Ферзь в шахматах — как ходит фигура, взаимодействие с королем, расстановка превращение пешки
Ферзь в шахматах является самой опасной фигурой, сила которой равна девяти пешкам. Современная теория относит его к «тяжелым фигурам» (вторая из них — ладья). Внешний вид ферзя в традиционных шахматах похож на таковой у короля, но король выше и отмечен крестом в верхней части фигуры (у ферзя вместо него небольшой шарик).
Расстановка ферзей на шахматной доске
У каждого игрока в начале партии имеется один ферзь. Вместе с королем ферзи занимают две центральные клетки на первой и восьмой горизонталях. Запомнить, как они располагаются относительно друг друга, достаточно просто. Поля (у черных это d8, а у белых — d1), на которых расставляются ферзи, перед началом партии обладают тем же цветом, что и у самих фигур. Начинающим шахматистам легко запомнить это правило с помощью правила «ферзь любит свой цвет».
Как ходит ферзь
Ферзь способен совершать ходы как по вертикалям и горизонталям, так и в диагональных направлениях.
Рассмотрим данный пример. На нем ферзь белых может пойти в любом из направлений, то есть ему доступны ходы:
(1. Фd1),(1. Фd2),(1. Фd3),(1. Фd8+),(1. Фd7),(1. Фd6),(1. Фd5),(1. Фh5),(1. Фg4),(1. Фf4),(1. Фe4),(1. Фa4),(1. Фb4),(1. Фc4),(1. Фa1),(1. Фb2),(1. Фc3),(1. Фh8+),(1. Фg7),(1. Фf6),(1. Фe5+),(1. Фg1),(1. Фf2),(1. Фe3),(1. Фa7),(1. Фb6),(1. Фc5).
Ферзь, аналогично пешке, королю, слону или ладье, не может «перепрыгивать» через пешки и фигуры соперника или свои собственные.
В этом примере ферзь черных не имеет возможности хода на поля d8-d6, так как его блокирует пешка белых, стоящая на поле e5. Конь белых, стоящий на поле f3, также блокирует возможность перемещения (на h4 и g3).
Как ферзь бьет? Точно так же, как и совершает ход.
В данном примере ферзь белых, стоящий на поле d4, способен «съесть» любую черную фигуру:
- Одну из пешек: (1.Фxd7) или (1.Фxb4+).
- Коня (1.Фxg4).
- Ладью (1.Фxg7).
- Слона (1.Фxd2).
Как пешка может превратиться в ферзя
После того, как пешка доходит до наиболее отдаленной горизонтали от начальной позиции, игрок должен ее заменить на коня, ладью, слона или ферзя. Такая замена называется термином «превращение» и является составной частью этого хода. Чаще всего пешку превращают именно в ферзя, так как он обладает наибольшей силой. Для превращения неважно, сколько аналогичных фигур имеется на доске, так что если у игрока уже имеется один ферзь, после превращения их станет два.
В этом примере пешка доходит до восьмой горизонтали и превращается в ферзя. Так как превращение является частью этого хода, белые ставят мат: (1.пd8(Ф)#).
Вам будет интересно: слабые превращения
В некоторые моменты игры пешку более выгодно превратить в отличную от ферзя фигуру (это называется «слабым превращением»). Вот эти ситуации:
- Так как конь может атаковать по недоступным ферзю направлениям, то с помощью превращения в коня появляется возможность создать «вилку» (подставить под удар сразу несколько вражеских фигур), поставить шах или мат.
- Превращение в ферзя создает патовую ситуацию (ничья), и тогда пешка становится ладьей или слоном.
Мат ферзем
План постановки мата ферзем:
А. Выбираем сторону шахматной доски, к которой король соперника расположен ближе. Для мата мы будем использовать именно ее.
В нашем примере это левая сторона.
Б. Отсекаем короля. Ферзь должен сделать такой ход, чтобы отсечь королю возможность перемещения по большей части шахматной доски. Блокируем его на выбранной стороне доски.
1. Фe1 – e5.
В. Ферзь, как конь. Заставляем короля отступать.
Для мата нам необходимо оттеснить на крайнюю горизонталь короля соперника. Ферзю для этого не нужна помощь, не требуется даже ставить шах. Даже более, шах здесь будет неуместен, так как даст сопернику возможность выбора пути отхода.
Если к ладье король может подойти по диагонали и «отогнать» ее, то против ферзя он бессилен. Достаточно каждым ходом становиться на позицию атаки, аналогичной ходу коня. У соперника не остается никакого выбора, кроме как отступить (на клетки, которым угрожает ферзь, он ходить не может).
От ферзя теперь требуется лишь повторять ходы за королем, снова и снова становясь в позицию атаки коня. Король влево — ферзь влево, король по диагонали — ферзь по диагонали в том же направлении.
1. . . . Крc6 – b6
Король вынужден отступать.
2. Фе5 – d5 Крb6 – a6
Ферзь снова становится в позицию атаки коня, король отходит к краю доски.
3. Фd5 – c5 Кра6 – b7
Король уходит на предпоследнюю горизонталь.
4. Фс5 – d6 Крb7 – a7
Ферзь планомерно следует своей стратегии.
5. Фd6 – c6 Кра7 – b8
Король почти загнан в угол!
6. Фc6 – d7 Крb6 – a8
А вот на это моменте остановимся поподробнее. Если ферзь в данной ситуации пойдет на c7, черный король не будет иметь ни одного поля, куда бы он мог пойти. Такая ситуация называется термином «пат». Поставивший пат игрок вместо выигрыша получает ничью, так как не выполняется главное условия победы (объявить королю соперника мат).
Поэтому, имея очевидное преимущество, торопиться не следует. У короля должно всегда оставаться два поля, между которыми он может перемещаться.
Г. Вперед-назад. Оставив противнику два свободных поля для перемещения, мы можем не бояться получить пат. Приступаем к воплощению последней части плана в жизнь.
Д. Выдвигаем вперед собственного короля. Черный король повторяет одни и те же два хода, а белый постепенно приближается к нему и становится напротив.
7. Крd1 – d2 Кра8 – b8
8. Крd2 – d3 Крb8 – a8
9. Крd3 – d4 Кра8 – b8
10. Крd4 – c5 Крb8 – a8
11. Крc5 – b6 Кра8 – b8
Теперь ферзю белых остается лишь выбрать, какой мат ему по душе. Более красивым вариантом считают тот, в котором белый ферзь становится между двух королей. Он атакует короля соперника и блокирует возможности для отхода, в то время как белый король его защищает.
Наработав достаточно практического опыта игры, можно применять и более изящные решения. Не обязательно гонять короля по всей доске, если можно повторить пункт Б («отсечь»).
3. Фd5 – b3 Крa6 – а5
Окончание партии можно дополнительно ускорить, если заставить короля соперника самому двигаться навстречу вашему.
4. Фb3 – b7 Кра5 – а4
5. Фb7 – b6 Кра4 – а3
6. Фb6 – b5 Кра3 – а2
7. Крd1 – c2 Кра2 – а1
Король черных пошел навстречу белому.
8.
Мат!
Современная теория шахмат говорит, что мат ферзем можно поставить из любой начальной позиции на доске за 9-10 ходов (при условии, что кроме одного ферзя и королей на доске нет фигур). Но у новичков быстрые способы постановки мата чаще могут приводить к патовым ситуациям, поэтому сначала рекомендуется хорошо освоить способ с ферзем, атакующим как конь, а только потом переходить к более сложным.
Читайте также:
levico.ru
Ферзь | Энциклопедия шахмат | FANDOM powered by Wikia
Возможные ходы ферзя
Ферзь (перс. فرزین ferzin — визирь, советник; Юникод: ♕♛) — самая сильная шахматная фигура. Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно девяти пешкам[1]. Таким образом, он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям[2] и примерно равен трём лёгким фигурам. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.
В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности ладьи и слона. Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, у края доски — до 21 поля.
В ранних правилах шахмат (VI—VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на одно поле.
В старых русских шахматах ферзь, по предварительной договорённости, мог ходить ещё и как конь и назывался в этом случае «ферзь всяческая»[3].
Ферзь в шахматной партии Править
Каждый игрок начинает партию с одним ферзём. В начале партии ферзи занимают поля d1 (у белых) и d8 (у черных). Поля, которые занимают ферзи в начальной расстановке фигур, того же цвета, что и сами фигуры. В связи с этим популярно выражение «ферзь любит свой цвет», используемое при обучении начинающих игроков в шахматы[4][5].
Считается, что в дебюте надо проявлять осторожность с развертыванием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится крайне уязвим для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают у короля и лёгкой фигуры, почти всегда ― у короля и ладьи, в большинстве случаев — у короля и двух лёгких фигур, а также у короля, ладьи и пешки.
Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является продвижение пешки в ферзи: удачное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить еще 8 ферзей путём превращения в них пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон.
При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно и в официальных правилах игры отсутствует.
Ферзь в шахматных задачах Править
Задача о восьми ферзях. Одно из возможных решений
Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.
Название «ферзь» происходит от перс. فرزین — «полководец», «визирь»[6].
Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии:
- по одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во фр. vierge — «девственница, дева».
- по другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.
- ↑ Сила шахматных фигур
- ↑ Считается, что в большинстве случаев, при прочих равных условиях, две ладьи весомее, чем ферзь. Однако существует много позиций, где, наоборот, ферзь оказывается сильнее двух ладей. См., например: Шаблон:±. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 195. Партия № 53 Портиш — Фишер. — 272 с.
- ↑ см. «Толковый словарь живого великорусскаго языка» В. И. Даля, статью «Ферзь».
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Фасмер, Этимологический словарь
ru.chess.wikia.com
Ферзь (шахматы) — это… Что такое Ферзь (шахматы)?
Возможные ходы ферзя. |
Ферзь (перс. ferzin — премьер-министр) королева(Юникод: ♕♛) — самая сильная шахматная фигура. Считается, что материальная ценность ферзя равна 8-9 пешкам. Таким образом он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям и примерно равен трём лёгким фигурам. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.
Ходы ферзя
В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, объединяя возможности ладьи и слона (при условии, что на его пути нет фигур). Находясь в одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, в угловом поле — до 21 поля.
В ранних правилах шахмат (VI-VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на 1 поле.
Ферзь в шахматной партии
Каждый игрок начинает партию с одним ферзём. В начале партии ферзи занимают поля d1 и d8 (поля своего цвета). Считается, что в начале партии (дебюте) надо проявлять осторожность с развитием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится лёгкой мишенью для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре выигрывают против короля и лёгкой фигуры, против короля и ладьи, в большинстве случаев — против короля и двух лёгких фигур, против короля, ладьи и пешки. Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является проведение пешки в ферзи, успешное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш в партии.
Ферзь в шахматных задачах
Задача о восьми ферзях. Одно из возможных решений. |
Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.
Этимология
Название «ферзь» происходит от персидского ferz — «полководец, визирь».[1]
Относительно происхождения названия «королева» существуют две версии.
По одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во vierge — «девственница, дева, дама».
По другой версии появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.
Примечания
- ↑ Фасмер, Этимологический словарь
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
это самая сильная фигура в шахматах
Ферзь — это самая сильная из шахматных фигур. Считается, что ценность его равна девяти пешкам. Он равносилен двум ладьям. Существуют черная и белая разновидность, они, соответственно, занимают клетки d1 и d8.
Ход
Ферзь – это фигура, которая по правилам современных шахмат может перемещаться в любом из направлений на произвольное количество свободных полей. Таким образом он совмещает возможности слона и ладьи. Находясь на одной из центральных клеток, ферзь способен атаковать максимально 27 полей, на краю доски – 21. Согласно ранним правилам шахмат, эта фигура могла перемещаться по диагонали, горизонтали и вертикали. Однако лишь на одно поле. В старинных русских шахматах существовал термин «ферзь всяческая» — данная фигура по договорённости могла ходить дополнительно как конь.
В партии
Ферзь – это фигура, которая в начале игры предоставляется каждой из сторон в единственном экземпляре. Поля, занятые этими фигурами, аналогичны их собственному цвету. Это подтверждается знаменитым выражением. Принято говорить, что «шахматный ферзь любит свой цвет». Эта фраза активно используется во время обучения начинающих игроков.
Специалисты отмечают, что в дебюте лучше проявлять осторожность при развертывании ферзя. Дело в том, что эта фигура во время действий в лагере соперника становится крайне уязвимой для вражеских атак. Гораздо лучше она проявляет собственные возможности в эндшпиле и миттельшпиле. Считается, что в первом случае король и ферзь всегда выигрывают у противника, если у него остаются лишь лёгкие фигуры. Также высока вероятность победы при наличии у соперника ладьи.
Следует помнить насколько в эндшпиле важна пешка. Ферзь может быть получен из нее при тактически верном продвижении вперед. Данную задачу можно отнести к одной из основных на завершающем этапе игры. Именно от нее часто зависит победа в определенной партии. Правила не предусматривают ограничений на количество ферзей, которые могут одновременно находиться на доске. Так что в теории, кроме фигуры данной в начале партии, можно получить 8 дополнительных. Для этого необходимо превратить все пешки. На практике, как правило, ситуация складывается иначе. Чаще всего на доске появляется лишь второй ферзь, причем только у одной стороны. Во время атаки на «королеву» часто применяется термин «гарде», но объявление не является обязательно и отсутствует в официальных игровых правилах.
Этимология
Ферзь – это «визирь» или «полководец» в переводе на русский язык. Во многих языках Европы данная фигура называется «королевой». Этот термин характерен и для разговорного русского языка. Относительно происхождения названия существуют сразу две версии. Согласно первой, слово заимствовано из французского языка («дева»). Вторая версия основана на том, что появление фигуры «королева», которой был заменен ферзь, а также придание ей значительной силы связано с существенным усилением власти Изабеллы Кастильской в Испании в конце пятнадцатого века. Данная фигура является частым участником различных шахматных задач.
fb.ru
может ли прыгать через фигуры?
И снова здравствуйте, дорогой друг!
За многовековую историю шахмат ферзь сделал блестящую карьеру. В глубокой древности он был большим недотепой, ходил наискосок и всего лишь на одну клетку. Как ходит ферзь в шахматах сегодня?
Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…
Если вы не любите читать, то смотрите видео:
Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).
В этой статье мы разберем в картинках и примерах как силу ферзя, так и методы обуздания его прыти.
Ходы ферзем
Ферзь может ходить как по диагонали, так и по прямой (горизонтали и вертикали). Если ему не мешают фигуры, перепрыгивать через которые нельзя, он может сделать ход на любое расстояние.
Само собой, фигуру противника ферзь может побить. В данном случае коня. Свой же слон мешает ферзю продвинуться дальше.
По сути дела, ферзь совмещает в себе функции ладьи и слона.
Ферзя следует оберегать
Ферзь – самая ценная фигура. Размен его на ладью, слона или коня почти всегда неравноценен.
В данной позиции белый ферзь может побить любую из фигур черных: ладью или коня. Однако они защищены слоном. Слон побьет белого ферзя. Такой размен выгоден черным.
Относительная ценность ферзя – три легкие фигуры (или девять пешек). Равноценно его разменять можно только на ферзя противника или сразу несколько фигур.
Например, на две ладьи. По относительной ценности две ладьи чуть сильнее ферзя (ладья равна пяти пешкам), но в целом начинающему игроку такой разницей можно пренебречь. К тому же многое зависит от конкретной позиции, мы с вами уже знаем об этом.
Сила ферзя
Ферзь самая ловкая, сильная и самая “эмоциональная” фигура.
Александра Алехина после матча на первенство мира с Максом Эйве журналисты спросили:
«Как бы вы коротко охарактеризовали своего соперника?»
Алехин ответил так:
«Он любит длинные ходы ферзем!»
Ответ первого русского чемпиона мира можно воспринимать как шутку. Однако мы знаем, что в каждой шутке есть только доля шутки… а остальное – правда.
За стремительными маневрами ферзя в опытных руках уследить непросто даже опытным шахматистам, что же говорить о начинающих?
Пример:
Несмотря на примерное материальное равенство, белые, за счет активности ферзя при поддержке слона, — могут сыграть на выигрыш:
1.Се1-f2+
1…Крd4-е5 (не лучше и 1… Крd4-c4 из-за 2.Фh7-d3+ Kрс4-в4 3. Фd3-d4+ Крв4-в5 4. Крс2-в3! и мат следующим ходом)
2.Сf2-g3+!
3… Кре5-d4 4. Сg3-d6!!
4… Фd8:d6 (на другие ходы идет мат ходом ферзя на d3) 5. Фh7-d3+
На 5…Крd4-e5 следует 6.Фd3-g3+, на 5…Крd4-с5 соответственно 6. Фd3-a3+
В обоих случаях белый ферзь следующим ходом бьет черного ферзя и белые выигрывают партию:
В этом примере много ходов сделал слон, однако ключевую роль в окружении черного короля играет именно белый ферзь. Именно его хитрые угрозы приводят к победе.
Полагаю, вы обратили внимание, что примеры не похожи на самые простые упражнения для детей. Однако автор этих строк убежден, что научиться играть хорошо можно только за анализом позиций, заставляющих включить мышление на полную катушку.
Против ферзя
Ферзь настолько подвижен и неординарен, что выработать против него типичные приемы борьбы очень непросто.
И все же мы попробуем:
Отвлечение. Закормить «обжору»!
Правила игры предоставили ферзю богатые возможности. Аппетит ферзя поистине безграничен. Обладая сверхфункцинальностью, он может брать фигуры противника направо и налево. Этим обстоятельством часто пользуются опытные шахматисты, предлагая ферзю противника полакомиться данайскими дарами.
Главная цель – отвлечь от решающего участка борьбы. Или поймать. Об этом чуть позже, а сейчас примеры отвлечения:
Белый ферзь только что побил пешку в7. Его позиция выглядит грозно. Он нападает сразу на две фигуры черных — ладью и коня.
Однако черные видят дальше. Они стремятся увлечь белого ферзя материальными приобретениями и забыть о встречных угрозах.
1… Кс6:d4! 2. Фв7:а8+ Белые пребывают в счастливом неведении
2… Кре8-f7
и после 3.Фа8:h8 Фd7-b5!! — холодный душ:
Мат ферзем на поле е2 следующим ходом неизбежен.
Белых сгубила жадность… чувство меры никто не отменял. А черные мастерски завлекли белого ферзя ценой жертвы двух ладей и оставшимися силами навалились на забытого белого короля.
Ловля ферзя
Если удается ферзя поймать, то есть вынудить разменять его на менее ценную фигуру, — это большое достижение, почти всегда решающее исход партии. Справедливости ради скажу, что часто это не столько заслуга «ловца», сколько оплошность «дичи».
Любопытно наблюдать, когда из-за самоуверенности или “обжорства” самого ферзя, он оказывается в щекотливой ситуации. Пример:
Черные объявили шах и намерены с лихвой отыграть материал — под боем ладья белых. Однако… 1.Фd1-d2!!
1… Фс3:а1 (на 1…Фс3:d4 — 2.Cd3-b5+ с потерей ферзя) 2. с2-с3!!
Вот и все. Черный ферзь “допрыгался”. После следующего хода белых Кd4-b3, он пойман. Черным придется отдать ферзя за легкую фигуру.
В заключение: По традиции о правильных названиях фигур.
Даже литературные классики называют ферзя “королева”. Оно и понятно, королева звучит гордо и благозвучно не только для уха представителей литературной братии.
Люди попроще иногда называют ферзя ферзЁй. Лично у меня, шахматиста с полувековым стажем, вопросов как называть ферзя не возникает. Полагаю и у вас тоже.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного вам дня!
chessmatenok.ru
Фигура ферзя в шахматах, как ходит ферзь в шахматах
Главная / Правила шахмат / Ферзь в шахматах
Фигура ферзя в шахматах
Ферзь в шахматах (также именуемый «королевой») является самой сильной фигурой по той причине, что ферзь может контролировать больше квадратов, чем любая другая шахматная фигура. Ферзь может двигаться как по прямой линии, в любом направлении, так и по диагонали, также в любом направлении, на любое расстояние. Но ферзь не может перепрыгивать через другие фигуры. Фактически, ферзя можно представить как комбинацию ладьи и слона.
Одна из частых ошибок начинающих играть в шахматы заключается в том, что они вводят ферзя в игру слишком рано, исходя из мыслей, что, раз ферзь является самой сильной фигурой, его нужно задействовать как можно скорее. В теории это может показаться хорошей идеей, но на практике это не так. Игроки, которые вводят своего ферзя в игру на ранних этапах, обычно теряют много ходов, которые можно было бы потратить на развитие. И в то время, как ваш противник как раз будет заниматься развитием, вы будете беспокоиться о безопасности своего ферзя.
В начале шахматной партии ферзь сам по себе редко может сильно навредить противнику. Однако в сочетании с конями, слонами, и ладьями, ферзь может нанести много урона.
Как ходит ферзь в шахматах
На диаграмме ниже ферзь может переместиться на любую из отмеченных клеток.
Однако, как и в случае с другими фигурами (кроме коня), путь Ферзю может преградить любая другая фигура.
На следующей диаграмме ферзь может захватить либо слона, либо ладью.
Ферзь предпочел захватить ладью.
Список всех правил шахмат
www.learnchess.ru
Ферзь (шахматы) Википедия
Возможные ходы ферзя
Ферзь (перс. فرزین ferzin — визирь, советник; Юникод: ♕♛, в просторечии часто именуется королева) — самая сильная шахматная фигура. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8[1]. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».
Этимология
Название «ферзь» происходит от перс. ferz — «полководец», «визирь»[2].
Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии:
- по одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во фр. vierge — «девственница, дева».
- по другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.
Ходы ферзя
В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности ладьи и слона. Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, у края доски — до 21 поля.
История
В ранней версии шахмат, эволюционировавшей из шатранджа и в таком виде заимствованной из арабского мира в Европе, ферзь был слабейшей фигурой, перемещавшейся только на одно поле по диагонали[4]. В Средние века, чтобы ускорить темп игры, ферзь получил дополнительную возможность: своим первым ходом ферзь мог «прыгнуть» на два поля по диагонали, горизонтали и вертикали (это правило видоизменялось в зависимости от региона)[5]. В конце XV века появилась модификация шахмат с современным ходом ферзя (тогда же был приведён к современному виду и ход слона, что радикально изменило до того медлительную игру. С новыми правилами стало возможно в несколько ходов вывести фигуры на атакующие позиции и даже проводить в начале партии матовые атаки, а возможность превращения пешки в сильнейшую фигуру вынудила пересмотреть и роль пешек. В источниках конца XV века фиксируются упоминания «шахмат ферзя» (например, исп. axedres de la dama), а в итальянском новая фигура получила имя rabiosa («бешеная»), а шахматы, соответственно, итал. scacchi alla rabiosa, то есть «бешеные шахматы»[6].
В России была распространена практика наделять ферзя в дополнение к обычным ходам ещё и ходом коня. Об этом в конце XVIII века писал путешественник Уильям Кокс, а в 1821 году — шахматист Иван Бутримов. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля (статья «Ферзь»), в этом случае фигуру называли «ферзь всяческая»[7].
Ферзь в шахматной партии
Ферзь из Кот-д’Ивуара, 12-й век
Шахматная фигура королевы из слоновой кости, относящейся к 11 веку.
Король или ферзь из Кот-д’Ивуара, 9-й век
Шахматная королева 11 века (фото 1905)
Каждый игрок начинает партию с одним ферзём. В начале партии ферзи занимают поля d1 (у белых) и d8 (у чёрных). Поля, которые занимают ферзи в начальной расстановке фигур, того же цвета, что и сами фигуры. В связи с этим популярно выражение «ферзь любит свой цвет», используемое при обучении начинающих игроков в шахматы[8][9].
Относительно материальной ценности ферзя и сопоставления его игровой силы с другими фигурами существуют различные оценки. В большинстве случаев считается, что материальная ценность ферзя равна примерно девяти[10] или десяти[11] пешкам. Таким образом, ферзь по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям[12] и примерно равен трём лёгким фигурам.
Считается, что в дебюте надо проявлять осторожность с развёртыванием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится крайне уязвим для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается[кем?], что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают у короля и лёгкой фигуры, почти всегда ― у короля и ладьи, в большинстве случаев — у короля и двух лёгких фигур, а также у короля, ладьи и пешки.
Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является продвижение пешки в ферзи: удачное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить ещё 8 ферзей путём превращения в них пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон. Хотя известны случаи даже из партий сильных игроков, когда на доске возникали одновременно 5 или даже 6 ферзей.[13]
При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно и в официальных правилах игры отсутствует.
Ферзь в шахматных задачах
Задача о восьми ферзях. Одно из возможных решений
Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.
Ферзь в других играх
Фигура, ходящая в точности как ферзь, существует в тю сёги (ферзь[ja], дословно свободный король) и многих других вариантах сёги на больших досках.
Примечания
- ↑ Ферзь // Шахматы: Энциклопедический словарь / Глав. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 424.
- ↑ Фасмер, Этимологический словарь
- ↑ (Yalom 2004:152—153 стр.)
- ↑ Murray, 1913, p. 452.
- ↑ Murray, 1913, p. 458—465.
- ↑ Murray, 1913, p. 776—778.
- ↑ Murray, 1913, p. 384—385.
- ↑ Нотация (рус.). Шахматная планета. Проверено 26 декабря 2012. Архивировано 27 декабря 2012 года.
- ↑ Урок №9. Расстановка шахматных фигур (рус.). ClubChess.ru (17 января 2012). Проверено 26 декабря 2012. Архивировано 27 декабря 2012 года.
- ↑ Сила шахматных фигур
- ↑ Сравнительная сила фигур
- ↑ Считается, что в большинстве случаев, при прочих равных условиях, две ладьи весомее, чем ферзь. Однако существует много позиций, где, наоборот, ферзь оказывается сильнее двух ладей. См., например: Фишер Р. Д. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 195. Партия № 53 Портиш — Фишер. — 272 с.
- ↑ 17 Astonishing Chess Games with 5 and 6 Queens on the Board
Литература
- H.J.R. Murray. A History of Chess. — Oxford University Press, 1913.
- Barden, Leonard (1980), Play better CHESS with Leonard Barden, Octopus Books Limited, с. 10, ISBN 0-7064-0967-1
- Brace, Edward R. (1977), An Illustrated Dictionary of Chess, Hamlyn Publishing Group, с. 230, 231, ISBN 1-55521-394-4
- Davidson, Henry (1981), A Short History of Chess (1949), McKay, ISBN 0-679-14550-8
- Dickins, Anthony (1971), A guide to fairy chess (first ed.), New York: Doven, ISBN 0-486-22687-5
- Golombek, Harry (1977), Golombek’s Encyclopedia of Chess, Crown Publishing, ISBN 0-517-53146-1
- Hooper, David & Whyld, Kenneth (1992), The Oxford Companion to Chess (second ed.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
- Sunnucks, Anne (1970), The Encyclopaedia of Chess (second ed.), St. Martins Press, ISBN 978-0-7091-4697-1
- Yalom, Marilyn (2004), Birth of the Chess Queen: A History (2nd ed.), Perennial, ISBN 0-06-009065-0
wikiredia.ru