Правила шахматной игры для начинающих – Шахматы для начинающих — правила игры, ходы фигур, инструкции для детей

    Содержание

    правила в шахматах для начинающих

    Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 квадратов, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля). Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикалями, горизонталями и диагоналями.
    Каждая горизонтальная линия пронумерована от 1 до 8. Каждая вертикальная линия пронумерована латинскими буквами от «А» до «Н». Каждое поле доски имеет свои координаты, которые образуются путем написания наименования вертикали и номера горизонтали.
    Доска во время игры располагается так, что бы у каждого партнера справа находилось белое угловое поле. Если это требование нарушено, возникшая позиция считается невозможной. Игру следует прервать. Исправляется положение доски. Затем на нее переносится создавшаяся позиция. После этого партия продолжается.

    По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед началом игры. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном.В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.

    Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:

    Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходитна любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат — вы победили и партия окончена.


    Ферзь. Самая сильная фигура. В народе ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.


    Ладья. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.


    Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?


    Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед (в народе говорят буквой Г).


    Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.


    Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.

    Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример.


    При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.

    В этой статье мы ознакомили вас с основными правилами шахмат, которые нужно знать начинающим. Самих правил намного больше. Ознакомится с ними более подробно, вы можете в другом разделе нашего сайта, для этого нажмите СЮДА.


    fenix64.com

    Шахматы правила игры для новичков

    Прекрасный момент, друзья, чтобы узнать про шахматы: правила игры для новичков. Приветствую всех. Уважаемые гости и подписчики моего блога. Из этой статьи Вы узнаете хитрости (правила) по игре в шахматы, не соблюдая которые, Вы рискуете проиграть «в два счета», а также вкратце узнаете, как ходят разные фигуры и какими особенностями обладают. Скажем так, это «база», которую должен знать каждый, кто хочет не просто играть в шахматы, а и выигрывать.

    Содержание (Скрыть)

    Правила шахмат

    Правила шахмат в том виде, что мы наблюдаем сейчас, сформировались примерно два столетия назад. До этого правила постоянно претерпевали изменений. Более того, они отличались в разных частях света, и можно сказать, что ближневосточные страны играли по своим правилам, а европейские по своим. Но давайте перейдем к самим правилам игры, хотя их смело можно считать негласными.

     Загрузка …

    Защита

    В первую очередь для начинающих важно думать о защите собственных фигур. Не отдавайте их просто так или при неравноценном обмене: было бы глупо побить пешку конем, которого впоследствии Вы потеряли из-за этого хода. Максимум на что можно пойти, это на равноценный обмен (конь-конь, ладья-ладья, слон-слон, или конь-слон) или обмен с преимуществом – это когда Вы забираете сильную фигуру противника более слабой, которую тоже теряете. Из всего этого вытекает следующее правило.

    Во вторую очередь не оставляйте фигуры в одиночке. По крайней мере, ненадолго. Ферзь, к примеру, и сам о себе может позаботиться, но и его легко можно «загнать в угол», окружить и забрать: он не может прыгать через фигуры как конь. Именно поэтому нужно прикрывать свои фигуры другими фигурами, пусть даже пешками.

    Если Вашу фигуру заберут при условии, что она прикрыта, Вы сможете минимизировать ущерб, нанесенный Вам, или вообще свести до нуля: прикрывающая фигура побьет противника. Простой пример: сдвоенные пешки, стоящие одна рядом с другой (плечо к плечу). Такой порядок этих фигур говорит о незащищенности обеих. А если Вы поставите их по диагонали друг от друга (например, два белых поля), то передняя пешка будет под защитой задней – уже что-то.

    Далее Вы всегда должны думать о том, почему так, а не иначе пошел Ваш противник, и что из этого у него может получиться. Соответственно принимайте контрмеры. Из этого следует, что всегда нужно просчитывать ходы по направлению к Вашему королю. Прикрывайте его, уводите, если нужно. Потеряв одну фигуру, Вы еще сможете продолжить бой и нанести противнику поражение, а вот мат Вашему королю – это Ваш окончательный проигрыш.

    Учиться просчитывать ходы противника одновременно с построением собственного плана (или планов) – это необходимо уметь.

    Атака

    Бездумное нападение чревато потерей фигур. Поэтому создавайте план по постановке мата или ликвидации сильных фигур. Хотя бы какой-то простецкий – это уже план. Играя все больше, Вы научитесь создавать план действий на много ходов вперед.

    План очень прост? Тогда стремитесь захватить или контролировать (под прицелом Ваших фигур) центр доски. Это само по себе принесет Вам преимущества, даже если Вы не понимаете их до конца. Дело в том, что спектр ходов любой фигуры (за исключением пешек, которые фигурами, по сути, не являются – их так называют для простоты понимания) возрастает в центре по сравнению с краем доски и тем более углом.

    Выводите ладьи (хотя бы одну) в начале партии, пока еще нет четкой угрозы Вашему королю. Ладья – это сильная фигура, которая сможет успешно поддержать атаку или заткнуть бреши в Вашей обороне. Этого у нее не получится, если она будет находиться на своей изначальной позиции. Максимум для чего можно беречь (не выводить) одну ладью, так это для рокировки, которая присутствует в Вашем плане.

    Приемы

    Начиная играть в шахматы, я сперва попадался на так называемый «детский мат» или мат в четыре хода, выучив лишь то, как должны стоять фигуры на доске и как ими ходить. Понимаете, я пренебрег базовыми правилами и тактикой. А Вы попадались на такую уловку? Напишите в комментариях.

    Как избежать подобного, можно легко найти в Сети – информации полно. Скажу лишь, что достаточно одной пешки, поставленной на пути королевы или слона, и мат в четыре хода провалится.

    Избегайте «вилки». Не знаю почему этот прием назвали столовым прибором, но факт состоит в том, что попадая в вилку, Вы по любому потеряете какую-то из фигур. Точно так же, советую посмотреть, что такое «вилка» в шахматах. Попав в нее, оценивайте ценность фигуры, и жертвуйте наименее ценной. Допустим в «вилке» ладья и конь. Естественно, конь идет в расход, ведь ладья значимее.

    Особого упоминания заслуживает рокировка и «взятие на проходе».

    Как ходят шахматные фигуры

    Вы знаете, что белые ходят первыми? Именно это правило позволяет ставить детский мат неопытным игрокам.

    Пешки ходят просто – только вперед, а бьют по диагонали на одно поле вперед. Исключение – проход, когда пешкам разрешается с изначальной позиции походить на два поля (но не бить). Есть также у них такая особенность, как взятие на проходе.

    Конь. Эта фигура ходит буквой «Г» или латинской «L», причем эта буква может быть в разных положениях: лежачей на одном и втором боку, перевернутой. К тому же конь способен перепрыгивать свои и вражеские фигуры.

    Слонов в каждой команде два вида. Об этом я писал в своей статье «Как правильно расставить шахматы» — почитайте, это интересно. Так вот, слоны ходят и бьют исключительно по диагонали в любую сторону.

    Ладья противоположно слону ходит только по прямым линиям – горизонталям и вертикалям. Точно так же и бьет.

    Ферзь может ходить в любую из сторон: горизонтальные вертикальные и диагональные линии, но не может ходить как конь и перепрыгивать фигуры.

    Король бьет и ходит по кругу от себя (если так можно выразиться). То есть он может ходить и бить на одну клетку в любую сторону, даже по диагонали.

    На сегодня у меня все. Надеюсь, я смог объяснить, как правильно играть в шахматы. А для тех, у кого есть вопросы, открыты комментарии. Если вы все еще не подписаны на мой блог, то милости прошу. Не забудьте поделиться этим материалом с друзьями в социальных сетях: друг им понравится эта информация. Будьте здоровы, шахматисты!

    1. 5
    2. 4
    3. 3
    4. 2
    5. 1
    Рейтинг: 5 из 5 (3 голоса)

    С уважением, Владимир Манеров

    Подписывайтесь и узнавайте первым о новых статьях на сайте, прямо у себя на почте:

    protvoysport.ru

    Правила игры в шахматы для начинающих детей

    Для того, чтобы изучить шахматные правила, даже самому юному начинающему игроку не понадобится ни месяцев учёбы, ни даже недель. Достаточно будет двух-трёх коротких занятий. Правила игры в шахматы далеко не так сложны для детского восприятия, как это представляется на первый взгляд. В данной публикации – краткое и простое изложение основ «шахматной азбуки» для детей. А также практические советы родителям: как заинтересовать ребёнка этой старинной мудрой игрой, не позволив ему бросить на полпути начатое полезное дело.

    Польза занятий шахматами для детей очень велика и многократно доказана. Дети, регулярно играющие в шахматы, демонстрируют прогресс в успеваемости, становятся более организованными, собранными т уравновешенными. Они приобретают возможность рассуждать и мыслить логически. Ведь любая, даже самая лёгкая, дружеская партия требует обдумывания каждого шага, навыков предвидеть возможную ответную реакцию противника и решать многоцелевые задачи.

    Занятия шахматами не только улучшают память и внимательность, но и стимулируют воображение, фантазию, творческие способности ребёнка. Маленький шахматист учится мыслить нестандартно, в сжатые сроки придумывать несколько вариантов своих действий и принимать решение в пользу самого оптимального из них.

    Кроме того, шахматы – это не только игра, но и спорт, со всеми присущими любому виду спорта качествами. Здесь и настойчивое стремление к победе, и самодисциплина, и сдержанность, умение достойно проигрывать, в случае чего.

    На вопрос, с какого возраста имеет смысл начать обучение ребёнка правилам игры в шахматы, нет и не может быть однозначного ответа. Всё очень индивидуально. Чемпион мира с 1921 по 1927 года Хосе Рауль Капабланка научился играть в шахматы ещё в ясельном возрасте. На известном фото он четырёхлетний играет партию со своим отцом. Возраст не имеет особенного значения. Главное – чтобы занятия шахматами доставляли ребёнку удовольствие и были ему интересны.

    Хосе Рауль Капабланка в 4 года уже успешно играл в шахматы не только с отцом, но и с гостями дома.

    Как заинтересовать ребёнка шахматами

    Есть старый добрый беспроигрышный приём, многократно испробованный разными поколениями. Основан он на ещё более старой истине, которая гласит: «запретный плод сладок». Работает он так. До того, как начать обучение ребёнка правилам шахматной игры, нужно периодически в его присутствии доставать шахматную доску, расставлять фигуры, играть с другими членами семьи и гостями дома.

    На все его вопросы следует отвечать: да, это очень интересная и увлекательная игра, и он тоже сможет поиграть в неё, но попозже, когда немного повзрослеет. После каждой партии нужно убирать игру повыше, чтобы ребёнок не имел возможности её достать. Важно непреклонно «держать паузу», не идя навстречу просьбам ребёнка дать ему эту игру.

    А через небольшое время (2-4 недели) можно торжественно сказать ребёнку, что он немного подрос и готов приобщиться к этой замечательной игре. Первое занятие лучше сделать совсем коротким – минут десять. Можно и нужно познакомить ребёнка с доской – игровым полем, с фигурами и их названиями, но объяснять правила игры следует начинать со следующего занятия, на другой день.

    Следующие занятия, кстати, также нужно делать непродолжительными, порядка пятнадцати минут. Тогда ребёнок будет с нетерпением ожидать знакомства с шахматами и его занимательного продолжения. И маленькие, и взрослые люди больше всего ценят то, что не само идёт к ним в руки, а достаётся с трудом и находится «в дефиците».

    Дополнительно простимулировать интерес детей к старинной мудрой игре помогут развивающие мультфильмы про шахматы, которые несложно будет найти в интернете. Удачный пример – фильм из сериала «Фиксики».

    Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь

    Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в подарок на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована очень эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные жители которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» знакомые герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (включая и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Найти её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.

    Второй вариант эффективного детского шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книга Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередь, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного возраста) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.

     

    Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало интересного найдут для себя не только дети, но и их родители.

    А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион мира с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на каждой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.

    Книга гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчиков и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.

    Основные принципы правил шахматной игры

    • Сражение на шахматной доске между армиями белых и чёрных фигур ведётся по особым правилам. У каждой фигуры есть название, своё первоначальное место на доске и свои возможности.
    • Ценность фигур – очень разная: конь ценнее, чем пешка, но гораздо менее ценен, чем ферзь или ладья.
    • Самая ценная фигура, на которую ведётся настоящая охота – это король. Но, при своей ценности, он очень ограничен в возможностях: может передвигаться всего не одну клеточку и не может располагаться на поле «под боем».
    • Игроки ходят по очереди. Первым всегда начинает тот, у кого белые фигуры. Цвет фигур выбирается перед началом партии по жребию или по обоюдному согласию.
    • Цель игры – не в том, чтобы «посбивать» как можно больше фигур противника. Цель состоит в том, чтобы добраться до его короля и поставить ему мат. То есть, поставить короля в безвыходное положение – когда и та клетка, на которой он стоит, и те клеточки, на которые он мог бы сделать ход, находятся под боем.
    • Отсюда один из основных принципов: всегда обеспечивать прикрытием своего короля и выбирать для него такую позицию, которая имеет пути к отступлению.

    Сразу учите ребёнка вести наступление всем шахматным войском: с самого начала партии стараться ходить несколькими фигурами, продвигая их вперёд и развивая свою позицию. А не бросать в бой одного ферзя и барахтаться с ним, пока остальные фигуры скученно стоят на своей половине поля без дела. Учите его «посылать вперёд пехоту»: чем слабее фигура, тем ближе к армии противника она должна быть на начальном этапе партии. А потом, под прикрытием слабых фигур, устремятся в прорыв и атаку фигуры более сильные и ценные.

    Но это не значит, что пешки можно «раздавать направо и налево»: пусть они прикрывают друг друга цепью, как бы «взявшись за руки». Вообще, «давать на съедение» любую фигуру можно только, если ты жертвуешь ей в пользу удачного хода, изменения своей позиции к лучшему. И если ты уверен, что эта жертва принесёт пользу тебе, а не твоему противнику.

    О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

    На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

    Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

    У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

    Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

    Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

    Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

    О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника

    Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.

    • Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру. Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.
    • Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок. В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».
    • Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.
    • Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.
    • Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.
    • Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад). Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.

    Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.

    Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».

    Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.

    Что такое шах, мат и пат

    Есть всего одна фигура, которую невозможно взять, – король. Ему только можно объявить шах или поставить мат. Шахом называется такая позиция, при которой короля «взяла на прицел» вражеская фигура. Король не может оставаться под боем: следующим же ходом его необходимо убрать из-под удара, либо прикрыть другой фигурой. Нельзя в ответ на объявленный соперником шах поставить и ему шах тоже: нужно сперва убрать из-под удара своего короля.

    Пример: объявлен шах ладьёй (зелёная стрелка). Жёлтыми стрелками показано, куда может уйти от шаха король, или как другие фигуры могут прикрыть его от нападения.

    А здесь мат: король не может никуда уйти, и закрыть его нечем. На рисунке показан самый быстрый «Мат в три хода».

    Если же уходить ему некуда (все соседние клетки заняты и (или) «простреливаются» фигурами противника), и прикрыть короля от шаха нечем, то такая позиция называется «мат». И проигрыш всей партии, независимо от того, на чьей стороне сейчас численный перевес в фигурах.

    Пат – такая позиция, при которой король не находится под шахом, но и пойти никуда не может: все соседние клеточки заняты и(или) находятся под боем. И больше, кроме короля, ходить нечем. В этом случае объявляется ничья. Даже если оказавшийся в патовой ситуации король одинок на доске, а у противника ещё в запасе целая армия.

    Ещё несколько правил, которые можно усвоить уже в процессе игры

    • Короли не могут стоять вплотную друг с другу. Между ними должен быть разрыв не менее чем в одну клетку. Соответственно, и шах король королю объявить не может.
    • Нельзя, обдумывая ход, браться руками за фигуры. И тем более нельзя, сделав ход, заявлять: «я передумал, пойду по-другому». В шахматах есть чёткие правила: «Взялся за фигуру – ходи именно ей»; «Переставил фигуру и отнял от неё руку – всё, ход сделан, изменять это решение нельзя». Приучайте ребёнка с самого начала сначала хорошо обдумывать ход, и только потом ходить фигурой.

    Ещё порция полезных советов для родителей

    Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.

    Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка. После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его.

    Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры,  да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.

    Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.

    При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.

    Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.

    childage.ru

    правила игры для начинающих, фигуры, история и разновидности игры в шахматы

    Шахматы — игра, которая является практически синонимом образованности и интеллектуального развития. Данная игра отличается огромным количеством вариантов партий и невероятной глубиной.

    Наверное, не существует игры столь часто упоминаемой в культуре множества стран. Шахматы мы видим в картинах и кинофильмах, лучшие писатели пишут про шахматы великолепные книги, а множество любителей регулярно собирается во дворах, спортивных школах либо в виртуальном пространстве для того, чтобы сыграть в шахматы.

    Эта игра глубока и многомерна, даже сейчас играть в шахматы интересно, несмотря на возможность анализа компьютерными программами. Вариантов партий тут безграничное количество, и после более чем тысячелетней обозримой истории шахматы продолжают развиваться, а шахматисты совершенствоваться.

     
    Рассмотрим далее основы данной игры.

    Немного истории

    Как гласит наиболее распространенная версия, предтечей шахмат являются игры чатуранга и шатранж. Игра чатуранга предполагала использование игральной кости, но имела практически идентичные фигуры, но без ферзя.

    Шатранж не использовал игральные кости и являлся практически идентичным современным шахматам, но некоторые фигуры ходили по-другому по сравнению с современными шахматами.

    Появление ферзя в составе шахматных фигур

    Наиболее интересной в истории шахмат является, пожалуй, эволюция ферзя, которого изначально вообще не было на шахматной доске. Ведь шахматные фигуры представляли собой символы существующих войск, но ферзь не мог символизировать отряд кавалерии или слонов.

    Ферзь, вероятнее всего, появился в Средневековье и изначально не был такой мощной фигурой, но потом приобрел теперешнее значение, вполне возможно по политико-историческим причинам. Вспомните, какое значение в средневековье имели разные кардиналы, тайные советники и подобные фигуры, которых на шахматной доске, собственно, и олицетворяет ферзь.

    Правила игры в шахматы для начинающих

    Древнейшая игра шахматы очень популярна по всему миру. Нет ни одного образованного человека, который не знал бы, что это такое. Но, к сожалению, умением играть в нее может похвастаться не каждый.

    Эта игра требует от человека и внимания, и образного мышления. Умения стратегически мыслить и предвидеть множество комбинаций. Развивает способность мыслить аналитически и умение управлять членами команды, действующей сообща.

     
    Эта игра – противостояние двух умов. Один управляет армией белых фигур, а другой обмундировал своих подчиненных в черные тона. Баталия разворачивается на игровом поле, разделенном на 64 квадрата. Они так же имеют два разных контрастных цвета.

    Перед игрой расставляются фигуры. Всего их 8 и 8 пешек. Два «враждующих лагеря» стоят друг против друга на горизонтальных линиях на максимальном расстоянии. Сначала фигуры, а перед ними шеренги пешек.

    На линии фигур по краям стоят ладьи. Это — тяжелые фигуры. Рядом с ними кавалерия – кони. Затем слоны. Шахматные «животные» относятся к разряду легких фигур. Оставшиеся две клетки занимают король и ферзь.

     
    Чтобы не путать, кого куда ставить, можно запомнить правило, что «ферзь любит свой цвет». То есть темный лорд всегда займет черную клетку, а светлый – встанет на белое поле.

    Перед фигурами выстраивают суровый ряд непримиримых пешек.

    Шахматы – игра людей терпеливых и расчетливых, склонных к анализу и разбору проведенной баталии. Поэтому, часто ход партии записывается.

    Для этого есть система (нотация), которая описывает каждый ход противников. Такое возможно, так как по краям игрового поля стоят буквы a, b, c, d, e, f, g и h и цифры от 1 до 8. Благодаря чему каждая клетка имеет свое название. Например, D6.

    В нотации фигуры записываются в соответствии с первой буквой «имени». Король – это Кр, а слон – С и далее подобным образом.

    Цель игры одна: поставить королю противника мат. Это такая ситуация, когда одна из фигур или пешка может «взять» вражеского короля, а он при этом не может отразить удар или куда-нибудь убежать.

    К слову, о взятии короля, следует отметить такую ситуацию как «детский мат». Данная ситуация представляет собой мат после минимального количества ходов и наиболее характерна для черных фигур, хотя существует возможность поставить детский мат белыми.

     
    В различных ситуациях на первых ходах выполняется атака на поле f7 (детский мат для черных) или f2 (детский мат для белых). На данное поле атакуют слоном и выведенным на первых ходах ферзем, если пешку на этих полях не защищать, выполняется взятие ферзем, которое и влечет за собой детский мат.

    Такая ситуация является вполне известной, но начинающим шахматистам следует изучить данный дебют с ранним выведением ферзя и обучиться защите пешек на полях f. Как правило, для того чтобы не допустить детский мат, перед ферзем выводят пешку на линии g, либо выводят своего ферзя на e2 или e7.

    Как же перемещаются фигуры по игровому полю?

    Любое такое передвижение в шахматах называется ходом. И не важно, пешка это была или другая фигура. Сместилась она на одну или несколько клеток – в любом случае это будет полноценный ход. Противники имеют право на такой маневр строго по очереди, а первым начинает тот, чья «армия» носит белое «обмундирование».

    Существуют и ограничения. Нельзя «перепрыгивать» через фигуры. Ни через свои, ни через чужие. Правда, это правило «конь» игнорирует и с легкостью обходит препятствия. Однако, как и все остальные он имеет право остановиться только на свободной клетке.

    Ладья

    Это фигура тяжелая и дальнобойная. Перемещается она по горизонтальным или вертикальным линиям.

    Расстояние может быть ограничено только концом игрового поля или другой фигурой, находящейся у неё на пути. И если это враг — берегись! Пощады не будет! Поэтому ладья создает угрозу на большом расстоянии впереди себя и одновременно способна поддерживать свои центр и фланг.

    Она может мгновенно переместиться из своего лагеря во фланг вражеского тыла и посеять панику в рядах противника, сорвать готовящееся наступление или напрочь разрушить королевский укрепрайон.

    Слон

    Слон — не менее дальнобойная фигура. К тому же он очень коварный. Дело в то, что ходит он по диагональным линиям. Очень любит прятаться среди пешек. Сам очень похож на них. Поэтому не всегда можно заметить его острый выпад из-за пешечной шеренги.

    Как и ладья, он ходит на любое расстояние, если нет преграды. Как и ладья он имеет право перемещения и назад и вперед.

    Однако у этой фигуры есть и слабое место. Дело в том, что изначально у игрока два слона. Один первоначально стоит на черной клетке, а другой – на белой. Так они и будут всю игру бегать только по клеткам своего цвета.

    Ферзь

    Считается самой важной фигурой. Хотя и им надо уметь правильно управлять. Он вобрал в себя мощь ладьи и коварство слона. Умеет бегать по полю во всех направлениях, и на любое расстояние.

     
    Но эта фигура очень заметна и тяжеловесна. Поэтому не в состоянии выполнить далеко задуманные, тонкие планы своего короля. Некоторые игроки даже могут отдать его в жертву ради вывода линии игры на благоприятную позицию. А менее искушенный противник может «купиться» на такую лакомую приманку, пойти на поводу, и потерять инициативу.

    Безусловно, это достаточно мобильная и грозная фигура, но в отличии от всех остальных – он один. А как известно, настоящая сила заключается именно в согласованных совместных действиях.

    Конь

    Тут говорилось о коварстве? Наверно вы не видели настоящей кавалерийской атаки. Такой штурм по-настоящему непредсказуемый из-за своих внезапных выпадов. Эти две фигуры, производящие совместный налет во вражеский стан, способны посеять хаос даже в глубокой обороне. Ведь их «копья» бьют даже через плечи твердого пешечного заслона.

    Ход коня – это буква «Г». Одна клетка вперед и три в сторону. В любых вариантах. Только бы место «приземления» было свободно.

    Король

    Передвигается как и ферзь, но только на одну клетку. Эта самая незащищенная фигура. И все норовят поставить ему мат.

    Хотя обладает король (как собственно и положено королям) некоторыми привилегиями. Речь идет о так называемой «рокировке», которая может выполняться, если до этого король не выполнял ходов и между ним и ладьей на фланге, куда планируется рокировка, не стоит никаких фигур.

    Рокировка представляет собой особый ход, который позволяет передвинуть две фигуры сразу: короля и ладью. При этом ладья выводится в развитие, а король, как правило, ставится в более защищенное пространство за пешками.

    Есть рокировка длинная и короткая, то есть по королевскому и по ферзевому флангу. Рокировку возможно сделать на любом ходу (если нужные условия соблюдены), кроме рокировки из под шаха и под шах.

     
    Итак, сначала вы делаете ход на две клетки вбок в сторону выбранной ладьи, а после этого ставите ладью с того боку откуда ходил король. В короткой рокировке король оказывается на поле g1, а ладья на f1, в длинной рокировке король занимает c1, а ладья пункт d1.

    Пешка

    Их в каждой «армии» по 8 штук. Ходить могут только вперед и только на одну клетку. Исключение составляет первый ход каждой пешки, когда первый бросок она имеет право сделать сразу на две клетки.

    Кстати, тут следует отметить взятие на так называемое «битое» поле. Если пешка противника бьет поле, через которое перепрыгивает первым ходом пешка, то пешка сделавшая такой первый ход, может быть взята противником.

    После этого пешка убирается с доски, а взявшая пешка становится на битое поле, через которое перескакивала взятая пешка.

    Взятие

    Это виктория одной фигуры над другой. Если на пути оказался противник – он снимается с доски, а на его место ставится победитель.

    Но такое действие необязательно, и происходит бой только по команде короля. Взятие фигуры противника своей пешкой происходит по диагонали.

    Классическая шахматная партия

    Как правило, шахматная партия не имеет ограничения по ходам, но ведь существуют такие ситуации, когда возможно делать ходы, которые ни к чему не приводят. Такие ситуации являются ничейными и завершают партию.

    Победа в шахматах достигается матом королю, либо когда один из соперников признает поражение.

    Ничья тоже может достигаться по обоюдному согласию и партия не доигрывается. Помимо этого, ничья может появляться при трехкратном повторении идентичной позиции на поле, либо при совершении пятидесяти ходов, в течение которых игроки не взяли фигуры и не сделали ходов пешкой.

     
    Современные шахматные партии включают в себя относительно небольшое количество ходов, которое нечасто составляет более пятидесяти.

    Шахматы с часами

    Для того, чтобы сделать турниры более интересными и немного разнообразить данный спорт, было придумано использование временных ограничений в партиях. Такие партии предполагают наличие некоторого общего количества минут, которые игрок может использовать по собственному усмотрению.

    Строго говоря, в любом спортивном шахматном соревновании используются часы и контроль времени, но для простого матча ограничение по времени является весьма условным, так как на первые 40 ходов дается пара часов и час — на следующие 20.

    Помимо этого, могут использоваться различные прибавки времени. В общем, для современных профессиональных шахмат ситуации с выигрышем по времени наблюдаются нечасто, хотя и могут фиксироваться.

    Совершенно по-другому дела обстоят, если речь идет о турнирах с ограничением по времени.

    Две самые популярные разновидности таковых рассмотрим далее:

    1. Рапид. На партию каждому игроку предоставляется полчаса. Таким образом, на ход игрок имеет примерно минуту-полминуты.
    2. Блиц. Каждый игрок имеет только пять минут на партию, поэтому тут многое может решить нехватка времени. Такие соревнования имеют свою специфику и требуют особенной подготовки. Как правило, в блиц-турнирах игроки проводят между собой сразу серию блицевых матчей по 10-12 игр, которые выполняются подряд.

     
    Как для профессионального шахматиста, так и для опытного любителя требуется уметь играть по времени.

    Безусловно, если рассматривать только теоретический аспект шахмат, то вполне возможно вести и длительные шахматы, но, если рассматривать шахматы как спорт, который требует концентрации и волевых усилий, то временное ограничение является неотъемлемой частью соревновательного процесса.

     
    Прочтение данного материала позволит вам составить начальное понимание шахматной игры и узнать некоторые интересные особенности. Надеемся, эти сведения были для вас полезными.

    Занимайтесь шахматами и развивайтесь!

    Видео-уроки: начальный курс шахматной стратегии


     

    Александра

    igraikin.ru

    Правила игры в шахматы

    Если вы не знаете, как увлекательно провести вечер всей семьей, попробуйте сыграть в шахматы. Для того чтобы освоить эту интеллектуальную старинную игру, совсем не обязательно иметь высокий IQ. Важно изучить основные правила игры в шахматы – и при определенном старании вскоре вы сможете придумывать новые комбинации ходов не хуже опытных игроков.

    Азы игры для начинающих игроков

    Шахматная доска включает 64 квадрата, где белые поля чередуются с темными. Горизонтальные линии нумеруют от одного до восьми, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами с a по h. Каждому полю доски присваиваются свои координаты, образованные из названия вертикальной полосы и номера горизонтальной полосы на доске, например, а7, f5 и т. д.

    Перед началом партии стоит не только узнать правила игры и понять, как играть в шахматы, но и правильно разместить доску. Ее кладут так, чтобы у каждого участника с правой стороны располагалось угловое поле белого цвета. Игроков два: один управляет фигурами белого цвета, а второй – фигурами темного (черного) цвета. Все фигуры имеют собственные уникальные наименования: король, ферзь (королева), слоны (офицеры), ладьи (туры), кони и пешки. В игре участвуют один король (обозначение при записи Кр) и ферзь (Ф), два коня (К), две ладьи (Л), два слона (С) и восемь пешек (п.) с каждой стороны – всего по 16 фигур.

    Правила игры в шахматы для начинающих и детей: просто о сложном

    Изначально все фигуры на доску выставляют так, как показано ниже.

    Все они ходят особым, свойственным только им образом:

    1. Слон ходит в диагональном направлении на любое из полей с того места, где он размещен.
    2. Ладью можно переместить на любое поле в вертикальном или горизонтальном направлении, начиная от того места, где она стоит.
    3. Ферзь свободно перемещается на любое поле по диагонали либо в вертикальном или горизонтальном направлении.
    4. Взрослым, рассказывая правила игры в шахматы для детей, следует акцентировать внимание на том, что слона, ладью или королеву нельзя переставить через поле, если его занимает вражеская фигура.
    5. Конь ходит в виде буквы «Г», занимая одно из полей, наиболее близких к месту его расположения, но оно не должно располагаться на той же диагонали, горизонтали либо вертикали.
    6. Пешку можно передвинуть только вперед несколькими способами. С начальной позиции данную фигуру допускается переместить на 1 либо 2 поля вперед на той же вертикали, если они свободны от других фигур. В любом другом положении пешка ходит так же, но лишь на одно поле. Этой фигурой можно убрать фигуру соперника, если она находится перед пешкой на соседней вертикали в диагональном направлении.
    7. Согласно основным правилам игры в шахматы пешка, достигнувшая самой крайней горизонтали от своей исходной позиции, превращается в слона, ладью, коня или королеву того же цвета.
    8. Король передвигается на любое соседнее поле, если ему в новом положении не грозят фигуры соперника.

      Также эту ключевую фигуру можно переместить способом рокировки.

      Если король и ладья того же цвета занимают начальную позицию, их перемещают по крайней горизонтали: с начального поля короля переставляют на 2 поля по направлению к туре, а затем тура как бы «перепрыгивает» через короля на следующее возле него поле.

    Выполнение шаха и мата

    Шах – это нападение фигур противника на короля. В этой ситуации знать правила игры очень важно, чтобы понять, как научиться играть в шахматы. Вы не сможете сделать ход другой фигурой, кроме короля, пока не уведете его из-под шаха. С помощью черного слона можно легко создать шаховую ситуацию для белого короля, как, впрочем, и наоборот: белый офицер угрожает черному королю.

    На следующих рисунках шах объявлен черным фигурам, но они защищаются от него, переместив слона на с5.

    Матом называется шах, который нельзя нейтрализовать. Объявленный мат считается выигрышем. Классический вариант: ферзь атакует короля, у которого нет никаких путей к отступлению. Убрать королеву с доски король также не способен, поскольку ее защищает белый король.

    Мат также можно поставить с помощью ладьи: уйти из-под удара ключевой фигуре черных мешают черные пешки f7, g7 и h7.

    Список литературы по обучению игре в шахматы:
    1. Левенфиш Г. Я. «Книга начинающего шахматиста» (1957).
    2. Рохлин Я. Г. «Шахматы» (1959).
    3. Подгаец О. А. «Прогулки по белым и черным полям» (2006).
    4. Волокитин А., Грабинский В. «Самоучитель для вундеркиндов» (2009).
    5. Юдович М. М. «Занимательные шахматы» (1966).
    6. Эйве М. «Учебник шахматной игры» (2003).
    7. Халас Ф. «Приключения в шахматном королевстве» (2016).
    8. Калиниченко Н. М. «Уроки шахматной тактики для юных чемпионов» (2016).
    9. Трофимова А. С. «Секреты мастерства для юных шахматистов» (2016).
    10. Чендлер М. «Шахматы для детей. Поставь папе мат!» (2015).
    Также предлагем вам ознакомиться с правилами игры в нарды и шашки.

     

    womanadvice.ru

    Правила игры в шахматы для начинающих: стратегии, комбинации, тактика

    Играть в шахматы для начинающих — непростая задача. Чаще всего, шахматы для начинающих представляются как развлечение и приятное времяпрепровождение. Чтобы научиться играть действительно хорошо, нужно относиться к этому серьёзно. Необходимо потратить очень много времени как на изучение теории, так и на закреплении знаний на практике.

    Так или иначе, общие понятия стратегии, тактики и основные комбинации должен знать каждый уважающий эту игру человек.

    Стратегия и тактика в шахматах

    Для игры в шахматы тактика для начинающих играет ключевую роль. Основные приёмы: двойной удар, вилка, связка, размен, жертва. Стоит сказать, что атака, защита и даже ход — также являются тактическими приёмами.

    Разберём наименее очевидные из них.

    Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

    Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

    >>Перейти на сайт онлайн-школы

    Двойной удар.

    Ситуация, когда на одну фигуру нападает несколько вражеских.
    Пример:

    Исходная позиция. Ладья белых находится под ударом пешки.

    Ход белых. Черная пешка находится под ударом ладьи и слона белых.

    Итак, двойной удар возникает, когда фигура делает атакующей и другую. В этом случае ладья сделала атакующей фигурой слона.

    Вилка.

    Является разновидностью двойного удара. Отличие в том, что вилка гарантируют потерю хотя бы одной вражеской фигуры.

    Конь чёрных поставил вилку. Белые гарантировано теряют ладью.

    Связка.

    Ситуация, в которой одна или несколько фигур имеют невыгодное положение для атаки.

    Белый король атакован ладьёй. При этом конь белых не может взять ладью, потому как король окажется под атакой слона: такой ход запрещён правилами. Конь белых «связан».

    Размен. Ход, при котором оба игрока теряют по одной фигуре: размениваются.

    Жертва. Ситуация, когда игрок намеренно уступает одну или несколько своих фигур. Очень важный приём, используется как отвлекающий манёвр.

    Основные комбинации и ловушки в шахматах

    Успешная игра в шахматы для начинающих предполагает знание основных видов комбинаций: перекрытие и блокирование. Подобные ловушки позволят вам на начальном этапе выигрывать множество соперников.

    Перекрытие.

    Суть этой выигрышной комбинации в прерывании связи и лишения манёвра у фигур соперника.
    Рассмотрим ситуацию:

    Король чёрных находится под надёжной защитой ферзя и слона.

    Белые делают неожиданный ход:

    На этом этапе чёрные сдаются. Почему? Дело в том, что ход ладьёй полностью ограничил возможности вражеского ферзя и слона.

    Возможны два случая:
    1. Чёрные забирают ладью ферзём.

    Итог:

    2. Чёрные забирают ладью слоном.

    Итог:

    В обоих случаях вражеский ферзь был перекрыт и перестал защищать короля.

    Блокирование.

    Суть данной комбинации: привлечение вражеской фигуры с целью лишения её пространства. С помощью данной комбинации несложно поставить мат.

    Всё станет понятно на примере:

    Король чёрных загнан в угол. Цель белых: лишить его поля а7 и поставить мат конём.

    Ход белых:

    Чёрные не имеют других вариантов, кроме как взять коня слоном.

    Лишив короля хода на а7, белые без труда ставят мат конём:

    Итог

    Мы рассмотрели основные шахматные комбинации и тактические приёмы. В качестве бонуса предлагаем просмотреть видео по теме.

    Также известно, что информация не задерживается в голове без практики. Самое время сыграть в шахматы, закрепив полученные знания в реальной игре!

    Ниже вы можете посмотреть видео урок игры в шахмат

    Шахматы для начинающих видео

    Читайте также:


    levico.ru

    Как научиться играть в шахматы — Основы и правила игры

    ________

    _________

    План:

    — Шахматы: Правила и основы
    — Обучение игры в шахматы для начинающих: где взять информацию?
    — Начните учиться с конца — разберитесь, как действовать в эндшпиле
    — Всегда анализируйте свою игру

    Никогда не поздно научиться играть в шахматы — самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:

    Шаг 1. Как установить доску.
    Перед игрой доска располагается так, чтобы в правом нижнем углу перед каждым из игроков находилось белое поле. Шахматные фигуры расставляются всегда одинаковым образом. Второй ряд (или горизонталь) занимают пешки. Ладьи стоят по углам, рядом с ними — кони, после коней — слоны, наконец, ферзь ставится на поле своего цвета (белый ферзь на белое, чёрный на чёрное), и король занимает оставшееся поле.

    Шаг 2. Как ходят фигуры.
    Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако, они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или контролировали важные поля на доске.

    Шаг 3. Изучите особые правила шахмат.
    В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

    Шаг 4. Выясните, кто в партии ходит первым.
    Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, игроки обычно подкидывают монету или один из игроков угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом белые делают ход, далее чёрные делают ход, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым — это небольшое преимущество, которое даёт игроку возможность немедленно начать атаку.

    Шаг 5. Посмотрите еще раз правила того, как выиграть партию в шахматы.
    У шахматной партии есть лишь два возможных исхода: мат или ничья.

    Шаг 6. Изучите основные стратегические приемы.
    Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:
    1) Защищайте своего короля
    2) Не отдавайте фигуры
    3) Контролируйте центр шахматной доски
    4) Используйте все Ваши фигуры

    Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше.
    Чтобы совершенствоваться в шахматах, вам важнее всего играть! Не важно, играете ли вы дома с друзьями или родственниками или а сети, вам необходимо много играть, чтобы стать лучше. В наше время легко найти партии онлайн!

    Узнайте как развить логику!

    _________

    — Обучение игры в шахматы для начинающих: где взять информацию?

    ________

    Существует множество способов. Вы можете купить специализированную литературу либо найти необходимую информацию в интернете. Многие ресурсы предлагают обучение игре в шахматы онлайн, также при большом желании можно научиться играть в шахматы по видео. Очень многое зависит от того, в какой форме вы лучше усваиваете информацию – это могут быть письменные инструкции, устные указания, либо партии и ходы, записанные на видео.

    Главная рекомендация при обучении игре в шахматы – ни в коем случае не спешить, внимательно и тщательно проходить и изучать каждый урок. Только в этом случае можно добиться хороших результатов. Самостоятельное обучение шахматам – отличное решение для взрослых и детей, которые хотят сделать эту игру своим хобби и просто получать удовольствие от нее удовольствие, посвящая ей регулярно определенную часть своего свободного времени. Для этих целей может также подойти обучение игре в шахматам по видео либо обучение шахматам онлайн.

    Читайте о развитии зрительной памяти.

    Также вы можете попросить знакомого, друга или родственника, играющего в шахматы (если такой имеется) разъяснить вам правила и принципы. Здесь есть свои преимущества – многим людям проще воспринимать информацию не посредством чтения, просматривания или прослушивания теории, а сразу через человека с опытом. Ведь он способен не только рассказать об элементарных правилах игры, но параллельно поведать о различных нюансах, возможных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе шахматной партии.

    После освоения теории можно начать практику – реальные шахматные партии. Для начала могут подойти компьютерные программы, которые можно найти в интернете, но все же лучше, чтобы соперник был реальным и играл лучше вас. Это даст вам возможность стремиться улучшить свои навыки и поднять уровень. Другое преимущество – более опытный игрок всегда может дать полезные рекомендации, указать на ваши неточности и ошибки.

    Читайте о том, как научиться концентрироваться.

    _______

    — Начните учиться с конца — разберитесь, как действовать в эндшпиле

    _______

    В шахматной партии есть три стадии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль — и каждая из них по-своему важна. Классики советуют начинать изучение шахмат с эндшпиля. Дело в том, что когда на доске остается мало фигур, вы лучше прочувствуете свойства каждой из них: в позициях какого типа она сильна, в каких не очень. Базовые книжки по этой стадии: «Что надо знать об эндшпиле» Юрия Авербаха и «Шахматные окончания» Александра Панченко. Их можно найти и в электронном виде.

    Конечно, без знания дебютов тоже не обойтись: если регулярно получать «детский мат», то дожить до эндшпиля не получится. Выбирайте по возможности открытые начала (белыми е2-е4, черными в ответ на ход королевской пешки — е7-е5), чтобы завязать оживленную комбинационную игру. Каждый растущий шахматист должен в миниатюре повторить путь, который проделали шахматы за свою многовековую историю, условно говоря — от романтизма к рационализму и прагматизму. Но это уже не начальный, а довольно продвинутый уровень.

    Возможно, вас заинтересует статья «Развитие памяти мышления«.

    В двух словах, основная ваша задача в дебюте — как можно скорее развивать свои фигуры и по возможности мешать противнику делать то же самое. Старайтесь захватить пешками центр. Выводите вначале легкие фигуры (коней и слонов), потом тяжелые (ладьи и ферзя). Помните, что рокировка — надежное средство обезопасить своего короля от бурь и штормов (по крайней мере, на время). Без какой-то конкретной великой идеи не ходите в дебюте два раза одной фигурой.

    В середине партии (миттельшпиле) продолжайте, прежде всего, борьбу за центр и за сильные пункты для своих фигур. По возможности сохраняйте гибкую пешечную структуру — в идеале, ваши пешки должны стоять рядком, как легионеры в римской фаланге. А пешечную структуру соперника старайтесь разрушить: создавайте ему сдвоенные, а также изолированные пешки, на которые легко нападать. Кроме того, на полях перед такими пешками обычно очень хорошо себя чувствуют ваши легкие фигуры, поскольку чужие пешки их прогнать не могут.

    Другими словами, вначале научитесь играть позиции с малым количеством фигур. Помните о главных задачах дебюта — развить фигуры и захватить центр. Не забывайте о рокировке. Держите свои пешки рядом и разрушайте пешечные ряды соперника.

    Вас может заинтересовать статья о развитии разума.

    _______

    — Всегда анализируйте свою игру

    _______

    Сыграв 2-4 партии, обязательно сделайте перерыв и разберите свое творчество. Если играете на компьютере, партии обычно записываются автоматически. Партии с настоящим соперником можно записывать в тетрадку, для этого изучите шахматную нотацию.

    Самый эффективный метод анализа — глядя в запись своей партии, неспеша передвигать фигуры на доске и стараться понять, где допущены ошибки, где что-то пошло не так, как было изначально задумано. Еще полезнее разбирать партии вместе с соперником, обмениваясь мнениями и впечатлениями: кто какой план собирался проводить, кто что зевнул и т. п. Здесь речь идет, прежде всего, о соперниках, с которыми вы играли «живьем», за шахматным столиком; в интернете разбирать с противником только что сыгранную партию как-то не принято. При этом будьте готовы к тому, что соперник в интернете (как правило, играющий под псевдонимом) может написать вам что-нибудь неприятное. В этом случае нет смысла втягиваться в словесную перепалку; вспомните поговорку «на дураков не обижаются» и найдите себе другого соперника.

    Сегодня можно анализировать сыгранные партии с помощью специальных компьютерных программ — так называемых «движков» (например, Stockfish). Этот метод позволяет сэкономить время, но он менее полезен, а чем-то даже вреден, так как приводит к привычке «выключать голову». Такие программы часто можно бесплатно скачать в интернете. У всех движков есть функция просмотра партии и анализа, когда на экране вам показывают оценку позиции. Обращайте внимание, прежде всего, на большие перепады в оценке: значит, в этот момент вы или ваш соперник допустили ошибку.

    Также читайте статью о том, как развить интеллект.

    Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

    Видео:

    agydar.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о