Могут ли пешки в шахматах есть назад – Пешка в шахматах может ли есть «назад» наискось? И короли тоже, могут ли есть на одну клетку наискось?

    Содержание

    Mängu males võib olla «tagasi» kaldu? Ja ka kuningad saavad seal olla ühes lahtris diagonaalselt?

    kes on teadlik uudishimulik ja innukas!

    menüüOtse sisu juurde
    • auto ja moto
      • Autosport
      • Auto, Moto
        • Автомобили
        • Teenus, teenindus, häälestamine
        • Teenindus, hooldus ja remont
      • Auto kindlustus
      • Auto, mootorratta valimine
      • GIBDD, koolitus, õigused
      • Auto-moto tehingute registreerimine
      • SDA, sõitmine
      • Muud teemad
    • Uncategorized
    • teretulnud
    • meelelahutus ja meelelahutus
      • Kunst ja meelelahutus
      • kunst ja kultuur
        • Kontserdid, näitused, etendused
        • Kino, teater
        • Maalimine, graafika
        • Muud kunstid
      • ühiskond ja poliitika
        • Uudised ja ühiskond
        • Ilmalik elu ja showbusiness
        • Poliitika
        • Ühiskond
      • Ühiskond, poliitika, meedia
        • Средства массовой информации
      • Toataimed
      • Vaba aeg, meelelahutus
      • Mängud ilma arvutita
      • horoskoope, maagiat, õnnistusi
        • Võlu
        • Müstik, esoteerika
        • Loitsus
        • Muud prognoosid
        • Dreams
        • Horoskoobid
      • Muu meelelahutus
      • Fotograafia ja videomaterjalid
        • Videosalvestiste töötlemine
        • Fotode töötlemine ja printimine
        • Muu foto-video
        • Fotograafia, videograafia
    • harrastus
      • Юмор
    • muu
      • Sõjaväeteenistus
      • Kuldfond
      • Klubid, diskoteegid
      • Kinnisvara, Mortgage
      • Muu teadmata
      • Usk, usk
      • Näpunäited, ideed
        • Ideed kingituseks
      • kaupu ja teenuseid
        • Muud tööstuskaubad
        • Muud teenused
    • toit ja toiduvalmistamine
      • Supp
      • Põhiroad
      • Küpsetamine …
      • Laste toiduvalmistamine
      • Magustoidud, maiustused, küpsetamine
      • Suupisted ja salatid
      • Konserveerimine
      • Kiiresti
      • Joogid
      • Toodete ostmine ja valimine
      • Muu kulinaaria
      • Pidustused, pidu
    • loomad ja taimed
      • Loomad, taimed
      • Muud loomad
    • tervis ja meditsiin
      • Здоровье
      • Rasedus, sünnitus
      • Haigused, ravimid
      • Arstid, kliinikud, kindlustus
      • Laste tervis
      • Tervislik eluviis
      • Ilu ja tervis
    • dating, armastus, suhe
      • Дружба
      • Tutvumisleht
      • armastus
      • Отношения
      • Muud suhted
      • Muud sotsiaalsed teemad
      • Lahkumine
      • Pulmad, Pulmad, Abielu
      • täiskasvanud teemad
    • arvutid ja i

    info-4all.ru

    Правила: Если пешка дошла до конца поля в шахматах

    Белая пешка, достигшая восьмой горизонтали, а черная – первой, могут превратиться в любую фигуру своего цвета, за исключением короля: ферзя, ладью, слона, коня. Теоретически пешка может остаться пешкой, но практический смысл в этом вряд ли есть. Присутствие уже имеющихся фигур на доске не имеет значения. После превращения пешек на доске может появиться несколько ферзей, более двух ладей, коней или слонов.

    Превращение пешки выполняют так: пешку двигают на поле превращения, снимают с доски, ставят на ее место выбранную фигуру. Превращение пешки в фигуру – один ход. На шахматной доске все ходы, включая операции по превращению пешки, делают одной рукой. Появившаяся на доске новая фигура может начинать двигаться только при очередном ходе.

    Ход белых. После 1. f8 белые могут превратить пешку в любую фигуру. Поставив ферзя или ладью, белые выигрывают, коня или слона – проигрывают партию.

    Ферзь – самая сильная фигура. Практически во всех случаях пешку превращают в ферзя. В редких ситуациях имеет смысл ставить вместо ферзя другую фигуру на поле.

    Ход белых. 1. f8Ф.

    Превращение пешки в ферзя приводит к пату, в итоге – ничья.

    Единственный ход, приводящий к победе 1. f8Л. Превращение пешки в коня или слона приводит к ничьей из-за недостаточности материала для мата.

    Превратив пешку в ферзя 1. f8Ф, белые проигрываю после 1. … Кf6+. К победе приводит единственный вариант 1. f8КХ. Черным мат.

    У белых есть несколько продолжений.

    Белые забирают коня противника и ставят ферзя: 1. gfФ+. Вариант невыгодный, так как ферзя на f8 черные бьют ферзем или королем.

    Ход пешкой с превращением ее в ферзя: 1. g8Ф. Вариант проигрышный для белых после 1. … Ф:h5X. Белым мат.

    Третий вариант, которым белые не только уходят от поражения, но и добиваются победы: 1. g8К+. Двойной удар – конь одновременно нападает на черного короля и черного ферзя. Черный король вынужден сделать ответный ход. Белый конь забирает черного ферзя, и выигрыш белых обеспечен.

    Превращение пешки в ладью, коня или слона часто используют в шахматных задачах.

    Задача-двухходовка. 1. ghФ превращение пешки в ферзя приводит к ничьей из-за пата. Правильно 1. ghЛ Крa1 2. Лh2Х.

    Превращение пешки в ферзя использовано в этюде А. Гурвича, 1926 год.

    1. Кf2+ Крh5 2. Кс6 а2 3. Кd4 a1Ф, черные успели провести ферзя, но 4. Кf5Х. Черным мат.

    Интересная позиция возникла в партии Шилов – Аронян на турнире в в испанском городе Линарес в 2008 году.

    Ход белых. Нельзя играть 59. f8Ф, после 59. … Сc6 белые получают мат. Правильно 59. f8К+. Белые выигрывают темп и остаются с лишней фигурой за 2 пешки.

    Превращения пешки в слона или ладью на практике встречаются редко. Позиция из партии В. Баклан – Фам Минь в Каппель-ля-Гранд в 2004 году.

    Черные из нескольких возможных вариантов победы выбирают самый эффектный. 49. … c1С. Пешка превращается в слона. (Если поставить ферзя 49. … c1Ф, белые форсировано получают пат: 50. Л:g7+ Кр:g7 51. Фg5+ Фс: g5 или 51. … Фf:g5, ничья. Превращение пешки в ладью приводит к тому же результату). В партии последовало: 50. Ф:c1 Фе5+ 51. Крg1 Фg3+ 52. Крf1 Сd3+, и белые сдались.

    Задача-шутка.

    В теоретически ничейной позиции белые начинают и проводят ферзя. 1. Крg3 Крg7 2. Крg4 Крh6 3. h5 Крg7 4. Крg5 Крh7 5. Сc2+ Крg7 6. h6+ Крg8 7. h7+ Крh8 9. h8Ф+.

    Белые выполнили условие задачи и провели ферзя, но, естественно, черные забирают его королем: 9. … Кр:h8 и ничья.

    Ранние шахматные кодексы правило превращения пешки, дошедшей до последней горизонтали, определяли нечетко.

    Вместо пешки можно было ставить любую фигуру, в том числе фигуру противника.

    Мат в 2 хода, задача Л. Куббеля, 1941 г. На диаграмме черный король находится в положении пата. Для выполнения условия задачи, необходимо или выпустить его, или поставить на доску новую черную фигуру.

    1. е8чКр (белые ставят черного короля).

    У черных появляется новая фигура король и возможность выполнить ход: 1. …Kpd8 2. Фd7Х.

    Ферзь белых дает одновременный мат обоим черным королям.

    Из жизни шахматистов

    Два любителя играют в шахматном клубе легкую партию. Играющий белыми разбит вдребезги: имеет только короля и пешку против короля, слона, коня и двух черных пешек, одна из которых пришла на g2, но, как принято у слабых игроков, не сдавался. Наконец черные сыграли g1Ф, но ошибочно поставили не черного, а белого ферзя. Игравший белыми моментально схватил этого ферзя, сделал им ход и предложил черным сдаться.

    Игравший черными возмутился: «Не могу же я делать из моей черной пешки белую фигуру?!»

    – Почему же? – ответил партнер. – В учебнике Бильгера сказано, что можно делать любую фигуру, кроме короля, а про цвет там ничего не сказано. Со скандалом черные признали свое поражение.

    Юмор в шахматах

    Ученик: «Можно ли превратить пешку в ферзя, если она не дошла до конца?»
    Тренер: «Нет, это невозможно».
    Ученик: «А мой дедушка превратил пешку в ферзя, которая еще не дошла до конца, сказав, что пенсионерам можно!»

    Отличие шахмат от жизни.
    – Может ли пешка стать королем?
    – Нет.
    – А президентом?
    – Легко!

    Читайте также:


    levico.ru

    Шахматные фигуры — сколько фигур в шахматах

    В шахматы играют при помощи доски и специальных фигур. Всего существует шесть видов различных фигур белого и черного цветов. Белыми фигурами играет один соперник, черными – другой.

    Для начало следует сказать, сколько фигур в шахматах – в каждый комплект входит по одному королю и ферзю, по две единицы ладьи и слонов, а также восемь пешек. Правило ходов каждой из перечисленных выше фигур по доске отличаются.

    Кроме того, что все они разделяются по рангу, их еще классифицируют на легкие и тяжелые. К первой категории относится слон и конь, ко второй – ферзь и ладья. Пешек фигурами обычно не называют, король из-за особой роли в партии также не относится ни к одной из категорий. В процессе игры происходит движение шахматных фигур по доске и, при необходимости, их снятие.


    Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

    Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

    >>Перейти на сайт онлайн-школы

    Как ходит король в шахматах

    Существует единственная фигура, которую соперник ни при каких условиях снять с доски не может – это король. При этом король не имеет права занимать поле, которое было атаковано фигурой соперника.

    При атаке фигуры короля есть несколько методов его защиты:

    • Уход от опасной ситуации;
    • Укрытие от удара при помощи другой своей фигуры;
    • Устранение нападающей фигуры.

    В том случае, когда королю некуда уходить от мата и закрыться от ударов соперника, он получает мат, это означает окончание партии. Осуществить мат можно при помощи любой фигуры, а также пешки, однако король королю не имеет права его объявлять. Таким образом, король может лишь забирать клетки соперника, а стоять рядом с ним – нет, так как сам же окажется под ударом в первую очередь.

    Король в шахматах является самой весомой и значимой фигурой, так как если игрок не может его защитить при помощи других фигур, он терпит поражение – мат. Король может ходить лишь на одну клетку в вертикальном и горизонтальном направлении, а также по диагонали. Также он имеет возможность принимать участие в особом ходе – рокировке.

    Как ходит пешка в шахматах

    Самой дешевой фигурой в шахматной партии является пешка. Возможные ходы пешки: только вперед, лишь в самом начале партии, по решению игрока, может быть сделан двойной ход.

    Однако на вопрос о том, как рубит пешка в шахматах, можно однозначно ответить – она способна сделать «вилку», что означает атаку одновременно двух шахматных фигур. При сдвиге пешки вперед на одну клетку и осуществлении «вилки» есть возможность напасть, как на ферзя, так и на короля противника. Также при умелой игре пешки успешно могут двигаться цепью, благодаря чему им удается теснить вражеские фигуры. Тем не менее, путь пешки труден, однако если ей удается достичь восьмого ряда на площади противника, она может превратиться в ферзя или любую более сильную фигуру.

    Как ходит слон в шахматах

    Слон представляет собой дальнобойную фигуру, по цене он стоит примерно три пешки. Возможные ходы: по диагоналям, в переднем и заднем направлении. Один из слонов может ходить по диагоналям белого цвета, второй – черного, благодаря чему их столкновение является невозможным. У слона есть возможность располагаться на другом конце доски, и не пускать пешку делать ходы. В зависимости от расположения на поле данной фигуры, меняется и количество клеток, которые могут попадать под ее атаку. К примеру, если его расположение – посередине шахматной доски, он имеет возможность осуществлять атаку тринадцати полей и семи углов. Основная сила фигуры слона заключается в том, что он может связывать фигуры соперника по диагонали. А главная слабость состоит в том, что к половине клеток на доске у слона нет доступа.

    Как ходит конь в шахматах

    Мощь и сила коня в шахматах примерно равны слону, однако он может осуществлять совершенно другие действия. Возможные ходы: два квадрата вперед, один – в сторону, либо один – вперед, два – в сторону, то есть конь может делать ходы, по форме напоминающие букву «Г». При ходьбе конь меняет цвет клеток, попадая с черного поля на белое и наоборот. К примеру, для того чтобы задержать пешку, конь должен находиться возле нее, с дальнего расстояния он этого делать не может. Если предпринять попытку переставить коня на одно из соседних полей, потребуется целых три хода. Король, например, может сделать это за один ход. При расположении коня в середине поля, он имеет под контролем сразу восемь полей, если же он стоит в углу, то имеет возможность контролировать только два поля. Новичкам рекомендуется обращать пристальное внимание на фигуры коней и лучше держать их по центру.

    Как ходит ладья в шахматах

    Шахматная фигура ладья – весьма сильная и мощная боевая фигура, условной стоимостью примерно в пять пешек. Возможные ходы: прямолинейно назад и вперед, а также по направлениям вправо и влево. Ладья отличается способностью быстро ходить и далеко наносить удары, так как двигается с одного края шахматного поля в другой. В каком бы месте доски она не располагалась, ладья так или иначе контролирует сразу 14 полей. Также она может связывать пешки и фигуры по горизонтали и вертикали.

