В шахматах ладья это: этимология — Тура и ферзь — происхождение названий

Содержание

этимология — Тура и ферзь — происхождение названий

Ладью … в шахматах профессионалы называют «тура»…

Никогда. Даже и не пытайтесь им это сказать. Официально принятые названия фигур — Король, Ферзь, Ладья, Конь, Слон, Пешка. Называть Ладью Турой или Ферзя Королевой могут только очень далекие от шахмат авторы. Источник — Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B

Что касается этимологии самих названий, то
Ферзь (перс. فرزین‎ ferzin — визирь, советник.
Тура — вышка, обычно сборная. От франц. tour ж. » башня, тура».

=======

Русские

На территорию России шахматы приходили дважды: около IX века из Персии и уже в XVIII веке с Запада. Потому общепринятые русские названия фигур (за исключением короля) старинные и зачастую не отвечают облику.

В дореволюционной России встречались следующие названия фигур: Ладья — тура, король — генерал, слон — офицер, ферзь — королева[6]:

… Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала.
Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за ёлку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея… Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания"

В других языках

На Запад шахматы приходили разными путями, и обычно от арабов, а не от персов. Арабские фигуры часто были весьма схематичны, и их облик могли интерпретировать как угодно. Потому названия фигур бывают самые разные.

Король — титулы местных монархов (шах, малик, царь)
Ферзь — высший офицер (гетман, визирь), жена короля (королева, царица, дама).
Ладья — башня, тура, пушка, корабль, колесница, замок.
Слон — алфил (арабское название слона), бегун, гонец, охотник, стрелок, шут, епископ.
Конь — прыгун, рыцарь, всадник.
Пешка — солдат, крестьянин.

(Википедия), там же.

Шахматные фигуры и правила игры ладья

Шахматная ладья напоминает крепостную башню. Ладей — всего 4, 2 белые и 2 черные.

Шахматная ладья напоминает крепостную башню. Ладей — всего 4, 2 белые и 2 черные.


Если поставить две белые ладьи и две черные по своим местам — каждую в свой угол доски, туда, где им положено быть, то в самом деле увидим, будто шахматную доску окружает крепостная стена, а по углам застыли сторожевые башни.


На Востоке Ладью ранее называли «рух». По преданиям, рух — огромная птица, помогавшая героям сказок одолеть врагов. Фигура рух была очень похожа на лодку, ладью, вот ее ладьей и назвали. Теперь шахматная ладья больше похожа на башню, но называют ее по-прежнему.

У Ладей очень простой ход. Они ужасно прямолинейны: всегда перемещаются в прямом направлении. Где бы Ладья ни находилась, она может пойти на пустой доске от одного поля до четырнадцати, причем все по прямой, но в разные стороны: вперед и назад, вправо и влево по свободным от своих и чужих пешек и фигур полям и линиям, кроме диагональных.
Так, ладья передвигается только по прямым линиям: по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали.

Ладья ходит (и берет фигуры противника) только по прямым направлениям, то есть по горизонталям и вертикалям, в любую сторону на любое количество полей.


Если на пути ладьи встретится фигура своего цвета, то перепрыгивать через нее (или становится с ней на одном поле) ладья не может. Но если на ее пути встанет неприятельская фигура, ладья может побить (взять) ее. Взятие выполнятся так: вражеская фигура снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а наша ладья становится на поле, которое занимала побитая фигура. ПОБИТЬ или ВЗЯТЬ означает, что шахматная фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. ВЗЯТИЕ выполняется за один ход. Но взятие в шахматах не обязательно: можно бить, можно не бить. Это определяет в каждом конкретном случае сам играющий: выгодно ему это или нет.

может ли ходить назад и через фигуру?


Приветствую вас, дорогой друг!

Ладья – вторая по силе фигура после ферзя. Это фигура «тяжелая». Наряду с ферзем ладьи входят в обойму «тяжелой артиллерии» и обладают богатыми возможностями. Есть у ладьи и уязвимые места. Об этом вы узнаете из сегодняшней статьи. Итак, как ходит ладья в шахматах?

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

Давайте разберем особенности ладьи, в картинках и просто на словах.

Ходы ладьи

Траектория движения ладьи – по прямой (по горизонтали или вертикали), в любую сторону на любое расстояние. Так же ладья и бьет.

Через фигуру перепрыгивать  ладье не разрешается.

По сути, правила ходов ладьи аналогичны слону, с той лишь разницей, что слон ходит по диагонали, а ладья по прямой.

Относительная ценность ладьи – пять пешек. Иными словами, по умолчанию, ладья сильнее коня или слона, но несколько слабее двух этих легких фигур вместе.

В современных шахматах ладья в начале партии обычно дремлет за забором собственных пешек. Словно былинный Илья Муромец, сидевший сиднем на печи тридцать три года. Шахматная партия длиться, прямо скажем, — поменьше. Звездный час ладьи наступает, когда позиция открывается и дело доходит до открытого столкновения.

Ладье нужен простор

Полагаю, вы уже догадались, что ладья любит простор на доске. Выйдя на оперативный простор, ладья может развивать мощь, превосходящую ее ценность относительно других фигур. Например:

Казалось бы, у черных материальный перевес, два коня по определению сильнее ладьи. Однако, в данной конкретной позиции все решают нюансы:

  • Ладья на оперативном просторе – в своей стихии.
  • Кони в открытой позиции чувствуют себя не столь уверенно, как в закрытых. Мы говорили о свойствах коня в этой статье.

С учетом этих важных нюансов оценка позиции диаметрально меняется.

Главное – не дать коням скоординироваться:

1.Лd1-f1! Kg8-e7

Угрожало 2.Лf1-f3 и после отступления коня с h4 на g1 или g5, — 3.Лf3-g3, нападая на двух коней одновременно и выигрывая одного из них.

2.Лf1-f3 Кh4-g5

Разбежаться в стороны также не получается: 2… Кh4-g1 3.Лf3-g3 Kg1-e2 4. Лg3-e3. Снова оба коня под боем ладьи, один из них гибнет.

3.Лf3-g3!

Куда бы не отошел черный конь с поля G5, — двойное нападение на коней обеспечено. 3… Кg5-e4 4.Лg3-e3

или 3…Kg5-h7 (или f7) 4.Лg3-g7

В шахматах такое двойное нападение называется двойным ударом. Ладья – признанный мастер двойного удара.

Данный пример отлично характеризует силу ладьи, вышедшей на оперативный простор.

Трудно быть ладьей

Полагаю, заряд оптимизма, полученный во время анализа предыдущей позиции, поможет перенести примеры, где ладья выглядит совершенно беспомощной.

Пример бесславной гибели ладьи от замаскированного слона мы рассматривали в примере в статье как ходит слон.

Теперь пример преимущества коня над ладьей:

В позиции на диаграмме у черных некоторый материальный перевес: ладья против слона и пешки. Однако обратим внимание на незавидное положение ладьи. У нее нет ходов! Единственное доступное поле для ладьи – а8,  бьется белым конем.

Следующим ходом белые разменивают слона на коня и подчеркивают преимущество коня над ладьей в этой конкретной позиции:

1.Сс4: е6! Крf6:е6

2.а4-а5!

Все. Ладья окончательно замурована. Белые постепенно оттесняют черного короля, проникают своим королем в стан неприятеля и «собирают урожай» черных пешек, выигрывая партию.

Отсюда вывод, вряд ли претендующий на оригинальность из-за своей очевидности: ладьи следует располагать на открытых линиях. Ладья, владеющая открытой линией, может представлять собой страшную силу.

Открытая линия – стихия ладьи

Пример:

Единственная открытая линия занята белой ладьей.

Белые играют 1. Лс1-с7!

Как бы не старались черные защитить свои пешки, сделать это невозможно. Как минимум, две из них будут «съедены» набравшей силу белой ладьей, ворвавшейся на седьмую горизонталь по открытой линии. Партия за белыми.

Линейный мат

Мат ладьей – явление гораздо более частое, чем мат конем или слоном. Я бы даже сказал обыденное. Особенно часто встречается так называемый линейный мат.

Самая простая его версия:

Такие картинки можно видеть в шахматных партиях довольно часто.

Еще вариант:

Полагаю, особенно комментировать здесь нечего, линейный мат в данном случае проще пареной репы.

Бывают и другие версии линейного мата. Более сложные.

Черные сыграли 1… Сc8-b7?, нападая на ферзя. Если ферзь уходит из под удара, черные ставят мат ферзем на g2.

Однако у белых активная ладья (открытая линия!), а черный король загорожен своими же пешками. 2. Фе4:в7!!

Если 2… Лв8:в7, то 3. Лс1-с8X. Черные не обязаны конечно брать ферзя и получать мат, но фигуру они потеряли.

В заключение:

  • Ладья – одна из двух «тяжелых» фигур и представляет серьезную ценность. Она сильнее легких фигур –коня и слона и тем более пешки.
  • Отсюда вывод: ладьи не следует выводить в начале партии в центр доски. Иначе она попадет под атаку менее ценных фигур. Оперативного простора в начале партии у ладьи нет и она довольно уязвима.
  • Стихия ладьи – оперативный простор.
  • Занимайте ладьями открытые линии

Некоторые неискушенные в шахматах люди называют ладью турой. Видимо из-за внешнего вида этой фигуры. Но мы уже с вами договорились о правильной терминологии. Ладья есть ладья и никак иначе. Уважаем правила шахмат, включая терминологию.

Как говорят: Как вы лодку (ладью) назовете, так она и поплывет!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Желаю успехов за шахматной доской!

Изучаем ладью (Часть 1) / Хабр

Начинаю описывать методику преподавания шахмат по которой преподаю я. Советы что надо соблюдать описаны во введении

«Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только».

. Перед прочтение этой статьи — прочитайте введение. А под катом начальные темы методы преподавания шахматных правил. Данная методика основана на курсе И.Г. Сухина «Шахматы — школе» но с некоторыми моими авторскими изменениями и советами. Думаю что у других преподавателей по данному курсу есть свои наработки.


Да, Вы не ослышались — первой изучается именно ладья. Я предвижу поток комментариев в которых будет множество фраз типа «а нас отцы учили по другому». Поэтому отступлю с некоторыми объяснениями, почему именно ладья и именно так.

Любой процесс должен преследовать какую-либо цель. Этому меня лично научили именно шахматы в детстве. Бестолковый и бесцельный ход – приближает тебя к проигрышу. К чему это? А к тому, что у нас цель обучения шахматам – повышение уровня ребенка. Если Вы хотите сделать из ребенка шахматного вундеркинда – то Вам и заниматься надо лет с 3х, более часто и по другой программе. Если же для того чтобы ребенку было интересно, чтобы поднять его образовательный уровень – то так и именно так.

Я специально скатываюсь опять на этот вопрос потому что родители часто не понимают что дают шахматы ребенку, который ими занимается. Об этих вопросах было более подробно написано во введении.

До изучения ладьи ребенок должен уяснить и понять значение следующих слов — клетка (она же поле), доска, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматного поля. Выучить название шахматных фигур и знать их расстановку на шахматной доске. И да — не забудьте показать как правильно ставится доска! По методике И.Г. Сухина (и в Европе тоже так) — угловое правое поле около игрока — белое.

Я не буду останавливаться на том как можно дать эти понятия — воля Ваша. Но запомните один момент — названия шахматных фигур в России следующие — пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король. Никаких «королева», «тура» и «офицер». Есть официальные названия — их и применяйте в общении с ребенком и обучении. Все остальное — это сленговый блатной разговор. Не надо. Можно сказать например почему ладья называется именно так, и заодно рассказать кучу историй про нее. Ребенку будет интересно — поверьте 🙂 Как и Вам. Я отправляю заинтересованных в просторы Интернета, не буду на этих вопросах останавливаться. Поищите — мне было интересно например когда я в самом начале знакомился с историей — даже захватывало временами.

В дальнейшем все ходы фигур описывайте через понятия данные выше. Это и правильно и приучает ребенка к верному мышлению и языку. Не надо никаких «наискосок» (хотя с некоторыми детьми иногда приходится и так говорить, но это в групповых занятиях), только «по диагонали».

Вернемся к ладье. Ладья самая простая фигура. Для ребенка ход ладья самый простой в плане понимания. «Ладья ходит по горизонталям и вертикалям». Насколько я понимаю, порядок изучения фигур начиная с ладьи первый ввел автор курса И.Г. Сухин. В доказательство того что данный порядок оптимален можно привести тот факт что это «новшество» (ему правда лет 20-30 уже, никак не меньше) начинают перенимать и другие шахматные эксперты. Например, нещадно раскритикованный мною же учебник Прудниковой следует эту же принципу. Другие общеобразовательные курсе изучают фигуры часто в том же порядке.

Объяснение достаточно простое – ответьте на вопрос – Вы хотите научить ребенка получать знания или вбить ему в голову свои знания? Если научить – добейтесь понимания. От простого к сложному. Если вбить… Ну что ж – вбивайте. Но без моих советов.

Я же стараюсь обучить детей не столько шахматам, сколько навыкам, которые они могут получить и применить в дальнейшей жизни. Сколько из наших детей чемпионов мира? И нужна ли ребенку та нагрузка, которую предполагает достижение максимальных результатов?

Основные упражнения, которые применяются в методике И.Г. Сухина, достаточно просты, и дают результат при их комплексном и последовательном применении. Как я уже писал во вступлении – порядок выверен и проверен. Причем далеко не мной, я его просто озвучиваю в данной статье.

Еще пара моментов. Для того, чтобы у ребенка не было каши в голове, он должен четко следовать правилам занятий. Изучать фигуры мы будем производя ходы белыми фигурами. Так же будем применять два вида шашек – черные и белые. Дело в том, что шашки это не шахматные фигуры, и в процессе обучения у обучаемого не возникает никакой путаницы с фигурами. Но надо четко объяснить – шашки это дополнительный инструмент, но не более. Т.к. мы играем белыми фигурами, то черные шашки это наши враги, а белые – наши друзья. Но шашки не ходят, а стоят на месте. И друзей не бьют. Получается что черные шашки – это цель, белые шашки – препятствия. Иногда я шучу над детьми, говоря что «белая шашка это стена побеленная, лоб не расшиби». Либо что «это береза, больно об нее стукаться». В общем, на что фантазии хватит. Но бить белые шашки нельзя. А черные – надо.

Но хватит, пора к делу.

Упражнение №1. У И.Г.Сухина оно называется «Один в поле воин».



Смысл упражнения в том, чтобы ребенок научился ходить конкретной фигурой. Данные задания в других курсах называются например «Собери ягодки», либо как-то по другому. Но смысл один и тот же – надо одной фигурой побить все черные шашки, которые стоят на доске. В задачах И.Г.Сухина расположены не шашки, а чёрные фигуры, но лично я для этой цели использую не чёрные фигуры, а чёрные шашки. Каждым ходом НУЖНО брать одну шашку. Т.е. количество ходов сделанной ладьей равно количеству шашек.

Трудность №1. Расстановка фигур это особая сложность, которая зависит от того какой возраст у ребенка. Дети 6-ти лет, например, испытывают некоторые сложности при расстановке, дети 10-ти лет – практически нет. Но в любом случае необходимо чтобы ребенок расставил задаваемую диаграмму сам. И только сам. Плюс данного подхода в том, что дети начинают лучше чувствовать доску, видеть ее. У них развивается память, пространственное мышление. Пусть и не сразу, но к концу прохождения всех фигур скорость расстановки у них очень приличная.

Трудность №2. Дело в том, что в шахматы играют одной рукой. Т.е. порядок взятия фигур таков – надо взять шашку, снять ее с доски, затем переставить фигуру на то место где стояла шашка. Первое упражнение с детьми лет 6-8 я стараюсь выполнять так, чтобы их поймать на том, что они поставили фигуру не туда. Когда они снимают шашку с доски (обязательно по одной), то практически всегда отворачиваются. А затем… ставят ладью не на то поле. Этот момент надо поймать и обратить внимание ребенка на это. Я заметил, что дети, которым укажешь максимум 2 раза на то, что шашка стояла на другой клетке (не показывая клетку), начинают потом автоматически запоминать где она стояла. Практически все дети после одной-двух корректировок больше не ошибаются. Это первый момент, который я называю для себя – выключатель памяти. Поверьте – поймать на этом можно любого ребенка 6-8 лет, иногда и немного постарше. Но начиная с 10-ти память у них уже работает, и редкие дети ловятся на этом.

Совет №1. Вы можете сами прекрасно придумать расстановку подобную приведенной выше, но следует учесть один момент – путь для правильного решения должен быть единственным верным. Этот же совет относится и ко всем другим заданиям, которые будут приведены дальше.

Совет №2. Никогда не кричите на ребенка. Никогда не повышайте голос. Если ребенок впал в ступор – лучше помогите ему. Если он устал – отложите занятие. «Один в поле воин» проходят практически все, но это задание больше на внимательность. Кстати, подобные задания может сделать и сам ребенок, например он Вам расставит шашки придумав позицию – а Вы потом его пройдете. Т.е. задание наоборот, почему бы и нет?

Упражнение №2. «Кратчайший путь».


Здесь все достаточно просто – надо за МИНИМАЛЬНОЕ количество ходов побить черную шашку. Поверьте – если с ладьей все на первый взгляд просто, то Вы сильно удивитесь, что дети не всегда видят кратчайший путь. У И.Г.Сухина в задании «Кратчайший путь» требуется не бить чёрную пешку, а добраться до ракеты (или контрольного поля), но лично я использую не ракету, а взятие чёрной шашки.

Упражнение №3. «Лабиринт».


Ну тут думаю комментариев не надо. Просто лабиринт, с целью (черная шашка) и стенами (белые шашки). Опять же, у И.Г. Сухина в схемах приведены мины как стены и ракета как конечная точка. Но рисовать мины и ракеты… Я и шашками обхожусь.

Совет №1. Расставлять лабиринт достаточно долго и бывает сложно, поэтому в групповых занятиях я бывает даю слабинку и помогаю детям. На самом деле надо смотреть по ребенку – если он начинает затрудняться – помогите советом, но не действиями сначала. И если только совсем начинаются трудности – тогда да, поставьте некоторое количество шашек. Но так, чтобы сам ребенок поставил хотя бы часть. Ни в коем случае не ставьте все шашки сами – это вреднее чем вообще перестать заниматься. Есть единственное исключение – если Вы растите себе нахлебника в будущем. Сам ребенок помощь примет, пусть он даже поставит и всего 2-3 шашки, но он будет знать что вы только помогали расставлять, он же ставил их сам?

Упражнение №4. «Перехитри часовых».


Задание непривычное для шахматистов. Дело в том, что в данном задании уже вводятся фигуры противника, но они НЕ ходят. Перепрыгивать линии, по которым стреляют фигуры – можно, становиться на них – нельзя. Все достаточно просто. Задача явно является развитием лабиринта, но с добавлением фигур противника.

Основная цель данного задания – начать видеть поля, на которые нельзя вставать, т.к. они под боем фигур противника. Опять же – детям 6-8 лет это бывает сложно. Но тренируемо.

Еще один момент, который шахматные тренера не воспринимают – на доске нет короля. Если исходить из шахмат – то да, короля нет. Но если из образования… Наша цель – научить ребенка ходить фигурами. Ставить лишние фигуры просто чтобы они там были и мешали его мозгу воспринимать подаваемую информацию (а у нас информация это обучение ходам ладьи в данный момент) – излишне.

Совет №1. Чтобы детям было понятнее, я в последнее время им говорю, что ладьи противника – это снайперы, которые стреляют по тем полям, по которым ходит ладья (а в дальнейшем и другие фигуры). Снайперы сидят в засаде, это знают все дети (как ни удивительно), и трудностей после того как я стал таким образом объяснять это упражнение не возникало от слова «никогда».

Совет №2. Бывает, что некоторые дети не видят эти поля. Я изобрел для них небольшую помощь. Даю черные шашки, и предлагаю расставить их на те поля, на которые стреляет ладья противника, но шашки мы переворачиваем, как-будто это ямки, через которые можно перепрыгнуть. В итоге получается поле заставленное шашками. Большая часть их перевернута, одна стоит нормально – это цель, и есть свободные поля, по которым можно ходить. Часто после одного-двух раз такой расстановки дети лучше проходят это задание. И да, после того как ребенок прошел задание с этими шашками – снимаем их, и он проходит задание уже без них, помня где он проходил. Кстати – второй способ запустить память. Сначала дети кочевряжатся, но потом вспоминают, как они шли. Если что – можно помочь, но не выполняя все задание самому.

Упражнение №5. «Захват контрольного поля».


Тоже достаточно интересное задание, первое выполнение сложное для детей. На доске стоят две ладьи – черная и белая. Мы ходим белой. Наша цель – встать на поле помеченное крестиком (я обычно там шашку переворачиваю, но ее как бы там нет). Черная ладья ходит и пытается Вам помешать. Если Вы встали на поле с крестиком, но вас после этого убили – Вы проиграли. Если нет – Вы выиграли.

Совет №1. Шашку лучше либо ставить перевернутой, либо не ставить вообще. Но я ставлю. Тут трудность в том, что через поле можно перепрыгивать, и именно этот момент бывает сложным первый раз.

Совет №2. Ходите за черных сами – дети не умеют ходить за противника. Они говорят – а он вот так пойдет (и делают глупый ход). Ваша задача научить ребенка ходить по умному, предугадывая ходы противника. А т.к. Вы априори сильнее него, и он это знает, то выиграть у Вас – ему за счастье. Естественно ребенок знает, что он учится, и поддаваться не надо ни в коем случае! Никогда! Можно правила сделать такие, чтобы он мог выиграть, но приложив усилия. Я с детьми даже на доске не играю, давая им фору, есть другие методы. Можно играть на доске полной фигур, но с преимуществом ребенка. И чтобы он знал – Вы играете в полную силу и сопротивляетесь ему. Но об этом я позже расскажу.

Упражнение №6. «Ограничение подвижности».


Тут все просто – белые и черные ходят по очереди. Задача белых – побить фигуру противника.

Совет №1. Естественно за черных ходите Вы. И ходите сильно, максимально сильно.

Совет №2. Я детям это задание объясняю таким образом – «Не смотрите на свою фигуру, смотрите на черную – какой она сделает следующий ход? Вот на это поле и нападайте». Данный подход закладывает основы прогнозирования ходов противника. В дальнейшем пригодится.

Упражнение №7. «Игра на уничтожение».




Цель задания – определить кто выиграет. Первый ход всегда белых. Фигуры ходят по очереди.

Дети сначала этот вид упражнений воспринимают как баловство. До тех пор пока не встретят более сложные задания. А казалось бы – доска всего 2х2 клетки, либо 3х3… Но они не могут еще прогнозировать ходы противника – попросту не умеют. Вдобавок детям полные доски — слишком большие, они их еще целиком не воспринимают. Доска 2х2, 3х3 ими воспринимается целиком, а доски 4х4 уже сложноваты.

Заключение

Данную статью я обещал выпустить раньше, но семейные и служебные дела не позволили взяться за нее дальше. Думаю моя критика (статья

«Бойтесь шахмат, Вам навязываемых»

) более понятна после этих объяснений. Сложности при написании были не только в наборе текста, дело в том, что у И.Г. Сухина курс полностью разработан. И работает уже далеко не первый год. Курс – общеобразовательный, т.е. ориентирован на общий поток детей при активном участии преподавателя. Методы преподавания я привел свои личные, по готовому курсу, с некоторыми разъяснениями. Дело в том, что в последнее время активизировались «псевдо-разработчики» учебных курсов, которые просто берут готовый курс, и плевать им на авторские права, плевать на тестирования которые проводятся годами (результаты достигаемые детьми проявляются через год-два в основном). Провести тестирование в течении года – это ни о чем в педагогике. Последнее время, все эти «разработчики учебных курсов шахмат» просят предоставить свои наработки для внедрения в школы, а «мы Вашу фамилию упомянем в соавторах». Ну да, наверное кому-то это интересно. Но с точки зрения науки – товарищи, а Вы не хотите сами провести настоящую научную работу? Либо Вы этого не можете сделать?

Я не стал приводить все задания которые есть в курсе. Дело в том, что они доступны в учебнике «Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017». По каждому типу там где-то 6 заданий. Как составляются задания – я принцип написал: одно единственное верное решение. Задания давать в порядке усложнения.

И еще – для спортивных тренеров. Вы преподаете спортивные шахматы, я общеобразовательные. Это разные грани одного предмета. Нагрузка, цели, методы, дети – они разные в этих двух случаях. Я знаю, что некоторые тренера читают эту статью (прошлую активно обсуждали на специализированных форумах). Призываю к простому пониманию – общеобразовательные шахматы Вам дадут большее количество подготовленных базово детей, Вы не будете мучаться с постановкой правильных ходов. Плюс дети будут уметь думать. Я сам преподаю и спортивные шахматы, сам был спортсменом вы детстве. Это сложный труд, и он не всем детям нужен. Зато плюсы которые дают шахматы детям – очевидны. Но тот курс который хотят внедрить в школы и КАК хотят внедрить… после этого шахматы не выживут. Да – умрут не сразу, но отобьют желание заниматься ими у детей. Вы этого хотите?

что означает термин и примеры


Добрый вам день, дорогой друг!

В шахматах иногда случается удивительный казус. Фигура становится бешеной.

Чаще всего ладья. Сегодня разберем на примерах, что это за странный случай – бешеная ладья.

Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО


Коль скоро вы оказались на этой странице, — сохраните себе в закладках Классическую программу обучения школы Шахматы с Жориком. А также наши Программы подготовки шахматистов — отличное подспорье для усиления игры.

Когда фигуры становятся бешеными?

Полагаю, для более-менее опытных шахматистов способность шахматных фигур подхватить вирус бешенства, — не является откровением. Для начинающих – это, возможно, — новость.

Так или иначе, уверен, что большинство людей, знакомых с шахматами в той или иной степени, — слышали о данном термине. Но что же на самом деле означает бешенство фигуры в шахматах? Давайте разберем.

На самом деле, придание фигуре свойств «бешености» — это технический прием.

Он тесно связан с понятием пата в шахматах. Цель — достижение ничьей в результате пата.

Википедия дает такое определение:

«Бешеная фигура» — нападающая на фигуру соперника незащищённая фигура, которую нельзя взять из-за пата.

Как правило, «бешеная фигура» нападает на короля, объявляя ему шах, что позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей путём «вечного нападения» («вечного шаха»). Чаще всего «бешеной фигурой» является ладья.

Как обычно, проще показать на примере:

Пример 1

Вернемся к предыстории предыдущей диаграммы.

При своем ходе черные жертвуют ладью. Она буквально бросается на амбразуру. Или в объятия белого короля, кому как больше нравится.

Если король побьет ладью, — на доске пат, ничья. У черных нет ходов.

А уклониться от взятия ладьи белый король не может, — ладья его преследует по всей вертикали, и вырваться из ее цепких объятий король не в состоянии.

Итог этой партии – ничья в результате пата (после взятия ладьи королём), или в результате троекратного повторения позиции в процессе «вечного» шаха от ладьи.

Пример 2

Если кто-то думает, что ситуации с бешеной фигурой встречаются только в партиях любителей или в задачах, — он заблуждается.

Например, не далее как в эти дни проходит представительный гроссмейстерский турнир Magnus Carlsen Invitational.

В четвертом туре игралась партия Ван Форест — Раджабов.

После 45 хода позицию черных следует считать выигрышной, однако молодой голландский гроссмейстер находит неожиданную возможность:

Он жертвует слона, превращая свою ладью в бешеную.

Раджабов долго пытался уклониться и убежать королем от ладьи (и имел такую возможность, но не нашел), но его усилия не увенчались успехом.

Вот заключительная позиция, в которой гроссмейстеры согласились на ничью.

У черных лишний материал, достаточный для победы. Но уклониться от назойливой ладьи, преследующей белого короля, они не могут. А взятие ладьи королем приводит к пату.

В заключение: Возможность превратить фигуру в бешеную, предоставляется не часто. Однако этот прием считается типовым, и его необходимо запомнить.

Ибо трудно передать разочарование шахматиста, когда отлично проведенная партия идет «коту под хвост» в результате неожиданной ничьей вместо заслуженной победы. Полагаю, Теймур Раджабов еще долго кусал локти после вышеприведенной партии.

И наоборот, вовремя заметив возможность и применив прием бешеной фигуры, вы буквально на ровном месте «срубите» полочка в результате добытой ничьей. Как это сделал Ван Форест.

И, по традиции, — упражнение.

Упражнение

Черные делают ничью при своем ходе

Успеха в решении!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Как ходит ладья в шахматах?

Когда впервые начинаешь играть в шахматы, иногда можно услышать, как другие говорят, что Ладья также называется Турой. Хотя они и выглядят как осадные башни, опытные игроки всегда будут называть их ладьями. Ладьи очень ценны в шахматной игре, поэтому их называют основными фигурами. Они напоминают осадные башни, поэтому их иногда называют Турами.

Как ходит ладья в шахматах?

Так как же ходит ладья в шахматах? Ладьи ходят по прямой линии, вверх и вниз по вертикали или из стороны в сторону по горизонтали. Они могут перемещать столько полей, сколько захотят, по прямой.

Ладьи никогда не могут перепрыгивать через другие фигуры, поэтому, если на их пути стоит вражеский солдат, они должны либо остановиться, либо взять его.

Движение ладьи по вертикали и горизонтали

Эта белая ладья может двигаться прямо вверх по доске и забрать чёрную ладью на d8. Ладьи считаются мощными фигурами, особенно когда речь идёт о защите и работе друг с другом для атаки противника. Взятия в шахматной игре необязательны. Ладья необязательно должна делать какое-либо взятие. Забирать другие фигуры вы можете тогда, когда заходите, главное, чтобы это не противоречило правилам игры в шахматы.

Рокировка с ладьей

Рокировка — особый приём он задействует ладью и короля. Рокировка позволяет:

  • Защитить своего короля от угроз
  • Развить и скоординировать ладьи

Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне. Однако, чтобы рокировка была возможна, должны быть выполнены следующие условия:

  • Для ладьи это должен быть первый ход
  • Для короля это должен быть первый ход
  • Путь между королём и ладьей должен быть свободным (никакие фигуры не могут его блокировать).
  • Король не может находиться под «шахом» или проходить атакованное поле.

Есть два типа рокировки:

  • 1. Рокировка на Королевский фланг: Рокировка на ту сторону доски, где король ближе всего к краю.
  • 2. Рокировка на Ферзевый фланг: Рокировка на ту сторону доски, где ферзь ближе всего к краю.
Смотрите также: Как ходят все шахматные фигуры?

Ладьи на седьмой горизонтали

Ладьи обычно рады размену пешек и лёгких фигур. Потому что ладья становится сильнее по мере того, как позиция становится более открытой. Любимое место ладьи — седьмая горизонталь.

Это седьмой ряд с вашей стороны доски. Для чёрных ладей это вторая горизонталь. Ладья на седьмой горизонтали может делать две вещи:

  • Атаковать неподвижные пешки сбоку.
  • Поймать короля в ловушку на последнем ряду.

Иногда стоит сбросить пешку, чтобы получить ладью на седьмой горизонтали. В этой позиции у чёрных лишняя пешка, но белые только что сыграли мощный ход 1.Rd7!

Ладьи на седьмой горизонтали

Белая ладья отсекает чёрного короля на последней горизонтали. Теперь король не может войти в игру. А также она атакует чёрные пешки c7 и h7. Поскольку пешки могут идти только вперёд, то с одной стороны их сложно защитить. Для защиты чёрным придётся использовать фигуры. У белых выигрышное преимущество.

Чтобы спасти пешку c7, чёрные должны защищать её ладьей. Ход 1…c5 выглядит неплохо. Но белые могут взять пешку на проходе (2.bxc6 и т.д.)

1…Rc8 2.Kd5

Теперь, когда чёрные фигуры застряли на дежурстве, белые планируют подвести своего короля и начать выигрывать пешки. У чёрных нет хорошего способа противостоять этому плану.

2…h6 3.Kc6 Kf8 4.Rxc7 Rxc7+ 5.Kxc7 1-0 Пешечный эндшпиль за чёрных проигран, потому что белый король лучше расположен. (5…Ke7 6.Kb7 Kd6 7.Kxa7.)

Наибольшее развлечение для ладей — когда они обе попадают на седьмую горизонталь! Сначала посмотрим, как сдвоенные ладьи на седьмой горизонтали могут поставить мат.

Сценарий 1: На этой диаграмме у чёрных типовой мат в три хода

1…Rxg2+ 2.Kh2 Rxh3+ 3.Kg1 Rdg2#

Сценарий 2: Чёрные играют и ставят мат в 2 хода

1.Ra7! 0-1

Помимо победы в играх, сдвоенные ладьи также могут спасти вас от поражения. Стандартная ничья — это вечный шах. В приведённом ниже примере чёрные готовы поставить мат белым.

 

Но белые могут сделать ничью с помощью вечного шаха. 1.Rg7+ Kh8 2.Rxh7+ Kg8 3.Rxh7+! Отметим, что любой шах ладьей е7 проигрывает. После того как чёрный король дойдёт до d8, то шахи закончатся, (также нет 3.Rxh4+? из-за Qc6+! 4.Kg2 Qc5+)

3…Kh8 4.Rh7+ Kg8 5.Rh7+ ½–½

Подъём ладьи

Подъём ладей — отличный способ развить ладью. Ладьи крепки, но не в начале игры, когда они застревают в углах, не имея лёгкого выхода. Обычно мы развиваем ладьи, перемещая их на вертикали, которые не блокируются пешками. Их ещё называют открытыми линиями. Ещё один способ задействовать ладью — подъём ладьи.

Вот что происходит при «подъёме ладьи»:

Пешка перед ладьей перемещается на два поля, а затем ладья поднимается на третью горизонталь. Это как на лифте подняться на третий этаж! Оттуда ладья перемещается по горизонтали, чтобы найти хорошее место для атаки.

 

На этой диаграмме у чёрного короля проблемы. Если белым удастся перевести ладью на королевский фланг, игра будет окончена. Жаль, что слон на a6 не даёт сыграть 1.Rd3. Естественный ход для белых — 1.Re1, перевод ладьи на открытую линию «е». Но здесь чёрные контратакуют ходом 1…Re8. Поэтому вместо этого белые используют вторую ладью. Всё, что нужно, — это поездка на лифте!

1.a4!

От подъёма ладьи нет хорошей защиты. После 2.Ra3 последует Rg3 или Rh4 с разгромом. Чёрные подводят слона, чтобы защитить короля.

1…Bc8 2.Ra3 Bf5!? 3.Rg3+ Bg6 4.Rxg6+!

Ладья не позволит слону встать у неё на пути. Жертва оставляет чёрного короля полностью открытым (4.Rh4 Qf6) 4…fxg6 5.Qxg6+ Kh8 6.Qh5+ Kg7 7.Rd3! Ещё один подъём для финального штурма! 7…Rh8 8.Rg3+ Kf6. и белые матуют в три хода!

Этот последний пример — настоящий «взрыв мозга»! У чёрного короля есть только несколько верных пешек, которые его охраняют. Они бессильны против агрессивных белых фигур. У белых есть несколько способов продолжить атаку — 1.Qh5 и 1.Bxg7.

 

Белые предпочитают жертву с шахом. В этом варианте белым не нужно сначала двигать пешку, чтобы подготовить подъём ладьи. Фейерверк начинается после 1.Bxh7 + Kxh7 2.Qh5 + Kg8 Теперь идёт второй взрыв 3.Bxg7!

Бум! Белые угрожают 4.Qh8#

3…Kxg7 Без пешек чёрный король — лёгкая добыча для белого ферзя и ладей. 4.Qg5+ Kh7 5.Rf3! 1-0. Ладья поднимается на третью горизонталь. Мат посредством 6.Rh4+ неизбежен.

Ладьи и проходные пешки

Ладьи часто размениваются последними. Так что умение хорошо играть ладейные окончания — полезный навык. Первое правило в ладейном эндшпиле — держать ладью в активном состоянии. Самый надёжный способ получить плохую игру — поставить ладью в пассивное положение, где она застрянет, защищая пешку.

Когда на доске есть проходная пешка, оба игрока должны попытаться поставить ладью позади пешки. Тогда каждый раз, когда пешка идёт вперёд, у ладьи будет больше места для передвижения. Если ладья стоит перед пешкой, происходит обратное. С каждым ходом пешки свобода ладьи будет уменьшаться.

 

Часто задаваемые вопросы

Может ли Ладья двигаться назад?

Ладья может двигаться назад по прямой линии столько полей, сколько захочет при условии, что ей никто не мешает. Она может перемещаться по доске вертикально и горизонтально.

Может ли ладья двигаться по диагонали?

Поскольку ладья движется вверх и вниз, влево или вправо, она не может двигаться по диагонали, как слоны. Единственные фигуры, которые могут двигаться по диагонали, — это слоны, ферзь, король, а иногда и пешки, когда они берут на проходе.

Почему я не могу ходить ладьей в стартовой позиции?

Поскольку пешки мешают Ладье в начальной позиции шахматной партии, она не может перепрыгнуть через них и вообще двигаться, пока вы не уберёте их. Обычно ладьи активизируются после рокировки.

Смотрите также: Как ходит ферзь в шахматах?

gaz.wiki — gaz.wiki

Navigation

  • Main page

Languages

  • Deutsch
  • Français
  • Nederlands
  • Русский
  • Italiano
  • Español
  • Polski
  • Português
  • Norsk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Čeština
  • Türkçe
  • Dansk
  • Română
  • Svenska

Замков в шахматах: Шахматные ладьи

Рокировка

Рокировка — особый прием в шахматной игре с участием короля. и любая из исходных ладей того же цвета. Это единственный ход в шахматах (не считая продвижения), в котором игрок ходит две штуки одновременно. Рокировка заключается в перемещении короля. два поля в сторону ладьи на первой горизонтали игрока, затем движение ладью на поле, через которое перешел король.Рокировка может может выполняться только в том случае, если король никогда не ходил, участвующая ладья никогда не двигался, поля между королем и ладьей задействованы не заняты, король не под шахом, и король не пересечь или закончить на квадрате, в котором он был бы под шахом.

Обозначения рокировки как в описательной, так и в алгебраической систем, 0-0 с ладьей на королевском фланге и 0-0-0 с ферзевым флангом ладья.В PGN вместо них используются O-O и O-O-O. Рокировка на королевском фланге иногда называется короткой рокировкой и рокировкой на ферзевый фланг называется длинной рокировкой; разница основана на том, ладья движется на короткое расстояние (два квадрата) или большое расстояние (три квадраты).

Рокировка ведется на большинстве европейских языков, кроме английского. как ‘rochieren / rochada / roque’ или какое-либо другое производное от тот же персидский корень, от которого происходит и английское слово «ладья», в то время как местные прилагательные, означающие «длинный» и «короткий», используются в эти страны относятся к «рокировке на ферзевый / королевский фланг».Рокировка был добавлен к европейским шахматам в 14 или 15 веках и сделал в нынешнем виде не развился до 17 века. Азиатский в версиях шахмат такого хода нет.

Рокировка разрешена только при соблюдении всех следующих условий. держать:

  1. Король ранее не ходил;
  2. Выбранная ладья ранее не ходила;
  3. Между королем и выбранной ладьей не должно быть фигур;
  4. Король сейчас не под шахом.
  5. Король не должен проходить через поле, которое находится под атакой. вражескими штуками.
  6. Король не должен оказаться под шахом
  7. Король и выбранная ладья должны быть одного ранга. (Этот было добавлено правило, допускающее возможность продвижения пешки ладью, которая потом замки!)

Рокировка — важная цель в начале игры.Это служит две цели: это перемещает короля в более безопасную позицию подальше от центр доски, и он перемещает замок в более активный положение в центре доски (возможен даже мат по рокировке).

Рокировка на королевском фланге

Выбор стороны замка зависит от оценки. компромисса между безопасностью короля и активностью ладьи.Kingside рокировка обычно более безопасна, потому что король оказывается ближе к край доски и все пешки рокированной стороны защищен королем. При рокировке на ферзевый фланг король ставится ближе к центру и пешка на вертикали незащищена; в Таким образом, король часто перемещается на линию b для защиты пешки a и отодвинуть короля от центра доски.Кроме того, рокировка на ферзевый фланг требует сначала хода ферзя; следовательно, это может потребоваться немного больше времени, чем рокировка на королевский фланг. Queenside рокировка более эффективно расставляет ладью. Часто сразу активен, тогда как при рокировке на королевский фланг может потребоваться темп для переместите ладью на более эффективное поле.

Рокинг на королевском фланге является обычным явлением для обоих игроков, а для оба игрока рокируются на ферзевом фланге.Рокировка в разные стороны обычно приводит к ожесточенной схватке, так как пешки обоих игроков могут двигаться вперед атаковать рокированную позицию противоположного короля, не обнажая собственный рокированный король игрока.

Рокировка на ферзевом фланге

Если король вынужден пойти до того, как у него появится возможность замок, игрок все еще может захотеть маневрировать королем к край доски и соответствующая ладья по направлению к центру.Когда игроку нужно три или четыре хода, чтобы совершить какую-то рокировку. совершил бы за один ход, это иногда называют искусственным рокировка, или ручная рокировка.

В соответствии со строгими правилами касания и движения, действующими на большинстве турниров, рокировка считается ходом короля. Игрок, который намеревается сделать рокировку но сначала коснется ладьи, будет совершено движение ладьи, и, следовательно, не будет разрешено рокироваться.Правильный способ рокировки состоит в том, чтобы сначала сделать ход королем. Как обычно, мнение игрока может измениться между всеми клетками законного назначения для короля, пока он не будет освобожден. Однако, когда ход короля в два квадрата завершен, у игрока есть формально выбран для рокировки, и ладья должна быть перемещена соответствующим образом. Игрок, выполняющий запрещенную рокировку, должен вернуть короля. и ладью на исходные места, а затем переместите короля, если есть еще один допустимый ход короля, включая рокировку на другой боковая сторона.Если нет допустимого хода короля, правило бокового хода не действует. применить к ладье. Официальные правила требуют, чтобы весь ход быть завершенным, используя только одну руку. Ни одно из этих двух правил обычно применяется в казуальной игре и не известен в неконкурентных игроков.

Право на рокировку должно быть одинаковым во всех трех позициях для действительное заявление о ничьей в соответствии с правилом трехкратного повторения.

Как движется ладья в шахматах? (Полное руководство!) — Chess Delta

Сегодня мы обсудим движение ладьи в шахматах от начала до конца. Ладья, которую в шахматах иногда называют замком, является главной шахматной фигурой. Итак, как же в шахматах движется ладья?

Ладья движется горизонтально или вертикально по прямой линии до любого количества незанятых полей. Он также может рокироваться с королем, что является особым ходом шахмат. Однако ладья не может перепрыгивать через другие фигуры, как конь.

Как вы можете видеть на изображении выше, ладья может перемещаться на любое поле линии d (столбец), а также на 5-ю позицию (строку) шахматной доски.

Однако, как видите, горизонтальные и вертикальные поля, по которым может двигаться ладья, должны быть пустыми.

Если поля заняты своей шахматной фигурой, ладья не может перепрыгнуть через нее, как конь.

Подробнее: Как движется конь в шахматах?

Ладья атакует так же, как и движется.Таким образом, если на пути идет фигура противника, ладья может ее захватить, если это разрешено.

Вы также можете посмотреть это видео от Howcast , чтобы получить больше информации о том, как движется ладья в шахматах.

Как движется ладья при рокировке?

Рокировка — особый ход в шахматах.

Это единственный ход в шахматах, в котором вам разрешено перемещать две фигуры одновременно за один ход.

Читайте также: Как движется король в шахматах?

Итак, при рокировке король перемещается на две клетки влево (рокировка на ферзевый фланг) или вправо (рокировка на королевский фланг), а ладья движется рядом с королем.

Рокировка на ферзевый фланг

Как вы можете видеть, в этом типе рокировки король перемещает на два поля влево, от своей начальной позиции, а ладья движется рядом с королем .

Рокировка на королевский фланг

Как вы можете видеть, в этом типе рокировки король перемещает на два поля вправо на от своей начальной позиции, а ладья движется рядом с королем .

Я уже писал подробную статью о рокировке на королевский и ферзевый фланги .Так что, если интересно, вы можете проверить это для получения дополнительной информации.

Как ладья убивает в шахматах?

Ладья может убить любую шахматную фигуру, которая находится на ее пути движения, и она может двигаться как по горизонтали, так и по вертикали. Однако ладья не может убить любую шахматную фигуру по диагонали.

Как вы можете видеть на изображении выше, белая ладья может убить черную пешку, которая находится на том же ряду, где стоит ладья (по горизонтали).

Но белая ладья не может взять черную пешку по диагонали.

Подробнее: Какие шахматные фигуры могут двигаться по диагонали?

Таким образом, ладья может просто скользить и захватить черную пешку, которая присутствует в горизонтальном направлении.

Черная пешка будет размещена за пределами шахматной доски, и теперь на ее месте будет стоять ладья. Вот так в шахматах убивала ладья.

Кроме того, отметим, что ладья в шахматах может брать как назад, так и вперед. Вы можете ознакомиться с моей статьей о , какая шахматная фигура может двигаться назад на , чтобы узнать больше.

Может ли ладья захватить короля?

Нет, ладья не может взять короля, потому что в шахматах нельзя взять короля. Однако ладья может сделать шах или мат королю. Шахматная партия заканчивается незадолго до того, как король будет взят в плен, когда поставлен мат.

Чтобы правильно понять этот момент, сначала вы должны четко понимать термин «мат».

Итак, мат означает, что король находится под угрозой взятия в следующий ход соперника.

Когда вам поставлен мат, это означает, что ваш король атакован вашим оппонентом.У вас не осталось способов выйти из атаки (или угрозы быть схваченным на следующем ходу противника).

И в соответствии со стандартными правилами шахмат , игра немедленно заканчивается на этом мате.

Я уже говорил об этом в своей подробной статье о может ли король убить короля в шахматах , которую вы можете проверить для получения дополнительной информации.

Теперь бывают ситуации, когда вы играете онлайн, и вам не разрешается брать ферзя ладьей.Так что давай обсудим это!

Может ли ладья взять ферзя?

Да, ладья может взять ферзя. Однако, если ваш король уже находится под шахом, ладья не может взять ни одну фигуру, пока король не будет выведен из-под шаха.

Согласно стандартным правилам,

Если король находится под шахом, то игрок должен сначала убрать короля из-под шаха, прежде чем делать любой другой ход.

Только по этой причине иногда в ваших онлайн-шахматах вам не разрешается брать ладьей любую фигуру соперника.

В шахматах, когда ваш король находится под шахом, вы вынуждены сначала убрать его из-под шаха.

И есть три способа сделать это:

  • Взять фигуру, дающую шах
  • Переместить короля на безопасное поле
  • Блокировать шах, оставив фигуру между

Теперь, если фигура дает чек вашему королю — это ферзь или любая другая шахматная фигура. И вы можете поймать это ладьей. Только после этого вы можете взять эту фигуру ладьей.

Это потому, что взятие фигуры, дающее шах , также является одним из способов спасти атакованного короля, верно?

Надеюсь, вы поняли концепцию. Теперь поговорим подробнее о том, как использовать ладью в шахматах.

Как использовать ладью в шахматах?

Для использования ладьи можно провести рокировку, чтобы вывести ладью за пределы углового поля и активизировать ее участие в игре. Кроме того, обе ладьи должны быть прикреплены так, чтобы фигуры противника не могли легко атаковать их.

Чтобы активировать ладью и использовать весь свой потенциал, ее необходимо подвести к центру шахматной доски.

Согласно относительной системе стоимости шахматной фигуры в шахматах, ладья приносит 5 очков.

В шахматах королева считается самой сильной шахматной фигурой . А ферзь стоит 9 очков.

После ферзя по силе ладья является второй по силе фигурой в шахматах. И ферзь, и ладья — главные фигуры.

Но какой смысл иметь рядом с собой такую ​​мощную шахматную фигуру, если ты не можешь выиграть партию! Верно?

Таким образом, вы должны убедиться, что все ваши детали развиты должным образом.

Во многих случаях вы можете проиграть партию, несмотря на то, что у вас есть ценные шахматные фигуры, такие как ферзь и ладья на доске.

Я уже говорил об этом в своей подробной статье о разработке детали . Так что вы можете прочитать это для получения дополнительных знаний.

Также следует отметить, что ладьи не следует выводить слишком рано .

Это потому, что тогда они могут быть легко атакованы менее мощными фигурами противника, такими как пешки или кони.

Только после того, как центральные пешки, второстепенные фигуры , такие как конь и слоны, развиты и рокировка сделана, можно подумать о приближении ладьи к центру.

И, как я сказал, вам нужно не только вывести ладью из углового поля, но вы должны также прикрепить ее ладьей на другой стороне .

При этом обе ладьи защищают друг друга. Таким образом, фигура противника не может легко взять любую из ваших ладей , потому что тогда другая ладья захватит фигуру противника .

Все эти концепции, которые я рассмотрел более подробно в своей статье о фундаментальных шахматных дебютных принципах, должен знать каждый шахматист . Так что я настоятельно рекомендую вам это проверить!

Заключение

Итак, я надеюсь, вы узнали все о том, как ладья движется и берет в шахматах.Если вы нашли эту статью полезной, то можете поблагодарить меня, поделившись ею с другими.

Вот некоторые из других связанных статей, которые вы, возможно, захотите прочитать:

И если вам нужно полное руководство, которое научит вас играть в шахматы, то я настоятельно рекомендую вам проверить мои бесплатные пошаговые шахматы Основы серии .

Вот и все! Спасибо и хорошего дня! 🙂

Привет! Я Притам и большой любитель шахмат! Я знаю настоящие проблемы, с которыми сталкиваются шахматисты.Я создал этот сайт, чтобы упростить понимание шахмат для новичков, а также помочь игрокам всех уровней подготовки улучшить свои навыки игры в шахматы. Подробнее обо мне здесь.

Установите пользовательское содержимое вкладки HTML для автора на странице профиля Терминология

— Почему угловые элементы на английском языке называются «ладьями»?

Некоторые говорят:

Вероятно, появятся и другие теории происхождения названия «ладья» для этой шахматной фигуры; однако вот тот, который я считаю лучшим.

В начале самой игры игра называлась Чатуранга, и это не совсем то же самое, что современные шахматы. Фигура, которую мы называем ладьей, считалась скорее колесницей, чем замком, вероятно, из-за скорости, с которой она движется. На санскрите колесница называлась «рата». По-арабски ее до сих пор называют колесницей с названием «рухх». Когда игра распространилась по Европе, слово «рухх» звучало как итальянское слово «рокко», что означало «башня». Поскольку эти два слова звучали одинаково, использовалось итальянское слово, но значение изменилось от колесницы к башне.

В европейских переводах эта часть до сих пор считается башней. Различные европейские страны используют слово своего языка для обозначения «башни», а не их слова для обозначения «колесницы». В среднеанглийском языке понятие башни в конечном итоге превратилось в замок, поскольку у большинства замков были башни.

Авторы могут добавлять к этому ответу любые другие теории относительно имени; однако они должны соблюдать правило, запрещающее удаление других ответов, если они не являются явно неправильными. Авторы также напоминают о правилах относительно мелких правок.

Другие объяснения (те, которые я считаю верными):

Ладья уже была известна в «Чатуранге», но там эта фигура была каретой и называлась «рух». Военные повозки были частью старой индийской армии до 5 века. Когда игра попала в Аравию, название не изменилось, но изображение было упрощено. В Европе английское название «ладья» напоминает нам спуск.

Но как цифра из боевой повозки превратилась в ладью?

К 1527 году Вида, епископ Албая, опубликовал стихотворение о шахматной игре между «Аполлоном» и «Меркурием».Грачи были укреплением на спине слона. Описание взяли на себя европейские шахматисты. Наконец, они оставили слона для нормального использования.


Заметки, я сказал вам то, что говорили другие, вы сейчас прочтете мою теорию

Я из арабской страны, Ливана, и мы не называем епископа «Аль Фил», как говорят некоторые веб-сайты, по крайней мере, в моей стране мы этого не делаем, может быть, в какой-то другой арабской стране, а не в нас, и мы все еще играю в Чатурангу (но я не играю).Мы называем это Chatarange, это французское название, так как Франция давным-давно была мандатом Ливана.

В любом случае давайте поговорим об интересных штуках

  • король = король
  • королева = королева
  • рыцарь = лошадь
  • ладья = замок, да, мы называем это замком, и рок имеет смысл мы не ладим 🙂
  • Епископ = министр, а также имеет смысл, арабы, которые в шахматы играли, знаете ли, мусульмане 🙂 Почему европейцы называют это епископом? я можно придумать 3 причины:

Потому что епископы были настолько влиятельны и вовлечены в политическую жизнь.Поскольку христианские армии полагались на них во время войн, они были теми, кто благословил войну (помните крестоносцев и народность?). И, наконец, потому что они так много сделали для игры (Руй Лопес был создан испанским священником, который позже стал епископом!)

  • Так ты думаешь, я забыл про пешек? Неправильный! Пешки = Некоторые называют их солдатами, а некоторые называют их камнями или скалами!

Теперь моя теория:

Возможно, что в переводе замок стал ладьей, в конце концов, замок построен из камней.Почему европеец не убрал термин «пешка»?

По определению Залог — это условие удержания в качестве залога перед выплатой ссуды. Все бедняки и фермеры были «пешками».

Помните, что шахматы были представлены в Европе в середине столетий, и только богатые играли в них, поэтому термин пешка имеет очень важное значение, самый слабый на доске в феодальном обществе, который будет сражаться за короля в надежде получить повышение. ! Поэтому они оставили имя как есть.

Небольшое редактирование исходного ответа

Вы можете спросить: какого черта арабы вообще называют «пешек» «камнями»?

Это потому, что арабы играют в настольную игру под названием Таблицы, игра, в которую мы играем сегодня, была создана в Турции (мне наплевать на то, что Википедия говорит об истории игры), а у турок есть надолго вторглись в арабский мир, вот как мы его получили.

В игру играют камни или камни, округлые части, сейчас они сделаны из пластика, а не тогда.Игра Столы намного популярнее, чем шахматы или как бы вы ее ни называли в современном арабском мире.

Вы играете в игру, толкая фишки на другой конец доски, и вы выигрываете (я не собираюсь вдаваться в подробности, но это идея)

Есть также шашки, которые, как некоторые полагают, возникли в Ираке и до сих пор более популярны, чем шахматы в арабском мире. Фигуры ходят очень похоже на пешек, и опять же, они сделаны из камней. Так зачем создавать фигуру в форме «пешки», если можно использовать камни и начать играть?

Источники

Почему ладьи лучше коней?

Характеристики изделия

Вот некоторые вещи, которые следует учитывать, думая о силе рыцаря vs.ладья (и многое из этого относится и к другим фигурам по отношению к коню).

  1. На пике своего могущества рыцарь может атаковать только 8 клеток. На открытой доске, если она размещена на поле а1, худшем положении для ладьи, ладья может атаковать 14. Из-за своей схемы движения может потребоваться до шести ходов, чтобы перейти с углового поля на конкретное поле на другом. сторона доски.
  2. У рыцаря есть особое условие: если он отступает с одного поля, он не может продолжать атаковать или защищать поля, которые он атаковал или защищал до своего отступления.Например, если ладья защищает e6 от e3 и вынуждена отступить на e1, она по-прежнему выполняет работу по защите e6. Этого нельзя сказать о рыцаре.
  3. Рыцари не сотрудничают так же как и другие фигуры. Однако из этого есть много исключений. Это напрямую относится к пункту № 2. Две ладьи могут быть мощной силой на открытой вертикали, но гораздо более распространен случай, когда два коня могут стать «лишними» и мешать друг другу, поскольку конь, поддерживающий коня, уменьшает количество потенциальные поля отступления товарища-коня намного больше, чем две ладьи, поддерживающие друг друга в большинстве практических случаев.

Исключения

Основным исключением являются позиции на доске с ограниченным количеством открытых вертикалей, где одна сторона пожертвует качество (ладья на коня), чтобы получить позиционное преимущество, удержать коня от сильного положения или разрушить покрытие пешки короля и удалить его. защитник. Типичный пример этого происходит в Сицилии, когда черные меняют ладью на коня, чтобы продолжить атаку на ферзевом фланге.

FEN = 2r1k2r / 1b1b1ppp / p2p1n2 / qp2pP2 / 1N2P1P1 / P1NB4 / 1PP1Q2P / 2KR3R b k - 0 1

16... Rxc3 17. bxc3 d5 18. exd5 OO 19. Qxe5 Qxa3 + 20. Kb1 Bxb4 21. cxb4 Nxd5 22. Qb2 Nc3 + 9038c5 + K384 Кс3 + 1 / 2-1 / 2

Борис Спасский vs Лев Полугаевский, Чемпион СССР 1960

Коньки

В целом теория конного эндшпиля очень похожа на пешечную и королевскую. Обычно, если у атакующего есть конь и пешка против одинокого короля, атакующая сторона может легко выиграть.Но есть особый случай K + N + P v K , когда конь не может помочь атакующему королю, потому что он страдает от неспособности потерять темп.

Здесь черный король плохо расположен и не может выиграть даже с дополнительным материалом.

  FEN = 7n / 8/8/8/8/8 / p2K4 / k7 w - - 0 1
  

1. Kc1! (1. Kc2? Ng6 2. Kc1 Ne5 3. Kc2 Nd3 Белые в цугцванге 4. Kxd3 Kb2 - +) 1... Кg6 2. Крc2 Ne5 3. Kc1 Nd3 + 4. Kc2 Ne1 + 5. Kc1 1 / 2-1 / 2

Эндшпильные позиции, когда конь защищается от ладьи

Большинство позиций, где это K + N v K + R , являются ничьими. Единственными исключениями являются случаи, когда рыцарь отделен от своего короля и когда защищающийся король находится на краю доски и подвергается угрозам матов.

  FEN = 3KN3 / 7r / 8 / 3k4 / 8/8/8/8 b - - 0 5
  

5... Ke6 6. Nc7 + Kd6 7. Ne8 + Kc6 8. Kc8 Rh8 9. Kd8 Rh7 10.Kc8 Ra.

Ладья против коневого эндшпиля

ChessGames.com - Примеры из игр

Как вы должны видеть, причина, по которой ладья считается более сильной, связана с тем, как движется конь, а это означает, что он никогда не сможет атаковать или защитить столько полей, как ладья.Ладья может иметь силу в боях на дальних или ближних дистанциях и эффективна с обеих сторон доски, кони сильны только тогда, когда хорошо расположены на 6-м ряду или около него (для белых). Ладьи могут быть менее эффективными в закрытых позициях и для их эффективности требуется открытая вертикаль. Таким образом, рыцари могут быть сильнее в сценариях, где есть только один открытый или полуоткрытый файл, и игра может быстро определяться динамическими факторами. Однако такие ситуации гораздо реже, чем ситуации, в которых ладья сильнее.

эндшпиль - Как поставить мат ладьей?

Я знаю, что вы Мастер ФИДЕ :), так что я полагаю, что вас больше интересует этот вопрос с точки зрения обучения.

Самый простой способ понять мат с королем и ладьей против короля - это идея прямоугольника противоположного короля. Рассмотрим эту позицию -

Здесь черный король ограничен белой ладьей в этой гигантской прямоугольной области шахматной доски. Для простоты я не рассматриваю территорию, ограниченную Белым королем, которая будет такой -

.

Простой способ (я займусь оптимизацией позже) поставить мат - убедиться, что этот прямоугольник становится все меньше и меньше, так что Черный Король прижимается к углу доски (более наглядное представление с диаграммами ниже).

  [FEN "8/8/8/8 / 4k3 / 8/8 / K6R w - - 0 1"]

     1. Re1 + Kd4 2. Kb1 Kd3 3. Kc1 Kd4 4. Re2 Kd3 5. Kd1 Kd4 6. Kd2 Kc4 7. Re3 Kd4
     8. Ke2 Kc4 9. Rd3 Kc5 10. Ke3 Kc4 11. Ke4 Kc5 12. Rd4 Kc6 13. Rd5 Kb6 14. Kd4
     Kc6 15. Kc4 Kb6 16. Rc5 Kb7 17. Kb5 Ka7 18. Rc6 Kb7 19. Kc5 Ka7 20. Rb6 Ka8 21.
     Kc6 Ka7 22. Kc7 Ka8 23. Ra6 #


1. Re1 + Kd4
  

  2. Kb1 Kd3 3. Kc1 Kd4 4. Re2 Kd3 5. Kd1
  

  5...Kd4 6. Kd2 Kc4 7. Re3 Kd4
  

  8. Ke2 Kc4 9. Rd3
  

  9 ... Kc5 10. Ke3 Kc4 11. Ke4 Kc5 12. Rd4
  

  12 ... Kc6 13. Rd5
  

  13 ... Kb6 14. Kd4 Kc6 15. Kc4 Kb6 16. Rc5
  

  16 ... Kb7 17. Kb5 Ka7 18. Rc6
  

  18 ... Kb7 19. Kc5 Ka7 20. Rb6
  

  Ка8 21.Kc6 Ka7 22. Kc7 Ka8 23. Ra6 # 1-0
  

Конечно, при таком методе белые должны избегать патовой ситуации -

.
  1. Лb7 ?? безвыходное положение!

Оптимизация и хитрости.

Более опытные игроки могут быстрее добраться до меньших прямоугольников, заглянув вперед.

Один из приемов состоит в том, чтобы поймать короля в меньший прямоугольник , если он подходит слишком близко к ладье. Для этого белые также должны активнее использовать короля.

  [FEN "8/8/8/8 / 4k3 / 8/8 / K6R w - - 0 1"]

   1. Re1 + Kd4 2. Kb2 Kd3 3. Kb3! Kd2 4. Re4! Крd3 5. Лc4
  

Еще одна уловка - дать шах ладьей , когда короли находятся в оппозиции.

  [FEN "8/8/8 / 2k5 / 8 / 2K5 / 8 / 4R3 w - - 0 6"]

   1. Лe5 + !? (1. Rd1!) Kd6 2.Kd4
  

Этот прием не обязательно оптимален. В приведенном выше примере белые могут матировать быстрее ходом 1. Rd1!

  [FEN "8/8/8 / 2k5 / 8 / 2K5 / 8 / 4R3 w - - 0 6"]

   1.Лd1! Kb5 2. Rd5 +! Крc6 3. Крc4
  

Вышеупомянутая оптимизация также стала возможной благодаря уловке , ожидающая ладья, ход . Если в приведенной выше позиции, вместо перехода на c6, черный король пытается уйти через a4, то возможен следующий мат.

  [FEN "8/8/8 / 1k6 / 8 / 2K5 / 8 / 3R4 w - - 0 7"]

 1. Rd5 + Ka4 2. Rc5! Ka3 3. Ra5 #
  

Еще одна идея - использовать король против (в комбинации с ладьей), чтобы оттеснить вражеского короля.

  [FEN "8/8/8 / 2k5 / 8/8 / 2K5 / 4R3 w - - 0 4"]

 1. Kc3! (1 ... Kd5 2. Re3!) Kc6 2. Kc4! Крd6 3. Лe4
  

Объединив эти разные идеи, вот два из самых оптимальных помощников, возможных из исходной позиции -

  [FEN "8/8/8/8 / 4k3 / 8/8 / K6R w - - 0 1"]

   1. Re1 + (1. Kb2 Kf4 2. Kc3 Ke5 3. Re1 + Kf6 4. Kd4 Kf5 5. Re4 Kf6 6. Re5 Kg6 7.
   Ke4 Kf6 8. Kf4 Kg6 9. Re6 + Kg7 10. Kg5 Kf7 11. Re5 Kg7 12. Rf5 Kh7 13. Kf6! Крg8
   14. Rh5 Kf8 15. Rh8 #) 1... Kd4 2. Kb2 Kd3 3. Kb3! Kd4 4. Kb4 $ 3 Kd3 5. Kc5! Крd2
   6. Re4 Kd3 7. Re5 Kc3 8. Rd5 Kb3 9. Rd3 + Kc2 10. Kc4 Kb2 11. Rd2 + Kc1 12. Kc3
   Kb1 13. Kb3 Kc1 14. Rd3 Kb1 15. Rd1 # *
  

ладей - Шахматная стратегия онлайн

Как и слоны, ладьи - это дальнобойные фигуры, которые могут влиять даже с края доски. Как и в случае со слонами, вы должны стараться размещать ладьи на открытых линиях, где их огневая мощь может быть направлена ​​на врага.Ладьи более ценны, чем слоны и кони, поэтому вы должны держать их в резерве в начале игры. Слишком раннее перемещение ладей в середину доски может быть большой ошибкой, поскольку вражеские слоны и кони могут атаковать ваши ладьи и преследовать их. Ладья, которая слишком рано отправляется в авантюру, легко может попасть в ловушку.

Юнайтед Рукс

Ладьи сильнее всего, когда защищают друг друга - это называется объединением или сдвоением ладей. Старайтесь как можно раньше объединить ладьи по задней линии.Если вы посмотрите на стартовую позицию, вы заметите, что ладьи - единственные фигуры на доске, которые с самого начала полностью незащищены. Объединение ладей снижает вероятность того, что незащищенная ладья может быть сбита ферзем противника, а также помогает защитить вашу заднюю линию. Еще одна причина объединить ладьи - чтобы они могли посоревноваться с вражескими ладьями за открытые вертикали. Вот пример:

Когда ваши ладьи защищают открытую гирю, распространенным способом ее использования является удвоение ладей на вертикали.Это позволяет передней ладье войти в лагерь противника, при этом ее товарищ прикрывает ее сзади. Огневая мощь двух ладей также может действовать как эффективный таран по вражеской позиции.

Ладьи седьмой горизонтали

Одна из самых мощных атакующих стоек для ладьи находится на седьмой горизонтали (второй горизонтали соперника). На седьмом ряду ладья атакует пешки противника, все еще находящиеся на их стартовых полях, но она также может иметь мощный ограничивающий эффект на защиту противника.Если вражеский король находится на задней линии (там, где он обычно находится), ладья может ограничить его движение, готовясь к мату. Ладья на седьмой часто может разрезать защиту пополам, как в примере ниже:

Сдвоенные ладьи на седьмой горизонтали еще лучше и часто решают. В то время как пешечный щит противника часто может отражать атаки спереди - например, наступая или защищаясь со стороны, - может быть сложно защититься от атаки сбоку.

Две ладьи на седьмой горизонтали настолько сильны, что могут даже спасти ничью, когда вы проигрываете, давая вечные шахы вражескому королю. Вот несколько преувеличенный пример, чтобы проиллюстрировать эту мысль:

Рекомендуемые книги

Для получения дополнительной информации, почему бы не попробовать один из предложенных ниже вариантов чтения?

Их сильные и слабые стороны - CHESSFOX.COM

Две ладьи на 7-й горизонтали очень сильны.

Белые выиграют несколько черных пешек и затем начнут продвигать свои проходные. Обратите внимание, как ладьи черных ограничены собственными пешками и вынуждены играть оборонительную роль.

Следующая позиция показывает, что ладьи могут поддерживать другие фигуры на открытых линиях и рядах. Здесь белые могут сыграть Nd7! На d7 конь будет очень силен и поможет белым выиграть пешку b6.

Лd1 поддержит коня на d7.

Пример 3

Ладьи очень эффективны в поддержке продвижения ваших пешек не только в эндшпиле, но и в середине игры:

Этот пример иллюстрирует атаку на короля противника.Однако главный урок состоит в том, что вы должны заметить, как белые ладьи поддерживали продвижение белых пешек и как они становились сильнее по мере продвижения пешек и открытия линий для атаки.

Пример 4

Ладьи лучше всего работают на открытых позициях - это означает, что в финальной стадии игры они становятся еще сильнее.

Последний пример иллюстрирует типичную силу ладьи в эндшпиле - способность отсечь короля противника. Белые могут продолжить, играя c6, Kc5, c7, Kb6, и черный король не сможет помочь одинокой черной ладье.

Сводка своих сильных сторон

  1. Ладьи могут доминировать в открытых рядах и рядах, если они могут беспрепятственно управлять этими рядами.
  2. Ладьи играют важную роль в поддержке движения других ваших фигур.
  3. Ладьи очень эффективно поддерживают продвижение ваших пешек.
  4. В эндшпиле ладьи эффективно отрезают короля соперника от игры.

Слабости ладьи

Из-за своей высокой стоимости ладьи особенно уязвимы для угроз со стороны слонов.кони и пешки. Это потому, что ладья стоит больше, чем эта фигура, и когда одна из них атакует ладью, ладья обычно будет вынуждена перейти на безопасное поле.

Как и слоны, ладьи могут застрять за заблокированными пешечными структурами, и в этом случае они могут значительно потерять свою потенциальную ценность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *