Здоровье физическая культура и спорт – Физическая культура и спорт – это здоровый образ жизни

    Физическая культура и спорт – это здоровый образ жизни

    Разделы: Работа с дошкольниками


    О физкультура! О спорт! Ты – наслаждение!
    Вы верные, неизменные спутники жизни.
    Нашему духу и телу вы щедро дарите радость бытия.
    Пьер де Кубертен.

    Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранение и улучшение здоровья должно стать повседневной работой начиная с рождения. С современных позиций здоровья детей не может рассматриваться без учета адаптации организма ребенка к окружающей его среде.

    В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание» [6.с10]. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

    Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является воспитание здорового подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается.

    Что же нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья? Назовем эти потребности.

    1. Двигательная активность — биологическая потребность в движении.
    2. Питание. Главная его функция, обеспечение организма энергией.
    3. Благоприятная внешняя среда.
    4. Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена.
    5. Сильный иммунитет. Большую роль в его поддержании и укреплении играет закаливание.
    6. Отсутствие вредных привычек.

    Все это круг разных, но взаимосвязанных составляющих физической культуры.

    Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека [1.с.6].

    Физическая культура воплощается в определенном уровне физического развития, подготовленности и образованности, в осознании путей и способов его достижения и проявляется в разнообразных видах и формах деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, рекреационной, реабилитационной, общественной, профессиональной, семейной и др.

    Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания детей.

    Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры.

    Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности.

    Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей.

    Чем раньше и прочнее усвоит ребенок азбуку физической культуры и научится заботиться о своем здоровье, тем реже и позднее придется ему сталкиваться в будущем с врачами. Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, взрослым надо много знать и уметь.

    Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.

    Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.

    Для малыша-дошкольника двигаться так же естественно, как дышать, есть, пить, спать. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков. Движения необходимы ребёнку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.

    Прогулки, воздушные, солнечные ванны, обливание, обтирание, массаж, гимнастика, плавание способствуют правильному физическому и нервно-психическому развитию ребенка, формированию у него двигательных навыков. Это подготовительный период к переходу к занятиям спортом, которые до определенного возраста не рекомендуются в силу отдельных особенностей детского организма.

    Физическая культура — прекрасное средство от болезней. Оздоровительные занятия для детей младшего возраста включают многие элементы отдельных видов спорта и по мере взросления детского организма помогут ребенку с успехом включиться в отдельные виды спорта в соответствии с возрастными критериями допуска в спортивные секции. Сначала дети проходят начальную подготовку, а затем переходят к занятиям с допуском к спортивным соревнованиям.

    Каждый ребенок имеет какую-либо способность. Поэтому важно подбирать для него такой вид спорта, который соответствовал бы его склонностям, природным возможностям.

    Систематические физические упражнения, соответствующие возрасту ребенка, способствуют развитию всех органов и систем, двигательного аппарата, повышают мышечный тонус, улучшают темп, силу, координацию движений и общую выносливость. Благодаря физическим упражнениям в организме малыша усиливается кровоток, повышается содержание гемоглобина, улучшается обмен веществ[2].Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.

    Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие педагогические выводы:

    Система физического воспитания должна быть ориентирована на:

    1. Оценка физического здоровья, развития и двигательной подготовленности дошкольников необходима не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития, но и для своевременного углубленного специализированного обследования с последующей коррекционно–оздоровительной реабилитацией.
    2. Повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.
    3. Органическое сочетание физкультурных занятий с закаливающими процедурами, что способствует совершенствованию терморегуляционного аппарата и системы иммунной защиты.
    4. Регулярность физических нагрузок, способствует нарастанию резервных мощностей организма ребенка.

    Десять советов взрослым

    Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не высказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.

    Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика.

    Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями.

    Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет.

    Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи.

    Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты вашего ребенка в выборе физических упражнений.

    Совет 7. Не меняйте слишком часто набор упражнений.

    Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений.

    Совет 9. Не перегружайте ребенка: что доступно взрослому, не всегда полезно ребенку.

    Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

    Успехов вам и удачи!

    Литература

    1. Степаненкова.Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
    2. Лазарева. Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту? – М.: Издательство «АСТ», 2006. – 93 с.
    3. Кузнецова. М.Н. Оздоровление детей в детском саду. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 96 с.
    4. Пономарев. С.А. Растите малышей здоровыми.- М.: Советский спорт, 1989. – 48 с.
    5. Зайцева.В.В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 40 с.
    6. Алямовская.В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2004. – 15с.

    22.12.2011

    urok.1sept.ru

    Физическая культура и здоровый образ жизни

    В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.

    Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.

    Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.

    Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.

    1. Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
    2. Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
    3. Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
    4. Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.

    Принципы физической культуры

    Базу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:

    • всестороннего и гармоничного личностного развития;
    • взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;
    • оздоровительного действия.

    Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.

    О здоровом образе жизни

    Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.

    Базовые элементы

    Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:

    • развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
    • поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
    • исключение вредных привычек;
    • формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
    • ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
    • соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
    • регулярное закаливание;
    • в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.

    Наиболее важными элементами принято считать рациональное питание, процесс закаливания, а также регулярные физические упражнения.

     

    Питание

    Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.

    1. Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.
    2. Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом.

     

    Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:

    • получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
    • человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
    • перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
    • не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.

     

    Полезный режим питания имеет 4 ступени:

    1. первый завтрак составляет 25% рациона;
    2. второй завтрак составляет 15%;
    3. обед образует 40%;
    4. ужин – 20%.

    Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.

    Закаливание

    Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.

    Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:

    • закаливание должно иметь систематический и последовательный характер;
    • при выборе процедур требуется учитывать индивидуальные особенности человека, его уровень здоровья и общее состояние эмоционального фона.

    Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.

     

    Тренировки

    Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.

    Физическое развитие характеризуется следующими качествами:

    • увеличение уровня силового критерия;
    • развитие выносливости и быстроты;
    • работа над улучшением ловкости;
    • работа над гибкостью человеческого тела.

    Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.

    О физической нагрузке

    Постоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.

    Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.

    Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:

    • требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;
    • нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;
    • не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.

    Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.

    Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.

    Гигиена спорта

    Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.

    Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.

    1. В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.
    2. В условиях пониженных температур:
      • наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;
      • происходит понижение чувствительности к низким температурам;
      • проводится профилактика простудных заболеваний.

    Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.

     

    Гимнастика

    Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.

    Существует несколько разновидностей гимнастики:

    • утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;
    • производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;
    • профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;
    • основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;
    • вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;
    • прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;
    • атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;
    • лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.

     

    Базовые упражнения

    Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.

    Ходьба в течение минуты

    Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.

    Разминание мышц шеи

    Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.

    Разминание рук

    Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:

    • вверх;
    • за область головы;
    • одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.

    Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.

    Разминание предплечья

    Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.

    Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.

    Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.

    Расположив ноги на ширине плеч, нужно направить руки вперед и выполнять туловищем наклоны в направлениях:

    • к левой нижней конечности;
    • вперед;
    • к правой нижней конечности.

    Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.

    Упражнение на пресс

    Из положения «лежа» необходимо перевести тело в положение «сидя». Руки должны быть убраны за голову. При выполнении следует следить за дыханием: лежа – вдох, сидя – выдох. Повторить задание нужно 20 раз.

    Приседания

    Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.

    Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.

    Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.

    Прыжки

    Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.

    Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.

    Отжимания

    Необходимо принять упор «лежа», расставив широко руки. Следует согнуть руки в области локтей, чтобы опустилось туловище, а затем вернуться в исходное положение.

    Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.

    Итог

    Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.

    bestbodylab.ru

    Влияние спорта на здоровье детей

    К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе — ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

    Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года — это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.


    Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.


    Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

    Положительные характеристики спорта:

    • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
    • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
    • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
    • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
    • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
    • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно — сосудистой системы;
    • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
    • улучшает внимание и познавательные способности детей;
    • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

    За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

    В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.


    Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

    20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).


    Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

    • выработка навыка правильной осанки;
    • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
    • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
    • тренировка ослабленных мышц;
    • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

    Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

    cgon.rospotrebnadzor.ru

    Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

    

    В статье рассмотрены вопросы о состоянии физического здоровья современного общества, отмечена отрицательная динамика этих изменений. Указаны причины снижения качества жизни, а также предложены возможные пути по улучшению здоровья средствами физической культуры и спорта.

    Ключевые слова: здоровье, образ жизни, мотивация, питание, физическая культура, спорт

    Для 21 века бесспорно актуальной является тема здорового образа жизни. Сейчас все больше набирает популярность данная проблема, поскольку тенденции ухудшения экологии, замены натуральных продуктов синтетикой, ритм современной жизни негативно влияют на здоровье людей. Под здоровьем Всемирная организация здравоохранения понимает состояние полного физического, социального и душевного благополучия, в связи с этим очевидно, что каждый человек на протяжении жизни сталкивался с проблемами здоровья в той или иной мере. Хорошим комплексным лекарством для решения не всех, но многих таких проблем является спорт.

    В понятие спорта входит: укрепление здоровья; овладение знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни; достижение оптимального уровня физических качеств. Помимо влияния на физическую сторону развития человека, спорт способствует выработке психологической готовности человека к профессиональной деятельности (увлеченность, внутренняя стойкость и уверенность в достижении поставленной цели) [1].

    По статистике ежегодно свыше 300 человек признаются инвалидами вследствие остеопороза. Из них 76 % — люди трудоспособного возраста. С целью профилактики данного заболевания необходимо бороться с малоподвижным образом жизни [2]. Остеопороз не единственная болезнь, которая может возникнуть из-за малой физической активности. Наряду с ней также существует риск возникновения сердечно-сосудистой патологии, ожирения, бессонницы и нарушений сна, неврозоподобных расстройств, нарушений мозгового кровообращения и др.

    Для поддержания и укрепления своего здоровья врачи рекомендуют уделять время физическим нагрузкам и обращаться к спорту, поскольку он благоприятно воздействует на человеческий организм. В процессе умеренных физических нагрузок происходит:

    1) Укрепление опорно-двигательного аппарата — кости становятся более устойчивыми к нагрузкам, развиваются силовые показатели мускулов, улучшается кислородное мышечное питание;

    2) Улучшение сердечно-сосудистой системы — сердце и сосуды становятся более выносливыми, быстро привыкают к нагрузкам и быстро восстанавливаются после них;

    3) Повышение иммунитета и улучшение состава крови — при регулярных тренировках увеличивается уровень эритроцитов и лимфоцитов, что позволяет организму реже болеть и справляться значительно быстрее с вирусами и бактериями;

    4) Укрепление и развитие нервной системы — увеличивается быстрота, ловкость, улучшается координация движения и формируются новые условные рефлексы, в результате скорость нервных процессов также развивается;

    5) Улучшение метаболизма — происходит эффективная регуляция содержания сахара и др. веществ в крови;

    6) Улучшение работы органов дыхания — за счет потребности организма в кислороде дыхание становится интенсивным и более глубоким, увеличивается жизненная емкость легких;

    7) Изменение отношения к жизни — физическая активность способствует формированию у людей стимула в жизни, уменьшению депрессий, раздражительности, исключения резких перепадов настроения [3].