    Как ходит ферзь в шахматах

    Король и ферзь в шахматах – две самые сильные фигуры, ферзь после короля стоит на втором месте. Он может ходить в разных направлениями – по диагоналям, вертикали и горизонтали, вперед и назад. Данная фигура не ограничена в квадратах шахматной доски, что позволяет ей за один ход переноситься на противоположную сторону доски. Тем не менее, на любой попутной клетке ферзя может остановить фигура противника. Ферзь считается самой матирующей фигурой, которую должен опасаться король соперника. Именно он способен связывать ладью по диагоналям, слона – по вертикали, кроме того, эта фигура зачастую может наносить двойные удары.

    Зная, как ест пешка в шахматах, как рубит король в шахматах, и, вообще, как правильно делает шаги любая из фигур, нужно помнить, что если на вашем пути стоит враг, его можно взять, но делать это необязательно. Если вы решили брать чужую фигуру, можно сделать это за один ход, то есть снять ее, а на освободившееся место поставить свою. Если же вашей фигуре, которая делает ход, преграждает путь фигура того же цвета, то потребуется искать иной выход.

    Стоит отметить, что пешка бьет не только в том направлении, в котором имеет право двигаться, но также влево, вправо и наискось. Конь имеет право перепрыгивать через любые фигуры, главное, чтобы та клетка, на которую он собирается встать, была свободна от фигур того же цвета.

    Помните, что если пришла ваша очередь делать ход, обязательно стоит рассмотреть все возможные ситуации и варианты и сделать так, чтобы принятие решения о взятии фигуры противника не ослабило безопасность вашего короля. Ведь шахматные фигуры служат не только для того чтобы нападать, но еще и обеспечивать защиту короля.

    Читайте также:


    levico.ru

    Пешки — солдаты шахматной доски. Как ходит шахматная пешка. 8-ой шахматный урок.

    Урок восьмой. Пешки — солдаты шахматной доски.

    Создано 05.06.2012 16:40

    Автор: Костров В. и Давлетов Д.   

    Родительская категория: Статьи

    Сегодня ты узнаешь, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии – шахматным пешкам. Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные фигуры.
    На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения по доске. Поставим на доску несколько белых и чёрных пешек.

    Правило 1 (как пешки ходят)

    Маленькие пешки ходят

    1. по вертикали,
    2. вперёд,
    3. на одну клетку.

    Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю. (Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа).
    1. e5 – e6 h5 – h4
    2. e6 – e7 h4 – h3

    Правило 2 (первый ход)

    Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).
    1. b2 – b4 b7 – b5
    2. d2 – d4 g7 – g5
    3. с2 – с4 с7 – с5
    Все пешки могут пойти на две клетки!
    Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут!
    Теперь внимание! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7 и е6). Ладья, король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится.
    Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.

    Правило 3 (взятия)

    Пешки бьют вперёд наискосок (по диагонали) на одну клетку.
    Посмотрите на белую пешку e2 и чёрную d3. При ходе белых последует
    1. e2 : d3,
    а при ходе чёрных
    1. . . . d3 : e2.
    (При записи шахматных ходов три точки после «1» обозначают, что сейчас ход чёрных).
    Такие же взятия могут совершить другие пары пешек: a – b, b – c, f – g.
    Посмотрите на пару b5 и b6. Это встретившиеся пешки. Но теперь у них появилась возможность двинуться вперёд со взятием.
    Шахматные солдаты-пешки смело идут вперёд. Спросим их: «Зачем?» Отправляясь в путь, каждый солдат мечтает дойти до конца и стать генералом. Конечно, пешка мечтает стать ферзём, но может надеть и не такие «высокие» погоны. За этот подвиг пешке присваивают звание, которое она пожелает. Посмотрите на диаграмму. Любая пешка может повысить своё звание.

    Правило 4 (превращения пешки)

    Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля.
    При этом пешка снимается с доски, а на её место становится новая фигура.
    1. b7 – b8Ф    c2 – c1C
    (b7 : c8K)    (c2 : d1К)
    2. f6 – f7    h4 – h3
    3. f7 – f8C    h3 – h2K
    (f7 : g8Л)    (h3 : g1С).
    После записи хода обозначим фигуру, в которую превратилась пешка.
    Пешка b7 пошла на b8 – ферзь. b7 – b8Ф
    Пешка c2 бьёт на d1 – конь. c2 : d1К
    Как ты думаешь, сколько ферзей одного цвета может быть на шахматной доске одновременно?
    Оказывается, 9 (в 8 ферзей могут превратиться пешки и ещё один свой. Не забыли про него?).

    Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

    Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»), то последняя может её побить.
    Правило действует только один ход.

    На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе.
    1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки:
    1. . . . g7 – g5;
    2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную;
    3-ая часть – что получилось после взятия:
    2. h5 : g6;
    На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3, которое преодолевает белая пешка e2, и пару «голодных» чёрных пешек d4, f4, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить:
    1. e2 – e4 так как чёрные пешки d4 и f4 могут совершить взятие на проходе:
    1. . . . f4 : e3 (d4 : e3).

    Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
    Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн.
    С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

    Добавить комментарий

    chessdeti.ru

    Как ходит пешка в шахматах

    Для того чтобы выучить правила шахмат, нужно в обязательном порядке изучить, как ходит пешка в шахматах. У пешки есть возможность ходить только вперед. С начального положения, она может сделать два шага вперед, но затем может делать лишь один. Пешка может «съесть» фигуру противника только по диагонали, двигаясь при этом, конечно, только вперед.

    как ходит пешка

    Кроме того, пешка может напасть на поле, где находится противник, даже если оно находится на два поля вперед. Правда, такое «съедание» допустимо только в тех случаях, когда делается первый ответный ход.

    Если пешке удалось дойти до крайней горизонтали, тогда имеется возможность вернуть утраченные фигуры, а именно ладью, слона, ферзя или коня. Такой выбор никак не повлияет на оставшиеся игровые фигуры. Вернувшиеся фигура вполне может стать третьим конем или ферзем – правилами игры такое не запрещается.

    Такую замену пешки на более мощные фигуры, называют «превращение пешки». Ведь пешка, по отношению к другим, довольно слабая фигура, пусть и с нее начинается вся игра, и стратегическое расположение пешек, в общем-то, может решить исход всей партии.

    Профессиональные игроки, однако, способы разрушить пешечную цепь выстроенную соперником. Такой подрыв может в корне изменить все положение партии, так что, к такой тактике стоит относиться серьезно, тактика имеет название «подрыв пешечной цепи».

    Однако, пешку порой выгоднее превращать в фигуры послабее (например ладья, намного слабее ферзя или коня), так как иногда бывает необходимым избежать такой игровой ситуации как «пат», или же создает возможность создать «пат», в чем может помочь слон или ладья. Также значительно увеличивается шанс поставить «шах» или «мат». Правда, такие решения лучше применяется в шахматных композициях, чем в традиционной игре.


    Популярные статьи:
    Шаблоны для блогов www.top1000templates.com за Webmoney

    about-chess.ru

    может ли во второго ферзя?


    Добрый вам день, дорогой друг!

    В любой игре есть моменты, которые ее украшают и надолго запоминаются. Даже зрителям, которые и правила зачастую знают только понаслышке.  Превращение пешки – один из таких  ярких моментов в шахматах.  Когда и в какую фигуру превращается пешка?

    Если вы не любите читать, то смотрите видео:

    Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

    Когда превращается пешка?

    Правило очень простое его очень легко запомнить: Пешка может превратиться в другую фигуру, когда доходит до конца доски.  

    Иными словами, когда  достигает последней горизонтали по ходу своего движения. Белая пешка – восьмой горизонтали, черная –первой.

    Клетка, на которую ходит пешка, называется полем превращения.

    На диаграмме поля е8 – поле превращения белой пешки, поле с1 — черной.

    В какую фигуру можно превратить пешку?

    Пешка, достигшая поля превращения, может превратиться в любую фигуру аналогичного цвета, кроме короля. По выбору играющего. В ферзя, ладью, слона или коня. Теоретически может и остаться пешкой, но практически невозможно представить, когда такой ход имеет смысл.

    Наличие уже имеющихся фигур на доске значения не имеет. То есть после превращения на доске может быть, к примеру, два и более ферзя одного цвета (теоретически -9!), три ладьи и так далее.

    Как превращать пешку?

    На практике это  делается так: Пешка продвигается на поле превращения, тут же снимается с доски. На ее место ставится выбранная фигура.

    Выбор фигуры считается завершенным, если фигура, в которую превращается пешка, — коснулась поля превращения.

    Замена пешки на фигуру делается немедленно, в этот же ход. Новая фигура активирует свои возможности также немедленно.

    Пешка превращается в ферзя, который дает мат этим же ходом.

    Запись хода превращения пешки делается следующим образом: 1.d7-d8ФХ

    Все операции по превращению пешки рекомендую делать одной рукой. Впрочем, как и все остальное в шахматах. Сильные шахматисты никогда не машут обеими руками во время игры.

    Какую фигуру предпочесть?

    По статистике примерно в 97% случаев шахматисты пешку превращают в ферзя.  Это легко объяснить: ферзь –самая сильная и ценная фигура.

    Однако иногда возникают ситуации, когда целесообразнее превратить пешку в какую-либо другую фигуру.

    Когда следует предпочесть не ферзя, а другую фигуру?

    а) Угроза пата

    Ферзь — фигура, которая бьет полей больше, чем любая другая. Чаще всего это есть хорошо. Но бывают исключения.

    Посмотрите на диаграмму:

    Превращение пешки в ферзя приведет к ничьей. После 1. с8Ф? — на доске пат. Полагаю вы знаете, что это такое: у черного короля не полей для хода и он не находится под боем.

    Поэтому белые играют сильнее, превращая пешку в ладью!

    У черного короля есть поле для хода — а6. После чего белые ставят мат ладьей на поле а8.

    б) Свойства коня

    Иногда во время превращения самое время вспомнить про эксклюзивные возможности такой фигуры,  как конь. Один из характерных приемов мы рассматриваем в статье “вилка в шахматах”.

    Другой пример:

    После 1. с7-c8Ф Кв8-с6 борьба продолжается с нарастающей силой.

    Однако… креативность в шахматах никто не отменял:

    1.с7-с8 КХ

    Как видите, все оказалось проще гораздо.

    Угроза сильнее исполнения

    Есть довольно расхожее выражение: угроза сильнее ее исполнения.

    Превращение пешки часто становится кульминационным моментом партии. Пешка, которая добралась до седьмой (второй) горизонтали, волей-неволей начинает привлекать внимание соперника и вызывать беспокойство. Еще бы – один ход и она станет ферзем!

    В позиции на диаграмме черные зорко стерегут проходную пешку противника. Если отходит белая ладья, пешка (гордость позиции белых!) остается без защиты и будет побита черной ладьей.

    Черные хотят сыграть Ке3-d5 и выиграть пешку с7.

    Однако, опасное для черных положение пешки в шаге от превращения, белые могут использовать иначе. А именно активировать угрозу превращения пешки, одновременно ставя перед черными другую угрозу.

    1.Лс8 — е8!

    Перед черными сразу две угрозы:

    1. превращение белой пешки в ферзя.
    2. под боем белой ладьи оказывается черный конь.

    Отразить обе угрозы черные не могут. Из двух зол придется просто отдать коня, забрав пешку с7. После чего у белых две лишние пешки и выигранная позиция.

    Этот пример характеризует большой потенциал проходной пешки рядом с полем превращения.

    Упражнение

    Попробуйте решить задачку. Белые начинают и … выигрывают. Ответ чуть ниже, в конце статьи (не подглядывайте )

    В заключение:

    Красивые ходы бесспорно украшают шахматы. Однако красивый, «творческий» ход, — не всегда сильнейший. Дабы у вас не сложился чрезмерно «творческий» подход к вопросу превращения пешки, скажу следующее: В  97 случаев из 100 лучшим вариантом превращения является ферзь.

    По умолчанию всегда планируйте превращение пешки в ферзя. Возьмите это за правило, чтобы не тратить много времени впустую. С опытом вы научитесь распознавать те редкие ситуации, когда пешку лучше превратить в другую фигуру.

    Ответ на упражнение:

    Казалось бы ничто не может помешать черным провести пешку в ферзи и выиграть.

    Однако, 1.Лd5!!

    Белые замечают, что у них тоже есть опасная проходная и используют ее потенциал.

    1…. Крс6:d5 (иначе белые забирают решку d2) 2. d6-d7!  и на 2… d2-d1Ф следует 3.d7-d8Ф+ !

    Живописная картина. При полном материальном равенстве черные с чистой совестью могут сдаться. Они теряют ферзя.

    Благодарю за интерес к статье.

    Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

    1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
    2. Напишите комментарий (внизу страницы)
    3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

    Удачного вам дня и хорошего настроения!


    chessmatenok.ru

    Шахматные правила

    В данной статье мы рассмотрим основные шахматные правила, изучив которые, Вы сможете начать игру в шахматы.

    Цель Игры

    У Вас, как и у Вашего соперника, в распоряжении команда воинов. Ваша цель: первым захватить короля соперника (пока соперник не захватил Вашего короля)! Ситуация, когда Вы атаковали короля соперника так, что от этой атаки он никак не может уйти, называется «мат» и означает, что Вы победили!

    Каждый из Вас начинает игру с надёжной армией из 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.

    Начало игры

    Перед игрой доска устанавливается так, чтобы в нижнем правом углу у каждого игрока была белая (или светлая) клетка. Затем фигуры расставляются на доске каждый раз на одни и те же клетки. Второй ряд занимают пешки. Ладьи стоят по углам, далее рядом с ними — кони, после коней — слоны, затем ферзь ставится на клетку того же цвета, что и он сам (белый ферзь на белую клетку, чёрный ферзь на чёрную), и, наконец, король занимает место на оставшейся клетке.

    Игрок, у которого белые фигуры, всегда ходит первым, поэтому, чтобы всё было честно, нужно играть то белыми, то чёрными фигурами по очереди. На каждом своём ходе игрок может сходить одной из своих фигур (за исключением одного особенного хода). После Вашего хода, наступает ход соперника. И так далее игроки ходят по очереди до тех пор, пока один из королей не будет захвачен… либо пока вся Ваша армия не будет израсходована!

    Как ходят фигуры

    Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Большинство фигур не могут перепрыгивать через другие фигуры — только кони могут перепрыгивать через любого, кто стоит на их пути! Также, ни одна фигура не может вставать на клетку, где уже стоит фигура того же (своего) цвета. Однако, фигура может вставать на место фигуры противника: именно так Вы берёте в плен фигуры врага!

    Король

    Король — самая важная фигура, поскольку его потеря означает конец игры. Но он также является и одной из самых слабых фигур. Поэтому очень часто ему нужна защита друзей. Король может ходить на одну клетку в любом направлении — вверх, вниз, в стороны и по диагонали.

    Король не может ходить на атакованную клетку, где он будет захвачен (в примере это красные клетки). Если Ваш соперник сходит своим королём на атакованную Вами клетку, не спешите радостно хватать его короля со словами «Ха-ха-ха, я победил!» Вместо этого, следует объяснить сопернику, почему его король не может туда ходить. После этого Ваш соперник может вернуть короля на место и выбрать какой-нибудь другой ход.

     

    Шах и Мат

    Когда другая фигура угрожает захватить короля, это называется «шах». Когда король никак не может избежать шаха, это называется «мат». Как говорилось ранее, взятие короля — это победа. Есть только три способа уйти от шаха: отойти от угрозы, закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, угрожающую королю. Если король не может уйти от шаха — игра окончена. Обычно короля не захватывают и не убирают с доски, игра просто объявляется завершённой.

    Ферзь

    Ферзь — самая влиятельная фигура. Как и король, он может ходить в любом направлении по прямой линии — вперёд, назад, в стороны и по диагонали — но в отличии от короля ферзь очень быстр. Ведь он может ходить на любое число клеток, хотя при этом не может перепрыгивать через другие фигуры. И, как и все другие фигуры, когда ферзь захватывает фигуру противника, он встаёт на клетку взятой фигуры.

    Посмотрите диаграмму ниже, чтобы увидеть, как ходят ферзи. Обратите внимание, как белый ферзь берёт чёрного ферзя и затем чёрный король вынужден сделать ход.

     

    Ладья

    Ладья ходит почти так же, как и ферзь: на любое число клеток по прямой линии, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали).

     

    Слон

    Слон — это «вторая половина» ферзя. Он ходит на любое количество клеток, но только по диагоналям. В начальной позиции у Вас два слона — белопольный и чернопольный и, как Вы можете убедиться, во время игры белопольный слон всегда будет ходить лишь по белым полям, а чернопольный — по чёрным. Слоны хорошо работают в паре, так как один из них покрывает поля, которые недоступны другому.

     

    Конь

    Кони ходят иначе, чем остальные фигуры — на две клетки в одном направлении и далее на одну клетку под углом 90 градусов. Ход коня напоминает букву «Г». Конь — единственная фигура, которая, делая ход, может перепрыгивать через другие фигуры. Из-за этой особенной способности часто говорят, что кони «прыгают». Посмотрите на эти прыжки коней:

     

    Пешка

    Половина Вашей начальной команды — это пешки, поэтому очень важно понять, как использовать этих маленьких ребят, несмотря на то, что они не очень сильны. Пешки особенные — они ходят одним образом, а берут — другим. Когда они ходят, то передвигаются только прямо вперёд, а берут — по диагонали. Пешки могут ходить вперёд только на одну клетку, за исключением самого первого хода, когда они могут ходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только ту фигуру соперника, которая стоит на одну клетку по диагонали перед ней. Пешка не может ни ходить, ни брать назад.

    Поскольку пешка ходит и берёт по-разному, это единственная фигура, которую может блокировать фигура противника: если прямо перед пешкой стоит другая фигура, пешка не может ни обойти, ни взять эту фигуру.

     

    Превращение

    Может, пешки, конечно, и маленькие, медленно двигаются и им трудно бороться против более быстрых фигур на доске, но пешки — большие мечтатели! Они мечтают стать героями, которые будут править на доске и принесут Вам победу. И у пешек есть одна супер-способность, которая может помочь их мечтам осуществиться.

    Если пешка доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой, кроме пешки или короля (это называется «превращением пешки»). [ПРИМЕЧАНИЕ: существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так.] Как правило, пешку превращают в ферзя, потому что это самая сильная фигура. Превращаться в другие фигуры могут только пешки: ни одна другая фигура этого не может!

     

    Взятие на проходе

    Последнее правило относительно пешек называется «взятием на проходе» от французского «en passant», что означает «во время прохождения». Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), то пешка соперника может взять эту проскочившую пешку так, будто она сходила лишь на одну клетку вместо двух. Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку «на проходе» будет нельзя. Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило.

     

    Рокировка

    Ещё одно особое правило называется «рокировкой» — единственный ход, при котором перемещаются две фигуры. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:

    • до рокировки король ни разу не ходил
    • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
    • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
    • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

    Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется короткой рокировкой. Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется длинной рокировкой. Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается точно на две клетки.

     

     

    Ничья

    Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:

    1. На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом НЕ находится под шахом
    2. Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
    3. На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля). Ничья по недостатку фигур!
    4. Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
    5. Каждый из игроков сделал 50 ходов подряд без единого взятия или хода пешкой. Это означает, что в игре нет никакого развития!

    На данной стадии Вы уже готовы играть! Далее приводятся дополнительные правила для турниров, вариантов игры, а также некоторые советы для начинающих.

    Шахматы Фишера-960

    Шахматы-960 (которые также называются «Шахматы Фишера») — это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры до начала игры размещаются в произвольном порядке.

    При произвольном размещении фигур соблюдаются лишь два правила: слоны должны быть разнопольные, а ладьи должны стоять по разные стороны от короля. Фигуры соперника при этом располагаются зеркально.

    Существует ровно 960 возможных начальных позиций фигур с соблюдением этих двух правил (отсюда и «960» в названии).

    Единственное отличие в правилах касается рокировки: правила здесь, по большей части, те же, что и в обычных шахматах (до рокировки ни король, ни ладья ещё не ходили и король не может проходить через атакованные клетки или вставать на атакованную клетку), дополнительным правилом является то, что непосредственно перед рокировкой все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур. Вместо того, чтобы двигать короля именно на две клетки в сторону ладьи, рокировка всегда делается так, чтобы в конечной позиции рокированные фигуры стояли, как в обычных шахматах: при рокировке на королевском фланге король всегда идёт на g1, а «на ферзевом фланге» — на c1.

    Некоторые правила турниров

    Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Эти правила не обязательно применимы к партиям, которые играются дома или онлайн

    Взялся — ходи!

    Если игрок касается своей фигуры, он обязан сходить этой фигурой, если ход возможен (конечно, Вы не можете «тронуть» виртуальную фигуру в сети, поэтому данное турнирное правило неактуально для нашего сайта). Если игрок касается фигуры противника, он обязан её взять. Игрок, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав «поправляю».

    Знакомство с Часами и Таймерами

    В большинстве турниров используется контроль времени, который ограничивает время на всю партию, а не ход. Это происходит потому, что когда в 1800-х годах начались первые шахматные турниры, некоторые ребята, осознавая, что они проигрывают, просто сидели и не делали ходов. С такой замечательной стратегией они всё никак не проигрывали… а турниры всё никак не заканчивались! После этого были изобретены шахматные часы, которые стали нормой в большинстве турниров.

    Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю партию и может решать для себя, как использовать это время. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг на часах, ставя свои часы на паузу и запуская при этом часы соперника. Если у одного из игроков время на игру заканчивается и его соперник заявляет об истечении времени, тот, чьё время истекло, проигрывает (за исключением ситуации, когда у его соперника недостаточно фигур, чтобы поставить мат — в этом случае объявляется ничья). Нажмите сюда, чтобы посмотреть, как быстро игроки ходят в партиях с ограниченным контролем времени!

    Основная стратегия

    Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

    № 1 Защищайте своего короля

    Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!

    № 2 Не отдавайте фигуры просто так

    Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

    • Пешка — базовая единица
    • Конь стоит 3 пешки
    • Слон стоит 3 пешки
    • Ладья стоит 5 пешек
    • Ферзь стоит 9 пешек
    • Король бесценен

    В конце игры эти очки ничего не значат — это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.

    № 3 Контролируйте центр

    Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных — плохие.

     

    №4 Используйте все свои фигуры

    В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

    Как повысить уровень игры?

    Знакомство с правилами и основами стратегии — это только начало: в шахматах столько аспектов, что не хватит и всей жизни, чтобы изучить их все! Чтобы повысить свой уровень игры, необходимо делать три вещи:

    №1 — Играйте

    Продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой игры, независимо от того, победили Вы или проиграли.

    № 2 — Учитесь

    На xchess.ru есть много ресурсов, которые помогут Вам учиться и улучшать свои навыки.

    № 3 — Получайте удовольствие

    Не унывайте, если у Вас не получается выиграть во всех партиях сразу. Все проигрывают — даже чемпионы мира. Если Вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, шахматы всегда будут приносить Вам удовольствие!

    xchess.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *