Бешеная фигура в шахматах – Бешеная фигура — Википедия

    Содержание

    Бешеная фигура — Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Desperado.

    «Бе́шеная фигу́ра», или desperado[1] — разновидность тактического удара в шахматах. Суть этого явления заключается в том, что фигура, находящаяся под боем, отходит с темпом и, на первый взгляд, жертвует собой, но эта жертва чаще всего мнимая и фактически представляет собой тактический, комбинационный удар. Возможно и другое определение: фигура, находящаяся под боем, перед своей гибелью успевает уничтожить одну из вражеских фигур; поскольку часто при этом более сильная фигура отдаётся за более слабую (например, ферзь за коня), то внешне это выглядит как жертва, но таковой на самом деле не является — отданный материал, как правило, тут же с лихвой возмещается.

    Мотивы тактического удара desperado возникают обычно в острых позициях, когда на доске сразу несколько фигур (не менее двух) оказывается под боем. И тогда возникает такое явление — фигуры обоих противников, находясь под ударом, стремятся продать свою жизнь как можно дороже. В этом смысле такую комбинацию можно рассматривать как своего рода «жертву отчаяния» (Р. Фишер).

    Часто мотивы комбинации desperado проявляются в качестве опровержения каких-либо неправильных, некорректных действий противника. В этом случае такой тактический удар является разновидностью промежуточного хода.

    Тактический удар desperado, как правило, помогает стороне, осуществившей его, добиться определённых выгод. Чаще всего таким образом достигается решающий материальный перевес и выигранная позиция. Защищающейся стороне подобный тактический удар может помочь добиться ничейной или равной позиции.

    Как частный случай «бешеной фигуры» можно также рассматривать такой пример — нападающая на фигуру соперника незащищённая фигура, которую нельзя взять из-за пата. Как правило, «бешеная фигура» нападает на короля, объявляя ему шах, что позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей путём «вечного нападения» («вечного шаха»). Чаще всего «бешеной фигурой» (в патовых комбинациях) является ладья

    [источник не указан 547 дней].

    Эм. Ласкер так образно писал о сути явления desperado:

    Иногда фигура невольно действует на руку противнику, например, когда она ограничивает подвижность собственных фигур… Поэтому весьма распространённым мотивом является буйное стремление к атаке, проявляемое обречённой на гибель или, если так можно выразиться, потерявшей всякую надежду фигурой. Она становится

    desperado (неистовой, отчаянной)».

    Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. — Москва: Физкультура и спорт, 1980. — С. 145. — 352 с.

    Не всякая жертвующая себя фигура является desperado. Это явление следует отличать от других разновидностей жертв и комбинаций в шахматах.

    Примеры

    Партия Петросян — Фишер

    Один из наиболее простых примеров desperado. Здесь белые нанесли тактический удар — 12. К:е5!, пытаясь использовать незащищённость чёрного коня h5. Если теперь чёрные берут коня на е5 (любым способом), то белые играют 13. Ф:h5 и остаются с лишней пешкой. Однако в распоряжении чёрных есть ответный удар в стиле

    desperado — 12 …К:g3! «Жертва отчаяния. Обречённый конь продаёт свою жизнь возможно дороже» — Р. Фишер[2]. 13. hg С:e5, и чёрные восстановили материальное равновесие.

    Партия Ботвинник — Фишер


    Здесь белые ошибочно сыграли 17. е5? Ботвинник играл по домашнему анализу и полагал теперь, что чёрный ферзь не имеет хороших полей для отступления. Чемпион мира забыл о том, что фигура, приговорённая к смерти, становится desperado. Последовало: 17 …Ф:f4! 18. С:f4 (к сожалению, белые не могут ответить чёрным в том же духе desperado: 18. Ф:b6 Фе4! 19. f3 Фh5+ 20. Cf2 Фb4+ 21. Крf1 К:b6, и чёрные выигрывают

    [3]) 18 …К:c5 19. К:c7 Лаc8 20. d6 ed 21. ed С:b2, и чёрные остались с лишней пешкой, хотя и не смогли выиграть партию.

    Партия Тарраш — Эм. Ласкер


    Здесь белые пошли на неправильную комбинацию. 25. Кb5 cb 26. Л:d6 Л:d6 27. e5. Белые сделали пешечную вилку. Теперь в случае отступления чёрного ферзя Тарраш рассчитывал забрать чёрную ладью на d6 с приемлемой игрой. Однако чемпион мира убедительно опровергает этот замысел, действуя в духе desperado. Вот что пишет сам Ласкер: «Для того чтобы понять мотивы этой комбинации, необходимо углубиться в неё. Белая пешка е5 атакует ферзя и ладью, и здесь поэтому имеет место мотив отчаяния. Чёрные ищут возможности дать шах. Но от хода Лd6-d1+ белый король защищён ферзём, который, следовательно, выполняет определённую функцию и, таким образом, связан; шаха же ферзём на g6 нет из-за пешки g3, которая в силу этого тоже связана. Таким образом, у поля f4 только мнимая защита, и поэтому чёрные могут сыграть 27 …Лc4:f4, нападая при этом на неприятельского ферзя. Остальное просто. После 27 …Л:f4 чёрные при всех обстоятельствах сохраняют материальный перевес»

    [4]. 27 …Л:f4! 28. gf (и после 28. Ф:f4 Лd1+, и после 28. Фе2 Лf1+!, или, наконец, после 28. ef Л:f3 чёрные остаются в барыше) 28 …Фg6+ 29. Крh2 Фb1+ 30. Крg2 Лd2+ 31. Ле2 Ф:а2, и чёрные выиграли.

    Партия Алехин — Бернштейн

    Цюрих, 1934

    Позиция после 26 …Ла7-b7

    Здесь Алехин в уже выигранном положении допустил неточность —

    27. Л:с5? Как отмечает исследователь творчества Алехина А. А. Котов, сильнее было 27. Фd1![5] Последовало: 27 …Л:b3 28. Л:c6 Л:f3 29. Лd6 Л:g3 30. hg Сb5 31. Кc5. По доске пронеслась буря тактических осложнений, причём чёрные даже несколько раз сыграли в стиле desperado. «Редкий случай поголовного истребления ладьёй неприятельских фигур» — пишет Котов. И всё-таки белые из этих осложнений вышли с материальным перевесом (лишнее качество) и в дальнейшем реализовали его.

    Партия Панов — Ботвинник


    Здесь белые в безнадёжной позиции находят, по словам Ботвинника[6], поистине гениальную комбинацию, которая, увы, оказывается с изъяном. 28. f3 Лh5 29. Лhe1 Лb7 30. Ле8+ Крf7 31. Лf8+! Кре7!

    Только так. На 31 …Кр: f8 следует 32. Ке6+, а на 31 … Крg6 — 32. Ф:b7! К:b7 33. Лg1+ Крh5 34. Лf5+ Крh6 35. Лf6+! gf 36. Кf5+ Крh5 37. Кg7+ с вечным шахом. 32. Ле1+. Что теперь делать чёрным? Плохо для них 32 …Крd7 33. Лf7+!, а на 32 …Кр: f8 по-прежнему следует 33. Ке6+. И всё-таки есть опровержение комбинации белых. Для этого достаточно сыграть чёрной ладьёй в духе desperado — 32 …Ле4! «У белых столько фигур под боем, что и чёрные могут позволить себе удовольствие подставить ладью» — М. Ботвинник. 33. fe. Не спасают и другие продолжения, например 33. Л:е4+ de, и белые теряют ферзя. 33 …Л:b2+ 34. Кр: b2 Фb6+ 35. Крс2 Кр: f8
    , и чёрные выиграли.

    «Бешеная ладья» (патовая комбинация)

    После 1. … Лg6+ ладья становится «бешеной»


    В эндшпиле ферзь против ладьи в преобладающем большинстве случаев побеждает сильнейшая сторона. Однако данная позиция является редким исключением. Чёрный король оттеснён в угол и практически находится в патовом положении, но пату мешает «лишняя» ладья, от которой чёрные и пытаются избавиться путём шахов неприятельскому королю.

    1. … Лg6+ 2. Ф:g6 Пат. Или

    2. Kph5 Лg5+ 3. Kph5 Лg4+ и т. д. Как только белые возьмут ладью, наступит пат. Иначе белый король будет ходить по линии h6-h2, а чёрная ладья давать ему «вечный шах», что также приведёт к ничьей.

    Видео по теме

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Термин введён вторым чемпионом мира по шахматам Эм. Ласкером. См.: Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. — Москва: Физкультура и спорт, 1980. — С. 145. — 352 с.
    2. Фишер Р. Д. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 20. — 272 с.
    3. Фишер Р. Д. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 150. — 272 с.
    4. ↑ Ласкер, Эм. Учебник шахматной игры. С. 147—148.
    5. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. Том II. — Москва: Физкультура и спорт, 1982. — С. 364. — 400 с.
    6. Ботвинник М. М. Полвека в шахматах. — Москва: Физкультура и спорт, 1978. — С. 91. — 272 с.

    Литература

    Ссылки

    wiki2.red

    Бешеная фигура — Википедия. Что такое Бешеная фигура

    У этого термина существуют и другие значения, см. Desperado.

    «Бе́шеная фигу́ра», или desperado[1] — разновидность тактического удара в шахматах. Суть этого явления заключается в том, что фигура, находящаяся под боем, отходит с темпом и, на первый взгляд, жертвует собой, но эта жертва чаще всего мнимая и фактически представляет собой тактический, комбинационный удар. Возможно и другое определение: фигура, находящаяся под боем, перед своей гибелью успевает уничтожить одну из вражеских фигур; поскольку часто при этом более сильная фигура отдаётся за более слабую (например, ферзь за коня), то внешне это выглядит как жертва, но таковой на самом деле не является — отданный материал, как правило, тут же с лихвой возмещается.

    Мотивы тактического удара desperado возникают обычно в острых позициях, когда на доске сразу несколько фигур (не менее двух) оказывается под боем. И тогда возникает такое явление — фигуры обоих противников, находясь под ударом, стремятся продать свою жизнь как можно дороже. В этом смысле такую комбинацию можно рассматривать как своего рода «жертву отчаяния» (Р. Фишер).

    Часто мотивы комбинации desperado проявляются в качестве опровержения каких-либо неправильных, некорректных действий противника. В этом случае такой тактический удар является разновидностью промежуточного хода.

    Тактический удар desperado, как правило, помогает стороне, осуществившей его, добиться определённых выгод. Чаще всего таким образом достигается решающий материальный перевес и выигранная позиция. Защищающейся стороне подобный тактический удар может помочь добиться ничейной или равной позиции.

    Как частный случай «бешеной фигуры» можно также рассматривать такой пример — нападающая на фигуру соперника незащищённая фигура, которую нельзя взять из-за пата. Как правило, «бешеная фигура» нападает на короля, объявляя ему шах, что позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей путём «вечного нападения» («вечного шаха»). Чаще всего «бешеной фигурой» (в патовых комбинациях) является ладья[источник не указан 547 дней].

    Эм. Ласкер так образно писал о сути явления desperado:

    Иногда фигура невольно действует на руку противнику, например, когда она ограничивает подвижность собственных фигур… Поэтому весьма распространённым мотивом является буйное стремление к атаке, проявляемое обречённой на гибель или, если так можно выразиться, потерявшей всякую надежду фигурой. Она становится desperado (неистовой, отчаянной)».

    Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. — Москва: Физкультура и спорт, 1980. — С. 145. — 352 с.

    Не всякая жертвующая себя фигура является desperado. Это явление следует отличать от других разновидностей жертв и комбинаций в шахматах.

    Примеры

    Партия Петросян — Фишер

    Один из наиболее простых примеров desperado. Здесь белые нанесли тактический удар — 12. К:е5!, пытаясь использовать незащищённость чёрного коня h5. Если теперь чёрные берут коня на е5 (любым способом), то белые играют 13. Ф:h5 и остаются с лишней пешкой. Однако в распоряжении чёрных есть ответный удар в стиле desperado — 12 …К:g3! «Жертва отчаяния. Обречённый конь продаёт свою жизнь возможно дороже» — Р. Фишер[2]. 13. hg С:e5, и чёрные восстановили материальное равновесие.

    Партия Ботвинник — Фишер


    Здесь белые ошибочно сыграли 17. е5? Ботвинник играл по домашнему анализу и полагал теперь, что чёрный ферзь не имеет хороших полей для отступления. Чемпион мира забыл о том, что фигура, приговорённая к смерти, становится desperado. Последовало: 17 …Ф:f4! 18. С:f4 (к сожалению, белые не могут ответить чёрным в том же духе desperado: 18. Ф:b6 Фе4! 19. f3 Фh5+ 20. Cf2 Фb4+ 21. Крf1 К:b6, и чёрные выигрывают[3]) 18 …К:c5 19. К:c7 Лаc8 20. d6 ed 21. ed С:b2, и чёрные остались с лишней пешкой, хотя и не смогли выиграть партию.

    Партия Тарраш — Эм. Ласкер


    Здесь белые пошли на неправильную комбинацию. 25. Кb5 cb 26. Л:d6 Л:d6 27. e5. Белые сделали пешечную вилку. Теперь в случае отступления чёрного ферзя Тарраш рассчитывал забрать чёрную ладью на d6 с приемлемой игрой. Однако чемпион мира убедительно опровергает этот замысел, действуя в духе desperado. Вот что пишет сам Ласкер: «Для того чтобы понять мотивы этой комбинации, необходимо углубиться в неё. Белая пешка е5 атакует ферзя и ладью, и здесь поэтому имеет место мотив отчаяния. Чёрные ищут возможности дать шах. Но от хода Лd6-d1+ белый король защищён ферзём, который, следовательно, выполняет определённую функцию и, таким образом, связан; шаха же ферзём на g6 нет из-за пешки g3, которая в силу этого тоже связана. Таким образом, у поля f4 только мнимая защита, и поэтому чёрные могут сыграть 27 …Лc4:f4, нападая при этом на неприятельского ферзя. Остальное просто. После 27 …Л:f4 чёрные при всех обстоятельствах сохраняют материальный перевес»[4]. 27 …Л:f4! 28. gf (и после 28. Ф:f4 Лd1+, и после 28. Фе2 Лf1+!, или, наконец, после 28. ef Л:f3 чёрные остаются в барыше) 28 …Фg6+ 29. Крh2 Фb1+ 30. Крg2 Лd2+ 31. Ле2 Ф:а2, и чёрные выиграли.

    Партия Алехин — Бернштейн

    Цюрих, 1934

    Позиция после 26 …Ла7-b7

    Здесь Алехин в уже выигранном положении допустил неточность — 27. Л:с5? Как отмечает исследователь творчества Алехина А. А. Котов, сильнее было 27. Фd1![5] Последовало: 27 …Л:b3 28. Л:c6 Л:f3 29. Лd6 Л:g3 30. hg Сb5 31. Кc5. По доске пронеслась буря тактических осложнений, причём чёрные даже несколько раз сыграли в стиле desperado. «Редкий случай поголовного истребления ладьёй неприятельских фигур» — пишет Котов. И всё-таки белые из этих осложнений вышли с материальным перевесом (лишнее качество) и в дальнейшем реализовали его.

    Партия Панов — Ботвинник


    Здесь белые в безнадёжной позиции находят, по словам Ботвинника[6], поистине гениальную комбинацию, которая, увы, оказывается с изъяном. 28. f3 Лh5 29. Лhe1 Лb7 30. Ле8+ Крf7 31. Лf8+! Кре7! Только так. На 31 …Кр: f8 следует 32. Ке6+, а на 31 … Крg6 — 32. Ф:b7! К:b7 33. Лg1+ Крh5 34. Лf5+ Крh6 35. Лf6+! gf 36. Кf5+ Крh5 37. Кg7+ с вечным шахом. 32. Ле1+. Что теперь делать чёрным? Плохо для них 32 …Крd7 33. Лf7+!, а на 32 …Кр: f8 по-прежнему следует 33. Ке6+. И всё-таки есть опровержение комбинации белых. Для этого достаточно сыграть чёрной ладьёй в духе desperado — 32 …Ле4! «У белых столько фигур под боем, что и чёрные могут позволить себе удовольствие подставить ладью» — М. Ботвинник. 33. fe. Не спасают и другие продолжения, например 33. Л:е4+ de, и белые теряют ферзя. 33 …Л:b2+ 34. Кр: b2 Фb6+ 35. Крс2 Кр: f8, и чёрные выиграли.

    «Бешеная ладья» (патовая комбинация)

    После 1. … Лg6+ ладья становится «бешеной»


    В эндшпиле ферзь против ладьи в преобладающем большинстве случаев побеждает сильнейшая сторона. Однако данная позиция является редким исключением. Чёрный король оттеснён в угол и практически находится в патовом положении, но пату мешает «лишняя» ладья, от которой чёрные и пытаются избавиться путём шахов неприятельскому королю.

    1. … Лg6+ 2. Ф:g6 Пат. Или

    2. Kph5 Лg5+ 3. Kph5 Лg4+ и т. д. Как только белые возьмут ладью, наступит пат. Иначе белый король будет ходить по линии h6-h2, а чёрная ладья давать ему «вечный шах», что также приведёт к ничьей.

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Термин введён вторым чемпионом мира по шахматам Эм. Ласкером. См.: Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. — Москва: Физкультура и спорт, 1980. — С. 145. — 352 с.
    2. Фишер Р. Д. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 20. — 272 с.
    3. Фишер Р. Д. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 150. — 272 с.
    4. ↑ Ласкер, Эм. Учебник шахматной игры. С. 147—148.
    5. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. Том II. — Москва: Физкультура и спорт, 1982. — С. 364. — 400 с.
    6. Ботвинник М. М. Полвека в шахматах. — Москва: Физкультура и спорт, 1978. — С. 91. — 272 с.

    Литература

    Ссылки

    wiki.sc

    Бешеная фигура — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    «Бе́шеная фигу́ра» — нападающая на фигуру соперника незащищённая фигура, которую нельзя взять из-за пата. Как правило, «бешеная фигура» нападает на короля, объявляя ему шах, что позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей путём «вечного нападения» («вечного шаха»). Чаще всего «бешеной фигурой» является ладья.

    Пример

    После 1. … Лg6+ ладья становится «бешеной»

    В эндшпиле ферзь против ладьи в преобладающем большинстве случаев побеждает сильнейшая сторона. Однако данная позиция является редким исключением. Чёрный король оттеснён в угол и практически находится в патовом положении, но пату мешает «лишняя» ладья, от которой чёрные и пытаются избавиться путём шахов неприятельскому королю.

    1. … Лg6+ 2. Ф:g6 Пат. Или

    2. Kph5 Лg5+ 3. Kph5 Лg4+ и т. д. Как только белые возьмут ладью, наступит пат. Иначе белый король будет ходить по линии h6-h2, а чёрная ладья давать ему «вечный шах», что также приведёт к ничьей.

    См. также

    Напишите отзыв о статье «Бешеная фигура»

    Литература

    Отрывок, характеризующий Бешеная фигура

    Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
    – Из воль те про пус тить!
    Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
    – Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
    Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
    Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
    Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.

    wiki-org.ru

    Словарь шахматных терминов

    А

    Авторское решение этюда

    Решение, представленное автором этюда.

    Активизация фигур

    Один из основных методов борьбы в шахматной партии. В дебюте он подразумевает мобилизацию сил (фигур и пешек), в миттельшпиле и эндшпиле — их участие в выполнении общего стратегического плана игры или тактической операции, расположение на перспективных позициях. Например, король, который в дебюте и середине игры занимал пассивное положение (в этих стадиях партии, как правило, главная роль короля – его безопасность), в эндшпиле активизируется (обычно выводится вперед) и становиться активной борющейся фигурой.

    Активная фигура

    См. Фигура активная

    Анализ позиции

    Исследование, всесторонний разбор имеющихся в данной позиции возможностей и оценка возникающих положений.

    Атака

    От французского attaque – нападение. Существует два понятия атаки в шахматном искусстве: тактическое – прямое нападение на фигуры или пункт соперника, и стратегическое – наступление на каком-либо участке доски или по всей доске.

    Б

    Батарея

    Расположение двух разноименных фигур одного цвета на одной линии. Отвод стоящей впереди (по отношению к королю противника) фигуры (она называется первой фигурой батареи) – выстрел батареи – позволяет включиться в действие второй фигуре. Батарея называется по первой фигуре – королевская, коневая, слоновая, ладейная или пешечная.

    Батарейный удар (выстрел, залп батареи)

    Ход первой фигуры батареи, осуществляющий нападение первой и (или) второй фигуры на важные пункты.

    Батарейный мат (шах)

    Объявление мата (шаха) с использованием батарейного удара.

    Батареи построение

    Один или несколько ходов, в процессе которых фигуры, которые составят батарею, располагаются на одной линии в требуемо порядке и на нужных поля.

    Батарея индийская

    При ее построении сначала вторая фигура будущей батареи делает ход вдоль линии, переходя так называемое критическое поле (поле, на которое может встать первая фигура батареи). Затем первая фигура батареи переводится на критическое поле, временно выключая вторую фигуру из игры по этой линии и завершая построение батареи.

    Работа б.и. состоит в том, что первая фигура батареи приближается к королю противника, то открывая, то закрывая линию действия второй фигуры.

    Бешеная фигура

    Незащищенная фигура, непрерывно нападающая на фигуру соперника (разновидность вечного нападения). Взятие бешенной фигуры ведет к пату. Нападение бешенной фигуры на короля является разновидностью вечного шаха.

    Блокада

    От немецкого Blockade.

    Ограничение подвижности фигур и пешек противника своими фигурами и пешками и нарушение взаимодействия неприятельских сил. Ограничение подвижности при блокаде достигается двумя способами — путем контроля полей, на которые могут пойти чужие фигуры и пешки, и путем их механического торможения. Например, блокада черного короля — ограничение его подвижности белыми фигурами.

    Блокада пешки

    Ее продвижение остановлено фигурой или пешкой противника, стоящей непосредственно перед ней, или путем контроля поля, на которое пешка может пойти, так что ее продвижение является слабым ходом.

    Блокировка поля или линии

    Фигуры или пешки одной из сторон занимают поля возле другой своей фигуры или поодаль от нее, но на важной для данной позиции линии или на пути следования своих же фигур, ограничивая их подвижность.

    В

    Вечная угроза

    Разновидность позиционной ничьей — слабейшая сторона, создавая постоянную угрозу (мата, пата, проведения пешки и т. д.), не позволяет сопернику реализовать перевес в силе.

    Вечная связка

    Разновидность позиционной ничьей: сильнейшая сторона не может без ущерба для себя избежать связки.

    Вечное нападение (преследование)

    Разновидность позиционной ничьей: слабейшая сторона постоянным нападением на фигуру (фигуры) соперника не позволяет ему реализовать перевес.

    Взаимное вечное нападение

    Белая фигура непрерывно преследует черную фигуру, которая, в свою очередь, нападает на белую фигуру.

    Взаимный пат

    Белые ищут спасения в пате, а если черные мешают этому, то сами оказываются запатованными.

    Взаимный цугцванг

    Позиция, в которой очередь хода невыгодна каждой из сторон.

    Взаимодействие сил

    Согласованное действие фигур и пешек, выполняющих тактический или стратегический план.

    Вилка

    Тактический прием: нападение фигуры или пешки на две (двойной удар) или более фигур соперника.

    Иногда вилкой называется только двойной удар коня или пешки.

    Вскрытое нападение

    Нападение на фигуру или пешку с помощью батарейного удара.

    Вторжение

    Проникновение фигур одной из сторон в расположение сил соперника.

    Выжидательный ход

    Ход с единственной целью — передать очередь хода сопернику. Один из способов поставить соперника в положение цугцванга. Также часто применяется шахматистами во время партий в цейтнотах, чтобы не просрочить время и включить часы соперника.

    Выигрыш темпа

    Тактический прием: в результате скрытого маневра активная сторона получает недостающий для какой-либо операции темп.

    Г

    Гармоничное действие сил

    Хорошее взаимодействие фигур (от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность; в истории эстетики гармония — характеристика прекрасного)

    Д

    Дальнобойные фигуры

    Ферзь, ладья и слон.

    Два коня против пешки

    Одно из сложных окончаний. Теория этого эндшпиля разработана в начале XX века выдающимся российским шахматным композитором Алексеем Троицким. Согласно его блестящим анализам, проведенным в начале XX века, когда о компьютерах еще и не мечтали, при блокаде черной пешки конем на одном из полей a3-b5-c4-d3- e3-f4-g5-h4 («абсолютная линия Троицкого») — или дальше от полей превращения — белые выигрывают, в конечном итоге матуя черного короля (черная пешка помогает белым избежать пата) независимо от расположения королей. В ряде позиций (при оттесненном черном короле) мат возможен и при более продвинутой пешке.

    Двойной удар

    Тактический прием: ход, в результате которого осуществляются две угрозы, два нападения или сочетание угрозы и нападения.

    Двойной шах

    Нападение на короля двумя фигурами одновременно. Защититься от такого шаха можно только отходом короля.

    Дерево расчета

    Совокупность вариантов, которые надо рассмотреть при расчете той или иной позиции. Термин введен гроссмейстером А. Котовым.

    Диаграмма шахматная

    Графическое изображение позиции на шахматной доске в книгах, журналах, на экранах и т. д. Диаграммы на сайте расположены так, что угловое поле а1 расположено слева внизу.

    Доминация

    Контроль над шахматным пространством, в результате которого определенные поля становятся недоступными для фигуры соперника. Термин введен выдающимся французским шахматным композитором Анри Ринком (1870-1952).

    Ж

    Жертва

    Добровольная отдача противнику фигуры или пешки, или размен более ценного материала на менее ценный.

    Жертва активная

    Фигура сама идет под бой или совершает неэквивалентный размен.

    Жертва пассивная

    Атакованная фигура не уходит из-под боя.

    Жертва приближения (привлечения)

    Тактический прием (жертва активная) для приближения короля (обычно на расстояние одного хода короля) к чужой дальнобойной фигуре (ладье или слону) или для последующего нападения на нее королем, или для ограничения ее свободы маневра.

    З

    Замурование

    Тактический прием: фигура лишается подвижности блокировкой своими же пешками и фигурами (полное замурование) или имеет только слабые ходы (частичное замурование).

    Различают три вида замурования:

    • 1) наиболее распространенный случай— слабейшая сторона замуровывает свою фигуру (свои фигуры) с целью пата;
    • 2) одна из сторон вынуждает замуровывание фигуры соперника с целью ее последующего выигрыша
    • 3) одна из сторон замуровывает свою фигуру для достижения победы каким- либо способом

    Запасные ходы

    Ходы пешками или фигурами, помогающие овладеть полями соответствия или избежать цугцванга в течение некоторого времени.

    Засада

    Тактический прием: расположение дальнобойной фигуры за своей или чужой фигурой, после ухода которой она действует на определенное поле или линию.

    Заслон

    Способ защиты, когда на линию связки, батареи или опасной дальнобойной фигуры ставится фигура соперника.

    Защита

    Отражение наступательных действий противника.

    И

    Инициатива

    Проявление активности, основная цель которой — придать действиям своих фигур атакующий характер и, наоборот, лишить противника возможности атаковать, заставить его защищаться. Ради овладения инициативой нередко оправданы материальные жертвы или позиционные уступки.

    К

    Ключевые поля

    Поля, занятие которых фигурами ведет к достижению поставленной стратегической цели. В пешечных эндшпилях нередко борьба сводится к передвижению королей по полям соответствия с целью овладеть ключевыми полями.

    Комбинация

    Форсированный вариант с жертвой, использующий различные тактические приемы и имеющий целью получение преимущества, уравнение позиции или осложнение борьбы для создания практических шансов на победу или ничью — в зависимости от оценки начальной позиции.

    Компенсация

    От латинского compensatio — возмещение, уравновешивание.

    В шахматах компенсация может быть материальной (например, ладья, слон и пешка за ферзя) или позиционной (за пожертвованную пешку или фигуру — атака, активность оставшихся фигур, образование проходной пешки и т. д.). Компенсация может быть достаточная или недостаточная (имеется в виду — для уравнения игры).

    Коневая оппозиция

    См. Оппозиция.

    Крепость

    Разновидность позиционной ничьей: неприступная позиция.

    Критический ход

    Термин в шахматной композиции. Используется для обозначения перехода дальнобойной фигуры через точку пересечения линий действия двух фигур (критическое поле), например, при построении индийской батареи.

    Л

    Лавирование

    Стратегический прием — маневрирование фигурами с целью создания и использования слабостей в лагере противника. Автор термина А. Нимцович: «Процесс лавирования, направленного против двух неприятельских слабостей, можно было бы охарактеризовать приблизительно так: две слабости, сами по себе вполне защитимые, попеременно берутся под обстрел… Партия проигрывается потому, что для защищающегося в какой-нибудь момент оказывается невозможным поспеть за противником в быстроте перегруппировки сил… Можно лавировать и против одной слабости, в этом случае необходимо, чтобы разнообразие способов атаки (например, атака фронтальная, фланговая, обходная) возмещало отсутствующее разнообразие слабостей».

    Лесенка

    Подъем или спуск фигуры (ферзя, ладьи, короля) графически четкими зигзагами.

    Линейные фигуры

    Ферзь, ладья и слон.

    Лишняя фигура

    Одна из сторон имеет на одну фигуру больше.

    Ловушка

    Попытка вызвать ход противника, казалось бы, для него выгодный, но на самом деле ошибочный.

    М

    Маневр

    Один или несколько ходов фигурой (фигурами) одной из сторон для достижения конкретной цели.

    Маневр (идея, метод) Рети

    Маневр короля, в результате которого остается возможность выбора между двумя или более целями.

    Материал

    Фигуры и пешки на доске в течение партии.

    Материальное преимущество

    Перевес в силах (фигурах и пешках).

    Метод треугольника (треугольник)

    Прием передачи хода противнику без изменения первоначальной позиции с целью создания цугцванга. Прием состоит в маневре фигуры (короля, ладьи, слона, ферзя) по трем полям в то время, как соперник может маневрировать только по двум.

    Миниатюра

    Этюд с числом фигур не более семи

    Минированные поля

    Движение фигуры должно происходить по строго определенным полям. Игра на другие («минированные») поля позволяет сопернику осуществить контригру.

    Н

    Начальная позиция этюда

    Расположение фигур в этюде до первого хода.

    Ниша (патовое гнездо)

    Поле, где король прячется для постройки пата.

    О

    Оппозиция

    Частный случай полей соответствия. Противостояние королей на вертикали, горизонтали или диагонали, когда между ними нечетное число полей.

    Оппозиция ближняя — когда между королями одно поле, дальняя — три или пять полей. Иногда применяется термин коневая оппозиция — когда короли расположены на расстоянии хода коня.

    Открытая линия

    Линия, на которой нет пешек обеих сторон.

    Ответный шах (перекрестный шах)

    Объявление шаха в ответ на шах противника. Тактический прием, используемый для перехвата инициативы.

    «Отталкивание плечом»

    Прием в эндшпиле, когда король встает на пути неприятельского короля, чтобы не пропустить его к важному пункту. Один из методов блокады и выигрыша темпа.

    П

    Пассивная фигура

    См. Фигура пассивная.

    Пассивизация фигуры

    Тактический прием: фигура оттесняется на поле, находясь на котором, не может активно участвовать в борьбе. Если речь идет о пассивизации короля, то, кроме отмеченного, он после оттеснения может подвергаться опасности (угрозы мата, линейные удары и т. д.).

    Передача хода

    Тактический прием, используемый, в частности, для создания положения цугцванга. (См. также «Метод треугольника»). Цель — создать эту же позицию, но при ходе противника.

    Перекрытие

    Тактический прием: расположение собственной фигуры на линии действия дальнобойной фигуры (неприятельской или своей). Если при этом ограничивается подвижность чужой фигуры (или нарушается взаимодействие чужих фигур), то перекрытие является частным случаем блокады.

    Переработка (корректировка, исправление) этюда

    Исключение побочных решений или нерешаемости опубликованного этюда, улучшение его формы, обогащение содержания, выполненное самим автором или другим шахматным композитором.

    Перестановка ходов

    Изменение очередности ходов в намеченном варианте.

    Пешечный прорыв

    Образование проходной пешки с помощью жертвы одной или нескольких пешек.

    Плохой слон

    Слон с ограниченной подвижностью, упирающийся в свою же блокированную пешку.

    Побочное решение

    Решение этюда способом, отличным от авторского.

    Позиционная ничья

    Позиции, в которых слабейшая сторона добивается ничьей повторением ходов из-за позиционных слабостей в положении соперника или сильнейшая сторона не может реализовать свое преимущество (например, крепость, преследование, блокада).

    Поля соответствия

    Поля, овладение которыми позволяет поставить соперника в положение цугцванга.

    Правило оппозиции

    Если короли находятся на одной линии и число полей между ними нечетное (одно, три или пять), то оппозицией владеет тот из партнеров, кто ходил последним. Владеющий оппозицией получает позиционное преимущество.

    Преследование

    Непрерывное нападение на фигуры или пешки противника. Например, вечный шах — непрерывное нападение на короля — частный случай преследования.

    Приближение (привлечение)

    См. Жертва приближения (привлечения).

    Привязывание

    Положение, в котором фигура одной из сторон вынуждена постоянно защищать свои позиционные слабости (фигура не может покинуть поле или линию из-за необходимости защиты другого поля или более ценной фигуры).

    Принцип (правило) Тарраша

    В ладейных окончаниях ладью следует ставить сзади проходной пешки — как своей, так и неприятельской.

    Как и вообще в шахматах, бывают исключения из этого правила.

    Промежуточный ход

    Ход, сохраняющий возможность выполнения своего плана в дальнейшем, но или разрушающий план противника, или ухудшающий положение его фигур, или улучшающий положение своих фигур.

    Промежуточный шах

    Шах, позволяющий выиграть темп с целью улучшения позиции своих фигур или ухудшения позиции фигур противника. Часто применяется для перевода своей фигуры к нужному пункту или для вынуждения невыгодного расположения чужих фигур.

    Прорыв

    Тактический прием, включающий в себя жертву одной или нескольких фигур или пешек разрушения обороны противник.

    Пуанта

    От франц. pointe — вершина. Самый трудный (тонкий или скрытый) ход в маневре или комбинации. Термин предложен Леонидом Куббеле, выдающимся российским шахматным композитором.

    Р

    Распатовывание

    Тактические приемы, позволяющие предоставить ход королю, находившемуся в патовом положении.

    С

    Связка

    Позиция, в которой линейная фигура ограничивает подвижность находящейся на этой же линии фигуры соперника за счет того, что за связанной фигурой стоит более ценная фигура (относительная связка) или король (абсолютная связка).

    Связывание

    Прием ограничения подвижности фигур с помощью связки.

    Скользящая вилка

    Тактический прием: черные, защищаясь от коневой вилки, смещают свою фигуру, но белые каким-либо способом заставляют сдвинуться и вторую фигуру, после чего конь наносит двойной удар на другом поле.

    Слабое превращение

    Превращение пешки в ладью, слона или коня.

    Слабость в позиции

    Широкое понятие, означающее поле (или фигуру, или пешку на этом поле), которое надо защищать, так как противник напал или угрожает напасть на эту слабость.

    Примеры слабостей — поле, на котором угрожает мат; фигура или пешка, на которую напали и которая сама не может защититься; проходная пешка противника, которую нельзя пропустить вперед; поле, которое постоянно надо держать под боем, чтобы блокированная чужая фигура не вырвалась на свободу, и т. д. Привязывание фигур противника к защите своих слабостей — эффективный способ уменьшения активности его фигур.

    Спертый мат

    Матовый финал, в котором собственные фигуры и пешки отнимают у короля все поля для отступления.

    Стратегия шахмат

    Принципы и способы ведения шахматной партии. Элементами стратегии являются: расстановка фигур (в том числе их концентрация на каком-либо участке, обеспечение их взаимодействия, защита своего короля и ослабление чужого), овладение пространством или контроль над ним (например, в центре доски или в районе короля противника), создание хороших своих фигур и плохих чужих, создание и захват открытых линий и слабых полей противника, перспективное расположение своих пешек и ослабление чужих, противодействие стратегическому плану противника (например, путем передислокации сил, опережающего наступления). Совокупность стратегических элементов позволяет оценить позицию и выбрать план игры. Стратегия создает основу (позиционное преимущество) для тактических операций — ударов и комбинаций.

    Т

    Тактика шахмат

    Совокупность приемов и способов выполнения отдельных шахматных операций, характерных для позиций, когда фигуры соперников вступают или могут вступить в непосредственный контакт, нападают или угрожают напасть друг на друга.

    Тактические операции включают тактические удары и комбинации.

    Тактический удар

    Активный ход — нападение или угроза, без жертвы или с мнимой (кажущейся) жертвой, использующий дефекты позиции соперника.

    Темп

    Один ход; единица времени в шахматах.

    Точка пересечения

    Поле, где пересекаются линии действия фигур.

    Треугольник

    См. метод треугольника.

    Ф

    Фигура активная

    Активной будем называть такую фигуру, которая не связана только защитными функциями, но имеет свободу маневра, может создавать угрозы королю, другим фигурам и пешкам противника или ограничивает его контригру (участвует в блокаде, нападениях, преследовании и т. д.).

    Фигура пассивная

    Фигура, лишенная полезных свойств активной фигуры и, в лучшем случае, выполняющая только защитную работу.

    Фокальное поле

    • 1. Поле, находясь на котором, фигура контролирует (защищает) два своих слабых пункта. Если в результате цугцванга, блокады, перекрытия и т. д. фигура теряет контроль над одним из своих слабых пунктов, это сразу используется противником.
    • 2. Поле — точка пересечения линий действия двух фигур одной стороны, каждая из которых защищает определенную слабость на своей линии. Постановка противником на такое поле своей фигуры (перекрытие на фокальном поле) ведет к дезорганизации защиты и потере контроля над одной из слабостей.

    Э

    Этюд

    От франц. etude — изучение, исследование. Шахматный этюд — составленная автором позиция, по правилам шахматной игры возможная в партии, содержащая оригинальную идею для достижения выигрыша или ничьей строго единственным способом.

    xchess.ru

    Шахматная фигура — это… Что такое Шахматная фигура?

    Шахматные фигуры: (слева направо) белые: король, пешка, слон; чёрные: ладья, ферзь, конь

    В шахматах существует шесть разных фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два человека; один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

    Классификация

    В узком смысле слова фигурами называются все шахматные фигуры кроме пешек.

    Фигуры, в свою очередь, делятся на:

    • Лёгкие фигуры — конь и слон
    • Тяжёлые фигуры — ладья и ферзь
    • Король — из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам, хотя по силе примерно соответствует лёгкой фигуре

    Описания фигур

    Король — самая важная шахматная фигура, так как игрок проигрывает партию, если он не может защитить короля от атаки (это называется мат). Но король не самая сильная фигура и может ходить только на одно поле диагонально, вертикально или горизонтально, за исключением рокировки.

    Ферзь — самая сильная фигура на шахматной доске, умеет ходить так, как король, но единственное ограничение на количество полей, которое он может пройти, — это фигура на проходе. Если фигура другого цвета, её можно побить, но это редко выгодно.

    Ладья немного слабее ферзя. Она ходит практически так же, как ферзь, но не может двигаться по диагонали. Ладья также участвует в рокировке.

    Слон похож на ладью и ферзя тем, что он имеет право ходить только по диагоналям, как ферзь, в отличие от ладьи. В начале игры у игрока есть два слона — белопольный и чёрнопольный. Так как слон ограничен только половиной полей, он слабее ладьи.

    Конь имеет такую же сравнительную ценность, как слон, но ходит иначе. Конь — единственая фигура, которая всегда может перепрыгивать через другие. Конь ходит по форме буквы «Г» — вертикально или горизонатально два поля в одну сторону и одно поле в другую сторону.

    Пешка — самая слабая фигура на шахматной доске. Она может ходить только на одно поле вперёд (находясь на начальном поле, может пойти на два поля вперёд) и бьёт чужие фигуры, которые находятся на одно поле по-диагонали от неё. Если пешка доходит до края доски, она может преватиться в любую другую фигуру кроме короля; обычно пешек превращают в самую сильную фигуру — ферзя.

    См. также

    Шахматные фигуры

     

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Бешеная фигура — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Desperado.

    «Бе́шеная фигу́ра», или desperado[1] — разновидность тактического удара в шахматах. Суть этого явления заключается в том, что фигура, находящаяся под боем, отходит с темпом и, на первый взгляд, жертвует собой, но эта жертва чаще всего мнимая и фактически представляет собой тактический, комбинационный удар. Возможно и другое определение: фигура, находящаяся под боем, перед своей гибелью успевает уничтожить одну из вражеских фигур; поскольку часто при этом более сильная фигура отдаётся за более слабую (например, ферзь за коня), то внешне это выглядит как жертва, но таковой на самом деле не является — отданный материал, как правило, тут же с лихвой возмещается.

    Мотивы тактического удара desperado возникают обычно в острых позициях, когда на доске сразу несколько фигур (не менее двух) оказывается под боем. И тогда возникает такое явление — фигуры обоих противников, находясь под ударом, стремятся продать свою жизнь как можно дороже. В этом смысле такую комбинацию можно рассматривать как своего рода «жертву отчаяния» (Р. Фишер).

    Часто мотивы комбинации desperado проявляются в качестве опровержения каких-либо неправильных, некорректных действий противника. В этом случае такой тактический удар является разновидностью промежуточного хода.

    Тактический удар desperado, как правило, помогает стороне, осуществившей его, добиться определённых выгод. Чаще всего таким образом достигается решающий материальный перевес и выигранная позиция. Защищающейся стороне подобный тактический удар может помочь добиться ничейной или равной позиции.

    Как частный случай «бешеной фигуры» можно также рассматривать такой пример — нападающая на фигуру соперника незащищённая фигура, которую нельзя взять из-за пата. Как правило, «бешеная фигура» нападает на короля, объявляя ему шах, что позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей путём «вечного нападения» («вечного шаха»). Чаще всего «бешеной фигурой» (в патовых комбинациях) является ладья[источник не указан 133 дня].

    Эм. Ласкер так образно писал о сути явления desperado:

    Иногда фигура невольно действует на руку противнику, например, когда она ограничивает подвижность собственных фигур… Поэтому весьма распространённым мотивом является буйное стремление к атаке, проявляемое обречённой на гибель или, если так можно выразиться, потерявшей всякую надежду фигурой. Она становится desperado (неистовой, отчаянной)».

    Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. — Москва: Физкультура и спорт, 1980. — С. 145. — 352 с.

    Не всякая жертвующая себя фигура является desperado. Это явление следует отличать от других разновидностей жертв и комбинаций в шахматах.

    Примеры[ | ]

    Партия Петросян — Фишер[ | ]

    encyclopaedia.bid

    Фигура (шахматы) Википедия

    Шахматные фигуры: (слева направо) белые: король, пешка, слон; чёрные: ладья, ферзь, конь Шахматные фигуры в начальной позиции

    В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два соперника: один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске.

    Описания фигур

    Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка

    Король

    Самая ценная фигура, поскольку неустранимая угроза взятия (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке. В комплекте шахматных фигур король обычно самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая — ферзь).

    Ферзь

    Самая сильная фигура, поскольку ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали — соединяет в себе ходы ладьи и слона. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали и был слабой фигурой. Превращение ферзя в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь является «тяжёлой фигурой» (наряду с ладьёй). Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и, в отличие от короля, обычно несколько ниже (король, как правило, выше ферзя и увенчан крестом).

    Ладья

    Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. В начале партии у каждого игрока по две ладьи, расположенные на крайних полях первой или восьмой горизонталей — белые ладьи на a1 и h2, чёрные на a8 и h8. Как и ферзь классифицируется теорией как «тяжёлая фигура». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной (или осадной) башни (что соответствует европейскому её названию, — «тура» — с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду Птица Рух). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи, от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни.

    Слон

    Ходит на любое число полей по диагонали. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В силу геометрии шахматной доски, слон перемещается только по полям одного цвета. В зависимости от цвета полей диагоналей, по которым ходит эта фигура, слон называется белопольным или чернопольным. В начале игры у каждого игрока имеется два слона — белопольный и чернопольный, белые c1 и f1, чёрные c8 и f8. Относится к классу «лёгких фигур» (вместе с конём). В шахматном комплекте слон по высоте обычно ниже короля и ферзя. Его верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) с заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и англиканских епископов. Английское название слона — «bishop» («епископ»).

    Конь

    Может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали, т.е. он ходит русской буквой «Г» (или латинской «L»).[1] Всегда попадает на поле противоположного цвета. Одна из двух фигур (вторая король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, расположенные рядом с ладьями — белые кони b1 и g1, чёрные b8 и g8. Относится к «лёгким фигурам». В шахматном комплекте имеет вид конской головы на круглой подставке. Английское название «knight» — рыцарь.

    Пешка

    Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может также сделать первый ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника. Единственная фигура в шахматах, у которой обычный ход и ход со взятием различаются. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, она превращается в любую фигуру по желанию игрока, кроме короля. Как правило, пешка превращается в самую сильную фигуру — ферзя, однако существуют исключения. В начале игры у каждого игрока по восемь пешек, которые расположены на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает, обычно за счёт потенциальной способности достигнуть последней горизонтали и превратиться в сильную фигуру.

    Классификация

    Фигуры делятся на:

    • Лёгкие фигуры — конь и слон.
    • Тяжёлые фигуры — ладья и ферзь.
    • Король — из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам. Самая ценная фигура.
    • Пешка — так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

    В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки. В разговоре нередко слово «фигура» обозначает именно лёгкую фигуру, например, «мне удалось выиграть ферзя за фигуру», «жертва фигуры за 2 пешки».

    Сравнительная сила и ценность фигур

    Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории ценность фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие соотношения:

    Эти соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от позиции. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю при точной защите слабейшей стороны, двумя конями — нет. Действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королём, либо забирать коня.

    Особым вопросом является относительная сила короля. С одной стороны, неустранимая угроза взятия короля (то есть мат) означает проигрыш партии, и поэтому его ценность равна бесконечности. В дебюте и миттельшпиле неприкрытый король легко уязвим, и поэтому он не принимает активного участия в шахматном сражении, стремясь находиться под защитой других фигур; для этого обычно проводится рокировка. С другой стороны, ближе к концу партии король проявляет бо́льшую активность и становится важной атакующей и защищающей фигурой, и его сила равна 3-4 пешкам[2][3].

    Ударная сила фигур

    Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей пустой шахматной доски называется ударной силой этой фигуры.

    ФигураВ центреНа краюВ углу
    Пешка21
    Конь83-42
    Слон1377
    Ладья141414
    Ферзь272121
    Король853

    Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

    История облика

    Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»

    Чатуранга и шатрандж

    Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат-пехотинцев (пешки), боевые колесницы (ладьи), кавалеристов (кони), боевых слонов (слоны), короля и советника или главного визиря (ферзь) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, и нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости). Естественно они были (и есть) редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными или «условно-знаковыми» (задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, — существеннее было лёгкое опознание фигур).

    Дальнейшая эволюция

    Из-за упрощённых фигур и языковых барьеров названия фигур варьировались от страны к стране. Так, современные английские названия «королева» (ферзь) и «епископ» (слон) замечены лишь в XVI веке. Поэтому до середины XIX века внешность шахматных фигур была достаточно произвольной. В предыдущие века выделилось несколько наиболее распространённых в каждой стране стилей. Так, стиль «барлейкорн» получил распространение в Англии. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге. Фигуры из дорогих пород дерева, бивня мамонта или слоновой кости. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набиралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры. Форма главных фигур — короля и ферзя, — сходна с кукурузными початками[4]. Также в Англии был распространён стиль «калверт». Для английских стилей характерна тонкая токарная работа и ажурная резьба. В Германии был популярен старый стиль «селенус», напоминающий «барлейкорн», но с более тонкими фигурами, имеющими больше поперечных элементов. Впервые «лунные шахматы» («селенус») были изображены на иллюстрациях Якоба ван дер Хейдена к книге Густава Селенуса «Шахматы, или Королевская игра» в 1616 году. Для них характерна свойственная готическому стилю вертикальность, ажурный орнамент, совмещение реальности и иллюзии, перенятые барокко. Современники отмечали близость таких фигур форме скелета[5]:

    «Верхнюю часть фигур венчает символический скелет, в образе которого всемогущая смерть смеётся над шахматной игрой».

    Картина французского художника Реми-Фюрси Дескарсена (1747—1793) «Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью» поэтому изображает именно такой вариант шахматных фигур, в целом во Франции популярный мало.

    Во Франции и России предпочитали шахматы стиля «режанс».

    На Русь шахматы попали из Персии около X века. Это повлияло на русские названия фигур, а вот традиционный русский облик полностью уступил место западноевропейскому дизайну.

    Стандартизация

    Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»

    До середины XIX века не существовало единого стандарта шахматных фигур. В Северной Европе с XVII по XIX век популярностью пользовался комплект так называемых «лунных шахмат», сочетавший цветочные мотивы с формами человеческого скелета.

    Неизвестный мастер начала XIX века, Германия. Лунные шахматы. Schaakmuseum Max Euwe-Centrum

    В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать дизайн шахматных фигур. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, — так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук.

    Художник сделал простые осесимметричные (за исключением коня), но достойно выглядящие фигуры. Осесимметричность большинства фигур даёт возможность изготавливать их на токарном станке. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона, увиденного художником в Британском музее. Облик фигур опирался на британские традиции: так, шишечка слона («епископа») напоминала раздвоенную митру католического священника. Организатор турнира и заказчик нового дизайна фигур, Говард Стаунтон, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

    Изображения фигур, принятые на шахматных диаграммах, более раннего происхождения — все они, кроме ферзя и короля, известны уже с начала XIX века (ферзь и король были головами в разных коронах).

    Если в Европе шахматные фигуры подверглись в XIX веке стандартизации и значительной стилизации, то в Азии они в XIX веке сохранили свой первоначальный вид и широкое разнообразие формы. Французский художник Пьер-Луи Делаваль с удивлением и восхищением зарисовал в 1821 году на своей картине «Кан Гао, китаец из Кайенны» подобный комплект фигур, привезённый китайцем Кан Гао среди своих личных вещей в Париж; этот комплект детально воспроизводит внешность воинов древней индийской армии.

    Названия

    Русские

    На территорию России шахматы приходили дважды: около IX века из Персии, и уже в XVIII веке с Запада. Потому общепринятые русские названия фигур (за исключением короля) старинные и зачастую не отвечают облику.

    В дореволюционной России встречались следующие названия фигур:
    Ладья — тура, король — генерал, слон — офицер, ферзь — королева[6]:

    Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

    Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

    В других языках

    На Запад шахматы приходили разными путями, и обычно от арабов, а не от персов. Арабские фигуры часто были весьма схематичны, и их облик могли интерпретировать как угодно. Потому названия фигур бывают самые разные.

    • Король — титулы местных монархов (шах, малик, царь)
    • Ферзь — высший офицер (гетман, визирь), жена короля (королева, царица, дама).
    • Ладья — башня, тура, пушка, корабль, колесница, замок.
    • Слон — алфил (арабское название слона), бегун, гонец, охотник, стрелок, шут, епископ.
    • Конь — прыгун, рыцарь, всадник.
    • Пешка — солдат, крестьянин.

    Символы в Юникоде

    Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

    НазваниеКорольФерзьЛадьяСлонКоньПешка
    БелыеСимвол
    КодU+2654U+2655U+2656U+2657U+2658U+2659
    HTML♔♕♖♗♘♙
    ЧёрныеСимвол
    КодU+265AU+265BU+265CU+265DU+265EU+265F
    HTML♚♛♜♝♞♟

    Примечания

    Литература

    wikiredia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *