Проходная пешка в шахматах – Проходная пешка. Правила превращения пешек

    Содержание

    Проходная пешка. Правила превращения пешек

    Вспомним шахматное правило, касающееся проходной пешки:

    «Пешка, дошедшая до последней горизонтали (восьмой — для былых, первой — для чёрных), может превратиться в любую фигуру, кроме короля».

    В этой статье мы попробуем разобраться в том, как пешке добраться до последней горизонтали, ведь её наверняка попытаются съесть. Также следует понять, в каких случаях пешке следует превращаться в ферзя, а в каких, к примеру, в коня.

    Последний солдат

    Одной из причин прекращения шахматной партии может быть ситуации, когда на шахматной доке остались лишь одни короли. Но пока кроме королей на доске есть хотя бы один шахматный солдат, т.е. пешка, игра может продолжатся. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, однако далеко не всем солдатам удается осуществить свою мечту. Чтобы облегчить эту задачу, необходимо иметь элементарные знания об игре в пешечном эндшпиле — концовке партии, когда на доска остаются только короли и пешки (пешка). Известный шахматных тренер, Марк Дворецкий, приводит пример вопиющей неграмотности одной из шахматисток, которая играя белыми сдалась в ничейной позиции.

    8/8/3p4/3P4/5k2/3K4/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Белые преспокойно могли отдать пешку. Далее необходимо вставать в оппозицию к черному королю, а если это невозможно сделать, то вставать впереди проходной пешки. Более подробно об  оппозиции и её использование в эндшпиле король против пешки и короля, смотрите в видео.

    Для тех, кому лень смотреть видео, советуем запомнить правило про «Ляльку (белую пешку), папу (белого короля) и злого дворника (черного короля)». Папа должен всегда идти впереди пешки, лялька должна плестись позади, но чтобы между ней и папой была свободная горизонталь. В таком случае, вне зависимости от очередности хода (белые или черные), пешка станет ферзем.

    Вне зависимости от очередности хода, пешка проходит в ферзи, так как у белых в запасе ход пешкой (запасной ход)

    Если бы пешка стояла не на поле e3, а не поле e4, исход партии зависел бы от очередности хода. При ходе былых была бы ничья, так черный король может встать в оппозицию к белому королю (черный король владеет оппозицией). При ходе черных, белые выигрывают, так как белый король может сместиться в противоположную сторону от хода черного короля.

    Ситуация с проходной пешкой меняется, если черный король прижат к краю доски. На диаграмме изображена позиция, в которой белые побеждают вне зависимости от очередности хода.

    Белым удается провести пешку в ферзи вне зависимости от очередности хода

    Итак, необходимо запомнить, если белый король добрался до шестой горизонтали, а белая пешка находится позади него, то она проходит в ферзи вне зависимости от очереди хода.

    Правило квадрата

    Успеет незащищенная пешка убежать от неприятельского короля или нет? Чтобы быстро прикинуть шансы превратиться в ферзя и не быть тут же съеденным королем, необходимо знать правило квадрата.

    Успеет ли черный король догнать и съесть пешку?

    Итак, на диаграмме выше нарисован красный квадрат. При ходе черных, черный король успевает войти внутрь квадрата (поле g3 или g4) и догнать пешку. Если ход белых, то пешку уже не догнать — судьба партии решена.

    Защищенная проходная

    Защищенная проходная пешка — это пешка, защищенная пешками того же цвета. Одинокий король не в состоянии справиться с защищенной проходной пешкой противника, ведь для этого необходимо уничтожить пешку, которая защищает проходную пешку. Посмотрите диаграмму ниже и оцените позицию. Ход черных. Белый король находится далеко и не может защитить свои пешки. Может ли черный король уничтожить обе пешки противника?

    8/8/5kP1/5P2/8/8/8/K7 b — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Чтобы съесть защищенную проходную пешку g6, черный король должен уничтожить пешку f5, но если король побьет на f5, то последует g7 и пешка пройдет в ферзи. Черному королю остается крутиться около пешек, но в это время на подмогу подоспеет белый король и исход партии будет решен.

    Отдаленная проходная

    Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек. В видео ниже рассматривается пешечный эндшпиль, в котором у белых одна лишняя пешка.


    Похожая ситуация сложилась в партии любителей — шесть пешек у черных против пяти у белых.

    [Event «Live Chess»] [Site «Chess.com»] [Date «2015.06.01»] [White «Rudolph658»] [Black «raamat70»] [Result «0-1»] [WhiteElo «1511»] [BlackElo «1547»] [TimeControl «30|0»] [Termination «raamat70 объявил мат»] 1.d4 d5 2.c4 e5 3.dxe5 d4 4.Nf3 Nc6 5.e3 Bb4+ 6.Bd2 dxe3 7.Bxb4 exf2+ 8.Ke2 Qxd1+ 9.Kxd1 Nxb4 10.Nc3 Bf5 11.Ke2 O-O-O 12.Kxf2 Ne7 13.Be2 Ng6 14.Rhe1 Nc2 15.b3 Nxa1 16.Rxa1 Rhe8 17.Kg1 Nxe5 18.Nxe5 Rxe5 19.Rf1 Rxe2 20.Nxe2 Bd3 21.Re1 Re8 22.Kf2 Rxe2+ 23.Rxe2 Bxe2 24.Kxe2 Kd7 25.Ke3 Kd6 26.Kd4 b6 27.a4 c5+ 28.Ke4 Ke6 29.Kf4 f5 30.h5 Kf6 31.g3 h6 32.h5 Ke6 33.g4 fxg4 34.Kxg4 Ke5 35.Kh5 Kf4 36.Kh4 Kg5 37.Kg3 Kxh5 38.Kf4 Kh5 39.Ke5 g5 40.Kd6 g4 41.Kc6 g3 42.Kb7 g2 43.Kxa7 g1=Q 44.Kxb6 Qd4 45.a5 Qd6+ 46.Kb5 Kg5 47.a6 Qb8+ 48.Kxc5 h5 49.b4 Qa7+ 50.Kb5 h5 51.Ka5 h4 52.b5 h3 53.b6 Qd7 54.a7 Qb7 55.c5 h2=Q 56.Kb5 Qbc6+ 57.Ka6 Qa1# 0-1

    «Непроходная» пешка

    Пешки бывают центральными, а бывают и крайними, по другому их называют ладейными, т.е. они двигаются по вертикалям a и h. Если крайняя пешка рвется в ферзи при поддержке своего короля, но путь ей преграждает вражеский король, то увы, ферзе ей не стать. На диаграмме видно, что дело закончилось патом, даже несмотря на то, что у белых был слон.

    k7/P7/1K3B2/8/8/8/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Слон был, а не помог, как такое могло случиться? Дело в том, что слон, чернопольный и он не может «выкурить» вражеского короля с белого поля а8.

    Превращение пешек — право выбора

    Многие начинающие шахматисты знаю, что пешка может превращаться в ферзя, но не все знают, что пешка может превращаться в ладью, слона или коня. Посмотрите на диаграмму ниже и попробуйте оценить шансы сторон на победу. Ход белых. Какой ход сделали бы вы?

    6nr/5Ppk/7p/3K4/8/8/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Рассмотрим ходы кандидаты, которых у белых не так и уж много:

    1. Пешка бьет коня и превращается в ферзя. Черные тут же забирают ферзя ладьей или королем и у белых не остается никаких шансов на спасение.
    2. f8 — пешка добирается до последние горизонтали и превращается в ферзя. Может показаться, что у белых появился шанс, ведь они провели ферзя. Однако черные делают ответных ход Kf6+. Белому королю объявлен шах, ферзь оказывается под боем ладьи.

    5Q1r/6pk/5n1p/3K4/8/8/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Белых остается забрать ферзем коня, после чего черные бьют коня пешкой. Увы, белые опять проигрывают. Кажется, что при любом раскладе у белых нет шанса. Выход находится сам собой, если вспомнить, в какие фигуры, кроме ферзя, может превратиться пешка: ладья, слон, конь…

    Если пешка превращается в коня, то белые объявляют мат!

    5Nnr/6pk/7p/3K4/8/8/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Как показал пример выше, в некоторых случаях жизненно необходимо превращать пешку в коня, а не в ферзя. Можно задаться вопросом, а существуют ли случаи, когда необходимо превращение не в ферзя, а в ладью? Посмотрев на диаграмму ниже, вы поймете, если на радости превратить пешку в ферзя, то черному королю будет некуда ходить — пат, т.е. ничья.

    8/k1P5/2K5/8/8/8/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    В данном случае, превращаем пешку в ладью. Черному королю остается единственный ход — Кра6, Ла8 — мат.

    Может возникнуть позиция, когда пешку должна превратиться в слона. Посмотрите диаграмму и попробуйте найти мат в три хода.

    kb1N4/2P5/K7/8/8/8/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Задачи для самостоятельного решения

    Задача №1

    Ход белых. Вам необходимо понять, в какую фигуру должна превратиться пешка и поставить мат в три хода.

    4B3/BP6/k7/8/K7/8/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Задача №2

    Ход былых. Белый король в западне, так как угрожает ход Лh8#. Если сходить Kрd8, то чёрные король неминуемо съест проходные пешки, а уж потом поставить мат при помощи ладьи? Как былым выиграть партию?

    2K5/PP6/2k5/8/8/8/8/7r w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Задача №3

    Ход белых. Как избежать пата?

    k7/2PK4/2n5/2B5/8/8/8/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Задача №4

    Ход чёрных. До превращения пешки остается один шаг, но чёрный король не может встать на поле e2, так как грозит ход конём Кс3+.

    8/6pp/8/1N6/2n2P2/4k1P1/P1Kp3P/8 b — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Задача №5

    Белые начинаю и выигрывают. Мат в два хода.

    1b6/k2P1p2/1pR2p1K/7R/8/8/6q1/6B1 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Задача №6

    Ход белых, но кажется, ничего не может помещать чёрным провести ферзя и победно завершить партию. Но так ли это на самом деле?

    8/8/2kP4/4R3/7K/8/3p4/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    Задача №7

    Белые начинаю и выигрывают. Мат в три хода.

    2b5/1k1P4/1p6/1P3r2/1R3B1K/6P1/4qP2/8 w — — 0 1

    Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

    chesswood.ru

    7 Базовых Пешечных Структур, которые необходимо знать

    1. Проходная пешка

    Проходная пешка — пешка, которую нельзя остановить другими пешками на пути ее продвижения. Это один из самых больших активов, который может иметь игрок в эндшпиле. Проходная пешка создает очень серьезную угрозу сопернику, из-за возможности ее превращения, которое даст решающее преимущество.

    На диаграмме мы видим, что у Белых пешка a5 не только проходная, но еще и расположена на другой стороне доски. Эти два фактора делают пешку a5 чрезвычайно ценной. Черный Король не может перехватить эту пешку, которая гарантированно превратиться и принесет победу.

    Примечание: Чтобы развить позиционное понимание позиции, необходимо самому играть ходы в партиях GM, и понимать, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять с какими проблемами он сталкивался в партии и это усилит Ваш шахматный уровень. Данные методы применяются в нашем обучающем курсе.

    2. Изолированная пешка

    Изолированная пешка — пешка, которая не может быть защищена другими пешками. В пешечных окончаниях это особенно важно, так как изолированные пешки становятся чрезвычайно слабыми. Они требуют постоянной защиты королем, отвлекая его от более важных (наступательных) задач.

    На диаграмме у Белых изолированная пешка b4, потому что ее нельзя защитить другими пешками. Это дает Черным постоянную слабость, которую можно использовать. Белые заинтересованы разменять эту пешку на «здоровую» пешку c6.

    3. Связанные пешки

    Связанные пешки — пешки, которые могут защитить друг друга. Безусловно, это одна из самых сильных пешечных структур, и к ней нужно стремиться в партиях. На диаграмме у Белых и Черных есть сдвоенные пешки. Однако структура Белых лучше, чем у Черных по двум причинам.

    Во-первых, Белые пешки контролируют больше полей, что важно, т.к. это держит неприятельского короля подальше и ограничивает продвижение Черных пешек. Вторая причина, почему пешечная структура Белых лучше, заключается в большей гибкости у пешек e5 и f5. У Белых больше возможностей для движения пешками.

    4. Отсталая пешка

    Отсталая пешка — одна из связанных пешек, при продвижении которой, будет взята пешкой соперника. На диаграмме у Белых и Черных есть связанные пешка. Черная пешка d6 отсталая. Она делает пешечную структуру слабой. Белая пешка b5 очень сильная, потому что она является защищенной проходной.

    5. Сдвоенные пешки

    Сдвоенные пешки — пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали. Видимо, это одна из самых слабых пешечных структур, потому что сдвоенные пешки не могут защитить друг друга, но они также могут быть заблокированы всего лишь одной пешкой соперника.

    На диаграмме у Белых 2 сдвоенные пешки на вертикали «d», которые блокированы единственной пешкой Черных. Даже при том, что у Белых лишняя пешка, позиция равна из-за характера пешечной структуры.

    6. Висячие Пешки

    Висячие пешки — связаны пешки, которые подвергнутся нападению вражескими пешками, если они двинутся. На диаграмма Белые пешки c и d считаются висячими. Это пример слабых пешек, однако у висячих пешек могут быть некоторые преимущества, связанные с их мобильностью, гибкостью и большим контролем смежных полей.

    7. Пешечное большинство

    Пешечное большинство означает, что на одном фланге больше пешек одного цвета, чем у соперника. Пешечное большинство — ценный актив, потому что оно часто приводит к ряду разменов и созданию проходной пешки. На диаграмме у Белых есть пешечное большинство на ферзевом фланге и хорошие шансы выиграть партию.

    Примечание: Эндшпиль — несомненно очень важная часть шахмат. Если вы хотите улучшить свой шахматный уровень, у вас должен быть четкий план обучения. Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

    На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

    xchess.ru

    Какие бывают шахматные пешки? 24-ый шахматный урок.

    Урок двадцать четвертый. Какие бывают пешки.

    Создано 21.07.2012 23:13

    Автор: Костров В. и Давлетов Д.   

    Пешки хоть и похожи друг на друга, как близнецы, на самом деле очень разные. Пешки любят друг другу помогать, образуя пешечную структуру.

    Что такое пешечная структура?

    Пешечная структура – это скелет всей армии, это и опора, и средство передвижения, оборонительное сооружением, и наступательным оружием. Играя партию, нельзя забывать о пешках. Если ты не добьёшься преимущества в середине шахматной партии, то после разменов фигур получится окончание, а окончания в большинстве своём пешечные. Нельзя допустить, чтобы к концу партии образовались пешечные «островки», изолированные, сдвоенные, строенные и отсталые пешки. Поговорим о сильных и слабых пешках.

     

     

    Проходная пешка

    Проходные пешки (пешки b6, e6, d4). Это пешки, которые не имеют впереди себя пешек соперника ни на своей, ни на соседней вертикалях. Проходная пешка, как правило, даёт преимущество, так как отвлекая на себя фигуры противника. Правда, оторвавшись далеко от своих сил, пешка может легко погибнуть.

     

    Отдаленная проходная пешка

    Пешка е6 является отдалённой проходной пешкой (по отношению к королю). Она самая сильная из породы проходных пешек. Король противника – на другом фланге, и не может успеть задержать пешку – ему не попасть в её квадрат. А вот пешкам b6 и d4, не стоит стартовать в ферзи без поддержки, так как они попадут в пасть к королям.

     

    Защищенная проходная пешка

    Защищённая проходная пешка (пешка b6). Её сила как ни странно, в том, что она стоит на месте. Её нельзя уничтожить без потери своего материала. Пешка стоит, защищённая подругой – пешкой а5 и никого не боится. Сильным фигурам противника приходится сторожить её. Защищённая проходная выбирает самый нужный момент, чтобы рвануть вперёд.

     

    Блокированная пешка

    Блокированная пешка (пешка а5). Это пешка, движение которой остановлено стоящей перед ней фигурой противника. Пешке хочется двигаться – постарайтесь поскорей открыть ей дорогу.

     

    Изолированная пешка

    Изолированная пешка (пешка е6). Это пешка, которая не имеет на соседних вертикалях пешек того же цвета. В зависимости от позиции пешка может быть и силой, если является проходной, или своеобразным тараном, пущенным, чтобы пробить позицию противника. Но может оказаться и слабостью, если будет блокирована или подвергнута нападению фигур.

     

    Висячие пешки

    «Висячие» пешки (пешки c4, d4). Это две связанные пешки на одной горизонтали, незащищённые другими пешками. «Висячие» пешки хотят, чтобы их постоянно защищали, но могут стать и грозным оружием атаки. Борьба против них сводится к тому, чтобы затормозить дальнейшее движение и атаковать отставшую пешку. «Висячими» пешками обычно становятся пешки c, d.

     

    Отсталая пешка

    Отсталая пешка (пешка b2). Это пешка, которая не может встать рядом со своей пешкой, так как это поле либо занято, либо атаковано. Надо устранить препятствия мешающие движению пешки и подтянуть её к своим основным силам.

     

    Что такое пешечная цепь?

    Пешечная цепь (пешки f5, g6, h7). Состоит из пешек одного цвета, расположенных по диагонали и защищающих друг друга. Пешечная цепь может быть подвижной и стать эффективным средством для ведения атаки. Но она может быть заблокирована пешками противника. Атака пешечной цепи ведётся обычно против её основания (базы h7).

     

    Что такое пешечные островки?

    Пешечные островки. Мы не перечисляем все пешки, которые есть на диаграмме. Раз это «островки», значит между ними должны быть проливы. У чёрных и у белых по три группы пешек. Между ними проливы-вертикали. По-этому и островков по три. Чем больше островков, тем больше объектов для атаки. Сдвоенные (строенные) пешки (пешки а4, а5). Это пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали. Являются слабостью, особенно в окончании. Правда, сдвоенные пешки, находящиеся в центре, могут его усилить.

     

    Что такое пешечная фаланга?

    Пешечная «фаланга». В начале партии восемь пешек не дают противнику подойти, так как все поля атакованы. Пешки g3, h4 контролируют поля f4, g4, h5 и не дают приблизиться королю.

     

    Немного о пешках

    Обычно многие начинающие шахматисты пренебрегают ролью пешек в шахматной партии. Но роль пешек огромна. Французский шахматист Филидор говорил: «Пешка – это душа шахмат!» Не менее известный немец Тарраш утверждал: «Ничем нельзя так сильно и непоправимо испортить своё положение, как пешечными ходами».

    Пешки обладают одним большим недостатком: они не умеют ходить назад! Об этом забывают в пылу борьбы начинающие. Если плохой ход фигуры можно исправить, правда, с потерей времени, то плохой ход пешкой исправить невозможно. Поэтому к ходам пешками относись с большим вниманием. Перед тем как решиться двинуть пешку вперёд, спроси себя: «Что будет в будущем?!»

    Один начинающий шахматист спросил мастера: «Когда я сделал ошибку?» Мастер в шутку ответил: «На первом ходу! Вы пошли пешкой на е4».

     

    Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
    Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн.
    С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

    Добавить комментарий

    chessdeti.ru

    Правила шахмат если пешка дойдёт до конца — Адвокатский клуб

    Содержание страницы:

    Проходная пешка. Правила превращения пешек

    Вспомним шахматное правило, касающееся проходной пешки:

    «Пешка, дошедшая до последней горизонтали (восьмой — для былых, первой — для чёрных), может превратиться в любую фигуру, кроме короля».

    В этой статье мы попробуем разобраться в том, как пешке добраться до последней горизонтали, ведь её наверняка попытаются съесть. Также следует понять, в каких случаях пешке следует превращаться в ферзя, а в каких, к примеру, в коня.

    Последний солдат

    Одной из причин прекращения шахматной партии может быть ситуации, когда на шахматной доке остались лишь одни короли. Но пока кроме королей на доске есть хотя бы один шахматный солдат, т.е. пешка, игра может продолжатся. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, однако далеко не всем солдатам удается осуществить свою мечту. Чтобы облегчить эту задачу, необходимо иметь элементарные знания об игре в пешечном эндшпиле — концовке партии, когда на доска остаются только короли и пешки (пешка). Известный шахматных тренер, Марк Дворецкий, приводит пример вопиющей неграмотности одной из шахматисток, которая играя белыми сдалась в ничейной позиции.

    Белые преспокойно могли отдать пешку. Далее необходимо вставать в оппозицию к черному королю, а если это невозможно сделать, то вставать впереди проходной пешки. Более подробно об оппозиции и её использование в эндшпиле король против пешки и короля, смотрите в видео.

    Для тех, кому лень смотреть видео, советуем запомнить правило про «Ляльку (белую пешку), папу (белого короля) и злого дворника (черного короля)». Папа должен всегда идти впереди пешки, лялька должна плестись позади, но чтобы между ней и папой была свободная горизонталь. В таком случае, вне зависимости от очередности хода (белые или черные), пешка станет ферзем.

    Вне зависимости от очередности хода, пешка проходит в ферзи, так как у белых в запасе ход пешкой (запасной ход)

    Если бы пешка стояла не на поле e3, а не поле e4, исход партии зависел бы от очередности хода. При ходе былых была бы ничья, так черный король может встать в оппозицию к белому королю (черный король владеет оппозицией). При ходе черных, белые выигрывают, так как белый король может сместиться в противоположную сторону от хода черного короля.

    Ситуация с проходной пешкой меняется, если черный король прижат к краю доски. На диаграмме изображена позиция, в которой белые побеждают вне зависимости от очередности хода.

    Белым удается провести пешку в ферзи вне зависимости от очередности хода

    Итак, необходимо запомнить, если белый король добрался до шестой горизонтали, а белая пешка находится позади него, то она проходит в ферзи вне зависимости от очереди хода.

    Правило квадрата

    Успеет незащищенная пешка убежать от неприятельского короля или нет? Чтобы быстро прикинуть шансы превратиться в ферзя и не быть тут же съеденным королем, необходимо знать правило квадрата.

    Успеет ли черный король догнать и съесть пешку?

    Итак, на диаграмме выше нарисован красный квадрат. При ходе черных, черный король успевает войти внутрь квадрата (поле g3 или g4) и догнать пешку. Если ход белых, то пешку уже не догнать — судьба партии решена.

    Защищенная проходная

    Защищенная проходная пешка — это пешка, защищенная пешками того же цвета. Одинокий король не в состоянии справиться с защищенной проходной пешкой противника, ведь для этого необходимо уничтожить пешку, которая защищает проходную пешку. Посмотрите диаграмму ниже и оцените позицию. Ход черных. Белый король находится далеко и не может защитить свои пешки. Может ли черный король уничтожить обе пешки противника?

    Чтобы съесть защищенную проходную пешку g6, черный король должен уничтожить пешку f5, но если король побьет на f5, то последует g7 и пешка пройдет в ферзи. Черному королю остается крутиться около пешек, но в это время на подмогу подоспеет белый король и исход партии будет решен.

    Отдаленная проходная

    Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек. В видео ниже рассматривается пешечный эндшпиль, в котором у белых одна лишняя пешка.


    Похожая ситуация сложилась в партии любителей — шесть пешек у черных против пяти у белых.

    «Непроходная» пешка

    Пешки бывают центральными, а бывают и крайними, по другому их называют ладейными, т.е. они двигаются по вертикалям a и h. Если крайняя пешка рвется в ферзи при поддержке своего короля, но путь ей преграждает вражеский король, то увы, ферзе ей не стать. На диаграмме видно, что дело закончилось патом, даже несмотря на то, что у белых был слон.

    Слон был, а не помог, как такое могло случиться? Дело в том, что слон, чернопольный и он не может «выкурить» вражеского короля с белого поля а8.

    Превращение пешек — право выбора

    Многие начинающие шахматисты знаю, что пешка может превращаться в ферзя, но не все знают, что пешка может превращаться в ладью, слона или коня. Посмотрите на диаграмму ниже и попробуйте оценить шансы сторон на победу. Ход белых. Какой ход сделали бы вы?

    Рассмотрим ходы кандидаты, которых у белых не так и уж много:

    1. Пешка бьет коня и превращается в ферзя. Черные тут же забирают ферзя ладьей или королем и у белых не остается никаких шансов на спасение.
    2. f8 — пешка добирается до последние горизонтали и превращается в ферзя. Может показаться, что у белых появился шанс, ведь они провели ферзя. Однако черные делают ответных ход Kf6+. Белому королю объявлен шах, ферзь оказывается под боем ладьи.

    Белых остается забрать ферзем коня, после чего черные бьют коня пешкой. Увы, белые опять проигрывают. Кажется, что при любом раскладе у белых нет шанса. Выход находится сам собой, если вспомнить, в какие фигуры, кроме ферзя, может превратиться пешка: ладья, слон, конь…

    Если пешка превращается в коня, то белые объявляют мат!

    Как показал пример выше, в некоторых случаях жизненно необходимо превращать пешку в коня, а не в ферзя. Можно задаться вопросом, а существуют ли случаи, когда необходимо превращение не в ферзя, а в ладью? Посмотрев на диаграмму ниже, вы поймете, если на радости превратить пешку в ферзя, то черному королю будет некуда ходить — пат, т.е. ничья.

    В данном случае, превращаем пешку в ладью. Черному королю остается единственный ход — Кра6, Ла8 — мат.

    Может возникнуть позиция, когда пешку должна превратиться в слона. Посмотрите диаграмму и попробуйте найти мат в три хода.

    Задачи для самостоятельного решения

    Ход белых. Вам необходимо понять, в какую фигуру должна превратиться пешка и поставить мат в три хода.

    Ход былых. Белый король в западне, так как угрожает ход Лh8#. Если сходить Kрd8, то чёрные король неминуемо съест проходные пешки, а уж потом поставить мат при помощи ладьи? Как былым выиграть партию?

    Ход белых. Как избежать пата?

    Ход чёрных. До превращения пешки остается один шаг, но чёрный король не может встать на поле e2, так как грозит ход конём Кс3+.

    Белые начинаю и выигрывают. Мат в два хода.

    Ход белых, но кажется, ничего не может помещать чёрным провести ферзя и победно завершить партию. Но так ли это на самом деле?

    Белые начинаю и выигрывают. Мат в три хода.

    Как ходит шахматная пешка

    А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии – шахматным пешкам. Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры. На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.

    Шахматные ходы пешки

    Правило 1 (как пешки ходят)

    Маленькие шахматные пешки ходят
    1) по вертикали, 2) вперёд, 3) на одну клетку.
    Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю.
    Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа.
    1. e5 – e6 h5 – h4
    2. e6 – e7 h4 – h3

    Правило 2 (первый ход)

    Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).
    1. b2 – b4 b7 – b5
    2. d2 – d4 g7 – g5
    3. с2 – с4 с7 – с5
    Все пешки могут пойти на две клетки!
    Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут!
    Теперь внимание! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7 и е6). Ладья, король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится.
    Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.

    Взятие шахматной пешкой

    Правило 3 (взятия)

    Пешки бьют вперёд наискосок (по диагонали) на одну клетку.
    Посмотрите на белую пешку e2 и чёрную d3. При ходе белых последует
    1. e2 : d3,
    а при ходе чёрных
    1. . . . d3 : e2.
    При записи шахматных ходов три точки после «1» обозначают, что сейчас ход чёрных.
    Такие же взятия могут совершить другие пары пешек: a – b, b – c, f – g.
    Посмотрите на пару b5 и b6. Это встретившиеся пешки. Но теперь у них появилась возможность двинуться вперёд со взятием.
    Шахматные солдаты-пешки смело идут вперёд. Спросим их: «Зачем?» Отправляясь в путь, каждый солдат мечтает дойти до конца и стать генералом. Конечно, пешка мечтает стать ферзём, но может надеть и не такие «высокие» погоны. За этот подвиг пешке присваивают звание, которое она пожелает. Посмотрите на диаграмму. Любая пешка может повысить своё звание.

    Превращение шахматной пешки

    Правило 4 (превращения пешки)

    Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля.
    При этом пешка снимается с доски, а на её место становится новая фигура.
    1. b7 – b8 Ф c2 – c1 C
    (b7 : c8 K ) (c2 : d1 К )
    2. f6 – f7 h4 – h3
    3. f7 – f8 C h3 – h2 K
    (f7 : g8 Л ) (h3 : g1 С )
    После записи хода обозначим фигуру, в которую превратилась пешка.
    Пешка b7 пошла на b8 – ферзь . —-> b7 – b8 Ф
    Пешка c2 бьёт на d1 – конь . —-> c2 : d1 К
    Как ты думаешь, сколько ферзей одного цвета может быть на шахматной доске одновременно? Оказывается, 9 (в 8 ферзей могут превратиться пешки и ещё один свой. Не забыли про него?).

    Взятие пешки на проходе

    Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

    Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»), то последняя может её побить.
    Правило действует только один ход.
    На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе.
    1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки:
    1. . . . g7 – g5;
    2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную;
    3-ая часть – что получилось после взятия:
    2. h5 : g6;
    На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3, которое преодолевает белая пешка e2, и пару «голодных» чёрных пешек d4, f4, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить:
    1. e2 – e4 так как чёрные пешки d4 и f4 могут совершить взятие на проходе: 1. . . . f4 : e3 (d4 : e3).

    Всеволод Викторович Костров

    Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

    Проходная пешка. Правила превращения пешек

    Вспомним шахматное правило, касающееся проходной пешки:

    «Пешка, дошедшая до последней горизонтали (восьмой — для былых, первой — для чёрных), может превратиться в любую фигуру, кроме короля».

    В этой статье мы попробуем разобраться в том, как пешке добраться до последней горизонтали, ведь её наверняка попытаются съесть. Также следует понять, в каких случаях пешке следует превращаться в ферзя, а в каких, к примеру, в коня.

    Последний солдат

    Одной из причин прекращения шахматной партии может быть ситуации, когда на шахматной доке остались лишь одни короли. Но пока кроме королей на доске есть хотя бы один шахматный солдат, т.е. пешка, игра может продолжатся. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, однако далеко не всем солдатам удается осуществить свою мечту. Чтобы облегчить эту задачу, необходимо иметь элементарные знания об игре в пешечном эндшпиле — концовке партии, когда на доска остаются только короли и пешки (пешка). Известный шахматных тренер, Марк Дворецкий, приводит пример вопиющей неграмотности одной из шахматисток, которая играя белыми сдалась в ничейной позиции.

    Белые преспокойно могли отдать пешку. Далее необходимо вставать в оппозицию к черному королю, а если это невозможно сделать, то вставать впереди проходной пешки. Более подробно об оппозиции и её использование в эндшпиле король против пешки и короля, смотрите в видео.

    Для тех, кому лень смотреть видео, советуем запомнить правило про «Ляльку (белую пешку), папу (белого короля) и злого дворника (черного короля)». Папа должен всегда идти впереди пешки, лялька должна плестись позади, но чтобы между ней и папой была свободная горизонталь. В таком случае, вне зависимости от очередности хода (белые или черные), пешка станет ферзем.

    Вне зависимости от очередности хода, пешка проходит в ферзи, так как у белых в запасе ход пешкой (запасной ход)

    Если бы пешка стояла не на поле e3, а не поле e4, исход партии зависел бы от очередности хода. При ходе былых была бы ничья, так черный король может встать в оппозицию к белому королю (черный король владеет оппозицией). При ходе черных, белые выигрывают, так как белый король может сместиться в противоположную сторону от хода черного короля.

    Ситуация с проходной пешкой меняется, если черный король прижат к краю доски. На диаграмме изображена позиция, в которой белые побеждают вне зависимости от очередности хода.

    Белым удается провести пешку в ферзи вне зависимости от очередности хода

    Итак, необходимо запомнить, если белый король добрался до шестой горизонтали, а белая пешка находится позади него, то она проходит в ферзи вне зависимости от очереди хода.

    Правило квадрата

    Успеет незащищенная пешка убежать от неприятельского короля или нет? Чтобы быстро прикинуть шансы превратиться в ферзя и не быть тут же съеденным королем, необходимо знать правило квадрата.

    Успеет ли черный король догнать и съесть пешку?

    Итак, на диаграмме выше нарисован красный квадрат. При ходе черных, черный король успевает войти внутрь квадрата (поле g3 или g4) и догнать пешку. Если ход белых, то пешку уже не догнать — судьба партии решена.

    Защищенная проходная

    Защищенная проходная пешка — это пешка, защищенная пешками того же цвета. Одинокий король не в состоянии справиться с защищенной проходной пешкой противника, ведь для этого необходимо уничтожить пешку, которая защищает проходную пешку. Посмотрите диаграмму ниже и оцените позицию. Ход черных. Белый король находится далеко и не может защитить свои пешки. Может ли черный король уничтожить обе пешки противника?

    Чтобы съесть защищенную проходную пешку g6, черный король должен уничтожить пешку f5, но если король побьет на f5, то последует g7 и пешка пройдет в ферзи. Черному королю остается крутиться около пешек, но в это время на подмогу подоспеет белый король и исход партии будет решен.

    Отдаленная проходная

    Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек. В видео ниже рассматривается пешечный эндшпиль, в котором у белых одна лишняя пешка.


    Похожая ситуация сложилась в партии любителей — шесть пешек у черных против пяти у белых.

    «Непроходная» пешка

    Пешки бывают центральными, а бывают и крайними, по другому их называют ладейными, т.е. они двигаются по вертикалям a и h. Если крайняя пешка рвется в ферзи при поддержке своего короля, но путь ей преграждает вражеский король, то увы, ферзе ей не стать. На диаграмме видно, что дело закончилось патом, даже несмотря на то, что у белых был слон.

    Слон был, а не помог, как такое могло случиться? Дело в том, что слон, чернопольный и он не может «выкурить» вражеского короля с белого поля а8.

    Превращение пешек — право выбора

    Многие начинающие шахматисты знаю, что пешка может превращаться в ферзя, но не все знают, что пешка может превращаться в ладью, слона или коня. Посмотрите на диаграмму ниже и попробуйте оценить шансы сторон на победу. Ход белых. Какой ход сделали бы вы?

    Рассмотрим ходы кандидаты, которых у белых не так и уж много:

    1. Пешка бьет коня и превращается в ферзя. Черные тут же забирают ферзя ладьей или королем и у белых не остается никаких шансов на спасение.
    2. f8 — пешка добирается до последние горизонтали и превращается в ферзя. Может показаться, что у белых появился шанс, ведь они провели ферзя. Однако черные делают ответных ход Kf6+. Белому королю объявлен шах, ферзь оказывается под боем ладьи.

    Белых остается забрать ферзем коня, после чего черные бьют коня пешкой. Увы, белые опять проигрывают. Кажется, что при любом раскладе у белых нет шанса. Выход находится сам собой, если вспомнить, в какие фигуры, кроме ферзя, может превратиться пешка: ладья, слон, конь…

    Если пешка превращается в коня, то белые объявляют мат!

    Как показал пример выше, в некоторых случаях жизненно необходимо превращать пешку в коня, а не в ферзя. Можно задаться вопросом, а существуют ли случаи, когда необходимо превращение не в ферзя, а в ладью? Посмотрев на диаграмму ниже, вы поймете, если на радости превратить пешку в ферзя, то черному королю будет некуда ходить — пат, т.е. ничья.

    В данном случае, превращаем пешку в ладью. Черному королю остается единственный ход — Кра6, Ла8 — мат.

    Может возникнуть позиция, когда пешку должна превратиться в слона. Посмотрите диаграмму и попробуйте найти мат в три хода.

    Задачи для самостоятельного решения

    Ход белых. Вам необходимо понять, в какую фигуру должна превратиться пешка и поставить мат в три хода.

    Ход былых. Белый король в западне, так как угрожает ход Лh8#. Если сходить Kрd8, то чёрные король неминуемо съест проходные пешки, а уж потом поставить мат при помощи ладьи? Как былым выиграть партию?

    Ход белых. Как избежать пата?

    Ход чёрных. До превращения пешки остается один шаг, но чёрный король не может встать на поле e2, так как грозит ход конём Кс3+.

    Белые начинаю и выигрывают. Мат в два хода.

    Ход белых, но кажется, ничего не может помещать чёрным провести ферзя и победно завершить партию. Но так ли это на самом деле?

    Белые начинаю и выигрывают. Мат в три хода.

    Правила: Если пешка дошла до конца поля в шахматах

    Белая пешка, достигшая восьмой горизонтали, а черная – первой, могут превратиться в любую фигуру своего цвета, за исключением короля: ферзя, ладью, слона, коня. Теоретически пешка может остаться пешкой, но практический смысл в этом вряд ли есть. Присутствие уже имеющихся фигур на доске не имеет значения. После превращения пешек на доске может появиться несколько ферзей, более двух ладей, коней или слонов.

    Превращение пешки выполняют так: пешку двигают на поле превращения, снимают с доски, ставят на ее место выбранную фигуру. Превращение пешки в фигуру – один ход. На шахматной доске все ходы, включая операции по превращению пешки, делают одной рукой. Появившаяся на доске новая фигура может начинать двигаться только при очередном ходе.

    Ход белых. После 1. f8 белые могут превратить пешку в любую фигуру. Поставив ферзя или ладью, белые выигрывают, коня или слона – проигрывают партию.

    Ферзь – самая сильная фигура. Практически во всех случаях пешку превращают в ферзя. В редких ситуациях имеет смысл ставить вместо ферзя другую фигуру на поле.

    Ход белых. 1. f8Ф.

    Превращение пешки в ферзя приводит к пату, в итоге – ничья.

    Единственный ход, приводящий к победе 1. f8Л. Превращение пешки в коня или слона приводит к ничьей из-за недостаточности материала для мата.

    Превратив пешку в ферзя 1. f8Ф, белые проигрываю после 1. … Кf6+. К победе приводит единственный вариант 1. f8КХ. Черным мат.

    У белых есть несколько продолжений.

    Белые забирают коня противника и ставят ферзя: 1. gfФ+. Вариант невыгодный, так как ферзя на f8 черные бьют ферзем или королем.

    Ход пешкой с превращением ее в ферзя: 1. g8Ф. Вариант проигрышный для белых после 1. … Ф:h5X. Белым мат.

    Третий вариант, которым белые не только уходят от поражения, но и добиваются победы: 1. g8К+. Двойной удар – конь одновременно нападает на черного короля и черного ферзя. Черный король вынужден сделать ответный ход. Белый конь забирает черного ферзя, и выигрыш белых обеспечен.

    Превращение пешки в ладью, коня или слона часто используют в шахматных задачах.

    Задача-двухходовка. 1. ghФ превращение пешки в ферзя приводит к ничьей из-за пата. Правильно 1. ghЛ Крa1 2. Лh2Х.

    Превращение пешки в ферзя использовано в этюде А. Гурвича, 1926 год.

    1. Кf2+ Крh5 2. Кс6 а2 3. Кd4 a1Ф, черные успели провести ферзя, но 4. Кf5Х. Черным мат.

    Интересная позиция возникла в партии Шилов – Аронян на турнире в в испанском городе Линарес в 2008 году.

    Ход белых. Нельзя играть 59. f8Ф, после 59. … Сc6 белые получают мат. Правильно 59. f8К+. Белые выигрывают темп и остаются с лишней фигурой за 2 пешки.

    Превращения пешки в слона или ладью на практике встречаются редко. Позиция из партии В. Баклан – Фам Минь в Каппель-ля-Гранд в 2004 году.

    Черные из нескольких возможных вариантов победы выбирают самый эффектный. 49. … c1С. Пешка превращается в слона. (Если поставить ферзя 49. … c1Ф, белые форсировано получают пат: 50. Л:g7+ Кр:g7 51. Фg5+ Фс: g5 или 51. … Фf:g5, ничья. Превращение пешки в ладью приводит к тому же результату). В партии последовало: 50. Ф:c1 Фе5+ 51. Крg1 Фg3+ 52. Крf1 Сd3+, и белые сдались.

    Задача-шутка.

    В теоретически ничейной позиции белые начинают и проводят ферзя. 1. Крg3 Крg7 2. Крg4 Крh6 3. h5 Крg7 4. Крg5 Крh7 5. Сc2+ Крg7 6. h6+ Крg8 7. h7+ Крh8 9. h8Ф+.

    Белые выполнили условие задачи и провели ферзя, но, естественно, черные забирают его королем: 9. … Кр:h8 и ничья.

    Ранние шахматные кодексы правило превращения пешки, дошедшей до последней горизонтали, определяли нечетко. Вместо пешки можно было ставить любую фигуру, в том числе фигуру противника.

    Мат в 2 хода, задача Л. Куббеля, 1941 г. На диаграмме черный король находится в положении пата. Для выполнения условия задачи, необходимо или выпустить его, или поставить на доску новую черную фигуру.

    1. е8чКр (белые ставят черного короля).

    У черных появляется новая фигура король и возможность выполнить ход: 1. …Kpd8 2. Фd7Х.

    Ферзь белых дает одновременный мат обоим черным королям.

    Из жизни шахматистов

    Два любителя играют в шахматном клубе легкую партию. Играющий белыми разбит вдребезги: имеет только короля и пешку против короля, слона, коня и двух черных пешек, одна из которых пришла на g2, но, как принято у слабых игроков, не сдавался. Наконец черные сыграли g1Ф, но ошибочно поставили не черного, а белого ферзя. Игравший белыми моментально схватил этого ферзя, сделал им ход и предложил черным сдаться.

    Игравший черными возмутился: «Не могу же я делать из моей черной пешки белую фигуру?!»

    – Почему же? – ответил партнер. – В учебнике Бильгера сказано, что можно делать любую фигуру, кроме короля, а про цвет там ничего не сказано. Со скандалом черные признали свое поражение.

    Юмор в шахматах

    Ученик: «Можно ли превратить пешку в ферзя, если она не дошла до конца?»
    Тренер: «Нет, это невозможно».
    Ученик: «А мой дедушка превратил пешку в ферзя, которая еще не дошла до конца, сказав, что пенсионерам можно!»

    Отличие шахмат от жизни.
    – Может ли пешка стать королем?
    – Нет.
    – А президентом?
    – Легко!

    Правила шахмат

    Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

    Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.

    По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
    Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

    В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

    Рассмотрим ходы каждой фигуры.
    —-
    Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
    Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

    Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

    Рокировку нельзя делать:
    — если король уже делал ход
    — если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
    — если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
    — если после рокировки король окажется под шахом
    — если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
    — если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
    В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается «0-0», длинная «0-0-0».
    ——
    Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
    — защититься от шаха
    — забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
    — уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
    ——
    Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
    —-
    Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
    —-
    Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).


    Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

    —-
    Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).


    Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.

    —-
    Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

    Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

    Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.

    Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
    С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

    —-
    Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».
    Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

    Еще по теме:

    • Осаго в туле 2018 Калькулятор ОСАГО в Тула на 2018 года Сделайте расчет на калькуляторе, и мы покажем вам где дешевле застраховать машину по ОСАГО в Тула Стоимость ОСАГО в компаниях: Результаты полученные на калькуляторе будут сохранены в Вашем личном кабинете. Вы всегда сможете их посмотреть и сделать […]
    • Памятка по правилам поведения на водоемах Памятка по правилам поведения на водоемах В этом году весна пришла раньше обычного. Лед на реках почти весь сошел, а на закрытых водоемах ледяной покров еще остался и представляет определенную опасность. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами […]
    • Налог усн ип ставка УСН: ставки Актуально на: 22 февраля 2017 г. Плательщики УСН исчисляют налог по упрощенке исходя из своих доходов или доходов, уменьшенных на расходы, в зависимости от того, какой объект налогообложения был выбран. Какие ставки УСН применяются в 2017 году, и как рассчитывается […]
    • Временное разрешение на проживание в москве В какую сумму может стать получение разрешения на РВП? В связи с существенным увеличением желающих получить РВП в России, все чаще задают вопрос «Сколько стоит получить РВП?». Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как стоимость зависит от ряда причин. Рассмотрим стоимость всех […]
    • Среднеарифметическое правило Среднее арифметическое Определение. Среднее арифметическое нескольких величин — это отношение суммы величин к их количеству. Примером среднего арифметического служат такие показатели, как урожайность, производительность, посещаемость, скорость движения на определенном участке. Вычисление […]
    • Что дает договор купли продажи автомобиля Что дает договор купли продажи автомобиля После оформления покупки. Одним из самых распространенных способов для продажи своего транспортного средства остается договор купли-продажи. Такой вариант особенно удобен тем, что данный документ может составить каждый человек, согласовав его как […]
    • Как оформить карточку в метро кэш энд керри Как получить карту физическому лицу Вопрос, как получить карту metro cash and carry юридическому лицу или ИП легко решаем с помощью официального сайта и предоставления собственных документов. Чаще всего, карточку METRO приобретают ради оптовых покупок, предприниматели малого и среднего […]
    • Общая собственность презентация Презентация к курсу «Экономика и право» по теме «Право общей собственности» (10 класс) Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал» Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки […]

    bouncekitchen.ru

    Проходные пешки. Отдаленная проходная. — Шахматное место

    Добрый вечер.

    Сегодня, наверно, будет кратенькая запись для начинающих шахматистов. Если для кого-то будет информация полезна, тогда ОК.

    В общей иерархии пешек — котировки проходных чуть ли не самые высокие. Выше только пожалуй защищенные проходные (о них следующий пост).

    Интересовался целенаправленно с игроков от КМС и выше, на что они обращают внимание в плане очереди когда смотрят спонтанную позицию в книге или журнале.

    Приоритет был такой:

    1. Наличие/отсутствие чьей либо доминации в центре доски.
    2. Положение королей (ненадежный король чьей-то стороны притягивает внимание)
    3. Проходная пешка (если в наличии на доске)
    4. Материальное соотношение сил.

    Обратите внимание наличие сильной проходной притягивает внимание опытного игрока приоритетнее чем даже беглый подсчет материала сторон!!!

    Это не случайно и имеет все основания.

    Сначала определение:

    Проходная пешка- пешка не имеющая на своей, и на соседних вертикалях перед собою пешек противника.

          Диаграмма №1

    На диаграмме №1. Белая пешка а6, а также чёрные пешки b6, d4 – проходные. А вот остальные пешки – нет!

    Проходная пешка она ОЧЕНЬ напрягает обоих противников- для её обладателя это шанс и интрига, а вот для противника большая и постоянная головная боль.
    Она оттягивает на себя дорогие ресурсы. Для её контроля или блокировки нужен как минимум конь, а если пешка хорошо поддерживается то и по более, чем один конь.

    Сложность этой пешки не только в том, что она может стать ферзем, но и в том, что оена просто отвлекающий силы противника ресурс. Одновременно и держать проходную и участвовать в игре на другом участке доски не всегда возможно!

    Особенно остро стоит вопрос, если проходная пешка ОТДАЛЕННАЯ!
    Например вот такая:

          Диаграмма №2

    Такие пешки как а6 сложны для противника. Её проблему можно решить полностью лишь уничтожив, а сделать это возможно лишь ценой уступок . В этом эндшпиле например утратив контроль за черными пешками королевского фланга.

    Вообщем- проходная пешка это сила. НО! при условии, что она сама и поля перед ней хорошо поддерживаются Вами. Иначе это банальная изолированная пешка, которую просто физически изымут из обращения.

    Есть даже специальная шкала оценки стоимости проходной пешки не являющейся слабостью:

    Если обычная пешка – это 1 условная единица,
    То проходная белых добравшаяся до 6-ой горизонтали по силе равна 3 единицам.
    А если она уже в 7-ой, то даже 4 или 5 !!!

    Чаще всего такая проходная возникает в позиции с уже обильно произведенными разменами. Но иногда уже в середине игры или даже в дебюте возможна игра на мощную проходную!

    То что пешка в 6-ой или в 7-ой горизонтали выше номинала подтверждалось практикой многократно.

    Есть дебютные варианты в которых одна из сторон смело жертвует фигуру, в том числе и с учетом сильной проходной пешки в 6-ом ряду.

    Вот острый и опасный для черных вариант в гамбите Яниша Испанской партии:

    1.е4 е5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 f5!? 4.d4 f:e4 5.K:e5 K:e5 6.d:e5 c6 7.Kc3!?
          Диаграмма №3

    Не будь этого рискового продолжения у белых- они просто играли бы без пешки (Фа5+ и Ф:е5), посмотрим чего ради отдается целый слон!

    7… c:b5 8.K:e4 d5 (особо лучшей альтернативы то не видно) 9.e:d6 Kf6 10.0-0 (возможно и 10.Сg5)
          Диаграмма №4

    У белых и сильная атака и две пешки за слона и одна из них на d6 – очень неудобная проходная гвоздь!

    Практика показывает крайне удручающие результаты для черных… особенно если говорить о партиях с укороченным контролем.

    Надо сказать и про общий пульс позиций при наличии фактической или потенциальной проходной пешки. Сильнейшие и красивые комбинации происходят иногда даже в глубоком эндшпиле.

    При изучении тактики Вы непременно пройдете целый пласт тематических позиций «на образование проходной».

    Вот лишь пара примеров:

    №1.

    Назаровский – Эберле (1957)

              Диаграмма №5

    Ход белых.

    Дела белых плохи. У черных решающий материальный перевес. Будь их ход, то играя 1… Л:а5 или скажем даже 1… Лс4- они бы реализовали свое преимущество.

    Однако очередность хода и возможность сыграть на проходную- это отличный шанс на спасение. Что и было подмечено острым глазом Назаровского.

    1.с6! b:c6 2.Лb5!!
            Диаграмма №6

    Если первый ход заметен сразу, то вот второй на тему перекрытия далеко не очевиден.
    Ради обеспечения проходной в жертву приносится целая ладья.

    После

    2…a:b5 3.b7 Л:а5 4.b8Ф+

    Соперники согласились на ничью. Несмотря на проведенного ферзя у черных достаточный для ничьей эквивалент и подходящая для ничьей позиция.

    ______

    Второй пример и вовсе экстремальный. В проходную «вложилась вся огромная страна» 🙂

    Думаю и Вы почувствуете значение которое имеет для шахматистов проходная пешка или даже угроза её возникновения.

    №2.

    Ортуэта – Санц (1934)

            Диаграмма №7

    1… Лd2 (Ладья вторгается в обжорный ряд и создает угрозу пешке b2, пока ничего сверхестетственного)

    2. Ка4 (Этот естетственный ход, допускает одну из самых красивых концовок в истории шахмат. Сильнее было играть 2.а4, но белые просто не подозревали что в позиции запрятано ядерное оружие)

           Диаграмма №8
    2… Л:b2!!
    3.K:b2 c3
    4.Л:b6

          Диаграмма №9

    Эта отдача ладьи по сути единственный шанс белых. В противном случаи в игру угрожал вступить черный слон вскрытым шахом:
    4.Kd3 (надо держать поле с1, иначе пешшка с3 проходит в два хода)
    4… с4+ 5.Л:b6 (См. Диаграмму №10)
           Диаграмма №10
    И сейчас черные брали бы не ладью, а коня! Так как получали бы связанные проходные пешки против которых ладья не в состоянии бороться, а король белых далеко.

    Далее в партии последовало:
    4… с4!
            Диаграмма №11

    Черным не нужны ни конь , ни ладья, они играют на проходную.
    Ладье белых сейчас некогда отходить , так как иначе пешка с3 шагает на с2 и ферзь не избежен.

    5.Лb4 (Единственная внятная попытка задержать проходную, но и здесь у черных находится сильная реплика!)

    5… а5!!
            Диаграмма №12

    Этот ход показывает беспомощность и коня, и ладьи против проходных пешек черных.
    Взятие на с4 ведет после 6… с:b2 к появлению ферзя на поле b1.

    Сейчас самым красивым ответным ходом белых было просто остановить часы и оставить шедевр в красивом виде, но по инерции сыграли ещё:

    6.Ка4 a:b2
         Диаграмма №13

    Белые сдались только сейчас. Король белых слишком далеко и не способен на задержание проходных.

    chessplace.livejournal.com

    Проходная пешка Википедия

    Пешка (Юникод: ♙♟) — самая слабая шахматная единица (её не принято считать фигурой) и основная единица измерения шахматного материала: в пешечном эквиваленте измеряют «вес» фигур (лёгкая фигура примерно эквивалентна трем пешкам, ладья — пяти)[1].

    По Ф. Филидору пешка — «душа шахматной партии», структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии. В эндшпиле роль пешек значительно возрастает, особенно далеко продвинутых (близких к полю превращения). Буквенное обозначение — п. (в шахматной нотации обычно используется только при записи положения фигур на диаграмме, а в процессе партии опускается).

    Из-за своей индивидуальной слабости в сравнении с другими фигурами, пешка в метафорическом смысле олицетворяет беспомощность, низкое положение в иерархии: например, «Он был всего лишь пешкой в моих руках».

    Иногда встречается галлицизм пион (фр. Pion)[2] — пехотинец (пешеход)[3].

    Ход

    Взятие на проходе

    • Пешка может ходить вперёд на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали.
    • С исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты.
    • Пешка ходит на поле, занимаемое фигурой или пешкой противника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру или пешку.
    • Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнёра, который продвинул её с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется «взятием на проходе».

    Превращение

    Позиция из учебника Ласкера

    Превращение в коня. Выигрывает только ход белых 1.edК+! благодаря «вилке» на c6 и f7.

    Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена, по выбору игрока, на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода; эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». При этом не имеет значения, сколько таких фигур уже имеется на доске. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в ферзя как в наиболее сильную фигуру. В некоторых случаях, однако, пешку выгоднее превратить в другую фигуру («слабое превращение»). К таким ситуациям относятся:

    • Возможность поставить шах, мат или создать «вилку» превращением пешки в коня (одновременно атаковать несколько фигур или поскольку ферзь не может ходить как конь).
    • Необходимость избежать немедленного пата или, реже, возможность создать патовую ситуацию (пешку превращают в ладью или слона). Применяется преимущественно в шахматной композиции.

    Виды пешек

    а6 и b6 — «пешки-недотроги»

    В зависимости от вертикали, на которой пешка находится, различают:

    Название пешкиВертикаль
    Королевскаяe
    Ферзеваяd
    Слоноваяc, f
    Коневаяb, g
    Ладейнаяa, h
    Центральнаяd, e
    Крайняяa, h

    В зависимости от взаимного расположения пешек существуют:

    • Блокированная пешка — пешка, продвижение которой остановлено неприятельской фигурой или пешкой, стоящей непосредственно перед ней. Чаще всего блокированию подвергается изолированная пешка.
    • Изолированная пешка — пешка, на соседних вертикалях с которой отсутствуют пешки того же цвета.
    • Отсталая пешка ― пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед ней находятся под боем).
    • Проходная пешка — пешка, на одной вертикали перед которой отсутствуют пешки противника, а на соседних вертикалях или нет пешек противника или они не держат под боем поля, через которые пешка должна пройти до поля превращения.
      • Защищённая проходная — проходная пешка, защищённая пешками того же цвета.
      • Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек.
    • Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета.
    • Связанные пешки — две или более пешек одного цвета на соседних вертикалях, имеющие возможность защищать друг друга.
      • Пешечная пара — две пешки одного цвета, расположенные рядом на соседних вертикалях.
      • «Висячие» пешки — две связанные пешки (обычно центральная и слоновая) на одной горизонтали, не защищённые другими пешками. По определению Арона Нимцовича они унаследовали характерную черту изолированной пешки — соединение статической слабости и динамической силы: «висячие» пешки требуют постоянной защиты, но могут быть использованы как средство острой контратаки. Борьба против «висячих пешек» чаще всего сводится к тому, чтобы вынудить продвижение одной из них, затормозить их дальнейшее продвижение и атаковать отставшую пешку.
    • Сдвоенные пешки (строенные пешки) — две (три) пешки одного цвета на одной вертикали.

    На диаграмме:

    Белые:

    • Пешка d3 — изолированная.
    • Пешки g2, g3, g4 — изолированные, строенные; пешка g4 — проходная.

    Чёрные:

    • Пешки b6, c5, d5 — связанные; пешка b6 — проходная.

    Особый вид пешек — «Пешки-недотроги» — пешки, нападение на которые ведёт к цугцвангу нападающей стороны.

    На диаграмме:

    Ошибочно 1. Крb5? из-за 1… Kpa7, и чёрные выигрывают. На 1. Kpb4 ошибочно 1… Kpa7? из-за 2. Kpb5, и побеждают белые.

    См. также

    Примечания

    Литература

    wikiredia.ru

    О пешках для начинающих (Защищенная проходная) №1

    Добрый вечер!

    Запись вторника для начинающих. Продолжение рассказа о различных пешечных конфигурациях.

    Защищенная проходная пешка- одна из самых сильных пешечных конструкций.

    С одной стороны она угрожает стать ферзем. С другой стороны она неуязвима, так как защищена сзади второй своей пешкой.
    Противник её может только блокировать и вести атаку против её защитницы.

    У вас защищенная проходная, а у соперника её нет?
    Переходите в эндшпиль (желательно пешечный) и позиция почти всегда будет выиграна.

    Рассмотрим уже финальные ситуации с защищенной проходной пешкой.
    Этих примеров будет достаточно что бы понять мощь этого актива.

    Пример №1.

        Диаграмма №1

    Ход белых.

    Пешки белых f5+g4 – образуют защищенную проходную.
    Черный король пока надежно её стережет. Но беда в том, что пассивная охрана не избавляет черных от проблем. У белых сейчас фактически «лишний король». Он беспрепятственно уничтожит пешки черных на ферзевом фланге.

    Первым делом подрывом белые образуют в черной фаланге пробоины:

    1.а4 b:a4 2.Kp:a4 Kpe5
            Диаграмма №2

    После этого король легко подходит к черным пешкам. Черные вынуждены быть королем только на королевском фланге. Иначе пройдет пешка f. В этой привязанности и есть сила защмщенной проходной пешки.

    3.Kp:a5 Kpf6 4.Kpb6 Kpe5 5.Kp:c6
            Диаграмма №3
    И белые легко побеждают.

    Разумеется черные могли играть упорнее:

    1.а4 Кре5
           Диаграмма №4

    Пытаясь держать свои пешки неприступным ежом, несмотря ни на что. Но… у белых имеется возможность расшатать их неприступность своей пешкой с3.

    2.a:b5 c:b5 3.c4
           Диаграмма №5
    Сейчас как бы не играли в ответ черные они уступают партию.

    1) 3… b:c4+ 4.Kp:c4 Kpf6 5.Kpb4 Kpe5 6.Kp:a5
           Диаграмма №6

    И белые легко выигрывают, простым перемещением короля к пешкам королевского фланга. Постепенно черный король отходит и гибнет ещё и вторая пешка:

    6… Kpf6 7.Kpb5 Kpe5 8.Kpc5 Kpf6 9.Kpd5 Kpe7 10.Kpe5
         Диаграмма №7

    10… Kpf7 11.f6 Kpf8 12.Kpf5
               Диаграмма №8

    И дальше с двумя лишними пешками белые легко выигрывают.
    ________________

    2) 3… а4 4.Крс3!
            Диаграмма №9

    4… b:c4 5.Kp:c4 Kpd6 6.Kpb4
            Диаграмма №10
    Белые выигрывают пешку и приходят затем на королевский фланг с победой.

    Важно помнить!
    Пешечное окончание для противника играющего против защищенной проходной плачевно именно из-за невозможности атаки защитника проходной.

    Так например в этой позиции:
             Диаграмма №11

    Черные не могли подойти к пешке g4 (6… Kpf4? 7.f6 и пешка убегает в ферзи самостоятельно)

    Пример №2.

             Диаграмма №12

    Ход белых.

    Некоторые сложности при реализации преимущества защищенной проходной пешки могут возникнуть только если пара зафиксирована слишком далеко от полей превращения. Здесь существует риск того, что черный король может проигнорировать угрозу движения пешки f3 и в наглую пойти на уничтожение белой пешки g2! Ведь тогда черные смогут быстро провести в ферзи собственную пешку …

    Выиграть белым в позиции №2 уже гораздо сложнее!

    Первым делом они активизируют пешки ферзевого фланга на полях максимально близких к полю превращения. Это позволит им создать угрозу броска королем на ферзевый фланг с последующим проведением пешки в ферзи именно там.
    Попутно решается задача подготовки для черных позиции цугцванга, когда у черных останутся только невыгодные ходы королем.

    1.b4 a6 2.b5 a:b5 3.a:b5 Kpf5
                Диаграмма №13

    У черных из-за слабости пешки d5 и поля d4 сразу возникли сложности. Сейчас белый король выходит на атакующие рубежи, а затем производит обмен своей пешки f3 на пешку противника d5, добиваясь выигранного централизованного положения.

    4.Kpd4 Kpe6 5.f4 Kpf5 6.Kp:d5 Kp:f4
                 Диаграмма №14

    Теперь белые должны действовать с позиции силы своего короля. Они способны оттеснить черного короля боковым давлением. Проблема черных в том, что их свободному движению короля будут мешаться застопорившиеся пешки по вертикали «g»!

    7.Kpd4! Kpf5 8.Kpe3 Kpg4 9.Kpe4
               Диаграмма №15

    9… Kpg5 10.Kpf3 Kph5 11.Kpf4
              Диаграмма №16

    Сейчас черный король вынужден отойти от пешки и белые легко-легко побеждают, просто направляя своего короля после уничтожения черной пешки g3 на ферзевый фланг.

    А вот как могло все обернутся, если бы белые простодушно отправились бы на ферзевый фланг сразу:

             Диаграмма №17

    7.Крс6? (вместо правильного 7.Kpd4) 7… Kpe3 8.Kp:b6 Kpf2
              Диаграмма №18

    И выясняется, что пешка g3 – слишком близко к полю превращения.

    9. Kpc6 Kp:g2 10.b6 Kpf3 11.b7 g2 12.b8Ф g1Ф
              Диаграмма №19
    Ничья была, бы. Да.
    ____________________

    Пример №3

              Диаграмма №20

    Если в прошлом примере на руку белым было то, что в дополнение к основной проблеме черных (защищенная проходная белых), была ещё слаба пешка d5, то здесь у черных слабой пешки нет!

    И черные смогут свести эту партию вничью, именно из-за того, что защищенная проходня зафиксированная очень далеко. Угроза прорыва черного короля на g2 будет висеть над белыми всю концовку!

    Если белые хотят играть активно, то нужно пробовать проход короля на ферзевый фланг к черным пешкам.

    Посмотрим что получится из этого:

    1.Kpc4 Kpf4 2.Kpb5 Kpe3 3.Kpa6 Kpf2
             Диаграмма №21
    Играть так черные вынуждены. Это их единственный шанс!

    4.f4 Kp:g2 5.f5 Kph4 6.f6 g2 7.f7 g1Ф 8.f8Ф
            Диаграмма №22

    Ферзи превратились одновременно, но сейчас ход черных и они в состоянии занять активную оборонительно-наступательную позицию.

    8… Фе3 9.Фf7 Kpg3 10.Kp:a7 c4!
            Диаграмма №23

    И черные свели партию вничью!

    Если белым королем не прорываться к пешкам ферзевого фланга, то выиграть как-то иным способом просто невозможно. Черные в состоянии сами образовать проходную на ферзевом фланге и оттянуть внимание белого короля на себя. И доступ к пешке g2 будет свободен.

    ________________

    Пример  №4.

    Сместив всего лишь на одну горизонталь (в сравнении с №3) выше защищенную проходную, ничьей у черных уже нет!

                 Диаграмма №24

    Белые побеждают путем атаки короля пешек ферзевого фланга.

    1.Крс4 а6 2.а5!
                 Диаграмма №25

    И победа аналогичная примеру №1.

    Если черные бросаются в контратаку, то тут им не хватает 2-х темпов!

    1.Крс4 Крf5 2.Kpb5 Kpe4 3.Kpa6 Kpf3 4.f5
            Диаграмма №26

    4… Kp:g3 5.f6 Kph3 6.f7 g3 7.f8Ф
           Диаграмма №27

    И белые легко побеждают.

    Таким образом по защищенной проходной пешке есть простой вывод:

    Имея такой актив, стремитесь к разменам и переводите игру в пешечное окончание выигран будет практически любой эндшпиль. В очень редких случаях у противника будет шанс на спасение.

    ______________________

    В заключение по теме хочу сказать, что необходимо знать об одной уязвимой конструкции защищенной проходной пешки.

    Посмотрим последний пример.

    Пример №5

                    Диаграмма №28

    В этом положении мы видим, что у белых есть защищенная проходная пешка f6.
    Это явный признак позиционного преимущества. Кажется, что при таком сценарии белый король может направится на ферзевый фланг за пешкой «а».

    Но! Именно здесь нужно обратить внимание, на то , что черные способны обесценить актив, подрывом h7-h6!
    Выбивая защиту пешки f6- черный король сможет уничтожить обе белые пешки. И провести в ферзи пешку g6.

    1.Kpd4 h6 2.g:h6 Kp:f6 3.Kpe4 g5 4.Kpf3 Kpg6 5.Kpg4 Kp:h6
                  Диаграмма №29

    И при точной игре белые сумеют свести партию вничью, так как их король занял позицию перед черной пешкой.

    Последний пример показывает, что при выходе в эндшпиль с защищенной проходной, нужно внимательно следить- «нет ли у соперника возможности выбить защиту у проходной боковым подрывом. Наличие подрыва защищенной проходной может влиять на оценку перспектив.

    _______________

    В следующий вторник покажу примеры игры с защищенной проходной пешкой, но при наличии ладей или слонов.

    chessplace.livejournal.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *