Шахматная нотация — язык шахмат
Шахматная нотация — удобный способ записывать партии, чтобы их можно было повторно разыгрывать, отыскивая комбинации, понимая ошибки, или показывая своим друзьям. Попробуйте записать свою следующую партию и вы увидите, что ничего приятнее, чем правильно поставленный восклицательный знак после выигрывающего хода, решившего ее исход.
Алгебраическая нотация
Самая простая и распространенная форма записи шахматных партий называется алгебраической. Здесь каждому полю шахматной доски соответствуют буква и цифра.
На этой диаграмме белый король находится на поле с3, а черный — на поле h5.
Первая горизонталь (ряд) — это край доски, где располагаются белые фигуры в начале партии; черные располагаются на 8-ой горизонтали. Вертикали считаются слева направо со стороны белых.
Заглавные буквы используются для обозначения фигур:
Kр: Король
Ф: Ферзь
Л: Ладья
С: Слон
К: Конь
П: пешка (но по общепринятой практике «П» при записи обычно опускается)
Как записать ход
Чтобы записать ход, укажите название фигуры и поле, куда она идет. Если фигура совершает взятие, перед координатами поля назначения мы пишем символ «x», обозначающий «взятие».
Например, в этой партии первый ход белых — Кс3: конь идет на поле с3. Черные отвечают f5 (помните, «п» опускается). Белые играют е4, и черные забирают пешку fxe4, f берет на е4. Название вертикали f заменяет обозначение пешки, так как «п» опускается. Белые тоже берут Кxe4. Остальная часть партии записана так
… Кf6
Кxf6+ gxf6
Фh5#
+ обозначает шах, а # — мат.
Специальные символы
x: взятие
0-0: короткая рокировка
0-0-0: длинная рокировка
+: шах
#: мат
!: хороший ход
?: плохой ход
Можно ставить несколько знаков «!» и «?», чтобы усилить оценку.
Как избежать двусмысленности
Записи Лd1 недостаточно, чтобы определить, какая ладья делает ход.
Если обычная нотация неоднозначна, добавьте в запись дополнительную букву или цифру, которая указывает на исходное положение той фигуры, которая делает ход. В нашем случае запись Лad1, ладья с вертикали a на поле d1, решает эту проблему. Когда пешка берет фигуру соперника, всегда записывайте исходную вертикаль, как мы сделали выше, написав fxe4 и gxf6.
Другие обозначения
Большинство шахматистов сегодня используют алгебраические обозначения, но есть несколько вариантов:
Длинные алгебраические обозначения указывают и исходное, и конечное поле для каждого хода.
Описательная (или английская) нотация — более старая система, где вертикали шахматной доски обозначены названиями фигур. Например, вертикаль «с» называется QB, то есть, вертикалью ферзевого слона. Горизонтали считаются со стороны каждого из игроков. Для белых QB3 — то же, что для черных QB6.
Скачать бесплатный бланк для записи партий
Вы можете скачать бесплатные бланки здесь, или купить книжку, вроде этой чтобы записывать партии, но начать можно и с обычного разлинованного тетрадного листа.
Шахматная нотация. Как записывается нотация в шахматах
Главная / Правила шахмат / Нотация в шахматах
Ходы в шахматах записываются особым образом. Способ записи шахматных ходов называется шахматной нотацией. Существуют разные виды нотаций, однако, самая популярная и используемая – алгебраическая нотация.
Ряды в нотации обозначаются цифрами (от 1 до 8, как обозначено на левой стороне шахматной доски), столбцы – буквами (от a до h, как обозначено на нижней стороне шахматной доски). Эти цифры и буквы используются для описания того, где находится фигура на шахматной доске. На диаграмме внизу синий крест находится на поле f3, а круг – на поле c7. Обратите внимание, что сначала обозначается буква (столбец), а затем цифра (ряд).
В шахматной нотации используются определенные символы:
Символ | Значение | Символ | Значение |
---|---|---|---|
Кр | Король | Ф | Ферзь |
Л | Ладья | С | Слон |
К | Конь | п или ничего | Пешка |
: | Взятие | + | Шах |
x | Мат | ||
O-O | Короткая рокировка | O-O-O | Длинная рокировка |
! или !! | Сильный ход | ? или ?? | Слабый ход |
?! | Рискованный ход | !? | Интересный ход |
Ходы записываются в двух нумерованных колонках следующим образом:
1.f2-f4 | e7-e5 |
2.f4:e5 | d7-d6 |
3.e5:d6 | Сf8:d6 |
4.g2-g3 | Фd8-g5 |
5.Кg1-f3 | Фg5:g3+ |
6.h3:g3 | Сd6:g3х |
В первой колонке пишутся ходы белых, во второй – ходы черных. Сначала пишется символ фигуры, которая ходит, затем клетка, на которой стояла фигура, затем дефис (-), затем клетка, на которую фигура переходит. Когда двигается пешка, символ пешки можно не указывать.
Например, 1. f2-f4 означает, что на первом ходу пешка на клетке f2 передвинулась на клетку f4. 5.Кg1-f3 означает, что конь на клетке g1 передвинулся на клетку f3. Если вам нужно обозначить ход черных без хода белых, нужно поставить многоточие перед ходом. Например: 4. … Фd8-g5 означает, что на четвертом ходу черные передвинули ферзя с d8 на g5.
: означает взятие (в международной транскрипции используется символ x), поэтому запись 5. … Фg5:g3+ означает, что ферзь черных, стоящий на g5, захватил фигуру, стоящую на g3, + означает, что на этом ходу вражескому королю был поставлен шах.
x означает шах и мат (в международной транскрипции — #), поэтому запись 6. … Сd6:g3x означает, что черный слон, стоящий на d6, передвинулся и взял фигуру на g3, и поставил мат белому королю.
Ниже приводятся диаграммы с игрой с нотацией того, что происходит на доске.
Краткая шахматная нотация
В данном виде нотации клетка, на которой стояла фигура, опускается, и указывается только клетка, на которую фигура перешла. Если пешка совершает взятие, то указывается столбец, на котором эта пешка стояла.
На диаграмме внизу обе белые ладьи могут передвинуться на d1. Чтобы обозначить, какая из них передвинулась, обозначается столбец, на котором стояла ладья.
На следующей диаграмме изображено, что ладья с f1 передвинулась на d1. Это обозначается так: Лfd1.
Иногда может быть так, что обе фигуры на одном и том же ряду могут передвинуться на одну и ту же клетку.
На диаграмме внизу обе ладьи могут встать на клетку d5. Чтобы обозначить, какая ладья передвинулась, обозначается ряд, на котором стояла ладья.
На следующей диаграмме изображено, что ладья на седьмом ряду передвинулась на клетку d5. Это обозначается так: Л7d5.
Вот как игра, показанная сверху, была бы записана с помощью краткой шахматной нотации:
1. f4 e5 | Белая пешка двигается на f4, черная пешка двигается на e5. |
2. f:e5 d6 | Белая пешка в столбце f берет пешку на e5. Черная пешка двигается на d6. |
3. e:d6 С:d6 | Белая пешка в столбце e берет пешку на d6. Черный слон берет пешку на d6. |
4. g3 Фg5 | Белая пешка двигается на g3. Черный ферзь двигается на g5. |
5. Кf3 Ф:g3+ | Белый конь двигается на f3. Черный ферзь берет пешку на g3 и ставит шах белому королю. |
6. h:g3 С:g3х | Белая пешка в столбце h берет ферзя на g3. Черный слон берет пешку на g3 и ставит шах и мат. |
Список всех правил шахмат
4.Правила записи партий (Шахматная нотация)
Шахматная нотация
Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.
В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена ещё в 1616 году в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним — Густавус Селенус).
В следующем столетии её разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.
Именование клеток
Шахматы, расставленные в начальное положение.
Горизонтали нумеруются цифрами от 1 до 8 от белых к чёрным, вертикали — латинскими буквами от a до h от ферзевого фланга к королевскому. Например, в начальной расстановке белый король стоит на поле e1.
Фигура Русское сокращение Английское сокращение
Король
Ферзь Ф Q (queen)
Ладья Л R (rook)
Конь К N (kNight)
Слон С B (bishop)
Пешка п или ничего p (pawn) или ничего
Полная запись ходов
Запись хода состоит из таких компонентов:
- (опционально) Многоточие (…) — знак хода чёрных.
- Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)
- Поле, с которого сделан ход.
- Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие (:).
- Поле, на которое сделан ход.
- Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
- Для шаха — знак плюс (+). Для двойного шаха — двойной плюс (++). Для мата — знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак «=» для ничьей.
- Комментарии к ходу. ! или !! для сильного хода, ? или ?? для слабого, ?! для рискованного, !? для интересного хода.
Например, в русской нотации детский мат записывается так:
1. e2—e4 e7—e5
2. Сf1—c4 Кb8—c6
3. Фd1—h5?! Кg8—f6??
4. Фh5:f7×
Та же партия в международной нотации:
1. e2—e4 e7—e5
2. Bf1—c4 Nb8—c6
3. Qd1—h5?! Ng8—f6??
4. Qh5xf7#
Рокировка в длинную сторону записывается как 0—0—0, в короткую как 0—0. Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
Сокращённая запись ходов
В русской нотации
Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой русской нотации выглядит так:
1. e4 e5
2. Сc4 Кc6
3. Фh5 Кf6??
4. Ф:f7×
Если такая нотация не записывает ход однозначно, добавляется одна из координат исходного поля, например, Лae1 или К3c4.
Взятия пешек записываются как cd или (если есть варианты) как cd4.
В международной нотации
Просто пишутся исходный пункт, знак взятия (если есть) и пункт назначения. Например:
1. e2e4 e7e5
2. f1c4 b8c6
3. d1h5 g8f6??
4. h5xf7#
Иногда пропускают и знаки взятия.
Реже применяется полный аналог русской нотации (4. Qxf7#).
Шахматная нотация или система знаков
Здравствуйте дорогие гости нашего сайта. В данной статье мы расскажем вам о том, что такое шахматная нотация и для чего вам просто необходимо ее знать.
А после прочтения этой статьи вы уже, как настоящий, профессиональный шахматист, будете знать шахматную нотацию от А до Я и мы дадим вам нотацию очень крутой шахматной партий, чтобы вы попрактиковались и убедились, что вы теперь профи. А теперь к делу…
Шахматная нотация – это, говоря простым, понятным языком, запись ходов в шахматах.
А если обратиться к материалам википедии и почитать, что такое шахматная нотация там, то вы прочитаете, что это система обозначений ходов, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Короче тоже самое.
Для чего нужно знать нотацию в шахматах? Для того чтобы:
1. Научиться записывать партию.
2. Научиться читать и понимать шахматные книги
3. Научиться играть в слепую на 45 досках как Алехин.
4. Научиться разбирать шахматные партии гроссмейстеров
Знайте, очень важно уметь записывать свои партии игры на лист бумаги, как при игре дома, так и на соревнованиях, чтобы потом уже после партии анализировать свою игру (и игру соперника) на ошибки.
Именно так повышается мастерство, профессионализм и ваш рейтинг (Эло). А не тогда, когда вы играете годами с друзьями в блиц без анализа.
Кстати возьмите себе на заметку, что слишком частая игра в блиц приводит даже к ухудшению игры в шахматах. Лучше играть рапид или классику, где есть время подумать.
Шахматные нотации бывают нескольких видов, но вам по всем видам лучше не заморачиваться и знать только одну — алгебраическую.
Эта нотация самая известная, самая официальная и применяется на всех соревнованиях, чемпионатах, турнирах и т.д. Шахматная федерация ФИДЕ так же ведет контроль партий именно по этой нотации.
Давайте перейдем к основам, и мы понятным языком объясним вам базу алгебраической шахматной нотации. Вот смотрите доска:
Видите, синюю точку в центре? Какое это поле? Все верно, это поле d5. Потому что оно находится на пересечении линии буквы «d» и линии цифры «5». А вот это какое поле?
Правильно. Это поле – b3. И так далее. Каждое поле доски имеет свое название. А вот собственно они все:
Теперь смотрим запись одной из самых коротких партий в истории шахмат:
1.e4 e5 2.Сс4 Kc6 3.Фh5 d6 4.Фхf7# — русская нотация
1.e4 e5 2.Bс4 Nc6 3.Qh5 d6 4.Qхf7# — то же самое, только английская нотация
Это партия где белые ставят так называемый детский мат. Давайте смотреть на нотацию, выставлять ходы на доске и анализировать партию. Доску взяли? Фигуры расставили? Мы да. Вот:
Первый ход e4 e5 то есть белые сходили e4, а черные ответили e5. Выглядит это вот так:
Далее второй ход Cc4 Kc6.
Cc4 – это слон ходит на клетку c4, а Kc6 – это конь черных ходит на c6. Вот перед вами таблица обозначений:
Название фигуры | Русское обозначение | Английское обозначение |
---|---|---|
Пешка | п или ничего | p (pawn) или ничего |
Слон | С | B (bishop) |
Конь | К | N (kNight) |
Ладья | Л | R (rook) |
Ферзь | Ф | Q (queen) |
Король | Кр | K (king) |
В итоге видим такую картинку:
Далее третий ход Фh5 d6. Смотрим:
Ну и заключительный ход делают белые — Фхf7# и ставят мат черному королю.
Вот собственно и вся шахматная нотация дорогой друг. Нет в ней ни чего сверхъестественного и сложного. Все остальные партии пишутся аналогично. НО!
В некоторых книгах по шахматам, которые вы будете читать, может быть нотация и вот такого вида:
1. e2—e4 e7—e5
2. Cf1—c4 Kb8—c6
3. Фd1—h5?! d7-d6??
4. Фh5xf7#
По сути, та же самая запись партии детского мата, что показана выше, только здесь, как вы можете заметить, в записи присутствуют обозначения клеток доски на которых фигура изначально стояла, а не только обозначения клеток – куда сходила фигура.
Так же, кроме обозначения фигур и клеток ходов, вы должны знать прочие знаки в шахматной нотации, такие как шах, мат, сильных ход. Слабый ход, интересный ход и т.д. Вот таблица этих обозначений:
Знак | Обозначение знака |
---|---|
+ | Шах |
++ | Двойной шах |
# | Мат |
х | Взятие фигуры (съел) |
0-0 | Рокировка |
0-0-0 | Длинная рокировка |
! | Хороший ход |
!! | Отличный ход |
? | Слабый ход |
?? | Грубая ошибка |
!? | Ход, заслуживающий внимания |
?! | Сомнительный ход |
Это вот все базовые обозначения, которые вы должны знать, а вообще их еще больше. Но! Не стоит в это углубляться, потому что они вам не понадобятся…
Еще кое что. В случае превращения пешки на краю доски в какую либо фигуру, в нотации ставится буква фигуры, в которую она превратилась. Допустим вы играете за белых и после хода черных Qc5, ваша пешка стоящая на b7 превращается в ладью на b8. В таком случае записывается это так: b8R.
Бывают еще такие ситуации, когда на одну и ту же клетку могут сходить 2 одинаковые фигуры игрока. Вот например:
В нотации нам нужно записать, что именно конь с b2 встает на c4, но на поле c4 может пойти и конь с поля e3. Поэтому чтобы не запутаться при разборе партии или правильно записать в нотации свою партию, то пишется вот так: Nbc4.
Вот еще пример:
Ход черных, и они хотят пойти ладьей именно с f8 на f4. А на f4 может пойти и ладья с f2 верно? В таком случае запись в нотации делается вот так: R8f4.
В конце партии как правило на бланке проставляется результат игры:
Победили белые: 1-0
Победили чёрные: 0-1
Ничья: ½-½
Ну вот в принципе и все. Как вам статья? Мы думаем, что теперь, вы можете с легкостью читать шахматные книги, записывать свои партии и разбирать их на ошибки.
А теперь время попрактиковаться. Давайте ка, берите доску, расставляйте фигурки и смотрите какую прекрасную партию сыграли в 1851 году Адольф Андерсен и Лионель Кизерицкий.
В мире шахмат она названа как «Бессмертная партия». Вот ее нотация:
1. e2-e4 e7-e5
2. f2-f4 e5:f4
3. Cf1-c4 Фd8-h5+
4. Kpe1-f1 b7-b5?
5. Cc4:b5 Kg8-f6
6. Kg1-f3 Фh5-h6
7. d2-d3 Kf6-h5
8. Kf3-h5 Фh6-g5?
9. Kh5-f5 c7-c6
10. g2-g4 Kh5-f6
11.Лh2-g1! c6:b5
12. h3-h5 Фg5-g6
13. h5-h5 Фg6-g5
14. Фd1-f3 Kf6-g8
15. Cc1:f4 Фg5-f6
16. Kb1-c3 Cf8-c5
17. Kc3-d5 Фf6:b2
18. Cf4-d6 Cc5:g1
19. e4-e5!! Фb2:a1+
20. Kpf1-e2 Кb8-a6
21. Kf5:g7+ Kpe8-d8
22. Фf3-f6+!! Kg8:f6
23. Cd6-e7#
Комментарии к этой партии вы можете прочитать в википедии.
А на этом у нас все. До скорых встреч…
Полное алгебраическое обозначение Ряды квадратных полей на шахматной доске называются горизонталями, а перпендикулярные имвертикалями. Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8, а вертикали – буквами латинского алфавита от a до h. Эти обозначения используются для описания места, где находятся определенные фигуры на шахматной доске. Ходы записываются в два вертикальных пронумерованных столбца. Первый столбец служит для обозначения ходов белыми фигурами, а второй для ходов черными. Прежде всего, пишется обозначение фигуры, затем клетки (поля), на котором находилась фигура, затем идет дефис (-), затем дается обозначение клетки (поля) на которую данная фигура переместилась. Если ход осуществляется пешкой, то символа фигуры не ставится.
Символы
Следующие символы используются в условных обозначениях:
|
gaz.wiki — gaz.wiki
- Main page
Languages
- Deutsch
- Français
- Nederlands
- Русский
- Italiano
- Español
- Polski
- Português
- Norsk
- Suomen kieli
- Magyar
- Čeština
- Türkçe
- Dansk
- Română
- Svenska
Запись ходов Шахматная нотация
Одним из наиболее важных факторов в развитии шахматных знаний было изобретение эффективной системы нотации для описания ходов. Это делается с помощью имен фигур, восьми букв линий (a — h) и восьми номеров горизонталей (1 — 8).
Для записи хода вам необходимо следующее:
-
Номер хода. Ход 1 — ход белых, а затем ход черных. Каждый по отдельности называется полуход.
-
Буква фигуры (для короля, ферзя, ладьи, слона и коня). Вы также можете использовать «фигурки», маленькие изображения фигур.
-
Координаты, обозначающие направление хода фигуры
Имена фигур Англ. / Рус.
Король К / Кр
Ферзь Q / Ф
Ладья R / Л
Слон B / С
Конь N / К
Начальная буква для пешек опускается, указываются только координаты хода.
-
В длинной алгебраической нотации используется буква фигуры, за которой следуют клетки начала и назначения.
Пример: 1.Ng1-f3 или 1. Кg1-f3.
-
В короткой алгебраической нотации вы по возможности используете только клетку назначения.
Пример: 1.Nf3, потому что только конь с g1 может пойти на f3. Если есть двусмысленность, вы должны предоставить дополнительное букву или номер.
Пример: 5.Nbd2, если два коня могут перейти на d2, один с b1 и другой с f3. Если кони на b1 и b3, вы должны написать N1d2.
-
Ход пешки указывается без буквы для пешки. Пример: 1.d2-d4 или 1.d4
-
Взятия обозначаются «х». Пример: 3.Nf3xd4 или 3.Nxd4.
-
Шахи отмечаются знаком «+», маты — «#».
Примечание: Вы можете переключаться между длинной и короткой алгебраической нотацией в меню
Меню Файл — Настройки – Нотация
|
Как писать описательные шахматные обозначения, Knights Chess Club, Кин, NH
Описательная нотация — это метод записи шахматных партий, который в свое время был наиболее популярным используемым обозначением.Хотя сегодня это редко используется, это обозначение использовалось многими великими гроссмейстерами и чемпионами мира в прошлом. Среди таких гроссмейстеров были чемпионы мира Стейниц, Ласкер, Капабланка, Алехин, Бобби Фишер и многие другие. Описательная нотация лучше подходит для более романтического дня, когда шахматные фигуры назывались по имени, как и квадраты шахматной доски, связанные с фигурами. Большинство людей сегодня используют алгебраическую нотацию для записи шахматных партий, что считается более простым и менее запутанным, но имеет недостаток обезличивания нотации.В некоторой степени утрата шахматного наследия и достойное обращение к полям доски по именам их хозяев.
Наименования пьес
В описательной записи название каждой фигуры основано на ее инициале, за исключением Рыцаря, где используется буква «N». Англоговорящие игроки используют:
- K для King
- Q для королевы
- R для ладьи
- Б для епископа
- N для Knight (Kt устарело)
- P для пешки
Наименования квадратов на доске
На шахматной доске 8 рядов и 8 столбцов.Эти строк называются РАНГАМИ , а столбцов называются ФАЙЛАМИ . Итак, у вас есть 8 РАНГОВ снизу вверх и 8 ФАЙЛОВ слева направо. См. Предоставленное изображение.
ЗНАКИ (строки), и ФАЙЛЫ (столбцы) имеют имена. Нижний ранг называется 1-м рангом. Второй РАНГ снизу называется 2-м РАНГ, и так далее до 8-го РАНГА.
ФАЙЛЫ названы в соответствии с шахматной фигурой, занимающей каждую клетку первого ряда.Таким образом, начиная слева и двигаясь вправо, например, сидя за белыми фигурами, ФАЙЛЫ называются файлом «QR» (ферзевая ладья), файлом «QN» (ферзевый конь), файлом «QB» (королевский слон). и так далее до файла «KR» (Королевская Ладья) в крайнем правом углу.
Квадраты на доске названы в соответствии с тем, что мы узнали об именах файлов и номерах рангов. Например, 2-й квадрат вверх в файле «QN» (Queens Knight) — это квадрат QN2. Третий квадрат файла QB вверху — это квадрат QB3. Восьмое поле в файле KR — это квадрат KR8, и так далее для любого квадрата на шахматной доске.
Игра белым или черным
Неважно, играете ли вы белыми или черными фигурами. 1-й ранг всегда перед вами, а 8-й ранг всегда на другой стороне доски.
Некоторые атрибуты нотации для ознакомления с
Прежде чем идти дальше, позвольте поделиться некоторыми выражениями.Размещение любого из следующих выражений после письменного шахматного хода означает:
!! — Блестящий ход
! — Хороший ход
!? — Интересный ход
?! — Сомнительный ход
? — Плохой ход
?? — Грубая ошибка
+ — Шах (король в шахе)
++ — Шах и мат
e.p. — на проходе (взятие пешки на проходе)
Другое специальное обозначение
0-0 — Замки Королевской стороны
0-0-0 — Замки Королевы Сторона
x — Средства захвата.PxP (Пешка берет пешку)
= — используется, когда пешка достигает 8-го ряда и превращается в фигуру. Пример: P-K8 = Q
Запись результатов
1-0 означает победу белых
0-1 означает победу черных
1 / 2-1 / 2 означает ничью
Записывается после последнего хода игры.
Записывайте свои движения
Помните, сидите ли вы за белыми или черными фигурами, пишите ходы; всегда пишите ходы так, как если бы вы сидели с первым рангом перед вами и 8-м рангом по другую сторону доски.См. Демонстрацию ниже.
1. P-KB4 P-K4
Белые перемещают пешку «P» по вертикали королевского слона «KB» на 4-е поле.
Черные перемещают пешку «P» на вертикали короля «K» на 4-е поле.
2.PxP P-Q3
Белая пешка «P» на «KB4» берет пешку «x» черных «P» на белом поле «K5».
Черные перемещают пешку «P» в вертикали ферзя «Q» на 3-е поле.
3. PxP BxP
Белая пешка «P» на «K5» берет пешку «x» черных «P» на белом поле «Q6».
Черный слон «B» на «KB1» берет «x» белую пешку «P» на черном поле «Q3».
4. P-KN3 Q-N4
Белые перемещают пешку «P» по вертикали короля-коня «KN» на 3-е поле.
Ферзь черных «Q» на «Q1» перемещается на 4-ю клетку файла «QN».
Нет необходимости писать Q-QN4, хотя это было бы правильно, потому что есть только одно поле N4, на которое может перейти ферзь.
5. N-KB3 QxNP +
Белый конь «N» на «KN1» перемещается на 3-ю клетку в короле Бишипе «KB».
В этом случае белые должны написать N-KB3, а не только N-B3, потому что другие белые кони также могут пойти N-B3 (N-QB3). Так что это позволяет избежать путаницы.
Ферзь черных «Q» на «N4» берет «x» белую пешку «P» на поле черных «KN6», проверяя белого короля.
6.PxQ BxP ++
Белая пешка «P» на «R2» берет «x» черного ферзя «Q» на белом поле «KN3».
Черный слон «B» на «Q3» берет «x» белую пешку «P» на черных «KN6», ставя мат белому королю.
Алгебраическая запись движений в шахматах и как это работает
Алгебраическая запись широко используется шахматистами во всем мире и официально рекомендована Международной шахматной федерацией.
В алгебраической записи разряды шахматной доски нумеруются от 1 до 8, начиная с первой позиции на стороне белых.
Файлы обозначены буквами от a до h, начиная с файла слева от Уайта. Таким образом, каждый квадрат идентифицируется буквой файла и порядковым номером.
Таким образом, в исходной позиции ферзь-конь белых стоит на b1, ферзь на d1, король на e1; Ферзевый конь черных стоит на b8, ферзь на d8, король на e8 и так далее.
Другие особенности системы следующие:
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ — Основные фигуры показаны заглавной буквой — K для короля, Q для ферзя, R для ладьи, B для слона и N для коня.Алгебраическая система не использует никаких символов пешки.
ДВИЖЕНИЕ ЧАСТИМИ — Обозначается буквой фигуры (за исключением пешки) и квадратом назначения. Например, Bb5 означает, что слон переходит на поле b5.
ХОДЫ ПЕШКОЙ — Поскольку только одна пешка может перемещаться на данное поле в любой момент, ходы пешки обозначаются просто названием поля назначения. Таким образом, e4 означает, что пешка по вертикали e переместится на e4.
КАСТЛИНГ — 0-0 (королевский фланг) и 0-0-0 (ферзевый фланг).
ЗАХВАТЫ ПО ЧАСТЯМ — Не различаются. Если, например, ход дается как Nd6 и одна из фигур противника уже находится на d6, конь берет ее.
ЗАХВАТЫВАЕТ ПЕСКИ — Обозначается буквой, идентифицирующей папку происхождения пешки, за которой следует буква файла, на который она перемещается при захвате. Таким образом, пешка в файле f, захватывающая где-нибудь в файле e, отображается как fe. Попутные захваты не различаются.
ПРОВЕРКА — не различается.
AMBIGUITY — Если более одной части одного и того же типа могут переместиться в квадрат, добавляется номер ранга или буква файла исходного квадрата.Таким образом, если ладья с d1 переместится на d4, но другая ладья также может пойти туда, вместо Rd4 ход будет дан как R1d4 (произносится как «ладья с 1 на d4»). Если на c6 и e6 стоят черные кони, а конь на e6 переходит на d4, ход обозначается как Ned4 («конь с e на d4»).
Если сдвоенные пешки делают обычное обозначение взятия пешки неоднозначным, ранг взятой пешки учитывается. Таким образом, fg5 показывает, что пешка на вертикали f берет на g5, а fg3 показывает, что еще одна пешка где-то в другом месте вертикали f берет на g3.
Как записывать шахматные движения в алгебраической записи: Полное руководство
Каждая клетка на шахматной доске имеет свою индивидуальность. Каждое изделие имеет свою индивидуальную форму контура, которая уникальна и различима. Король, ферзь, слон, ладья, конь и пешка представлены буквой, которая используется при записи ходов.
Как записывать шахматные ходы?
Когда вы начинаете играть в шахматы по-настоящему, вам нужно знать, как записывать свои шахматные ходы в алгебраической нотации в протокол.При этом вы должны указать, какая фигура на какое поле переместилась, а также показать дополнительную информацию, такую как шах и рокировка. Скачать распечатанные таблицы результатов шахмат можно здесь
Именование площадейНа шахматной доске каждую клетку можно определить по отличительной координате, которая представляет собой букву, за которой следует число. Файлы (вертикальные квадратные столбцы) на ферзевом фланге справа от королевского фланга помечены буквами от a до h.
Ряды (горизонтальные квадратные ряды пронумерованы от 1 до 8, начиная с белой стороны шахматной доски.Каждый квадрат имеет уникальный номер и букву, обозначающую его положение. Ниже приведено изображение шахматной доски с сеткой для записи ходов. (Каждый квадрат назван в соответствии с его положением на доске)
Звания названы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Названия файлов: a, b, c, d, e, f, g, h
Как определить шахматные фигуры: обозначение шахматных фигурКаждая шахматная фигура обычно изображается контуром на шахматной доске.Когда ходы записываются, каждая фигура обозначается буквой, кроме пешки, у которой нет буквы. Например, движение ладьи на d3 записывается как Rd3, а пешка, идущая на d3, записывается как d3.
Таблица обозначений шахматных фигур
В других языках для обозначения шахматных фигур используются разные буквы. Например, на французском языке игроки называют слона «F», что по-французски «Fou». Однако универсальные символы и формы шахматных фигур остались прежними.
Пешки представлены строчными буквами в основном потому, что различать их не обязательно. Это потому, что пешка перемещается только на одно поле за раз.
Обозначение шахматных ходовДля обозначения движения фигуры используется первая заглавная буква, а затем квадрат, на который она переместилась. Например, Be5 означает, что вы переместили слона на поле e5. Кf3 означает, что вы переместили коня на поле f3. c5 означает, что вы переместили пешку на поле c5 (для пешек не нужно использовать строчную букву p).
В нашем примере ниже первые два хода этой шахматной партии: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6
Обозначение для фрагментов захватаКогда игрок делает захват, он должен отметить это в протоколе с помощью « X », прежде чем описывать место назначения фишки. Допустим, игрок делает захват Bxc6 . Это означает, что слон взял фигуру на поле c6. Вот пример открытия Руя Лопеса:
Белые могут взять коня (Bxc6)
Если пешка взяла фигуру, вертикаль, из которой она вышла, является ключом к определению местоположения пешки.Например, если пешка на электронной папке захватывает фигуру на d5, это будет отмечено как exd5. Иногда игроки используют знак « : » там же, где стоит « X », или в конце обозначения. Например, подходит « B: e5 » или « Be5: ».
Захват En PassantСлово en passant — французское слово, означающее «мимоходом». Если пешка на своем первом ходу переместится на два поля и тем самым окажется рядом с пешкой соперника, эта пешка имеет возможность захватить ту первую, мимо которой проходит.Это возможно только в том случае, если игрок действует немедленно и берет пешку на проходе. В противном случае ход истечет и en passant снова будет недоступен.
Обозначить на проходе довольно просто. Взятия, сделанные с помощью правил прохода, обозначаются указанием файла захвата пешки с X , а затем — с целевым квадратом.
Обратите внимание, это поле не из взятых пешек. После этого вы можете добавить суффикс «e.p» , который обозначает проход.Пример: exd6e.p . (открыть страницу с мобильного устройства)
У белых есть возможность пройти на проходе, поскольку черная пешка продвинулась на два поля, чтобы дотянуться до белой пешки на е4
Обозначения для одинаковых движений и фигурЕсли две или более идентичные шахматные фигуры движутся к одному и тому же квадрату, фигура, делающая ход, однозначно идентифицируется путем указания буквы фигуры, а затем следуют обозначения в порядке возрастания или убывания.
Обозначения зависят от :
- Напильник и их отличие
- Ранг отходящей части, независимо от того, одинаковы ли файлы, но имеют ли они разные ранги; или
- И рядовые. Это происходит в редких случаях, когда две или более пешки были продвинуты.
Давайте рассмотрим пример, чтобы лучше понять. Если кони сидят на полях g1 и d2, которые в обоих случаях могут перейти на f3, ход будет отмечен как Ngf3.В противном случае его также можно обозначить как Ndf3. Кони, сидящие на g5 и g1, могут делать ходы, например, N1f3 или N5f3. Как описано выше, «X» может быть включен для обозначения захвата.
Идентичные ходы
И конь на g1, и конь на d2 могут дойти до f3. Поэтому важно указать, кто из коней идет на поле f3.
Обозначение для продвижения пешекКак только пешка переходит на восьмую горизонталь, она превращается в ферзя или в другой вариант.Как только фигура перемещена, она указывается в конце хода.
Например, пешка, превращенная в ферзя, описывается как e8Q . Иногда также можно увидеть добавление знака «равно», но это означает то же продвижение. Например, превращение пешки может быть записано как e8 (Q) или e8 = Q .
Это, однако, не стандарты ФИДЕ.
Обозначение за предложение ничьейВ правилах ФИДЕ знак «=» используется для обозначения ничьей в протоколе рядом с ходом фигуры.Однако это не подпадает под шахматную алгебраическую нотацию.
Обозначения для рокировкиДля обозначения рокировки используются специальные обозначения. При рокировке на королевский фланг засчитывается 0: 0. 0-0-0 используется для рокировки на ферзевый фланг.
Обозначения для шаха и матКогда король находится под шахом или подвергается нападению, мы обычно обозначаем это символом « + ». Его также можно представить как сокращение « ch »
Бывают случаи, когда Короля атакуют дважды (двойная проверка).Для двойной проверки используется символ « ++ » или dbl ch.
Обозначение завершения игрыПо окончании игры, если белый игрок выигрывает, это будет обозначено как 1-0, в качестве альтернативы, 0-1 будет использовано для победы черных. Если на табло отображается ½ — ½ , это означает ничью. Кроме этих обозначений, никакой другой символ не используется для описания выигрыша или проигрыша.
Иногда на табло отображается информация о том, что черный (или белый) игрок подал в отставку.Это просто повествование для описания сценария.
Таблица с полным списком шахматных обозначений для комментариев и анализа игр
Условное обозначение | Значение | Условное обозначение | Значение |
⁇ | Ошибка | ПР | Олимпиада |
?! | Сомнительный ход | младший | Детское мероприятие |
!? | Интересный ход | женщина | Женский турнир |
? | Плохой ход | mem | Мемориал |
! | Хороший ход | об / д | Игра Rapid play |
∓ | Черный намного лучше | корр | Заочная игра |
± | Белый намного лучше | 1-0 | Игра завершилась победой белых |
= | Равная позиция | 0–1 | Игра заканчивается выигрышем за черных |
∞ | Позиция неясна | ½ — ½ | Игра заканчивается ничьей |
# | Мат | ( n ) | N -й матч-игра |
+ | Чек | ( D) | Схема следует за |
++ | Двойная проверка | + = | Белый чуть лучше |
!! | Блестящий ход | = + | Черный чуть лучше |
шасси | Чемпионат | 0-0 | Замок Королевской стороны |
Чт | Командный чемпионат | 0-0-0 | Замок Квинсайд |
Wch | Чемпионат мира | ||
Кт | Событие претендентов | ||
ИЗ | Межзональное мероприятие | ||
Z | Зональное событие |
Теперь вы понимаете, что шахматная доска обозначается парами цифр и букв.Вертикальные линии обозначаются буквами от « a» до «h» ( с левой стороны белых фигур, это ферзевый фланг, полностью вправо ).
Точно так же горизонтальные ряды пронумерованы от «1» до «8» ( , начиная с ближайшего конца стороны белой фигуры на шахматной доске ). С помощью этих букв и нумерации можно легко идентифицировать каждый квадрат, а также определить ранги.Например, вы должны знать, что белый король начинает с поля на поле е1 . Черный конь сидит на b8 и может двигаться либо на a6 , либо на c6 .
Важность записи шахматных ходовВ формальном турнире или соревновании каждый игрок имеет возможность записывать свои ходы в протокол в шахматной нотации. Это помогает разрешить любые споры или юридические возражения .В случае, если они нарушают какие-либо методы или элементы управления временной задержкой, , они могут предъявить свои претензии, ссылаясь на сделанные ими ходы и либо опираясь на правило пятидесяти ходов, либо повторяя позиции.
В матчах, которые проводятся сейчас, наиболее предпочтительным способом записи партии являются алгебраические шахматные обозначения. Также доступны другие системы записи. Однако в матчах действующее правило гласит, что каждый ход должен точно соответствовать шахматным обозначениям, прежде чем записывать их на бумаге или использовать любое электронное устройство для записи.Перед началом игры каждый игрок должен сначала указать знак «=» на табло.
Обозначение времени также должно быть точно записано на табло или в протоколе. В случае, если у игрока осталось меньше пяти минут, чтобы завершить свои ходы, от него не потребуется записывать, если не будет добавлена дополнительная тридцатиминутная задержка.
Имея табло и протокол, игроки должны обращаться к ним каждый раз. Это означает, что они должны видеть ходы, сделанные игроком соперника, а затем записывать свои собственные ходы.
Часто задаваемые вопросы о шахматной нотации Можно ли прекращать запись шахматных ходов?Если вы забыли записать свой ход, суровых штрафов нет. Вы можете просто зарыться в протокол соперника, чтобы обновить свой. Это нужно делать только в ваш ход. Если ваш противник не записывает ходы, вы обязаны вызвать арбитра и объяснить ему ситуацию. Не должно быть случаев, когда часы останавливаются, чтобы один игрок мог записывать ходы.
Игрокам предлагается записывать свой ход каждый раз, когда они делают ход. Это помогает разрешить любой спор или юридическое возражение. Арбитр может использовать протоколы, если один игрок решает подать жалобу. В общем, вам не разрешается прекращать записывать шахматные ходы в свой бланк. Однако есть одно исключение:
Когда можно перестать записывать шахматные ходы?Вам следует прекратить запись шахматных ходов, когда на часах истекли последние 5 минут. Очень часто перестают писать, когда вам нужно пройти последние этапы игры. В противном случае вам все равно потребуется запись.
Насколько важны таблицы результатов в шахматах?Запись ваших ходов в протокол не только помогает улаживать споры и претензии, но и может использоваться для , чтобы помочь вам анализировать свои собственные партии. . Вы становитесь сильнее, только анализируя свои игры в таблице результатов, поэтому есть смысл записывать.
Если бы игроки не записывали свои партии, у нас не было бы много гроссмейстеров.Игроки становятся сильнее, анализируя высококачественные шахматные партии из таких баз данных, как Chessbase. Не было бы полезных шахматных статей, книг, программного обеспечения и игр, на которых можно было бы учиться или делать выводы, если бы более сильные игроки не записывали свои шахматные партии.
Как заполнить шахматный бланк?Чтобы записывать свои шахматные ходы, важно вести протокол, особенно в турнирах и матчах. Обычно они раздаются игрокам в начале каждого раунда.Однако большинство игроков предпочитают записывать свои индивидуальные результаты в журналы. В верхней части каждого оценочного листа вы должны заполнить:
- Имя
- Возраст
- Цвет (черные или белые шахматные фигуры)
- Доска
- Круглый
- Результат (победа, ничья или поражение)
- Подпись (подпишите свое имя)
В конце каждой игры вы и ваш оппонент должны поставить свою подпись на обоих бланках в качестве доказательства.
Связанное сообщение: Как читать шахматный движок stockfish?
Введение в шахматы. Присвоение шахматным квадратам названий фигур. Исходные материалы для установки взяты из пошаговых руководств по обучению шахматам, Книги 1 и.
Презентация на тему: «Введение в шахматы. Присвоение имен шахматным квадратам названий фигур. Исходные материалы для установки взяты из пошаговых руководств по обучению шахматам, Книги 1 и.» — стенограмма презентации:
ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>1 Введение в шахматы. Присвоение шахматным квадратам названий фигур. Исходные материалы для установки, взятые из руководств по обучению шахматам, книги 1 и 2 (принадлежащие Eagle Crest Charter Academy)
2 Именование шахматных квадратов «Файл» — это квадраты, которые идут вверх и вниз по одной строке.Подсказка: «один файл» В каждом файле есть буквы: a, b, c, d, e, f, g, h.
3 Именование шахматных квадратов «Звание» относится к квадратам, которые идут бок о бок в одну линию. Подсказка: rank = row Ранги пронумерованы от 1 до 8. Обычно мы говорим «6-й разряд» вместо 6-го.
4 Присвоение имен шахматным квадратам Квадрат называется комбинацией буквы файла и порядкового номера.Имя каждого квадрата уникально.
5 ПРАКТИКА: присвоение имен шахматным квадратам. Для каждой фигуры на шахматной доске определите имя квадрата, на котором эта фигура находится.
6 ПРАКТИКА: наименование шахматных квадратов По очереди кладите одну фигуру на доску и попросите вашего партнера определить имя квадрата, на котором эта фигура находится.Белые всегда идут первыми. Если у вас есть вопрос, который не может быть решен с вашим партнером, поднимите руку и дождитесь тренера. Невмешательство: вы не можете вмешиваться в чужую игру.
7 Названия фигур КОРОЛЬ: Король — самая важная фигура в шахматах. Цель игры в шахматы — захватить короля соперника. Определите Короля в приведенном ниже составе:
8 Названия фигур КОРОЛЕВА: Королева — самая сильная фигура в шахматах.Определите Королеву в приведенном ниже составе:
9 Имена пьес ЕПИСКОП: Символ епископа взят из шляп, которые они носят. Найдите Епископа в приведенном ниже составе:
10 Названия фигур РЫЦАРЬ: Рыцарь едет на лошади и является единственной фигурой, которая может перепрыгивать другие фигуры на доске. Найдите Рыцаря в приведенном ниже составе:
11 Названия фигур ЛАДЬЯ: Ладья похожа на маленький замок.Найдите ладью в приведенном ниже составе:
12 Названия фигур PAWN: Пешки — это пешие солдаты. Каждая из сторон начинается с множества пешек на «линии фронта». Определите пешку в приведенном ниже составе:
13 ПРАКТИКА: Названия фигур. Назовите каждое изображение шахматной фигуры ее правильным названием. Король Ладья Слон Королева Пешка Конь
14 Советы по начальной настройке: «Белое справа». Белая ферзь идет на белый квадрат, а черная (темная) ферзь идет на черный квадрат.
15 Начальная установка «Силовые фигуры» размещаются на 1-м (белом) и 8-м (черном) разрядах.
16 Начальная установка Пешки образуют «переднюю линию» 2-го (белые) и 7-го (черные) ряды.
17 ПРАКТИКА: Начальная установка Удалите все части с доски и перемешайте их.Посмотрите, как быстро вы сможете создать свою шахматную доску (правильно, конечно!)
18 ОБЗОР: Начальная установка Какая черная фигура отсутствует на доске? Какая белая фигура отсутствует на доске?
19 ОБЗОР: Начальная установка Какая черная фигура отсутствует на доске? Какая белая фигура отсутствует на доске?
20 ОБЗОР: Начальная установка Определите, что не так с начальной установкой.
21 год ОБЗОР: Начальная установка Определите, что не так с начальной установкой.
22 ОБЗОР: Начальная установка Определите, что не так с начальной установкой.
23 ПРАКТИКА: Начальная установка Правильно расставьте детали.По очереди проверяйте друг друга, выясняя, «какой элемент отсутствует» или «что не так в этой настройке».
Шахматная нотация — шкаф для утилит
Решения шахматных головоломок на Futility Closet записаны в алгебраической нотации. Каждый рядовой на доске обозначен цифрой или буквой:
.По соглашению белые двигаются «вверх» по доске, а черные — вниз. Поле в нижнем левом углу («белая ферзевая ладья одна» в описательной записи) — это a1, а поле в правом верхнем углу («белая королевская ладья восемь») — h8.
Каждая фигура (кроме пешек) помечена буквой:
Король = K
Ферзь = Q
Слон = B
Конь = N
Ладья =
Каждый ход обозначается буквой фигуры, за которой следует название поля назначения. Если на первом ходу белые перемещают своего королевского коня на f3, это обозначается как 1. Nf3. Взятие обозначается значком x: например, если слон берет фигуру на b6, это обозначается как Bxb6.
Для ходов пешек буква не используется — если на своем 35-м ходу белые перемещают пешку на поле g5, это отмечается 35.g5. Но когда пешка совершает взятие, в обозначении указывается вертикаль, из которой пешка взяла, например, axb6.
В случаях, когда эта аннотация будет двусмысленной, иногда дается некоторая уточняющая информация. Например, в этой позиции любая ладья может взять пешку. Если ладья на вертикали c делает взятие, это аннотируется 1.… Rcxf5. (Многоточие указывает на ход черных.) Если бы другая ладья взяла, мы бы написали 1.… Rfxf5.
Несколько дополнительных условных обозначений:
en проходной захват: exd6 e.п.
превращение пешки: a8 = Q
рокировка: 0-0 (королевский фланг) 0-0-0 (ферзевый фланг)
шах: +
хороший ход:!
мат: #
Вот образец головоломки Августа Луллмана из Illustrated London News , 1848:
У белых мат в два хода. Это означает, что белые ходят первыми, затем черные отвечают, а затем белые ставят мат своим вторым ходом. Решение состоит в том, что белые переводят коня с c4 на b6. Теперь единственным допустимым ходом черных является захват коня на d4 своим королем, после чего белые могут поставить мат, переместив ферзя на e3.Это аннотировано:
1. Nb6! Крxd4 2. Фe3 #
Для получения дополнительной информации см. Страницу Википедии об алгебраической нотации.
Chess Notation — Online FEN SAN Game Parser
Шахматные ходы обычно обозначаются алгебраической записью SAN (Standard Algebraic Notation), официальной системой описания Международной шахматной федерации. Эта система имеет короткую версию, которая используется чаще всего.
Алгебраическая система обозначений ассоциирует с каждой фигурой букву:
Часть | Обозначение | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кинг | K | ||||||||
Queen | Q | ||||||||
Rook | B |
kNight | N |
Пешка | ничего (или P) |
Принцип алгебраической записи состоит в том, чтобы обозначить ход фигурой, ее начальным квадратом и ячейкой назначения.64 клетки шахматной доски отмечены системой координат слева внизу: числа от 1 до 8 для столбцов и строчные буквы от a до h для строк.
Пример: Квадрат внизу слева называется a1, квадрат вверху слева называется h2, квадрат внизу справа называется a8, а верхний правый квадрат называется h8.
Сокращенное обозначение не указывает начальную позицию, потому что она теоретически известна.
Пример: Ход короля из 1-го квадрата 1-го ряда (столбец 1 = a, строка 1) во 2-й квадрат 2-го ряда (столбец 2 = b, строка 2) записывается как Ka1-b2. или коротко Kb2.
При игре в шахматы между двумя клетками ставится черточка, при ловле отмечается x. В сокращенной версии отмечен только x.
Пример: e2-e3, сокращенно e3, означает: пешка перемещается на e3
Пример: e2xf3, сокращенно xf3, означает: пешка забирает фигуру, расположенную в поле f3.
Старт белых, номер хода обычно указывается перед каждым ходом белой фигуры, ход черных указывается после хода белых.