    Для того чтобы избежать появлений многих заболеваний, а также укрепить свое здоровье необходимо выбрать подходящий вид спорта. Существует множество разновидностей спорта для любого возраста и предпочтений:

    1) Плавание — данный вид спорта идеально подходит для женщин, поскольку в процессе подтягиваются мышцы, при этом не чувствуется усталость, кроме того, вода является предметом релаксации и позволяет успокоить нервную систему.

    2) Бег трусцой — полезен в случае равномерного движения и сохранения скорости бега, данный вид спорта хорошо влияет на фигуру, улучшается кровоснабжение.

    3) Езда на велосипеде — позволяет подкачать икроножные мышцы, укрепить и приобрести красивую форму ягодиц, улучшить кровоснабжение.

    4) Прыжки на скакалке — самое простое и действенное средство сохранения формы, регулярные упражнения позволяют улучшить кровоснабжение, однако данный вид спорта противопоказан людям с болезнями сосудов ног и с сердечной недостаточностью.

    5) Катание на лыжах — полезный зимний вид спорта, поскольку свежий воздух и равномерная физическая нагрузка положительно сказываются на укреплении мышечного корсета и улучшении кровообращения.

    6) Катание на коньках — еще один вид зимнего спорта, позволяющий укрепить мышцы ног, развить пластику и гибкость, изучение элементов фигурного катания положительно влияет на строение фигуры тела и устойчивости для поддержания равновесия [4].

    Разнообразие видов спорта не ограничивается данным списком. Каждый вид по-своему полезен и интересен, в связи, с чем человек может попробовать себя в любом из них и выбрать наиболее подходящий. Спорт не имеет возрастных ограничений: даже если пожилой человек захочет заниматься плаваньем или спортивной ходьбой — это только благоприятно скажется на организме и принесет легкость и бодрость.

    Полезность спорта бесспорна, однако не стоит забывать, что чрезмерные нагрузки могут оказывать негативное влияние на организм, поэтому не нужно изматывать себя ежедневными долгими тренировками. Для поддержания здоровья вполне достаточно:

    – 30 минут интервальных тренировок в неделю, которые снижают риск развития сахарного диабета;

    – 2,5 часов любых физических занятий средней интенсивности, снижающих риск развития рака;

    – 3 часов ходьбы в неделю, помогающих облегчить симптомы депрессии;

    – 7,5 часов любых тренировок в неделю, которые позволят снизить риск преждевременной смерти;

    – 2 часов любых аэробных упражнений умеренной интенсивности в неделю, которые позволят лучше концентрироваться;

    – 1,5 часов любых тренировок, позволяющих сохранить в норме кровяное давление [5].

    Подводя итог, можно сделать вывод, что спорт играет важную роль в жизни человека, его многообразие способствует разностороннему развитию и делает людей более устойчивыми к негативным факторам окружающего мира. Спортивная деятельность развивает физические данные, воспитывает характер, закаляет организм, делает человека сильным и выносливым, а самое главное — укрепляет его здоровье, что является существенным качеством, поскольку сохранение здоровья — одна из главных задач человека, особенно в современном мире. Таким образом, помимо личностных предпочтений в организации своей двигательной активности существуют и государственные мотивы в повышении физической работоспособности населения страны, всех его слоев. Тому доказательство — множество перспективных законов области физической культуры и спорта, принятых в Российской Федерации в последнее время. Вполне оправданное стремление, которое при его успешной реализации принесет свои плоды. Как то: продолжение жизни, эффективность производительности трудоспособного населения, повышение рождаемости и т. п. Однозначно, это хорошая и своевременная тенденция нашей страны — набирает обороты [6].

    Литература:

    1. Общая педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Э. Б. Кайнова. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. — 208 с.: 60×90 1/16. — (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978–5-8199–0325–4
    2. Гелецкая, Л. Н. Физическая культура студентов специального учебного отделения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Н., И. Ю. Бирдигулова, Д. А. Шубин, Р. И. Коновалова. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. — 220 с.
    3. Воздействие физкультуры и спорта на организм. Ваш спорт [Электронный ресурс] URL: http://vashsport.com/sport-i-zdorove/ (дата обращения 04.04.2017)
    4. Спорт и здоровый образ жизни [Электронный ресурс] URL: http://www.healthy-info.ru/stati/sport-i-zozh (дата обращения 04.04.2017)
    5. Спорт и здоровье: сколько времени уделять [Электронный ресурс] URL: http://felbert.livejournal.com/4602405.html (дата обращения 05.04.2017)
    6. Коршунова О. С. Философский взгляд на физическое воспитание в современной России // Молодой ученый. — 2015. — № 3. — С. 868–870.

    Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, вид спорта, спорт, тренировка, нервная система, нагрузка, любой, здоровье, здоровый образ жизни, час.

    moluch.ru

    Взаимодействие физической культуры и спортивной медицины

    

    В статье говорится, чтозанятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на здоровье человека.Задачи определение состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем и органов у лиц, которые занимаются физическими упражнениями, а также наблюдение за их изменениями, происходящими под влиянием физических занятий, для наблюдения как за положительным влиянием занятий, так и возможном отрицательном при иррациональном применении.

    Ключевые слова: улучшения здоровья с помощью физических упражнений,физические упражнения оказывают положительный эффект на человека,спортивная медицина

    Польза физической культуры в профилактике различных заболеваний и укреплении общего здоровья была известна с самых древних времен. Греческий философ Аристотель, живущий в IV в. до н. э. утверждал, что никто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Подтверждение тому мы так же можем найти в Древнем Риме: знаменитый врач Гален говорил: «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством упражнений». Известно также, что великий врач Гиппократ, живущий в Древней Греции еще в ок.460 — ок.370 до н. э., не раз использовал физические упражнения для лечения своих больных, а также обосновал принцип их применения. В рукописях врачей из Индии и Китая, написанных еще за 3000 лет до н. э. можно найти описания физических упражнений как методы лечения различных болезней.

    Если верить статистике, современные условия, в которых развивается общество, происходит резкое ухудшения уровня здоровья человечества. Кроме того, снижается продолжительность жизни. Около 10 % от общего числа молодежи обладают нормальным уровням физического здоровья, что крайне мало. В среднем продолжительность жизни теперь сократилась на 9 лет, производительность общества также не показывает высоких результатов.

    В современное время из-за высокого уровня развития техники человек стал гораздо меньше двигаться, меньше ходить, вести пассивный образ жизни и реже бывать на свежем воздухе. Все это, в свою очередь, ведет к тому, что мышцы, система дыхания и кровообращения менее активны, они недостаточно развиваются, а оттого — быстрее стареют. Малая подвижность человека вместе с заметно ухудшающейся экологией приводят к быстрому ослабеванию человеческого организма, в результате чего человек подвергается заболеванию различными болезнями. Для предотвращения этого необходимо как можно чаще тренировать свои органы и системы организма, то есть регулярно заниматься спортом или выполнять физические упражнения.

    Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на здоровье человека. Но что же такое здоровье. Это не только отсутствие каких-либо дефектов, простуды и заболеваний. Это состояние полного благополучия, которое состоит из физического, духовного и социального, и каждый компонент имеет равно важное значение для здоровья. Физическим благополучием мы называем то состояние организма, при котором каждый орган человеческого тела может исправно функционировать и даже превышать норму при необходимости, то есть, говоря иным языком, обладает неким резервом. Социальное благополучие подразумевает наличие хорошо оплачиваемой и интересной работы, семьи, стабильного положения человека в обществе, при котором он может чувствовать себя комфортно. Духовное благополучие предполагает уверенность человека в себе и завтрашнем дне, хорошее настроение и отношение к жизни, готовность преодолевать трудности и неблагоприятные ситуации.

    Чем же полезна физическая культура для здоровья. По данным современных ученых, в целом здоровье человека зависит от деятельности, проводимой в учреждениях здравоохранения, всего лишь на 8–10 %. Генетика человека влияет на 18–22 %, чуть меньше — 17–20 % — от окружающей среды. Зато условия жизни оказывают значительное влияние — на 49–53 %. [1, с. 70]

    Для улучшения здоровья с помощью физических упражнений крайне важна их регулярность и дозировка. Правильно дозируемые упражнения способствуют расширению функциональных и приспособительных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма человека. Они также способствуют улучшению приспособляемости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, что играет значимую роль

    в современном мире, когда экология ухудшается с каждым днем. Более того, под влиянием физических нагрузок заметно усиливается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается защитная функция крови.

    Физические упражнения оказывают положительный эффект на ЧСС (частота сердечных сокращений). Чем меньше человек занимается физической культурой и чем менее активный образ жизни он ведет, тем выше у него ЧСС, что приводит к тому, что сердце, совершая за сутки примерно 14 000 лишних сокращений, быстрее изнашивается. Для наглядности, в состоянии покоя у физически неактивных людей сердце совершает около 72–84 уд./мин. Сердце натренированного человека в состоянии покоя совершает меньше 60 уд./мин. (брадикардия). Пульс у высококвалифицированных спортсменов, лыжников, бегунов, пловцов достигает примерно 37 уд./мин. [2, с. 43]

    Физические занятия полезны для циркуляции крови. Объем циркулирующей в организме крови возрастает при большой физической нагрузке на 1–1,5 л. и достигает в целом около 5–6л. Поток крови обеспечивает кислородом и энергией потребности человеческого организма, особенно — мышечной системы.

    Рассмотрим то, насколько полезны занятия физической культурой

    для жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Факт, что физические упражнения способствуют увеличению жизненной емкости легких. Они расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей, подвижность диафрагмы, помогают развить дыхательную мускулатуру, в итоге чего улучшается газообмен между легкими и кровью. Хорошо развитый дыхательный аппарат гарантирует полноценную жизнедеятельность клеток. Ученые выявили, что гибель клеток связана именно с недостатком кислорода в них. Потому важно тренировать аппарат внешнего дыхания (дыхательные мышцы, легкие, бронхи) — это первый и очень важный этап на пути к улучшению здоровья. [4, с. 127]

    Физические упражнения способствуют повышению уровня регенеративных процессов, насыщают кровь кислородом, что, в свою очередь, ускоряет выздоровление.

    Самые полезные физические упражнения. Какие же физические упражнения несут наибольшую пользу для здоровья человеческого организма. В мире существует множество различных физических упражнений, но наиболее полезным принято считать такие упражнения, которыми занимаются продолжительное время. Важно при этом обеспечение кислородом, а этом позволяют сделать движения в аэробном режиме. К упражнениям такого вида можно отнести плавание, ходьбу на лыжах, езда на велосипеде, оздоровительный бег. Оздоровительный и тренирующий эффект на организм оказывают также шейпинг, атлетическая гимнастика, спортивные игры, аквааэробика и степ-аэробика. [3, с. 225]

    Существуют также современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений. К современным спортивно-оздоровительным системам упражнений по формированию телосложения и укрепления здоровья относятся: ритмическая гимнастика, шейпинг, велоаэробика, степ-аэробика, аквааэробика, бодибилдинг и др.

    Спортивная медицина является частью клинической медицины. Она имеет свои собственные четкие задачи и содержание, отличные от других медицин. Одним из разделов спортивной медицины является врачебный контроль, который представляет собой постоянное наблюдение врача, а занимающимися физической культурой и спортом людьми. Задачи врачебного контроля: определение состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем и органов у лиц, которые занимаются физическими упражнениями, а также наблюдение за их изменениями, происходящими под влиянием физических занятий для наблюдения как за положительным влиянием занятий, так и возможном отрицательном при иррациональном применении.

    Еще одной, не менее важной, задачей врачебного контроля является оценка функционального состояния спортсмена или, иначе говоря, определение его тренированности. Эта задача и ее правильное решение имеет огромное значение, так как оно позволяет не только изучать влияние физических упражнений на организм человека, но и прокладывать дорогу к рекордам с научно-медицинской точки зрения. Решение этой задачи является важнейшим звеном в изучении вопросов теории, методики и техники спорта. [5, с. 97]

    В спортивной медицине также развивается (особенно сильно в последнее время) область, основной задачей которой является исследование и изучение возможных отрицательных влияний физической нагрузки при нерациональном использовании той. Речь идет о различных заболеваниях или повреждениях органов или систем организма человека при чрезмерном или нерациональном применении физических нагрузок. [6, с. 662]

    Прежде это направление изучало исключительно спортивную травму,

    но теперь учитываются все возрастающие тренировочные нагрузки, которые порой находятся на грани с перегрузкой. Поэтому важно учитывать все пред патологические состояния и заболевания у спортсменов, что могут возникнуть при физической перегрузке.

    Таким образом, спортивная медицина имеет следующие задачи: определение состояния здоровья и физического развития спортсменов, наблюдение за их изменениями под влиянием физических нагрузок; диагностика и лечение спортивных травм, заболеваний, различных повреждений у спортсменов, разработка их профилактики; решение вопросов питания и санитарно-гигиенического обеспечения на местах тренировок и соревнований; определение уровня тренированности, функционального состояния и изменений; совершенствование старых и разработка новых мер исследования для более точной оценки состояния здоровья и физической подготовленности спортсменов.

    Лечебная физическая культура является самостоятельной дисциплиной в медицинской сфере. При ней используются средства физической культуры для того, чтобы провести профилактику некоторых обострений, а также излечить заболевания, восстановить трудоспособность человека. Есть одна особенность лечебной физической культуры, она заключаются в использовании как основного лечебного средства различные физические упражнения. Физические упражнения — это отличный стимулятор многих функций, работающих внутри организма. Также лечебная физическая культура рассматривается в качества элемента современного комплексного лечения.

    Комплексное лечение подразумевает индивидуальный подбор необходимых средств и методов лечения, которые подвергли бы организм определенным положительным изменениям. Они способствуют улучшению, а в некоторых случаях и восстановлению функций органов, которые затронула болезнь. Особенностью такого лечения служит воздействие сразу на весь организм, а не на отдельные участки органов, тканей или систем. Лечебная физкультура, это один из методов патогенетической терапии. Ее можно считать таковой за счет того, что физические упражнения оказывают влияние на реактивность организма целиком, тем самым заставляя реагировать все механизмы, что участвовали в патологическом процессе.

    Лечебная физическая культура схожа с физической культурой для здорового человека в том, что она использует те же средства и принципы применения. В ее основе заложены советские принципы физического воспитания: всестороннего воздействия и оздоровительной направленности.

    Таким образом, можно утверждать, что регулярные и систематические занятия физической культурой положительно влияют на здоровье человека и его физическое состояние. Более того, физические занятия способствуют профилактике различных заболеваний, которым могут быть подвержены люди в старшем возрасте.

    Литература:

    1. Лях В. И., Зданевич А. А. Учебник физической культуры для учащихся 10–11 класса, 2013 год.
    2. Научно-практический журнал «Лечебная физкультура и спортивная медицина», 2013 год.
    3. Соснина В. Ю. Корригирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки. — Киев: Радян. школа, 2013. — 225с.
    4. Лесгафт П. Ф. «Избранные труды», «Физкультура и спорт», Москва, 2014 г. С. 28
    5. Русакова Н. Г. Особенности спортивных тренировок девочек и девушек. Наука и образование: новое время. Чебоксары 2016г. № 5 (16). С. 97.
    6. Русакова Н. Г. Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности // Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 661–663.

    Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, упражнение, спортивная медицина, лечебная физическая культура, улучшение здоровья, врачебный контроль, здоровье человека, человеческий организм, положительный эффект, положительное влияние.

    moluch.ru

    Роль физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека

    Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации — радио и телевидение — внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят как правило под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.

    К шестнадцати годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивидом всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.

    Кроме того, есть еще один положительный аспект : спорт помогает встретится с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы.

    Физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже для пенсионеров.

    Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень ). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту. Естественно, 60-летний пожилой человек не сможет так же быстро и долго бегать трусцой, как он это делал в свои 20. Но дело вовсе не в этом. Заниматься спортом можно начать в любом возрасте, только делать это надо с умом и с расчетом. Наверняка у того же дедушки найдется с десяток различных болезней и заболеваний. Поэтому общепринятые упражнения и нагрузки (они даются на среднего здорового человека) будут неприемлемы.

    Занятия физической культурой — это прежде всего профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти болезни требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведет к выздоровлению. Значительно больший эффект дает их профилактика.

    Для того, чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее 2/3 мышц всего тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата (позвоночника, суставов) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да еще с большей амплитудой.

    В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.

    1.3 Характеристики профессиональной деятельности и задачи ППФП

    Как известно, эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятель­ности. Без всестороннего глубокого знания требований, предъявляемых той или иной профессией к физической подготовленности специалистов, невозможно определить задачи ППФП.

    Соответствие возможностей организма человека вы­полняемой им работе выявляется с помощью профессиологии, в состав которой наряду с трудовой экспертизой входит профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.

    Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и пси­хофизиологической характеристике различных профес­сий. В то же время профессиография — это один из методических приемов изучения трудовых процессов, пси­хологическое описание профессии, отражающее цели и задачи данного вида труда, его условия и организацию, а также психофизиологические особенности отдельных этапов трудовой деятельности. При этом профессиограмма должна быть динамичной и учитывать возможность развития профессионально важных функций; в ней должно быть предусмотрено и описание специальных способностей, без которых невозможно выполнение дан­ной работы.

    Решение проблемы профессионально-прикладной фи­зической подготовки требует предварительного выявле­ния профессионально важных для того или иного вида труда качеств, изучения условий, в которых он проте­кает, в том числе и профессиональных вредностей, что невозможно без профессиографических исследований.

    Для ППФП особо важным в оценке профессиональ­ной деятельности является выявление степени напряже­ния организма и отдельных его систем и функций. В ито­ге изучения профессии для целей ППФП должна со­ставляться профессиограмма, в которой на основании характеристики условий и характера труда определяется комплекс требовании к организму, включающий требо­вания к физическим качествам, двигательным навыкам и психофизиологическим функциям. При этом профессиограмма должна выявлять те психофизиологические и физические свойства организма, которые подвержены значительному развитию в процессе профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени.

    Профессионально важные качества не являются за­стывшим конгломератом свойств организма, они могут варьировать по своей значимости в зависимости от степени овладения профессией. Сам процесс овладения специальностью редко зависит от уровня развития толь­ко одного физиологического или психофизиологического качества, в большинстве случаев успешность овладения предопределяется развитием всего организма, его функ­ций.

    Методологической основой требований профессии к функциональному состоянию организма является по­ложение о профессиональной пригодности как способно­сти успешно овладеть профессией и совершенствоваться в ней. Эта способность определяется соответствием воз­можностей организма требованиям, предъявляемым к нему профессией.

    Методы анализа профессии необходимы для опреде­ления структуры рабочих действий, что в конечном итоге помогает в выявлении профессионально-приклад­ных двигательных навыков. Ими же может оцениваться и производственная эффективность предложенной про­граммы ППФП.

    Для исследования процесса обучения профессии и эффективности трудовой деятельности могут быть ис­пользованы различные методы такие, как методы пол­ного и выборочного хронометража, циклография, тензо­метрия, фото киносъемка, метод проб и заданий и др.

    С помощью циклографии и тензометрии фиксируются пространственно-временные характеристики профессио­нальных движений. Существуют способы регистрации траектории, скорости и амплитуды этих движений, опре­деляющие их ритм, темп, форму и т. д.

    Наиболее объективный и распространенный метод ис­следования трудовых процессов — хронометраж. При хронометраже производственные операции изучаются пу­тем наблюдения и измерения времени, затрачиваемого на выполнение отдельных повторяющихся элементов.

    Наиболее всесторонним и точным является комплекс­ное изучение степени овладения трудом, позволяющее углубленно анализировать производственный процесс, дающее возможность объективно установить уровень умений учащихся на любой стадии обучения.

    Профессия вырабатывает у человека определенные качества, по которым часто можно определить его про­фессиональную принадлежность.

    Сегодня у нас в стране насчитываются десятки тысяч профессий. Практическая невозможность составления научно обоснованных рекомендаций для специалистов по каждой из них привела к необходимости классифика­ции профессий в целях ППФП.

    Классификация должна охватывать весь диапазон рабочих профессий, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях; учитывать особенно­сти существующей системы профессиональной подготов­ки учащихся, сложности реального дифференцирования физической подготовки в многопрофильных учебных заведениях и иметь четкую структуру.

    Важно, чтобы классификация позволяла решать за­дачи ППФП, для которой прежде всего необходимо, чтобы группировка профессий явилась основой для це­ленаправленного подбора физических упражнений и ви­дов спорта с целью активизации процесса обучения и со­вершенствования в профессии.

    studfiles.net

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

     

    ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА  И  СПОРТ  КАК  СРЕДСТВА  СОХРАНЕНИЯ  И  УКРЕПЛЕНИЯ  ЗДОРОВЬЯ  СТУДЕНТОВ

    Мухамадиева  Айгуль  Атласовна

    студент  3  курса,  физико-математический  факультет  Елабужского  института  Казанского  федерального  университета,  РФ,  г.  Елабуга

    E-mail:  [email protected]

    Мифтахов  Алмаз  Фаридович

    научный  руководитель,  ассистент  кафедры  физической  культуры  Елабужского  института  Казанского  федерального  университета,  РФ,  г.  Елабуга

     

    Каждому  человеку  нужны  определенные  знания,  умения  и  навыки  в  различных  областях  деятельности.  Очень  важно  для  сохранения  здоровья  иметь  знания  и  в  области  физической  культуры.  Спорт  является  общепризнанной  материальной  и  духовной  ценностью  общества  и  каждого  человека  в  отдельности.  И  поэтому  в  наше  время  очень  много  областей  человеческой  деятельности,  которые  напрямую  или  косвенно  связаны  со  спортом.  Важно  уже  с  детства  приучать  детей  к  занятиям  физической  культурой.  С  возрастом  он  должен  стать  их  обыденностью.  Всем  известно,  что  физическая  культура  очень  влияет  на  человека  как  физически,  так  и  духовно.  Она  нацелена  на  укрепление  здоровья,  улучшение  физических  способностей  человека  и,  также,  применение  этих  способностей  в  соответствии  с  нуждами  общества.  Главными  элементами  физической  культуры  являются  физические  упражнения,  их  комплексы  и  соревнования  по  ним,  ещё  закаливание  организма,  гигиена  труда  и  быта,  и  многое  другое.  Владея  и  активно  используя  эти  упражнения,  человек  улучшает  свое  физическое  состояние  и  подготовленность,  он  всесторонне  совершенствуется.  Во  всем  мире  наблюдается  направленность  на  повышение  роли  физической  культуры.  Это  проявляется  в  увеличении  помощи  государства  в  развитии  спорта,  в  обширном  применении  физической  культуры  в  профилактике  заболеваний  и  закаливании  здоровья  населения,  в  повышающемся  количестве  спортивного  телерадиовещания  и  роли  телевидения  в  формировании  у  людей  мотивации  к  занятиям  спортом  и  к  здоровому  образу  жизни,  в  становлении  физкультурно-оздоровительной  и  спортивной  инфраструктуры. 

    Одной  из  основных  целей  государства  является  привлечение  молодежи  к  занятиям  физической  культурой  и  формирование  у  них  желания  вести  здоровый  образ  жизни.  Ведь  здоровая  молодежь  —  это  основа  нашего  общества  и  государства.  И  важно,  чтобы  наша  молодежь  была  работоспособной.  А  эту  работоспособность  определяют  физиологические,  физические  и  психофизические  особенности.  К  физиологическим  особенностям  относятся  состояние  сердечно-сосудистой,  дыхательной,  мышечной,  эндокринной  и  других  систем,  а  физические  —  это  уровень  развития  выносливости,  силы,  быстроты  движений  и  др.  Поэтому  значение  физической  подготовки  студентов  очень  важно,  и  оно  повышается  с  каждым  годом,  и  отдельное  внимание  уделяется  вопросам  образования.  В  соответствии  с  государственным  образовательным  стандартом  высшего  профессионального  образования  физическая  культура  является  обязательной  дисциплиной  гуманитарного  образовательного  цикла  [1,  c.  17].  Она  содержит  теоретический,  практический  и  контрольный  учебный  материал,  который  регламентируется  государственной  учебной  программой  для  вузов.  Теоретические  сведенья  передаются  в  беседах,  на  лекциях  и  на  практических  занятиях,  а  также  путем  самостоятельного  ознакомления  студентами  учебной  и  дополнительной  литературы.  Этот  теоретический  материал  формирует  у  студентов  научно-практические  знания,  которые  помогают  им  лучше  понять  природные  и  социальные  процессы  взаимодействия  физической  культуры  общества  и  личности.  А  практические  знания  помогают  использовать  их  для  личностного  развития,  самосовершенствования.  Если  студенты  будут  соблюдать  теорию  и  практику,  если  в  упражнениях  будут  постепенность  и  последовательность,  осмысленность  и  индивидуализация,  регулярность,  то  у  них  не  будет  проблем  с  переутомлением  и  нежелательными  последствиями.  Помимо  того,  предполагаются  внеучебные  формы  занятия,  такие  как  секции,  занятия  в  спортивных  клубах,  массовые  оздоровительные  и  физкультурно-спортивные  мероприятия. 

    Рассмотрим  функции,  которые  осуществляет  физическая  культура  в  вузе.  Это  приобретение  обязательного  и  необходимого  уровня  физической  подготовленности  личности,  её  совершенствования.  Конечно  же,  укрепление  ее  здоровья  и  подготовка  к  профессиональной  деятельности  является  одной  из  главных  функций.  Также  расширение  эрудиции  студентов  в  области  физической  культуры,  активное  использование  полученных  ими  знаний  и  употребление  их  на  практике.  Чтобы  достичь  цели  физического  воспитания  —  сформировать  физическую  культуру  личности,  решаются  такие  задачи,  как  формирование  у  студентов  мотивационно-ценностного  отношения  к  физической  культуре,  потребности  к  регулярным  занятиям  спортом.  Физические  нагрузки  в  ВУЗах  соответствуют  возрасту,  полу  и  индивидуальным  возможностям  (состояние  здоровья,  физическое  развитие,  физическая  подготовленность)  занимающихся.  Поэтапное  наращивание  интенсивности,  объема  физических  нагрузок  и  времени  тренировочного  занятия;  верное  чередование  нагрузок  с  интервалами  отдыха;  повторение  различных  по  характеру  физических  нагрузок  в  течение  более  продолжительного  времени  (недель,  месяцев,  лет)  —  все  это  учитывается.

    Учебная  деятельность  студентов  отличается  регулярным  переключением  всевозможных  форм  умственной  деятельности  (лекции,  семинары,  практические  и  лабораторные  занятия  и  др.).  В  ходе  умственного  труда  преимущественно  характерное  рабочее  положение  —  сидя  за  столом.  В  таком,  часто  согнутом  в  различных  суставах  ног,  рук,  туловища  и  шеи,  состоянии,  с  немного  наклоненным  вперед  головой  и  туловищем,  кровь  распределяется  по  органам  и  тканям  очень  неравномерно,  могут  выражаться  неблагоприятные  застойные  явления  в  мозге,  брюшной  полости,  полости  таза,  в  ногах.  Поэтому  очень  важно,  чтобы  у  студентов  была  двигательная  активность.  Во  время  совершения  физических  упражнений  в  коре  больших  полушарий  мозга  возникает  «доминанта  движения»,  которая  производит  хорошее  воздействие  на  состояние  мышечной,  дыхательной  и  сердечно-сосудистой  систем,  активизирует  сенсорно-моторную  зону  коры,  увеличивает  тонус  всего  организма  [1,  c.  165].  Систематические  занятия  помогают  профилактике  заболеваний. 

    Физическая  культура  влияет  и  на  интеллектуальное  развитие.  При  двигательной  активности  процесс  мышления  выполняет  функции  естественного  контролера  и  регулятора  движений.  Оно,  также,  предшествует  практическому  действию  и  принимает  участие  в  планировании  и  предварительном  создании  действия,  в  анализе  и  оценке  совершенного  двигательного  акта.  Все  три  вида  взаимосвязи  между  мыслью  и  действием  в  определенной  степени  влияют  на  развитие  творческих  способностей  занимающихся  спортом  [2,  c.  34].  Поэтому  можно  сказать,  что  спорт  благоприятно  влияет  на  интеллект  человека.

    Но  физическая  культура  не  ограничивается  задачами  физического  и  интеллектуального  развития.  Она  имеет  огромное  значение  при  воспитании  личности.  Занятия  физической  культурой  —  это  общение  в  коллективе,  под  руководством  учителя.  И  именно  в  этом  общении  формируются  нравственные  качества.  С  самого  начала  занятий  студенты  начинают  сознавать  свою  причастность  к  коллективу.  В  соответствии  с  правилами  и  распоряжениями,  которые  дает  преподаватель,  они  учатся  управлять  своими  действиями,  соотносить  их  с  действиями  других.  Так  укрепляется  воля,  вырабатывается  дисциплинированность,  формируется  привычка  к  соблюдению  норм  нравственного  поведения.  В  процессе  занятий  физической  культурой  воспитываются  такие  качества  как  мужество,  смелость,  решительность.  Прививается  инициативность,  находчивость,  навыки  коллективных  действий  и  организованность.  При  общении  в  коллективе  у  студентов  возникает,  также,  чувство  дружбы  и  товарищества,  а  при  совершении  физических  упражнений  формируется  сила  воли  и  сознательная  дисциплина.  Большое  значение  имеет  педагогически  правильная  организация  самих  учебных  и  тренировочных  занятий,  спортивных  соревнований  и  всей  жизни  физкультурного  коллектива.  Таким  образом,  физическая  культура  в  вузе  не  ограничена  только  решением  задач  физического  и  интеллектуального  развития  студентов,  она  выполняет  и  другие  социальные  функции  общества  в  области  морали,  воспитания,  этики. 

    Физическая  культура  и  спорт  должны  быть  привлекательными  для  студентов.  А  этого  можно  достигнуть,  если  только  они  будут  понимать  полезность  и  важность  спорта  в  их  жизни.  Каждому  известно,  что  физическая  культура  благоприятно  влияет  на  организм,  укрепляет  и  закаляет  его.  Тем  самым  она  готовит  молодое  поколение  к  жизни.  С  помощью  занятий  обеспечивается  гармоничное  развитие  физического  состояния  организма,  формируются  и  воспитываются  моральные  и  физические  качества.  Все  эти  качества  необходимы  будущим  специалистам  в  любой  сфере  деятельности.  Нужно  коренное  изменение  отношения  людей  к  физической  культуре,  понимание  того,  что  она  имеет  ценность  для  народа  и  для  каждого  человека  в  отдельности.  В  физкультурном  воспитании  и  образовании  молодого  поколения  главным  должно  стать  формирование  и  закрепление  в  сознании  потребности  и  мотивации  в  постоянной  заботе  о  своем  здоровье.  Это  формирование  должно  быть  целенаправленным  и  основанным  на  глубоких  знаниях.  Конечно  же,  наше  общество  заинтересовано  в  том,  чтобы  подрастающее  поколение  было  физически  развитым,  здоровым  и  жизнерадостным.  Здоровье  —  это  основной  фундамент  каждой  личности,  а  здоровая  молодежь  —  фундамент  нашего  общества,  нашего  государства. 

     

    Список  литературы:

    1. Виленский  М.Я.,  Зайцев  А.И.,  Ильинич  В.И.  и  др.:  Физическая  культура  студента:  учебник  для  вузов.  М.:  Гардарика,  2000.  —  385  с.
    2. Николаев  Ю.М.:  Теория  физической  культуры:  функциональный,  ценностный,  деятельностный,  результативный  аспекты:  учебное  пособие.  СПб.:  СПбГАФК  им  П.Ф.  Лесгафта,  2000.  —  456  с.

     

    sibac.info

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *