Где стоит король на шахматной доске – Правила игры в шахматы для начинающих — расстановка шахмат, рокировка в шахматах

    Содержание

    Расстановка шахмат – от пешки до короля :: SYL.ru

    Шахматы — игра для интеллектуалов. Это поле боя, на котором сходятся две армии — черная и белая.

    Перед сражением, как это принято по всем законам военной тактики, генералы должны выбрать боевое построение. Только вот расстановка шахмат нормирована, поэтому перед «боем» фигуры всегда стоят на одних и тех же закреплённых за ними позициях.

    Но как начинающему шахматисту запомнить, что и где должно стоять?

    Числа и буквы


    Практически на всех шахматных досках есть числовые и буквенные значения, которые позволяют фиксировать тот или иной ход. Например, «e2-e4» значит, что пешка на клетке e2 двинулась вперёд, заняв позицию e4. Цифры и буквы будут служить вам подсказкой, ведь расстановка шахмат на доске — это усановка фигур на закреплённые за ними клетки.

    Так, белый король в начале партии всегда будет стоять на e1, а чёрный ферзь обязан быть на d8.

    Как правило, расстановка шахмат зеркальна. Так, каждая белая фигура имеет напротив чёрного оппонента. Белая ладья на a1 зеркальна чёрной ладье на a8, ряд светлых пешек на второй линии всегда стоит напротив ряда чёрных на седьмой.

    Цветовое соглашение

    Самое сложное — это когда на доске нет ни чисел, ни букв. Такое часто встречается в парках, на городских аллеях, где шахматные доски просто-напросто нарисованы на столах. В этой ситуации даже опытные игроки могут смутиться и задуматься, где стоит король, а где ферзь.

    В таком случае правильная расстановка шахмат зависит от цвета клеток. Всего на доске 64 клетки — 32 чёрных и 32 белых.

    Слонов, коней по два в каждой «армии», а вот король всегда один. Потому легче всего запомнить цвет той клетки, на которой стоит Его Величество.

    С давних времён, когда шахматы ещё только зарождались, было заключено цветовое соглашение, по которому белый король в начале партии всегда обязан стоять на чёрной клетке, а его противник — на белой.

    Кроме того, есть ещё одна уникальная фигура — ферзь. Одна из самых сильных боевых единиц в игре, она придерживается цвета «своей» армии: белая перед боем всегда на светлой клетке, а чёрная — на темной.Так и появилось небезызвестное выражение: «Ферзь знает свой цвет».

    Но вот мы поставили короля и ферзя на свои места, а что делать с другими фигурами?

    Закреплённые позиции

    Есть очень простой способ зафиксировать в памяти позиции тех или иных фигур. В первую очередь нужно помнить, что линия непосредственно перед королём занята восемью пешками. Далее расстановка шахмат начинается с углов доски — на крайних клетках горизонтали стоят ладьи, следом за ними ставятся кони и только потом слоны. Можно начать расставлять фигуры от обратного. То есть, водрузив короля и ферзя на их законные места, нужно помнить, что справа и слева от них в качестве охраны выступают слоны, затем кони и только на внешних границах шахматной доски стоят ладьи.
    Как правило, расстановка шахмат со временем становится делом настолько обыденным, что вопросов относительно позиций фигур перед боем и не возникает. С практикой приходит опыт. Многие игроки могут мысленно воссоздать картинку с шахматной доской, расставить на ней фигуры и вести партию с противником с закрытыми глазами.

    www.syl.ru

    Король в шахматах — как ходит фигура? Где стоит на доске?

    Король – важнейшая фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Цель шахматной партии – дать мат королю противника. Король нуждается в постоянной защите. Его нельзя держать под боем противника и разменивать на другую фигуру.

    В заключительной стадии игры, когда фигур на доске становится меньше и прямых угроз королю не так уж много, роль короля и его возможности существенно усиливаются. Он становится важной атакующей и защищающей фигурой. Сила короля становится примерно равной силе легкой фигуры (коню, слону) или 3-4 пешкам. В пешечных эндшпилях король становится самой сильной фигурой.

    Король, как никакая другая фигура, требует к себе повышенного внимания. В зависимости от развития партии и сложившейся ситуации он сочетает в себе слабость и силу, неторопливость и активность.

    Король, как и ферзь, ходит и бьет фигуры соперника по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку. Черный и белый король не могут находиться рядом на соседних полях шахматной доски.

    В начальной позиции белый король стоит на поле е1, черный – на е8.

    Король, стоящий в середине доски, имеет 8 возможных ходов.

    Белый король может пойти; Крd2, Крd3, Крd4, Крe2, Крe4, Крf2, Крf3, Крf4.

    Возможные ходы черного короля; Крb6, Крb7, Крb8, Крc6, Крc8, Крd6, Крd7, Крd8.

    Рокировка

    Рокировка – специфичный ход в шахматах с участием двух фигур: короля и ладьи. Выполняют рокировку так: короля переставляют через одно поле по горизонтали в сторону ладьи, затем перемещают ладью на поле, которое пересек король. Переставлять ладью первой нельзя. По правилам, противник может потребовать считать ход законченным, и рокировка не состоится.

    Длинную рокировку выполняют в сторону ферзевого фланга, короткую – в сторону королевского.

    Выполнять рокировку можно при соблюдении следующих условий:

    • король не находится под шахом;
    • король и ладья в игре ходов еще не делали;
    • король не проходит битое поле;
    • поле, на которое становится король, не находится под ударом противника;
    • между королем и ладьей нет своих и чужих фигур.

    Если рокировка выполнена с нарушением правил, то короля и ладью ставят на прежние места и делают ход королем. При невозможности хода королем ошибка остается без последствий.

    Белые и черные короли и ладьи в партии ходов не делали. Белые имеют право делать длинную рокировку 1. 0-0-0. Короткую рокировку делать нельзя, так как король должен пройти битое поле: черный слон C4 держит под ударом поле f1.

    Черные могут сделать короткую рокировку 1. … 0-0. Длинную рокировку черные не имеют право делать, так как король окажется на поле c8 под ударом белого слона g4.

    Ход белых. Король находится под шахом черного слона b4. Нельзя делать ни длинную, ни короткую рокировку. Можно защитить короля ходом 1. c3 или 1. Сd2. Потеряв право на рокировку можно сыграть 1. Крe2.

    Среди шахматных терминов нет понятия «полхода», однако, в задачах-шутках в отношении к рокировке это выражение употребляют.

    Белые пошли на две клетки в сторону ладьи – Крg1 (сделали первые полхода). Решение задачи: переставить ладью с поля h2 на f1 и объявить черным мат.

    Расположение королей друг против друга через нечетное число клеток по горизонтали, вертикали или диагонали называется оппозицией. В ближней оппозиции расстояние между королями составляет одно поле, в дальней – 3 или 5 полей. Обычно оппозиция невыгодна тому, чей ход.

    Короли находятся в ближней вертикальной оппозиции.

    Своего короля надо всегда защищать. Обычно в углу доски король находится в большей безопасности, поэтому рокировку откладывать надолго не стоит. В середине игры при наличии ферзя и ладей у противника надо следить за первой горизонталью (у черных – последней), чтобы не получить линейный мат. Пешечное прикрытие короля нельзя ослаблять. Вот, что может произойти при слабом прикрытии пешек своего короля.

    Самая короткая шахматная партия, которую иногда называют «дурацкий мат», состоит из двух ходов: 1. f3 e5 2. g4

    Фh5Х. Белым мат.

    В шахматах белая пешка, дошедшая до 8-й горизонтали, и черная пешка, дошедшая до 1-й, могут превратиться в любую фигуру кроме короля. В случаях с королем ничего подобного не происходит – дойдя до крайней горизонтали, король остается королем. Эксклюзивное правило превращения имеют только пешки.

    Из жизни шахматистов

    Двое играют. Позиция белых значительно слабее. Противник имеет материальный перевес, и ситуация становится безвыходной.

    Запутавшись в своих размышлениях, игравший белыми взял черной ладьей собственную пешку на h5. Игравший черными молча взял белого короля и передвинул с поля h2 на поле g1.

    Игравший белыми запротестовал: «Позвольте, но ведь это мой король».

    «Но вы же сделали ему шах, и он должен уйти», – возразил игравший черными.

    Раздался хохот окружающих, и белые сдались.

    Шахматные поговорки о короле

    За битого короля и пешку не дадут.

    Один король на доске – не воин.

    Потеряв короля, по пешкам не плачут.

     

    Читайте также:


    levico.ru

    Шахматный учебник для начинающих. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

    Урок 2. Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.

    В шахматной партии принимает участие 6 видов фигур. Это:

    1. Король 
    2. Ферзь 
    3. Ладья 
    4. Слон 
    5. Конь 
    6. Пешка 

    В каждой армии соответственно по одному королю и ферзю, по две ладьи, два слона, два коня и по восемь пешек.

    Получается у каждой стороны по 16 фигур в начале игры.

    Всего на доске, соответственно 32 фигуры, то есть в начале партии занято ровно 50% всей доски.

    Начальная позиция выглядит так:

    Запомнить расположение фигур в начальной позиции достаточно просто – фигуры стоят симметрично. Путаница обычно происходит только в расположении короля и ферзя (их часто путают местами). Здесь важно запомнить только 1 правило: в начальной позиции ферзь стоит на поле своего цвета.

    То есть белый ферзь в начальной позиции стоит на белой клетке, а черный ферзь соответственно на черной.

    Очень важно запомнить, что когда одна фигура сбивает другую, она становится на клетку сбитой фигуры.

    Потренируйтесь пару раз ставить на доске начальную позицию, научитесь различать фигуры по названию. Пока все логически просто, сложностей возникнуть не должно:)

    Теперь нужно научиться ходить этими фигурами и сбивать фигуры соперника.  Об этом в следующем уроке.

    ←Предыдущий урок


     

    Все уроки:

    1. Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска. 
    2. Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.
    3. Как ходят фигуры? Пешка, Конь.
    4. Как ходят фигуры? Слон, Ладья.
    5. Как ходят фигуры? Ферзь, Король.
    6. Сравнительная сила фигур и цель игры
    7. Рокировка, взятие на проходе,
    8. Шах и мат. Результат партии.
    9. Ничья в шахматах. 
    10. Запись шахматной партии
    11. Важность практики

    megachess.net

    Шахматная доска и начальная расстановка фигур


    Здравствуйте друзья. В вами дядя Валера Параничев.

    Театр, как известно, начинается с вешалки. Шахматы – с шахматной доски. Изначальная расстановка шахматных фигур на доске должна быть правильной, иначе вся ваша игра пойдет на наперекосяк и не по правилам.

    Вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…

    Если вам хочется поскорее приступить к игре, не спешите. Вы же шахматист, а шахматы начинаются с азов.

    Если вы не любите читать, то смотрите видео:

    Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

    Шахматная доска

    Шахматная доска должна быть расположена следующим образом:

    Только так и никак иначе. Белые фигуры должны располагаться на 1 и 2 горизонталях. Черные, соответственно на 7 и 8

    Пример неправильного расположения доски и фигур:

    Здесь доска просто перевернута. Белые фигуры занимаю место черных и наоборот.

    Возможно, вы обратили внимание, что доска похожа на систему координат. Так и задумано. Для того, чтобы каждое поле имело свой уникальный идентификационный номер.

    Вы видите по горизонтали расположены 8 латинских букв (именно 8 а не 7 букв, как некоторые считают). Буквами обозначаются вертикали. Цифрами слева — вертикали.

    Всего на доску 64 поля. Или клетки. Каждая клетка имеет наименование, состоящее из буквы вертикали и цифры соответствующей горизонтали. Например, «поле е5». Это поле выделено на диаграмме зеленым цветом:

    Вообще про нумерацию клеток и названия фигур с их обозначениями вы можете прочитать в статье — шахматная нотация.

    Начальная расстановка фигур

    В классических шахматах фигуры перед началом партии располагаются на доске строго определенным образом: все фигуры расположены на четырех горизонталях. Белые на 1 и 2, черные на 7 и 8. Ладьи по краям, затем кони и слоны.

    В центре, на вертикалях d и е расположены король и ферзь. Именно во взаимном расположении короля и ферзя чаще всего возникает путаница. Для простоты запоминания правило такое: Ферзь располагается на поле своего цвета. Соответственно король – на поле противоположного цвета.

    Пешки расположены в ряд по второй и седьмой горизонталях. Их по 8 у каждой стороны.

    Рекомендую с первых шагов называть ходы в соответствии с названиями полей. Обычно при анализе партии шахматисты говорят так: «Конь эф три». Эта фраза означает ход коня на поде f3. Или: Ферзь бьет дэ пять» — ферзь побил фигуру противника, расположенную на поле d5.

    Фигуры и ходы

    По шахматным фигурам у нас есть отдельные статьи. Поэтому ограничимся коротким обзором. Всего у каждой из сторон по 16 фигур. В распоряжении каждого игрока, ферзь, две ладьи, два коня, два слона, по 8 пешек и конечно же король.

    Король – может делать ходы на одну клетку
    Ферзь — на любое расстояние
    Ладья – движется по вертикали и горизонтали
    Слон — по диагонали
    Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок. Подробнее в этой статье
    Пешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения. Подробнее о ходах пешки в этой статье.
    Король, ферзь, ладья, конь и слон могут ходить в любых направлениях. Пешка — только вперед.

    Как расставлять фигуры на доску

    Рекомендую расставлять фигуры на доску, начиная с короля и ферзя. Затем легкие фигуры, ладьи, и потом пешки. Пока вы еще начинающий шахматист, такая последовательность будет способствовать запоминанию ценности шахматных фигур.

    Это не строго обязательно, разумеется. Просто совет бывалого шахматиста.

    Как играть новичку

    Если вы начинающий шахматист, рекомендую начинать партию ходом е2-е4. Это самый популярный ход в мире. Этому есть объяснение.

    Ход е2-е4 открывает дорогу сразу двум фигурам: ферзю и слону. Кроме того, белые уже первым ходом начинают борьбу за контроль центра доски.

    Соответственно черными в ответ на е2-е4 резонно ответить е7-е5. Аргументы аналогичны вышеизложенным.

    В дальнейшей игре рекомендую руководствоваться следующими принципами:

    Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.

    Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур

    Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.

    Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.

    Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.

    Понятно, что это очень общие принципы, изложенные кратко. Для описания различных шахматных стратегий написаны десятки монографий. Если вы начинающий – всему своё время.

    Еще раз подчеркнем: Начальная расстановка фигур на шахматной доске в классических шахматах строго определена. В других видах шахмат, например в шахматах Фишера расстановка произвольна. Но это совсем другая история.


    chessmatenok.ru

    Где стоит король в шахматах? Правила и история

    Самая древняя интеллектуальная настольная игра — это шахматы. Она всегда была популярной, так как развивает логическое мышление, учит планировать наперед, а также формирует качества личности. Игроку пригодится развивать умение концентрироваться, абстрагироваться от окружающих, чтобы полностью погрузиться в игру.

    Шахматы как спорт, они подразумевают турниры и соревнования. Победы дарят игрокам ощущение превосходства. По тактике игрока можно даже составить его психологический портрет. Место, где стоит король в шахматах, рассказывает многое об игроке. Игра эта поистине уникальная, универсальная и полезная.

    История игры в шахматы

    Начало истории шахмат уходит вглубь тысячелетий. До сих пор ученые спорят об истинном возрасте игры. По многим источникам, шахматы появились не раньше V века до нашей эры. В Индии возникла игра под названием чатуранга, она очень напоминала современные шахматы, но все же отличалась от них. Например, число игроков было 4, а не 2, и право хода решал подброс не монетки, а игральных костей.

    В Х веке после множественных скитаний по странам шахматы дошли и до Европы, где в игру были внесены некоторые изменения и составлены правила. В XIX веке правила снова корректировались и были окончательно сформированы, однако неизменным осталось то, где стоит король в шахматах. Первый в мире чемпионат по шахматам был проведен в 1886 году.

    Правила

    Прежде чем начинать играть в шахматы, нужно досконально изучить правила. Итак, игра проходит на специальной доске, которая состоит из 64 клеток, их цвета чередуются (белая и черная клетка). Расставление фигур зависит от цвета клеток и фигур. Где стоит король в шахматах, зависит от местоположения королевы (ферзя). Новичкам говорят: “Королева любит свой цвет”. Это означает, что белого ферзя ставят на белую клетку, а короля, соответственно, рядом.

    У каждого игрока по 16 фигур одного цвета, белых или черных. Первый ход делается всегда белой фигурой, а жребий решает, кто будет играть белыми.

    Важно знать и следить, где должен стоять король в шахматах, так как объявление мата говорит о проигрыше, а вот пата — о ничьей. Каждый игрок за один ход может передвинуть только одну фигуру, исключение из правил — рокировка.

    Перемещать фигуру можно на свободную клетку или на клетку, занятую соперником, что говорит о ее захвате и снятии с доски. Место, где стоит король и королева в шахматах, является центральным, защищенным со всех сторон от противника — эти фигуры — ключевые.

    Контроль времени

    Для контроля времени используют шахматные часы, которые выглядят как два соединенных вместе циферблата. Когда игрок сделал свой ход, он нажимает свою кнопку на часах — время на них останавливается, а стрелки часов соперника запускаются, и наоборот. У каждого циферблата есть свой флажок, который падает по окончании допустимого времени.

    Специальный ход в шахматах

    В шахматах, где стоит король, есть специальный ход — рокировка. Рассмотрим тонкости этого хода. Он осуществляется одновременной сменой положений короля и ладьи. Король сдвигается на две клетки в ее сторону, а ладья занимает клетку рядом с королем, которую он прошел. Рокировка запрещена, если:

    1. Король и ладья, которая будет принимать участие в рокировке, уже сделали первый ход.
    2. Соседние клетки заняты.
    3. Ход короля приведет к тому, что он окажется под шахом.
    4. Король пытается с помощью рокировки уйти из-под шаха.
    5. Король пытается рокировкой преодолеть “битое поле”.

    Рокировка бывает длинной и короткой, в зависимости от числа пройденных королем клеток.

    Победа в шахматах

    Шах — положение короля, при котором его атаковал противник. Действия короля в таких условиях:

    • перейти на свободную от атак клетку;
    • защититься от нападения другой фигурой;
    • захватить угрожающую фигуру.

    Мат — ситуация, в которой королю сделали шах, избежать атаки соперника невозможно.

    Пат — это ситуация, при которой король окружен клетками, которые атакуются, а возможности пойти другой фигурой нет.

    fb.ru

    Как ходит король в шахматах

     

    Что означает король в шахматах

    Любой, даже начинающий, шахматист знает: цель всей игры – защитить короля. Невозможно научиться играть в шахматы, если игрок будет постоянно забывать о главной фигуре на доске. Насколько важен король в шахматах, может ли он защищаться или является самой пассивной фигурой?

     

     

     

    1. Где стоит король в шахматах

    Королем пренебрегать недопустимо. Он – главная на доске фигура, и его защите служат все остальные. Сама цель игры заключается в том, что каждый из игроков стремится поставить мат королю противника. Соответственно, и внимание королю уделяется самое серьезное.

    Место расположения шахматного короля – традиционно в центре. Если вы играете черными фигурами, ставьте своего короля на клетку Е8. Белые же фигуры имеют начальную позицию своего короля на клетке Е1. Со всех сторон он окружен фигурами рангом поменьше, а передний ряд плотно занят пешками. Здесь же скрывается и ответ на вопрос о том, как бьет король в шахматах. Бьет он все фигуры, находящиеся в зоне его поражения, – то есть, те, которые находятся на соседних клетках.

     
    2. Как ходит король в шахматах

    Несмотря на то, что король – важнейшая фигура, он вынужден, по сути, топтаться на месте. Передвижение этой фигуры крайне ограничено. Король в шахматах ходит только на одну клетку, зато способен делать это во все стороны. Если у других фигур есть свои правила шагов (к примеру, слон ходит исключительно по диагонали, а ладья – по горизонтали и вертикали), то король может и пренебречь такими условностями.

    Впрочем, существует специальный ход, который позволяет королю покрыть сразу внушительное расстояние. Ход этот – рокировка. К нему прибегают в исключительных случаях, на протяжении партии каждый игрок имеет право всего на одну рокировку. Если вам необходимо срочно защитить короля, а другими способами сделать это невозможно, тогда на помощь главной фигуре приходит ладья. Ее и короля меняют местами, укрыв шахматного правителя пешками либо добившись выгодной позиции для дальнейшей игры.

    Есть и ограничения на осуществление рокировки. Так, данный ход возможен лишь в том случае, если ладья, идущая под рокировку, до этого момента еще ни разу не была задействована в игре.

     

     

    3. Что делать, если остался один король в шахматах

    У шахматистов есть поговорка, согласно которой, один король на шахматной доске воином не является. Если вы растранжирили все свои фигуры, и остались вдвоем с королем против нескольких фигур противника, то, вероятнее всего, дело кончится матом. Но если сумеете три раза подряд повторить свои позиции, то сможете рассчитывать на ничью.

     

    Будет интересно:

     

    valimo.ru

    Краткие правила игры в шахматы — Шахматная планета

     

    ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НОТАЦИЯ

    Шахматы — игра для двоих. Один игрок (Белые) использует фигуры белого цвета, а второй игрок (Черные) обычно играет фигурами черного цвета. Доска разделена на 64 маленьких черных и белых квадратика (поля).

    Существует система (нотация), описывающая ситуацию на доске и передвижение все фигур и пешек.

    ПРИМЕР 1


    ПРИМЕР 2

    В этой системе вертикальные ряды полей называются линиями (вертикалями) и обозначаются латинскими буквами: a, b, c, d, e, f, g и h. Горизонтальные ряды полей называются рядами (горизонталями) и нумеруются цифрами от 1 до 8 (1-ый ряд, 2-ой ряд, и т.д.). Каждое поле имеет собственное обозначение (например, поле e4, на доске обозначенное желтым кружком). 


    ПРИМЕР 3

    Наклонные ряды полей — диагонали обозначаются конечными полями, например: a2-g8 и h5-d8 диагонали (отмечены красными линиями). В то время как вертикали и горизонтали включают поля разного цвета, то диагонали состоят из полей одного цвета, или из белых или из черных полей. Например, диагональb1-h7 белопольная (отмечена зеленой линией), а диагонали c1-a3 и a3-f8 чернопольные (отмечены синей линией). 2 диагонали состоящие из 8 полей (a1-h8 иh2-a8) называются длинными (главными) диагоналями (отмечены желтыми линиями). 


    ПРИМЕР 4


    НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

    В начале партии каждая сторона имеет:

    1 Короля 

    1 Ферзя 

    2 Ладьи 

    2 Слона 

    2 Коня 

    8 пешек 

    Пешки и фигуры (все вместе) называются материалом. В начале партии у сторон — материальное равенство. Цель игры захватить короля противника. Это называется — заматовать короля.

    Ферзь и ладьи — тяжелые фигуры. Слоны и кони — легкие фигуры.

    Шахматные фигуры в нотации описываются следующим образом: король — Кр; ферзь — Ф; ладья — Л; слон — С; конь — К; пешка — п.

    В шахматной нотации партии обозначение пешки (п) чаще всего опускается.

    Расположение фигур и пешек в данный момент на доске называется позиция или ситуация. Диаграмма показывает начальную позицию.

    Белые занимают первую и вторую горизонталь, черные — седьмую и восьмую. Доска должна быть расположена таким образом, чтобы верхнее угловое поле слева было белым (h2 для белых и a8 для черных). В начальной позиции белый ферзь должен стоять на белом поле (d1) и черный ферзь — на черном поле (d8).

     


    ПРИМЕР 5


    Левая половина шахматной доски (от a до d) называется ферзевый фланг, а правая половина доски (от e до h) — королевский фланг. 


    ПРИМЕР 6

    Четыре центральных поля (d4, d5, e4, e5) называются 2 центр. Это очень важный участок доски.


    ХОДЫ

    Любое перемещение фигуры или пешки на доске называется ходом. Игроки делают ходы по очереди, играющий белыми начинает первым.

    Нельзя пойти фигурой на поле, уже занятое собственной фигурой или пешкой. Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через поля, занятые своими фигурами или пешками и фигурами противника.

    Ладья

    Ладья может перемещаться на любое количество полей вдоль горизонтали или вертикали.

    На диаграмме белая ладья может пойти на любое поле на вертикали e или на любое поле на 4-ой горизонтали, всего ей доступно 14 полей. 

    ПРИМЕР 7



    Слон

    Слон может перемещаться на любое количество полей вдоль диагонали.

    На диаграмме белый слон на d4 может пойти на любое поле на диагоналях a1-h8 и g1-a7, всего ему доступно 13 полей. Другой белый слон имеет только 7 полей в своем распоряжении.

    В начальной позиции каждый игрок имеет одного слона, который может ходить только по белым полям и одного слона, который может ходить только по черным полям. Они часто называются белопольным и чернопольным слонами.

    ПРИМЕР 8


    Ферзь

    Ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, как показано на диаграмме.

    Таким образом ферзь сочетает в себе возможности ладьи и слона, кроме того может перемещаться и по белым и по черным диагоналям. На диаграмме видно что ферзю, стоящему на d4, доступно 27 полей. Такая мобильность делает ферзя безусловно сильнейшей фигурой. 

    ПРИМЕР 9



    Конь

    Конь перемещается очень необычным способом.

    С черного поля e5 белый конь может пойти на одно из 8 белых полей, как указано стрелками. Конь перемешается на 1 клетку вперед и одну по диагонали и только на поле противоположного цвета полю на котором он находится в начале хода. На диаграмме видно, что конь перепрыгивает поле d5 и становится на поле c6 или c4; через e6 на поле d7 или f7; через f5 на поле g6 или g4, и через e4 на d3 или f3. Конь всегда перемещается с белого поля на черное и наоборот. Можно сказать что конь ходит буквой «Г». 

    ПРИМЕР 10


     

    Это единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.

    Хотя белый конь окружен со всех сторон своими и чужими фигурами и пешками, это не мешает ему переместиться на поля, помеченные маркерами.

    Конь выделяется своей исключительной маневренностью.

    Хорошо известна задача — обойти конем всю доску, побывав на каждом поле только один раз. Математики установили, что существует более 30 миллионов подобных маршрутов. Хотя решением этой проблемы занимались несколько столетий лучшие умы, ни один не установил точное количество таких маршрутов. 

    ПРИМЕР 11


    Король

    Король может перемещаться на одно поле в любом направлении (диагонали, вертикали, горизонтали).

    На диаграмме поля, на которые может переместиться король, помечены точками.

    В углу доски мобильность короля снижается: на крайней горизонтале ему доступно только 5 полей. Когда король расположен на угловом поле доски, то ему доступно только 3 поля. 

    ПРИМЕР 12


    ВЗЯТИЕ

    Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, стоящую на ее пути. Эта фигура убирается с доски и ее место занимает фигура, которая делает ход. После чего ход считается законченным. Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, только если может пойти на поле, на котором расположена берущаяся фигура.

    Ход белых. Белый ферзь одновременно угрожает черной ладье и слону и может взять одну из этих фигур. Так как ладья более ценная фигура, то белые берут ладью на d4. Возникает следуюшая позиция: 

    ПРИМЕР 13

    До взятия. 
    1. Јd4 После взятия:

    Игрок не обязан совершать возможное взятие.


    Пешки

    Для обозначения пешки мы будем добавлять вертикаль на которой она расположена или поле: пешка f, пешка g4, и так далее. Пешки также называются по имени фигуры расположенной на этой вертикали в начальной позиции: ферзевая пешка (пешка d), королевская пешка (пешка e), ладейная пешка (пешки a или h), коневая пешка (b или g), слоновая пешка (c или f).

    В отличие от фигур, которые могут ходить в любом направлении, пешка может двигаться только на одну клетку вперед по вертикали. Исключение для начальной позиции, например, белая пешка на втором ряду и черная пешка на 7 ряду может пойти сразу на 2 поля вперед.

    Пешки перемещаются только по вертикали, но взятия совершают по диагонали, влево или вправо.

    На диаграмах белые пешки могут двигаться только вверх, а черные только вниз.

    Давайте рассмотрим ходы пешек на диаграмме. Белая пешка a4 может пойти только на одно поле: 

    ПРИМЕР 14

    1. a5

    [Так как белая пешка c2 на начальной позиции, то она может пойти и 1. c3;

    и 1. c4;

    Белая пешка d4 не угрожает черному королю, но может взять одну из двух черных фигур: 1. dc;

    или 1. de]

    Черные могут сделать следующие ходы пешками: 1… ab

    [1… e6;

    1… g2]

     

    Кроме обычного взятия пешка может осуществлять взятие на проходе пешки противника (но не фигуры).

    Ситуция (пример 15) возникает после ходов 

    1. e4 e6 2. d4 d5 3. e5 f6

    Похожая ситуация может возникнуть, если черные сыграют 3… f5 вместо 3… f6

    ПРИМЕР 15

    Теперь белые имеют право взять черную пешку f на проходе своей пешкой e. Чтобы это сделать белые снимают черную пешку с доски и перемещают свою пешку на f6. В нотации: 4. ef

    Однако если белые сразу не воспользуются правом взятия на проходе, то на следуюшем ходу они уже его теряют. Если на диаграмме 1 белые не играют 4. exf6, то на следуюшем ходу они уже не могут взять эту пешку. Только белая пешка на пятом ряду и черная пешка на четвертом ряду может получить право взятия на проходе.

    Мобильность пешки и ее атакуюший потенциал намного ниже, чем у любой фигуры (ладейные пешки контролируют только одно поле, а остальные пешки — два поля). Однако пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Когда пешка достигает последнего ряда (белая пешка — 8-го ряда, а черная — 1-го ряда) она может превратиться в фигуру (ферзя, слона, ладью или коня) того же цвета, независимо от того, есть уже такие фигуры на доске или нет. Это называется превращением пешки.

    Благодаря такой способности пешки игрок может иметь больше фигур определенного типа, чем в начальной позиции, несколько ферзей, например.Чаще всего пешка превращается в самую сильную фигуру — ферзя.

    Когда пешка достигает последнего ряда, в нотации после хода пешки указывается фигура, в которую пешка превращается. В позиции на диаграмме нотация будет выглядеть так: 

    ПРИМЕР 16

    1. d8Ј- это значит, что белая пешка достигла 8-го ряда и превратилась в ферзя.

    Пешка также может превратиться в ферзя, взяв слона на e8: 1. deЈ;

    Белые могут превратить свою пешку в любую другую фигуру. В этом случае, например, лучше всего взять слона и превратить пешку в коня, который немедленно атакует одновременно черного короля и ферзя 1. de¤

     


    НОТАЦИЯ

    В этой позиции белые переводят коня с e3 на c4, aтакуя одновременно черную ладью на b6 и пешку на d6. Подобная атака называется двойным ударом. Черные убирают ладью на b8, и белые выигрывают пешку d6.

    Теперь черным грозит новая опасность: белые угрожают слону на c6. Чтобы избежать угрозы черные отводят его на d7. Давайте отобразим эти ходы с помощью шахматной нотации. Первый ход белых 

    ПРИМЕР 17


    1. ¤c4 , где 1 — номер хода, К — аббревиатура фигуры, делающей ход, и c4 — поле, на которое переместилась фигура. Следующий ход белых и ответ черных описываются в нотации таким же манером. Для обозначения взятия используется символ x (знак умножения), например 2. Кxd6. Теперь мы можем привести все ходы данного примера: 1… ¦b8 2. ¤d6 Ґd7 Три точки перед ходом (когда это необходимо) показывают, что это ход черных. 

     

    chessplanet.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *