Как бьет ладья в шахматах – Как ходят фигуры в шахматах: король, конь, пешка, слон, ферзь (королева), ладья, с примерами

    Как ходят фигуры в шахматах: король, конь, пешка, слон, ферзь (королева), ладья, с примерами

    Любой начинающий игрок должен разобраться, как ходят фигуры в шахматах. Если вы начали увлекаться шахматами, тогда постарайтесь узнать про возможности фигур, как можно больше.

    Как располагаются фигуры в шахматах

    Для новичков объяснение правил игры в шахматы начинается с изучения схемы расположения фигур на доске. Правильным расположением шахматной доски считается положение, когда правый нижний угол белого цвета.

    Фигуры располагаются следующим образом:

    1. В самые нижние углы ставятся по ладье белого цвета, в противоположные углы ставятся по 2 ладьи черного цвета.
    2. В следующую клеточку ставятся кони, затем слоны.
    3. Когда остались ферзь и король, ориентируемся на цвет ферзя, т.е. если он белый, то ставим его в белую клеточку и наоборот. В последнюю пустую клеточку ставим короля.
    4. Весь следующий ряд по горизонтали заполняем пешками.

    Итак, в шахматах имеются следующие элементы: ладья (тура), конь, слон (офицер), ферзь (королева), король, пешка. Исторически сложилось так, что в шахматах белые фигуры начинают ходить первыми – это дает основание полагать, что при прочих равных условиях белые имеют больший шанс выиграть.

    Как ходит пешка в шахматах

    Рассмотрим, как может ходить пешка в шахматах. Пешки могут только на 1 поле вперед. В самом начале игры у каждой пешки есть уникальная возможность перескочить на два шага вперед (при условии, что они пустые), но затем она может ходить только на одно поле вперед. Важно запомнить, пешка назад в шахматах не ходит!

    Как же бьет пешка в шахматах? Все шахматные фигуры, кроме пешек ходят и бьют по одинаковой траектории. Пешки отличаются тем, что ходят по прямой, а бьют по диагонали на одну клетку вперед.

    Назад пешка бить не может!

    Существует такая ситуация, которая называется — взятие пешки на проходе. В этом случае одна пешка воспользовалась первоначальным правом на два шага, а ее соперница оказалась с ней рядом на одной горизонтальной линии. Следующим ходом соперница может воспользоваться шансом взять своего врага, однако она должна при этом шагнуть по диагонали на ту клетку, через которую перепрыгнула первая пешка.

    Кроме этого игрок имеет право обменять пешку на любую другую фигуру и сделать ее своей (кроме короля), если эта пешка смогла дойти до последнего горизонтального ряда противников. Обмен совершается в этом же последнем ходе пешки. При этом не имеет значения: хватает ли у игрока всех фигур и полное ли их количество, т.е. в большинстве случаев самым выгодным обменом будет второй ферзь или королева.

    Как «скачет» конь в шахматах

    Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву « Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.

    Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.

    Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:

    1. Только он с пешкой имеет право на первый шаг в партии. Это свойство также помогает при закрытых ситуациях, когда слону и ладье и ферзю перекрыли ходы.
    2. Конь может легко атаковать любую фигуру противника без угрозы для себя (кроме вражеского коня). Это свойство эффективно использовать при атаке на ферзя.
    3. Король не сможет спастись от атаки коня другими фигурами или сам напасть на него, если только конь сам не стал на поле, находящееся под угрозой короля.

    Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.

    Как ходит слон (офицер) в шахматах

    Рассмотрим, как может ходить слон в шахматах. Слон или офицер ходит по диагонали на любое количество клеток. Кроме этого у каждого слона есть своя клеточка – белая или черная. От цвета клетки зависит и цвет диагонали, по которой будет ходить слон, по этому признаку слоны делятся на «черные» и «белые».

    Бьет своих противников слон тоже только по той диагонали, по которой ходит. Слоны, «находящиеся в одной команде», никогда не пересекаются.

    Как ходит ладья в шахматах

    Запомнить, как может ходить ладья в шахматах — очень просто, она ходит только по горизонтали или по вертикали на любое количество пустых клеток. Бьет соперников таким же образом только по вертикали или по горизонтали, независимо от того насколько клеточек от него они расположены.

    Ладью в прошлом называли турой, тура – это башня, которую строили для взятия крепости при ее осаде.

    Как ходит ферзь в шахматах

    Ферзь или королева условно является «правой» рукой короля. Настолько свободно может ходить ферзь в шахматах, что любая другая фигура ей должна позавидовать. Ферзь имеет полную свободу перемещения, он может ходить в вертикальном, горизонтальном, диагональном пространстве на любое количество клеток, если они свободны. Таким же образом королева уничтожает всех своих противников, поэтому она очень опасна.

    Слово ферзь обозначает полководец, также он называется свободным королем. Интересно, что в прошлом в России ферзь еще мог ходить, как конь.

    Как ходит король в шахматах

    Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.

    Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.

    В шахматах еще возможен пат – это такая ситуация, когда любой ход короля, приводит к тому, что он становится под шах, а другие фигуры не могут сделать ни одного шага из-за блокировки.

    Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.

    Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.

    Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.

    Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:

    1. Оба участника еще ни разу не успели походить.
    2. Между ними нет лишних фигур.
    3. Король находится в полной безопасности – ему никто не поставит шах.

    Ценность фигур

    Перед игрой в шахматы для начинающего шахматиста важно понимать ценность или силу каждой фигуры. В шахматах единицей измерения ценности фигуры является пешка.

    1. Пешка – самая незначительная фигура и ее ценность равна лишь ей самой.
    2. Слон (офицер) по силе равен коню, а по отдельности они равны 3 пешкам. Но считается, что 2 слона имеют преимущество над двумя конями, потому что слоны при правильной обороне противника могут поставить мат одинокому королю, а кони этого сделать не смогут.
    3. Ладья равна 2 слонам или 2 коням или совместной паре: 1 коню и 1 слону или 5 пешкам. Ценность этой фигуры настолько велика, что 2 ладьи считаются мощнее ферзя.
    4. Ферзь является самой ценной фигурой. По разным оценкам его сила измеряется либо 9, либо 10 пешками. Кроме этого он равен 2 коням и слону или 2 слонам и коню.
    5. Ценность короля не обсуждается, потому что его нельзя ни на что обменять.

    Кроме этого фигуры делят на легкие и тяжелые. Легкие – это конь и слон, тяжелые – это ладья и ферзь.

    skandinavskaya-hodba.ru

    Ладья и пешка против ладьи

    сложность: ★★★ 

    Чтобы успешно играть ладейный эндшпиль, желательно знать несколько теоретических позиций, к которым игра может часто свестись.

    Позиция Филидора

    Перед вами одна из важнейших ничейных позиций в теории ладейного эндшпиля. Названа в честь открывшего её выдающегося шахматиста 18-го века Андрэ Филидора. План защиты чёрных просто «стоять на месте», то есть, например, перемещать ладью по шестой горизонтали или ходить королём с d8 на е8 и обратно. С разменом ладей получится теоретически ничейная позиция с королём и пешкой против короля. Единственная активная попытка белых 1. d6. И тогда чёрные незамедлительно спускаются на первый ряд и начинают давать шахи белому королю, от которых ему не укрыться: 1. … Ла1! 2. Кре6 Ле1+ 3. Крd5 Лd1+ 4. Крс5 Лс1+ 5. Крb4 Крd7 итд.

    Из-за данного метода защиты множество позиций с ладьёй и пешкой против ладьи заканчивается вничью. Ведь если король слабейшей стороны уже занял своё место на пути проходной пешки, то игра часто сводится к позиции Филидора.

    Позиция Лусены. Построение моста.

    На этот раз чёрный король отрезан от проходной белых. Последний рубеж обороны чёрных — не выпустить белого короля с поля d8. 1. Лf2+ Крg7 2. Лf4! Белые приступают к построению т.н. моста. Сразу играть Кре7 не имеет смысла, так как чёрные начнут давать шахи, и, когда белый король отдалится от пешки, сыграют Лd1. Kpg8 3. Kpe7 Ле1+ 4. Крd6 Лd1+ 5. Kpe6 Ле1+ 6. Крd5 Лd1+ 7. Лd4! Мост построен и пешка проходит в ферзи. Впервые данный метод выигрыша указал испанский шахматист Лусена в 15м веке.

    К слову, в позиции на диаграмме белые могут выиграть и путём Ле2-a2-a8-c8 с последующим Крс7. Но если сдвинуть все фигуры на две вертикали влево, то есть при коневой пешке, такой обходной манёвр ладьёй невозможен. Зато метод построения моста универсален.

    Защита сбоку

    Не все позиции с пешкой на предпоследнем ряду выиграны.

    Чёрные начинают шаховать сбоку. Например, игра может развиваться так: 1. … Ла8+ 2. Крd7 Ла7+ 3. Крd6 Ла6+ 4. Крс7 Ла7+ 5. Крd6 Ла6+ 6. Крс5 Ле6 итд. Для успеха подобной атаки следует помнить правило: ладья должна шаховать с как можно более дальнего расстояния. Из этого следует и другой вывод: короля надо держать на «короткой» стороне, а ладью — на «длинной». Для данного примера с пешкой е короткая сторона — вертикали f, g, h, а длинная — d, c, b, a. Вот, что будет, если ладья окажется на короткой стороне:

    1. … Лh8+ 2. Kpf7 Лh7+ 3. Kpf8 Лh8+ 4. Kpg7 Ле8 5. Крf7 и белые выигрывают.

    Позиции с ладейной пешкой

    Если пешка ладейная, то выиграть гораздо сложнее. Например, взглянем на такую диаграмму:

    Защита чёрных элементарна: ходить ладьёй по вертикали с или королём по полям с7 и с8. Белые не в состоянии вызволить своего короля из заточения.

    В подобных позициях король слабейшей стороны должен быть отрезан как минимум на 4 вертикали от пешки, чтобы выигрыш стал возможен.

    1. Лc2 Kpe7 2. Лс8 Крd7 3. Лb8 И белый король через b7 уходит с пути проходной пешки.

    Важной для теории ладейного эндшпиля является ничейная позиция Венчуры.

    План защиты чёрных следующий:

    1) Держать ладью на 6й горизонтали, а короля на полях g7 или h7.

    2) Если белый король подходит к пешке а6, создавая угрозу Лb8, a7, шахами отогнать короля подальше и вернуться ладьёй на 6й ряд.

    3) Если белые играют а7, немедленно пойти Ла6, переходя к другой ничейной «стойке»:

      

    1. Крb5 Ла1 2. Крb6 Лb1+ 3. Кра6 Ла1+ 4. Крb5 Лa2 итд. Белым никак не добиться прогресса. Обратите внимание, если чёрный король будет стоять ниже 7й горизонтали, то белые выиграют, дав шах ладьёй по 8му ряду, и следующим ходом превратив пешку в ферзя. Если король будет стоять на 7й горизонтали, но, например, на f7 или e7, то к победе ведёт ход Лh8! и на Л:а7 — Лh7+ с выигрышем ладьи линейным ударом. Поэтому единственные безопасные поля для чёрного короля — g7 и h7.

    chessmanual.blogspot.com

    Шахматы — это… — Шахматный портал Chessknigi.ru

    Шахматы. Сказка о шахматах и о жизни.

    Когда один индийский султан впервые в жизни увидел шахматы, то он упал на колени перед ними и стал бить поклоны. Его слуга, еле сдержав смех, сказал: «О, повелитель, это не идолы для молитвы, а фигуры, которые надобно располагать на доске, а потом, двигая ими, играть».
    Так просто можно было объяснить, что такое шахматы в V–VII веках на их родине Индии, в Персии, в арабских странах, в Китае; в VIII–IX – в Испании, Франции, России; X–XI – В Германии, Скандинавских странах и в XIX-XX веках – в любом уголке Земли.
    Конечно же, со временем менялись правила, вид доски и фигур. Да и назывались шахматы когда-то совсем иначе: чатранг, чатуранга, шатрандж. Прошло много лет пока шахматы приняли во всём мире привычный для нас вид. Но всегда и везде люди считали, что шахматы обладают сказочной силой, что в них скрыта великая тайна, и что с их помощью можно решить самые сложные вопросы и даже сделать выбор между жизнью и смертью. Судите сами.

    В Индии первое время чатранг использовали для обучения военных командиров. По краям белой доски выстраивали 4 войска: красное, жёлтое, зелёное и чёрное.

    И сзади, и спереди пешая рать,
    Что в битве готова всегда наступать!
    В Персии для шатранджа
    Сто клеток на поле устроили там,
    Чтоб двигаться войску и славным царям.

    Арабы, завоевав Персию, сделали шахматы могущественной игрой.
    Так, один арабский визирь проиграл в шахматы всё, что имел, и стал играть на любимую жену Диларам. Умная женщина, увидев победный ход, шепнула своему мужу: «Пожертвуй две ладьи, не пожалей», – и спасла свою честь и свободу, а мужу вернула богатство.
    Шахматные фигуры приходили, казалось, прямо из сказок. У монгольского завоевателя XIV века Тамерлана были свои собственные шахматы: король, визирь, слон, верблюд, жирафа (самая сильная фигура), военная машина, рыцарь, крокодил.

    В Иране над шахматной доской летала хищная птица «рух», олицетворяющая судьбу, рок, случай. Птица «рух» – покровительница войска, могла решить исход сражения в любом месте.
    Но обычные фигуры отчаянно сопротивлялись и смогли не пустить на доску необычных пришельцев. Не поехали звери и птицы вместе с шахматами в Европу. Там их место заняли благородные офицеры, ферзь стал женщиной и шахматы стали называть «игрой бешеной дамы». Но сама игра не потеряла своей силы, наоборот, чудеса стали ещё невероятнее. Шахматы стали решать судьбы многих людей и даже государств.
    В Ирландии два соседних знатных семейства решили: кто на Рождество проиграет в шахматы, тот весь год будет платить налоги за соседа.
    Русские богатыри свои комплексные состязания по стрельбе, борьбе, скачках начинали с шахматной игры. А на пограничных заставах рядом с оружием всегда лежала шахматная доска.
    В 1061 году разгорелась война (поход Вильгельма Завоевателя) между Англией и Францией. Из-за того, что Их Французское Величество после партии ударило доской по голове Их Английское Величество.

    В Испании в церкви священники проповедовали: «Тот, кто обманывает в шахматной игре, не попадёт в царство небесное». В Англии любовь к шахматам дошла до того, что доску с чёрно-белыми клетками стали использовать для распределения государственных финансов. А дворяне считали за счастье получить рыцарский герб с изображением шахматной ладьи. Но лишь немногие в Англии удостоились такой чести.
    Шахматы уже не были игрой только для богатых. Простые люди тоже придумывали свои названия ходам и фигурам. Например, рокировка – бегство короля на кухню. Воины пешки стали крестьянами.
    Футболисты придумали «шахматный футбол» с фигурой – мячом. Астрономы – «космические» шахматы для семерых игроков, где фигурами были планеты и звёзды.
    Правда, известны и безрадостные факты. Фашисты в годы второй мировой войны минировали поля ходом шахматного коня. После того как американцы сбросили на Японию две атомных бомбы, появились «атомные» шахматы. После хода «атомной бомбы» все фигуры вокруг неё исчезали.
    Получалось, что шахматы, как зеркало, отражали жизнь. Но, оказывается, что именно для этого они и были придуманы. Учёные-историки установили, что в Древнем Египте на доске встречались четыре стихии природы: вода – прыгающий конь, земля – тяжёлая ладья, воздух – стремительный лёгкий слон, огонь – всемогущий ферзь, или иначе лето, осень, зима и весна сменяли друг друга по очереди хода.

    Всеволод Викторович Костров

    Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

    chessknigi.ru

    Глава 4 Бить или не бить?. Шахматы для самых маленьких

    Глава 4

    Бить или не бить?

    – А как ходит черная ладья? – спросила Дюймовочка.

    – Тоже по линиям, как и белая ладья, – объяснил Незнайка. – Дaвайте поставим на шахматную доску и белую ладью, и черную ладью. Если сейчас ход черных, то черная ладья может пойти вперед, назад, направо, налево. Перепрыгнуть через белую ладью ей нельзя. Но черная ладья может побить белую и занять ее клетку. Сбитую фигуру убираем с доски, больше в игре она не участвует.

    – Вот здорово – побить, – обрадовался Пиноккио. – Я буду бить, я! – Он с такой силой ударил черной ладьей по белой, что белая ладья отлетела в самый угол комнаты.

    На освободившееся поле Пиноккио с довольным видом поставил черную ладью.

    – Что ты наделал! Ей же больно! – закричала Дюймовочка, бережно подняла белую ладью и погладила ее.

    – В шахматах бьют совсем не так, – огорченно сказал Незнайка. – Фигуру противника аккуратно снимают с шахматной доски, а свою фигуру ставят на ее место.

    – А если бы был ход белых, то белая ладья тоже могла бы побить черную? – спросил Гурвинек.

    – Конечно, – сказал Незнайка, вернул фигуры на место и только собрался побить белой ладьей черную, как Пиноккио снова закричал:

    – Я буду бить, я!

    Но необыкновенные человечки так строго посмотрели на Пиноккио, что он покраснел и сказал:

    – Пусть Дюймовочка побьет.

    – А теперь, братцы, поиграйте друг с другом ладьями. Кто побьет ладью противника, тот и выиграл.

    Первыми за шахматную доску сели Петрушка и Чиполлино. Они поставили ладьи в противоположные углы шахматной доски и начали играть.

    Петрушка поднял над доской белую ладью и переставил ее вперед, через всю доску в угол напротив.

    Чиполлино заметил ошибку Петрушки и сразу же побил своей черной ладьей белую.

    – Тьфу ты, Петрушка. Нет у тебя способностей к шахматам! Ну разве можно подставлять свою ладью под бой? Надо внимательно смотреть, чтобы твою фигуру не побили, – покачал головой Незнайка.

    – Я просто не в тот угол ладьей пошел, – оправдывался Петрушка. – ?aвайте вернем фигуры обратно. Белую и черную ладьи снова поставили на шахматную доску, и Петрушка пошел белой ладьей в другой угол.

    Чиполлино хихикнул и опять побил белую ладью.

    – Опять победил Чиполлино, – сказал Незнайка.

    Потом сыграли Мурзилка и Щелкунчик. Они играли не торопясь, долго раздумывая над каждым ходом, выбирая такие ходы, чтобы их ладья не попала под бой ладьи противника. И игра закончилась вничью – никто ни у кого ладью не побил.

    – Теперь играют Пиноккио и Дюймовочка, – сказал Незнайка. – У Пиноккио будет одна белая ладья, а у Дюймовочки – две черные, – и Незнайка поставил на шахматной доске такое положение:

    – Кто побьет все ладьи противника, тот и выиграл, – объяснил Незнайка.

    – Ха-ха-ха! Выиграю я, умненький-благоразумненький! – засмеялся Пиноккио и, не раздумывая, побил черную ладью.

    Дюймовочка улыбнулась и побила своей черной ладьей белую ладью Пиноккио.

    – Победа Дюймовочки, – сказал Незнайка. – Думать надо, Пиноккио, думать. Нельзя было бить черную ладью, надо было отойти своей ладьей из-под боя, и Дюймовочка ни за что бы тебя не обыграла. Ты мог пойти, например, вот так:

    – А я думал, бить в шахматах обязательно, – удивился Пиноккио.

    – Нет, – объяснил Незнайка. – Можно бить, можно и не бить. Надо искать лучший ход.

    Советы родителям

    Четвертая глава – одна из важнейших в книге. Ребенок учится выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит под боем, не подставлять свою ладью под удар вашей.

    На первой стадии обучения ребенок осваивает ход и взятие каждой из фигур, сражается с вами ограниченным числом фигур. Рекомендуем игру «на уничтожение»: ребенок играет одной-двумя белыми фигурами, вы – одной-дву-мя черными фигурами. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. В этих элементарных дидактических играх малыш прочувствует силу и слабость каждой фигуры в единоборстве с аналогичными и другими фигурами, уловит, что «умеет», а чего «не умеет» каждая конкретная фигура.

    Поудобнее расположитесь за шахматной доской или шахматным столиком и сразитесь с ребенком в дидактической игре «Ладья против ладьи». Поставьте в противоположные углы шахматной доски белую и черную ладьи. Цель игры: побить ладью противника. Очевидно, что при аккуратной игре выиграть никому не удастся – достаточно не ставить свою ладью на линию, где расположена ладья партнера. Простота подобного единоборства обманчива, не торопите ребенка – это его «боевое крещение». Следите за тем, чтобы малыш правильно выполнял ход ладьи (не перескакивал ею на соседнюю линию) и не ставил свою ладью под удар вашей. Не исключено, что вначале малыш будет часто подставлять свою ладью под бой. Не сердитесь на него, терпеливо поправляйте и задавайте наводящий вопрос: «Не возьму ли я здесь твою ладью?». «Ошибайтесь» сами, ставя свою ладью под удар ладьи малыша. Если ребенок не заметит вашей «ошибки», заострите на ней его внимание.

    Первые победы доставляют ребенку большое удовольствие, прибавляют желания учиться играть в шахматы. Вам не один раз придется проводить с малышом подобные учебные игры-партии, пусть они проходят примерно по такой же схеме.

    Особенность игры «Ладья против ладьи» в том, что ни одна из ладей не может напасть на ладью противника – ведь она сама окажется под боем и будет побита. Поэтому выиграть тут можно лишь при грубой ошибке партнера. Когда ребенок сможет сносно сражаться ладьей против ладьи, введите в игру еще одну черную ладью и разыграйте положение, в котором Пиноккио проиграл Дюймовочке. Малыш играет и начинает белой ладьей, вы владеете двумя черными ладьями. Ребенок должен сообразить, что нельзя бить защищенную ладью, ведь тогда вы побьете его единственную ладью и игра окончится. Против двух ладей ребенку играть гораздо труднее – в этом случае легче подставить под бой свою ладью.

    Когда малыш приобретет навык и в подобной игре, сыграйте двумя ладьями против двух. Обратите внимание ребенка на то, что здесь иногда можно ставить одну из ладей под бой, если она защищена другой ладьей. Ведь тогда вы побьете ладью ребенка, он – вашу, и у вас останется по одной боевой единице. Это размен. Объясните малышу, что если никто из вас не побьет все фигуры противника, то это ничья – никто не выиграл, никто не проиграл. До возраста четырех с половиной лет дети уверенно разыгрывают на большой доске, как правило, лишь двухладейные положения. Поэтому не журите малыша и не считайте его неспособным, если он часто будет ошибаться в четырехладейных позициях. Умение координировать действия фигур приходит с возрастом и опытом. Более эффективна на этой стадии обучения игра на фрагментах шахматной доски. Игру «Ладья против ладьи» можно сделать достаточно зрелищной, если вы с ребенком примете на себя роли белой и черной ладьи и поиграете, например, на клетчатом паркете, ограничив поле боя участком две клетки на две, две на три и т. д. Или нарисуете фрагменты шахматной доски мелом на асфальте.

    Для игры с детьми 3,5 лет можно предложить начальные положения 1–21:

    Как известно, любую шахматную позицию или партию можно записать с помощью шахматной нотации. Поля большой шахматной доски обозначаются по горизонтали буквами латинского алфавита – a, b, c, d, e, f, g, h, а по вертикали арабскими цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Шахматные фигуры обозначаются так: король – Кр или ?, ферзь – Ф или ?, ладья – Л или ?, слон – С или ?, конь – К или ?. При записи шахматной партии пешки не обозначаются. При записи хода краткой шахматной нотацией (которой мы будем пользоваться) вначале указывается порядковый номер хода, который отделяется от самого хода для белых точкой, а для черных – тремя точками. При ходе белых и ответе черных номер указывается только для белых. После порядкового номера хода и точки указывается обозначение фигуры, делающей ход (кроме пешек), и поле, на которое она пошла. Например: 1.е4 ?с6. Если производится взятие, то между обозначением фигуры и полем, на котором она бьет, ставится двоеточие (кроме взятия пешкой). Например: 25.?:е6 ?:b2. При взятии пешкой указывается вертикаль, с которой пешка пошла, и вертикаль, на которую она попала. Например: 35.abcb. Кроме того, сильный ход обозначается! очень сильный ход – !!, слабый ход – ? грубая ошибка – ??, любой ход – ?. Вернемся к нашим дидактическим позициям. Ребенок играет во всех положениях белыми и начинает. При точной игре противников белые выигрывают в позициях 1–10, 13, 14, 17–19, а в остальных положениях шахматные сражения заканчиваются ничьей. В четырех первых положениях белые выигрывают в один ход, сразу побив черную ладью. В четырех следующих позициях белые одерживают победу в два хода. Сначала они берут любую черную ладью, а вторым ходом – оставшуюся. В позиции 9 сразу решает 1.?:аЗ, а в 10 – 1.?:b2. В положении 11 к ничьей ведет 1.?а З ?b1 2.?а2 ?bЗ 3.?а1 ?b2 4.?а З ?b1 и т. д., а в 12 1.?b2! и дальнейшее уклонение от размена. В двух следующих положениях в один ход выигрывает 1.?:а4. В 15 для ничьей достаточно и 1.?а2, и 1.?а З, а в 16 и 1.?b1, и 1.?b4. В положениях 17–19 белые сразу бьют черную ладью, а в двух последних позициях при точной игре – ничья. В 20 можно играть 1.?b1 или 1.?с2, а в 21 нельзя играть 1.?a1 или 1.?d4.

    Занятия с детьми 4,5 лет желательно разнообразить положениями 22–32:

    В позиции 22 выигрывает только 1.?:b2. Особенность следующих двух положений в том, что начинающая сторона проигрывает. Положения призваны активизировать мысль ребенка, заставить его призадуматься и сказать: «Ты начинай!» В положении 25 ничью дает только 1.?а2 и дальнейшее уклонение от размена ладьями. Позиции 26 и 27 решаются одним ходом 1.?:bЗ. В 28 надо играть 1.?а4, а затем располагать ладью на неатакованных полях вертикали «а». Это гарантирует ничью. В позиции 29 быстрее всего выигрывает 1.?с1 или 1.?сЗ – важно ограничить подвижность черной ладьи, а не играть прямолинейно на размен (любопытно, что данная позиция предлагалась для разыгрывания детям 9–10 лет, которые затрачивали на поиски путей к победе гораздо больше времени, обычно начиная так: 1.?1а2 ?b1 2.?а1 ?b2 3.?За2 ?bЗ и т. д.). В три хода выигрывают белые в позиции 30 после хода любой ладьей на «а2» или «b1».

    Чтобы достичь ничьей в положении 31, надо вначале сыграть 1.?а4 и затем аккуратно подбирать места остановок белой ладьи. В последнем положении сразу выигрывает 1.?:а4.

    Дидактическую игру с детьми 5,5 лет целесообразно дополнить разыгрыванием положений 33–40:

    В позиции 33 выигрывает лишь 1.?3:а2! (так как на «а2» могут побить обе белые ладьи, указываем, что сюда перешла ладья с третьей горизонтали), в положении 34 – 1.?а: аЗ (на «а3» бьет белая ладья с вертикали «а»), в положении 35 – 1.?:аЗ. В 36 белые берут верх после 1.?а: а4 или 1.?b: b1. В трех следующих положениях выигрывает тонкий отказ от взятия: 37 – 1.?a1, 38 – 1.?с2!, 39 – 1.?а1!, и черным приходится отдать свои ладьи. В позиции 40 белые проигрывают, сопротивление можно лишь чуть продлить после 1.?b2 (любой ладьей). Игра на маленьких досках имеет свои закономерности. Так, при своем первом ходе белые, имея две ладьи против одной, всегда выигрывают только на фрагментах «две на две клетки» и «три на три клетки» (например, позиции 22, 29, 30). Только на фрагменте «две на две клетки» одна ладья может одолеть две при определенном их взаиморасположении (например, позиции 5, 6).

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    sport.wikireading.ru

    Как ходит шахматный конь — Шахматный портал Chessknigi.ru

    Самая любимая фигура всех детей – шахматный конь. Многих родители уже научили ходить конем. Наша задача помочь вам научиться еще лучше прыгать этой шахматной фигурой.
    Известно, что конь ходит буквой «Г». Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и шахматный конь может оказаться совсем не там, где нужно.

    Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону. Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7).
    Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7).

    Или так: ход ЛАДЬИ + ход СЛОНА. Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3) или цифре 4 (поле f3).

    Поиграем в Цветочки. Вы видели когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
    Так вот. Нашему шахматному коню спутали ноги на поле е5 (диаграмма выше). А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
    Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7.
    Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
    Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

    Шахматные ходы коня

    Наш сытый шахматный конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол по шахматной доске. Захотелось белому коню, живущему на поле а1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог много. Вот одна из них.
    Ka1 – b3 : с5 – d7 – e5 – f7 : h8
    По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
    Kh8 – g6 – h5 – g2 – e3 – c2 : a1
    Часто путешествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7. А вот оттуда в угол не попасть.

     

     

    Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры. Постарайся попасть конём в угол доски. Смотри не свались с доски!
    Для коня с6:
    1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8 3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
    Для коня g7:
    1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
    Для коня a2:
    1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
    Для коня g1:
    1. Kg1 – h4 2. Kh4 – f2 3. Kf2 – h2

    Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня? При прыжке он всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.
    Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?
    Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

    Шахматный конь — задачки

    Чтобы вы стали настоящим шахматным джигитом, выполните такие задания.
    1. Дома немного попрыгай конём по доске.
    2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачите на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
    3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
    4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки. Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
    5. Обойти конем всю доску нелегко! Нарисуй в тетради квадрат размером 8×8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2», на а5 – пишем «3», b7«4»).
    Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

     

    Всеволод Викторович Костров

    Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

    chessknigi.ru

    КАК БЬЕТ СЛОН В ШАХМАТАХ: Бьет пешка не так, как ходит (в отличие от других фигур):

    Слон перемещается по диагонали на любое расстояние, учитывая то, стоит на его пути какая-нибудь фигура, или нет – это основное, что нужно знать о том, как ходит слон в шахматах. Если вспомнить изначальную расстановку, то окажется, что одна фигура находится на светлой клетке, другая на темной.

    Всего у каждого игрока два слона, каждый из который занимает либо белое, либо черное поле. Ходить слон может со своего места в любую сторону на шахматной доске, только по диагонали. За один ход можно совершить одно движение фигурой. У него есть возможность передвижения исключительно на одну клетку, но совершенно в любую сторону, в том числе и по диагонали. Один из слонов может ходить по диагоналям белого цвета, второй – черного, благодаря чему их столкновение является невозможным.

    В каком бы месте доски она не располагалась, ладья так или иначе контролирует сразу 14 полей. Также она может связывать пешки и фигуры по горизонтали и вертикали. Когда она достигает 8-й или 1-й горизонтали на поле противника, она превращается в любую фигуру, кроме короля. А главная слабость состоит в том, что к половине клеток на доске у слона нет доступа. А так как слоны ходят по диагоналям, то получается, что на какого цвета поля слон стоит в начальной позиции, такого цвета и будут поля, по которым он будет ходить всю партию.

    В шахматах существует 6 различных видов фигур: король, ферзь, ладьи, слоны, кони и пешки. В шахматы играют два человека: один черными фигурами, другой – белыми. Каждый игрок имеет по 16 фигур (боевых единиц): по одному королю и ферзю, по две ладьи, по два коня и слона, и по 8 пешек. Каждая фигура ходит по-разному… Его ход похож на смесь ладьи и слона. Ферзь не может перепрыгивать через фигуры. Это значит, что фигура может перемещаться и по вертикали, и по горизонтали, и наискось. Ход коня похож на букву «L». Конь всегда заканчивает ход на поле противоположного цвета. Конь может перепрыгивать через фигуры, но он не есть те фигуры, через которые перепрыгнул.

    Конь и слон считаются в шахматах «легкими фигурами». Звучит, конечно, странновато, в жизни их легкими никак не назовешь 🙂 Но, как назвали, так назвали. Но все меняется, стоит лишь разобраться, как ходят фигуры.

    Справка: Конь, король и ферзь могут с одного поля походить в восьми разных направлениях. Слон и ладья – лишь в четырех. Делать она это может на любое количество полей, если на них нет препятствий в виде фигур чужих или своих. Рубить ладья может все чужие фигуры, за исключением короля.

    Слон примерно эквивалентен коню. Ближе к эндшпилю, если пешки на обеих сторонах доски, слон становится сильнее коня, но конь немного сильнее если пешки только на одной стороне. В самом первом ходе пешка может пойти на пару клеток вперед. Направляться назад она ни в коем случае не может. Если же какая-либо фигура расположена прямо перед ней, то пешка не имеет возможности ни побить ее, ни сделать ход, пока место впереди не освободится. Таким образом, король может лишь забирать клетки соперника, а стоять рядом с ним – нет, так как сам же окажется под ударом в первую очередь. Осуществить мат можно при помощи любой фигуры, а также пешки, однако король королю не имеет права его объявлять. Разменивать ферзя на любую фигуру, кроме вражеского ферзя, невыгодно (ведь ферзь самый сильный).

    На изображении нижняя пешка всё ещё стоит на своём месте, и поэтому может двигаться на одну или две клетки вперёд (отмечены зелёным крестиком). Она может съесть чёрные пешки (отмечены красным крестиком), походя по диагонали (в других случаях по диагонали ходить нельзя). Верхняя пешка уже была сдвинута со своего места, поэтому она может двигаться только на одну клетку вперёд. Она также может съесть чёрные пешки, походя по диагонали. Ранее пешки считали бессмысленными фигурами и их старались поскорее разменять.

    Вопрос о том, как ходят фигуры в шахматах, а особенно самые сильные, является достаточно популярным не только среди новичков, но также и у любителей. Ладья – это уникальная фигура, которая совмещает в себе возможности и короля, и ферзя. То есть она может ходить на любое количество клеток, но только по вертикали или горизонтали. Кроме того, ладья легко может принять участие в рокировке вместе с королем. Рокировка невозможна в тех случаях, когда король становится на атакованное соперником поле или в момент когда он уже атакован.

    Как ходит слон и ладья в шахматах

    Ладьи по углам, рядом кони, затем слоны. В центре находятся ферзь (на клетке такого же цвета, как и сама фигура) и рядом на пустой клетке ставится король. Пешки – вообще не фигуры. Ферзь – в любом направлении. Она ходит и как слон, и как ладья (ходы слона и ладьи мы рассмотрим далее). А может и, как слоны, по диагоналям черным и белым. Также он и рубит фигуры соперника.

    Ладья – фигура, стоящая с краю поля. Ладья ходит по вертикали и диагонали на произвольное число полей. Фигура может двигаться как назад, так и вперед. Ладья не очень популярна в шахматных партиях, однако часто служит в качестве вспомогательной фигуры. В процессе игры происходит движение шахматных фигур по доске и, при необходимости, их снятие.

    Еще интересное:

    callbollonez.ru

    Как ходят фигуры в шахматах: особенности перемещений

    Многих новичков беспокоят различные вопросы о том, как играть в шахматы. Как ходят фигуры – это основа всех перемещений и ходов. Именно с этого и начинается обучение. Стоит остановиться на них подробнее.

    Всего существует 6 типов фигур: пешка, ладья (или тура), слон (его еще называют офицером), конь, ферзь (иначе королева) и король. Все они ходят по-разному. Также имеются свои тонкости в передвижениях в зависимости от игровой ситуации. Итак, поговорим о каждом в отдельности.

    Пешка

    Как ходят шахматные фигуры из второго ряда? Пешки самые многочисленные (их 8 штук), но и самые слабые персонажи. Идти они могут только вперед и только на одну клетку. Вернуться назад им уже нельзя. Бьют данные фигуры несколько иначе — смещаясь по диагонали. Единственный случай, когда пешка может прыгнуть на 2 клетки вперед – это в самом начале боя, совершая свой первый ход.

    С другой стороны, пешка, достигнувшая противоположного края доски, может превратиться в любую другую фигуру. Чаще всего шахматисты останавливают выбор на ферзе из-за его универсальности, но, если потребует игровая ситуация, «рядовой» может стать и офицером, и ладьей, и конем.

    Тура

    Перейдем к первому ряду. Как ходят фигуры в шахматах, спрятанные за пешками? Тура ходит по прямой, как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, которое она может перешагнуть, неограниченно. Остановиться она также способна в любой точке. Движение назад не запрещено. Но ладья не может перепрыгивать через другие фигуры. Бьет она по ходу: идет по прямой, уничтожает соперника и занимает его место. Все это не отклоняясь от своей линии движения.

    Есть особенный ход – рокировка. В нем могут принимать участие только не делавшие хода король и тура. Если один из них или оба уже двигались по полю, то рокировка не может состояться. Суть данного перемещения в том, что король сдвигается на 2 клетки к туре, а та переставляется за короля. Это единственный случай, когда в пределах одного хода задействованы сразу 2 фигуры.

    Конь

    Продолжим изучать шахматы. Как ходят фигуры, о которых слышали даже далекие от игры люди? Перемещение коня похоже на букву «Г». Он перепрыгивает через 2 клетки и встает на третью, перпендикулярно предыдущему движению. Шаг может быть сделан как вертикально, так и горизонтально. Повернуть конь также способен в любую сторону. Поэтому у данной фигуры, стоящей в центре поля, есть 8 вариантов передвижений. В результате хода конь всегда оказывается на поле противоположного цвета.

    Еще одно преимущество коня – он может перепрыгивать через другие фигуры, в том числе и вражеские, не съедая их. Без последствий для себя он атакует ферзя, ладью или слона, т. к. они ходят совсем иначе и не смогут настигнуть хитреца. Чтобы бить, конь должен занять место атакуемой фигуры. В противном случае он просто через нее перепрыгнет.

    Офицер

    Как ходят фигуры в шахматах, если это слоны? По диагоналям. У каждого игрока есть «белый» и «черный» слон. Такое название дается из-за начального цвета поля, на котором стоит фигура. Изменить его невозможно. Офицер не может перепрыгивать через другие фигуры. В остальном его перемещения не ограничены: в любом диагональном направлении на какое угодно количество клеток. Чтобы съесть вражескую фигуру, стоящую на пути офицера, нужно поставить его на ее место.

    Ферзь

    Самая маневренная и мощная фигура. Ходит так же, как слон и ладья, вместе взятые. То есть по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток и во всех направлениях. У него есть только одно ограничение: нельзя перепрыгивать через фигуры. В случае опасности ферзь может скрыться в любом направлении. При необходимости – атаковать с какой угодно точки доски. Ферзь – самое сильное оружие в руках шахматиста.

    Король

    Самая важная и требующая постоянной защиты фигура. Ей и завершим изучение вопроса о том, как ходят фигуры в шахматах. У короля практически нет возможности скрыться, т. к. он может переместиться только на 1 клетку. Конечно, ходить он может в любом направлении: по диагонали, вертикали или горизонтали. Но и контролировать его тоже довольно легко при условии значительного удаления. Король ест вражеские фигуры так же, как и ходит, — перемещаясь на 1 клетку. Вот все, что можно сказать про то, как ходят фигуры в шахматах.

    Именно с королем связано окончание игры. Ему ставят мат. Это означает, что самая главная фигура находится под ударом, и скрыться ей негде: кругом противники. Своих фигур, за которыми можно спрятаться, тоже нет поблизости. Если создается такое положение, партия заканчивается. А тот, кому поставили мат, считается проигравшим.

    Шах – это такое положение, когда король под ударом, но он может уйти или заслониться. Также не исключено, что угрожающую фигуру можно съесть. Короля нельзя оставлять под ударом. Как ходят шахматные фигуры в этом случае? Все действия игрока должны быть направлены на защиту короля.

    Пат – очень интересная ситуация в игре. В этом случае сам король не под ударом, ему не объявлен шах, но и ходить ему некуда: все остальные клетки контролируются вражескими фигурами. Свита при этом тоже не может прийти на помощь. Пат засчитывают за ничью, партия заканчивается.

    Вот и все, что касается основного элемента при игре в шахматы. Как ходят фигуры, известно, можно приступать к партии.

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *