных полей
    Каждая горизонталь обозначается цифрой. Каждая вертикаль буквой.
    Вертикали: a b c d e f g h.
    Горизонтали: 1 2 3 4 5 6 7 8.
    Диагонали: a3-f8; h2-a8; e1-h5.

     

    Диаграмма — печатное изображение доски (с фигурами и без фигур).
    Упражнения.

     

    История со Стейницем

    В 1890—1891 годах между чемпионом России Чигориным и Стейницем, проживавшим в то время в Америке, состоялся по телеграфу матч из двух партий. Стейниц, пользовавшийся при передаче шахматных ходов специальным шифром, был однажды арестован нью-йоркской полицией как русский шпион, передававший секретные сведения… Но вскоре он доказал свою невиновность. «…При обыске у известного шахматиста Хотимирского (мастера Ф.И. Дуз-Хотимирского — Сергей Гродзенский) арестовано пятьсот корреспонденций, относящихся к шахматному турниру, принятых полицией за шифрованные письма нелегального характера». (Из-за метки «Преступный шифр», «Утренняя почта», 1906 г., 28 октября). Ему было предложено покинуть Киев в течение 48 часов.  


    Повторение изучаемой темы
    Ответы на вопросы обучающихся по изучаемой теме.
    1. Какого цвета поле b4?
    2. Какая вертикаль проходит через поле d3?
    3. Какая горизонталь проходит через поле f5?
    4. Какие диагонали проходят через поле e4?
    5. Назвать поля, на которых стоят в начальном положении белый ферзь, чёрный король.
    6. Назвать центральные поля (е4, е5, d4, d5).
    7. Какие линии шахматной доски одного цвета?

    Домашнее задание по изучаемой теме. 

     

    Нарисовать шахматную доску в тетради и заштриховать поля карандашом.

     

    Тренироваться быстро и правильно находить названные шахматные поля, как со стороны белых, так и со стороны чёрных.

     

     

     

     

    УРОК № 3. 

    Тема: Мат королю.

    Повторение. Проверка домашнего задания.
    1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
    2. Линии на шахматной доске.
    3. Центр, фланги.

    Разминка
    Игра ладьи против 5 пешек. Белые: Лh2. Чёрные: пп. а7, в7, с7, d7, e7.


    Правила:
    1. Ладью надо ставить на ту горизонталь, где находятся пешки.
    2. Ладья должна нападать на проходные пешки с тыла.

     

    Задание с ладьёй
    1. Обойти ладьёй 64 поля шахматной доски, побывав на каждом поле только один раз.
    2. Придумать позиции на двойной удар, когда ладья атакует сразу две неприятельские фигуры.
    3. Сколько ходов надо сделать ладьёй, чтобы с поля а1 попасть на g2?

     

     


    1. Что такое шах?
    2. Какие фигуры могут дать шах королю?
    3. Какие есть защиты от шаха?
    4. Чем отличается шах от мата?

     

    Шахматные задания на мат королю в 1 ход. Примеры.

     

         

         

    Во всех позициях белые дают мат в 1 ход

     


    Повторение.  Домашнее задание по изучаемой теме. Тренировочные партии.

     

     

     

    УРОК № 4. 

    Тема: Шахматная нотация. Запись шахматной партии.

     

    Повторение. Проверка домашнего задания
    1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
    2. Линии на шахматной доске.
    3. Центр, фланги.
    4. Расположение шахматной доски.
    5. Начальное положение фигур на доске, положение Ферзя.
    6. Чем отличается мат от шаха?

     

    Разминка
    1. Сколько ходов необходимо пешке для того, чтобы из начального положения превратиться в ферзя?

    2. Сколько ходов необходимо Ладье, Слону, Ферзю, Королю, Коню, чтобы добраться из начального положения до последней горизонтали (задание даётся на шахматной доске без фигур).
    3. Белый Конь стоит на а1. Сколько ходов кратчайшим путём надо сделать конём, чтобы попасть на: b2, затем на c3 и далее на: d4, e5, f6, g7, h8.
    3. От нападения какой фигуры король не может защититься?

     

    Сокращённая запись шахматных фигур.
    Кр – король, Ф – ферзь, Л – ладья, С – слон, К – конь. Пешка обозначается буквой п или пп (если их много) при записи позиции.

      

    Упражнения на мат королю в 1 ход. Самостоятельная работа на составление задач на мат в 1 ход.

     

                

    Ход белых                                       Ход чёрных 

     

     

    Повторение изучаемой темы. Домашнее задание. Тренировочные партии.

     

     

     

     

     

     

    УРОК № 5.
    Тема: Мат королю.

     

    Повторение.

    Проверка домашнего задания
    1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
    2. Показать диагональ на шахматной доске, например а3-f8.
    3. Показать ферзевый фланг.
    4. Как узнать правильное расположение шахматной доски?
    5. О какой фигуре говорят, что она «любит свой цвет». Почему?
    6. Какие есть защиты от шаха?

    Разминка
    1. Назвать чёрные поля на пятой горизонтали.
    2. Поставить позицию на шахматной доске, чтобы белая пешка d2 имела выбор из четырёх разных ходов.
    3. Может ли ладейная пешка «а» оказаться на вертикали «е»? Объяснить.
    4. Может ли получиться такое положение в партии, чтобы белые пешки стояли на g2, h3, h4? Объяснить.

     

    Решение задач на мат в 1 ход. «Скрытые батареи».

     

     

                     

            Ход чёрных                                  Ход белых                           Ход белых

     

    Повторение по изучаемой теме. Домашнее задание. Тренировочные партии.

     

     

     

     

    УРОК № 6. 

    Тема: Ничья в шахматной партии. 

     

    Повторение. Проверка домашнего задания
    1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
    2. Как обозначается мат?
    3. Как обозначается шах? Двойной шах?
    4. Краткая запись шахматных фигур.

     

    Разминка
    1. Когда партия заканчивается вничью? Что будет, если чёрный слон пойдёт на с3, на g3?

     

    Ход чёрных

     

    Пат — такое положение, когда у одной из сторон нет ни одного хода, но король не атакован (не находится под шахом).

     

    «Когда никакою шашкою тронуться нельзя и король также не может сойти с места, тогда игра пат» А.Д. Петров («Шахматная игра, приведённая в систематический порядок», 1824).
    В случае пата партия считается законченной вничью.

     

    Самостоятельная работа: придумать позиции на «пат» с разными фигурами.

     

    Упражнения

     

                       

     Ход чёрных                      Ход чёрных 1…Л:g7. Какой результат?      Ход чёрных – ничья

                                          
       

      

    Повторение изучаемой темы. Домашнее задание. Практика.

     

     

     

     

     

     

    УРОК № 7.

    Тема: Ничья. 

    Повторение. Проверка домашнего задания.

     

    1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
    2. Придумать позицию на мат королю.
    3. Придумать позицию на пат королю.

     

    Упражнения. «Бешеная» фигура.

     

                       
     

    Во всех позициях ход белых

     

     

    Упражнения. Вечный шах

     

                              

      Ход чёрных      Ход чёрных   Белые поторопились 1. b8Ф? (1. Фе3+)

     

     

    МИРОНОВ А. — КРЮКОВ МИТЯ

    1988 год (1 год обучения)

     

       

     

        Ход чёрных. Ничья

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Повторение по изучаемой теме. Домашнее задание. Практика.
     

     

     

     

      

     

    УРОК № 8.
     

    Самостоятельная работу по теме «Пат».


     

       

     

    УРОК № 9. 

    Тема: Самостоятельная работа по изученным темам.
     

    Повторение. Проверка домашнего задания

     

     

    Черепянский Савва

     

    Упражнения для самостоятельной работы
     

    1. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и ферзь, у чёрных – король.
    2. Придумать патовую позицию и записать: у белых король и ладья, у чёрных – король.
    3. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и два слона, у чёрных – король. 

    4. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и два слона, у чёрных — король.
    5. Вечный шах.

     


     

     

      Ход белых.

      По каким полям белый конь нападает на чёрного короля? Записать решение.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Домашнее задание. Практика.

     

     

     

     

     

     

    УРОК № 10. 

    Тема: Рокировка.

     

    Повторение. Проверка домашнего задания.

    Историческая справка. Для чего нужна рокировка. Короткая (на королевском фланге) и длинная (на ферзевом фланге) рокировки. 

     

    Правом рокировки каждая сторона может пользоваться в течение партии лишь один раз.

     

    Короткая рокировка — 0-0. Длинная рокировка — 0-0-0.

     

    Если рокировка сделана с нарушением правил, то короля и ладью ставят на прежнее место и делается ход королём или рокировка в другую сторону. Если ход короля или рокировка в другую сторону невозможны, то ошибка остаётся без последствий.

     

     

     

    ПРИМЕРЫ, КОГДА РОКИРОВКА ВОЗМОЖНА

     

     Пример 1 

     

     

    Если король или ладья ещё не двигались.
    В данной позиции, если одна ладья уже ходила, а другая нет, то рокировка за белых возможна лишь на королевском фланге (0-0).

     

     

      

     

    Пример 2 

    Если ни одно поле между королём и ладьёй не занято ни своей, ни чужой фигурой. 

    В этой позиции чёрные могут сделать рокировку только на королевском фланге ((0-0).

       

    Пример 3

     

    Если король в момент рокировки не находится под шахом неприятельской фигуры. 

    В этой позиции рокировка за белых невозможна: белый король находится под шахом.

     

    Пример 4

     

    Если при рокировке король не переходит через поле, которое в тот момент находится под боем какой либо фигуры противника. 

    В этой позиции чёрные не могут делать рокировку, так как Са3 атакует поле f8.

     

    Пример 5

    Если король после рокировки не оказывается под шахом фигуры соперника. 

    В этой позиции белые и чёрные могут делать рокировку только на королевском фланге (0-0). Поля с8 и с1 атакованы неприятельскими фигурами.

     

     

    Пример 6
     

     

    Если ладья находится под боем или при рокировке ладья должна перейти через битое поле, то это не является препятствием для рокировки.  

    В этой позиции чёрные могут делать рокировку и в длинную сторону (0-0-0), и в короткую (0-0).

     Самостоятельная работа на составление шахматных позиций, когда рокировка невозможна.

     

     

    Домашнее задание

     

     

    Практика.

     

     

     

     

     

     

    УРОК № 11. 

    Тема: Рокировка, Упражнения.

    Повторение. Проверка домашнего задания.

     

     

    № 1

     № 2

     № 3

     

    Практика.

     

     

     

     

      

     

    УРОК № 12. 

    Тема: Пешка. Превращение пешки. Проведение пешки


    Повторение
    1. Когда рокировка невозможна.
    2. Нахождение полей на шахматной доске.
    3. Повторение дебютных правил.

     

    Проверка домашнего задания.

     

    Разминка
    1. Какое наименьшее число белых пешек нужно, чтобы поставить мат чёрному королю в центре доски?
    2. Как быстро пешка е2 дойдёт до 8 горизонтали?
    3. Как белая пешка может напасть на двух чёрных коней?
    4. Белая пешка а2, чёрная пешка h7. Какая пешка быстрее дойдёт до последней горизонтали?
    5. Сколько можно в шахматной партии иметь Ферзей? Ладей? Слонов? Коней? Королей?

     


    Упражнения
    Во всех позиция белые начинают и выигрывают благодаря правильному превращению пешки.

     

               

     

    Практика.

     

     

     

     

     

    Урок № 13.
    Тема: Взятие пешки «на проходе».

    Повторение. Проверка домашнего задания.

     

    Правило о взятии пешки «на проходе» ведено в практику в конце 15 века.

     

    Какие ходы чёрными пешками можно сделать в ответ на ход белых 1.d2-d4?

     

     Пешка сделала двойной ход, прошла через поле d3, на которое нацелились чёрные пешки. Перебежка под огнём для пешки не всегда безопасна. При желании чёрные могут побить эту пешку, как говорится «на проходе»: снять её с доски, а свою пешку переместить на поле d3, как будто пешка d2 пошла на одно поле.  

     

    Как записать ход полной и краткой нотацией? 

    На проходе может бить только пешка пешку и притом немедленно. Решать надо сразу. Сейчас или никогда! Пешка как бы пробежала поле, которое было на мушке вашего стрелка. Выходит, что обдумывая, брать или не брать «на проходе», шахматист решает особо ответственную задачу.

     

    Упражнения

     

     

            

    Могут ли белые выиграть после хода чёрных 1…g5+?      1. f4+. Как играть чёрным?

     

     

                                      
    Какой результат партии после хода чёрных 1…в5+? Задача-шутка. Мат в 1/2 хода

     


                                         

    Задача-шутка. Мат в 1/2 хода                                        

    В чью пользу ход 1… b7-b5?

     

     

    Пример на взятие пешки «на проходе» из партий детей, занимающихся в «Шахматной школе».

     

      

     

     

    Шахматные позиции на тему «Взятие пешки «на проходе», составленные детьми.

     

     

     

    Практика.

     

     

     


     

    Урок № 14.
    Тема: Как правильно провести пешку в ферзи
    .

     

    Повторение. Проверка домашнего задания.

     

    Суждения о пешках и пешечных структурах:
    Центральная пешка часто бывает весьма эксцентричной.
    Отсталая пешка требует самых дорогих лекарств.
    Проходная пешка большей частью не имеет права на проход.
    Изолированная пешка распространяет уныние на всю доску (защита Тарраша).
    Сдвоенная пешка подобная кающемуся грешнику (Испанская партия).
    Строенная пешка не верит ни во что доброе на свете.
    Пешка, становящаяся ферзём, мстительна, кровожадна и дика.
    Гибнущая пешка уверена в победе.
    Крайняя пешка подобна провинциалке.
    Пешка, напавшая на две фигуры, считает себя самым важным творением природы.
    Пешка, оказывавшаяся в гуще борьбы, обычно дрожит всем телом.

     

     

     

    Правило: начинать надо с той пешки, напротив которой нет неприятельской, то есть с пешки-кандидата.
    1. c5-c6!

     

     

    Начинают игру белые. 1. g6! (нападение на две пешки) fg 2. h6!

     

    Правило при выборе хода: делать надо тот ход, в котором больше угроз.

     

    Позиция для разыгрывания.

     

     

    Начинают игры белые. Выигрывает тот, чья пешка быстрее дойдёт до последней горизонтали.

     

    Суждения о пешках.
    Пешка, по Филидору – «душа шахматной партии»
    По Морфи – главный инструмент победы
    По Стейницу – основная причина поражения
    По Нимцовичу – тактический козырь в каждой шахматной (партии) баталии.

     


    Высокая награда ожидает пешку, если ей посчастливится добежать до последней горизонтали: скромная пешка превращается в фигуру.

     


        ЧИГОРИН – БЛЕКБЕРН

       1898 год
     

     


    У Чигорина лишние ферзь и ладья. Последовало 45. Фf-d4??

    И Чигорин сдался после 45… Ф:a5+ ввиду неизбежного мата:
    46. Ла2 Фе1+!

     

      

     

    ЛАСКЕР – ЛЮБИТЕЛЬ

    Сеанс одновременной игры, 1920 год

     

    1. Лс8+ Л:с8 2.Фа7+! Кр:а7 теперь белые могут взять ладью и превратить свою пешку в любую фигуру. Но в какую?

     

    «Пешка, стремящаяся к продвижению, — это опасный преступник, который недостаточно оставить под наблюдением, а необходимо взять под стражу – блокировать». А. Нимцович

     

    Конь не может остановить пешку, напавшую на него на 7-й (2-й) горизонтали.
    Чемпион мира нашёл комбинацию, главная роль в которой отведена превращению пешки. 

     

     

    Ход белых

     

     

    К. ШЛЕХТЕР — Ю. ПЕРЛИС

     

    Позиция после 6… С:b1. В партии чёрные разгадали комбинацию и ответили 7. K:с6. Упорная защита чёрных привела их к ладейному окончанию, которое закончилось победой Шлехтера.

     

     

    Вариант из партии, который мог быть после хода чёрных 7… Се4??

     

    Последовало бы 8. Л:а7! Л:а7 9. с7. 

     

     

    Самое красивое окончание из шахматной партии

    ОРТУЭТА — САНЦ, 1934 год

     

     


    Практика.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    chess86.ru

    Правила игры в шахматы для детей и взрослых

    Правила игры в шахматы для начинающих – первое знакомство с этой увлекательной игрой. Для взрослых и детей — в картинках.

     Правила игры

    Шахматы, это игра с участием двух человек. Фигуры в игре , располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов.

    Доска

    Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h.  Поэтому можно быстро записывать ходы, любой партии, состоящих из букв и цифр.

    Расстановка фигур в шахматах

    Название шахматных фигур

    Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

    Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

    Как ходят шахматные фигуры

     Пешки

    Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

    Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

    Ладья (тура)

    Ладья  ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.  Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

    Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.Так может ходить ладья.

    Конь

    У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.

    Ходы конем из начального положения.

    То есть,  даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

    Офицер (слон)

     Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только  клетки одного цвета.  Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

    Шахматный слон ходит по диагонали.

    Ферзь

    Королева (ферзь).Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

    Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

    Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь  может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

    Король

    Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

    Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.

    Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

    Шах

    Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, то его хозяин должен следующим ходом уйти из-под удара.. Свои фигуры можно передвигать только для того, чтобы закрыть короля от шаха.

    Пат

    Патовая ситуация возникает тогда, когда король не находится под шахом, а играющий им игрок не может сделать по правилам ни одного хода (самому под шах короля  ставить нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

    Мат

    Наиболее частый результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую нельзя отразить. Это — мат. Игрок такого короля проигрывает партию.

    Игровые моменты

    • Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью.
    • Шахматист может поставить сопернику мат.
    • Соперник может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого урона.
    • На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно.
    • На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

    Ну, а теперь попробуйте сыграть в шахматы с компьютером.

     

    genaromat.ru

    Практические советы по игре в шахматы

    Стратегия игры в шахматы

    Три основных принципа шахматной партии.

    1. Вести анализ и оценку позиции.

    2. Составлять план действий.

    3. Изыскивать комбинации и непрерывно вести расчет вариантов.

     

    Для повышения мастерства нужно постоянно развивать и укреплять свои способности: решать шахматные задачи, анализировать чужие партии.

    Рекомендации по розыгрышу дебюта

    1. Главное — вывести с первоначальных мест все свои фигуры и расставить их на лучшие позиции, одновременно препятствуя сделать то же противнику. Следить за гармоничностью расстановки фигур: не делать ходы одной и той же фигурой; не делать много ходов пешками, задерживая вывод фигур; позаботиться о безопасности короля. Если противник отстал в развитии уже в начале партии, необходимо принять срочные меры, чтобы он и дальше не смог бы закончить вывод своих фигур с первоначальных мест, рокировать короля и т. д. Для этого надо связать противника необходимостью немедленной конкретной борьбы на одном из участков фронта. Вынужденный бросить туда свои силы, он не успеет закончить развитие фигур и не осуществит рокировку.

    2. Проблему центра решать исходя из анализа. Если оценка позиции говорит о необходимости занимать центр пешками, надо занимать, если же пешкам грозит опасность стать слабыми и незащищенными, нужно все тщательно взвесить и, вероятно, предпочесть фигурное давление на центр.

    3. Следить за пешечным построением. Пешки назад не ходят, каждое ослабление одной пешки или всего пешечного расположения — это уже до конца партии.

    4. Развивая фигуры, борясь за центр, создавая намеченные заранее пешечные построения , ни на минуту нельзя забывать общей идеи варианта. Любой дебютный вариант преследует цель выполнить одну или несколько задач. Наметив задачу, ее надо проводить, руководствуясь ею в проведении планов, подчиняя ей движение пешек и фигур.

    Правила Стейница

    1. Право атаковать в шахматах имеет сторона, владеющая преимуществом, и должна атаковать, иначе рискует растерять свое преимущество. Атака ведется на самый слабый пункт в позиции неприятеля.

    2. Защищающийся должен отражать удары неприятеля, следовать его мысли, угадывать его намерения, но в то же время не упускать случая провести встречный удар, перейти в нужный момент в контратаку. Защита — временное подчинение воле противника. Защищаться труднее, чем атаковать.

    3. В равных позициях стороны маневрируют, стремясь изменить равновесие в свою пользу. При правильной игре сторон, равная позиция вновь приводит к равным позициям.

    4. Преимущество может состоять из одного большого неделимого преимущества и из ряда мелких преимуществ. Задача ведущего позиционный бой — накапливать мелкие преимущества, стремясь превратить временные преимущества в постоянные.

    Постоянные премущества и недостатки: материальный перевес, плохая позиция короля, наличие проходной пешки, слабые пешки, слабые поля, слабость периферии (для белопольного или чернопольного слона), пешечные островки, сильный пешечный центр, преимущество двух слонов, владение открытой вертикалью, владение открытой диагональю, владение горизонталью.

    Временные преимущества и недостатки: неудачная позиция одной фигуры, дисгармония в расположении фигур, перевес в развитии, фигурное давление в центре, перевес в пространстве.

    Правила при игре с разносторонними рокировками

    1. Учесть, что противник почти обязательно бросится штурмовать вашу позицию на другом конце доски. Вопрос стоит: кто кого? Нужно твердо помнить, что успеха достигнет тот, кто первым захватит инициативу и заставит противника перейти к обороне, после чего все его активные действия на другом конце доски станут бессмысленными.

    2. Предусмотреть, чтобы противник не опередил вас на другом фланге, не вынудил перейти к обороне. Всегда помнить, в случае потери инициативы, ваш штурм лишь ослабит вашу собственную позицию.

    3. До рокировки подготовить штурм двумя-тремя пешечными ходами на той стороне доски, где вы задумали вести наступление. Такие предварительные действия окончательно не выясняют еще вашего плана и ведут к выигрышу драгоценного времени.

    4. Во время штурма внимательно следить за флангом, где противник штурмует позицию вашего короля. В случае необходимости, сделать там 1-2 оборонительных хода, чтобы задержать продвижение вражеской армии.

    5. Сделать полный расчет пешечного штурма, так как его проведение требует 5-7 ходов для вскрытия вертикалей.

    При игре с разносторонними рокировками, путей к отступлению нет — точность расчета становится решающим фактором.

    Перед рокировкой следует учесть:

    1. Положение собственных штурмующих пешек: как далеко они продвинуты, сдвоены они или изолированы, могут ли без больших потерь двинуться с места, не ослабит ли их продвижение позиции ваших фигур.

    2. Положение пешек противника. Всякое выдвинутое положение вражеской пешки дает возможность поскорее за нее «зацепиться» и тем самым вскрыть вертикаль. Поэтому обороняющийся обязан избегать продвижения своих пешек навстречу штурмующим отрядам врага, а атакующий — стараться вынудить такое продвижение.

    3. Позицию собственных фигур и фигур противника на пути продвигающихся пешек. Чужие фигуры дают лишние темпы — нападая на фигуры пешками, вы заставляете их ходить; свои отнимают время, затраченное на отвод мешающих фигур. Поэтому перед рокировкой в разные стороны, вы обязаны отвести с пути своих пешек свои же фигуры.

    4. Расположение собственных фигур, способность их поддержать штурм, ворваться в образующийся пролом в позиции. Если ваши фигуры расположены вдалеке от того места, где вы штурмуете, то при прорыве не будете иметь достаточно сил для того, чтобы использовать эту выгоду. Перед началом штурма необходимо тщательно обдумать вопрос о возможности подведения резервов к важнейшему участку доски.

    Правила при игре с односторонними рокировками

    1. Фигурная атака — нападающий концентрирует на королевском фланге наибольшее число своих фигур, подводя в случае нужды резервы, затем добирается до вражеского короля, используя слабые пункты в его резиденции, или захватывает открытые вертикали и диагонали.

    2. Пешечный штурм — только, если центр надежно защищен (стабилизирован) и противник полностью лишен возможности провести там контрудар , полезно бывает подключить к атаке пешки.

    План игры

    План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях — формулированием общих планов и соображений.

    Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

    При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.
    Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.

    Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.

    При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.

    Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.

    При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

    При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:

    1. Корректна ли жертва.

    2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.

    3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.

    4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы — спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

    Защита

    1. Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.

    2. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.

    2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур противника), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).

    3. При запертом центре, кони сильнее слонов.

    4. Если у противника один слон, надо попытаться заставить его передвинуть пешки на клетки цвета слона.

    5. Лучший способ обороны — контратака. Главное — найти способ перейти в контратаку и правильно выбрать момент.

    6. Лучшее возражение на фланговую атаку — контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры между флангами.

    Эндшпиль

    1. Не спешить: а) выигрываешь время, б) выяснить позицию, повторять ходы, в) усложнять, нагнетать напряжение в позиции с соперником, которому это не нравится.

    2. Иметь план, схему конечной позиции.

    3. Короля — в центр. Король должен быть активным.

    4. Правильно обменять легкие фигуры, выяснив слон дороже или дешевле коня будет в конце игры.

    5. При хорошем взаимодействии фигур, при возможности их легко перебрасывать с фланга на фланг, целесообразно вскрывать игру на двух флангах и атаковать одновременно.

    6. В ладейных окончаниях, инициатива намного весомее, чем материальное преимущество.

    7. Открытые линии имеют ценность в тех случаях, когда на них есть объекты для атаки или когда линия служит коммуникацией для переброски фигур (обычно ладей) к главному участку боя.

    Правила обращения с шахматными часами

    Наше время — расчет вариантов.

    Его время — решение общих проблем, анализ и оценка позиции, составление плана игры.

    www.gambiter.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *