Бьют ли пешки в шахматах назад – «Как бьют пешки в шахматах?» – Яндекс.Знатоки

    Могут ли пешки бить назад в шахматах

    Пешки в шахматной партии применяют для достижения превосходства над соперником и помощи более сильным фигурам. Благодаря тому, что пешек на поле 8 штук, при правильном использовании они могут разобраться даже с самыми сильными фигурами на поле.

    И если одна пешка вряд ли сможет кардинально изменить исход боя (особенно в дебюте), то сплоченной командой они могут даже поставить королю мат.

    Основным козырем пешек является их численное преимущество. Также из особенностей пешек можно отметить возможность ходить вперед сразу на два поля из начальной позиции, а также превращение в любую другую фигуру по достижении крайней горизонтали противника. Если пешке удается добраться до противоположного края поля, то она превращается в любую фигуру на усмотрение игрока.

    С помощью пешек исчисляется значимость других фигур. Так, стоимость коня или слона равняется 3-м пешкам, ладья стоит 5 пешек, а цена королевы равняется целым 10 пешкам. Короля в шахматных правилах оценивать пешками не принято, но цена его равняется примерно 4-м пешкам.

    В зависимости от местоположения пешки на поле и расположенных вокруг других фигур, различают такие виды пешек:

    • блокированные;
    • изолированные;
    • отсталые;
    • проходные;
    • связанные;
    • разрозненные;
    • сдвоенные.

    Также пешки могут назваться в зависимости от фигур, рядом с которыми они находятся в начале шахматной партии.

    Первый ход у пешек является особенным. Обычно, именно эта фигура начинает шахматную партию. Иногда партия начинается с хода коня, но такой вариант используется редко. Изначально пешка может перемещаться прямо на одну или на две клетки вперед.

    Далее на поле пешки имеют возможность ходить вперед по вертикали лишь на одну клетку.

    Часто в шахматных партиях пешки упираются друг в друга и продолжать движение дальше не могут. Ввиду особенностей взятия фигуры, побить противника таким образом они не имеют возможности, поэтому будут стоять так, пока им не откроется дорога или не возникнет возможность взять другую фигуру.

    Взятие фигуры пешкой происходит по диагонали на одну клетку. Побить с помощью пешки можно любую фигуру, кроме короля. Таким образом, когда пешка упирается в другую фигуру и не может пойти дальше, она может побить расположенного по диагонали противника, чтобы изменить свое местоположение и обойти препятствие.

    Поскольку пешка бьет по диагонали, у нее под атакой могут находиться одновременно две фигуры. Такие «вилки» существенно ослабляют противника, поскольку под ударом одновременно могут оказаться несколько значимых фигур.

    При движении пешек существует одна особенная ситуация, которая называется «взятие на проходе». При начальном положении пешки на поле, она имеет возможность делать ход сразу на два поля, проскакивая одну клетку. Если в этот момент перепрыгнутое поле находится под боем вражеской пешки, то она может побить данную фигуру.

    Такой прием можно применять только для взятия пешек – с остальными фигурами данное правило не работает. Также прием взятия на проходе можно применять только в ответ на движение пешки противника. Это правило известно многим, но на практике о нем часто забывают, что может привести к потере собственной фигуры.

    Вот видео, где подробно рассказано, про взятие на проходе.

    Пешка осуществляет ходы только вперед. Эта фигура является единственной, которая не может ходить и наносить удары назад или по горизонтали.

    Пешка не может бить назад, поэтому, если на доске по невнимательности игроков происходит такой ход, партия сразу же объявляется законченной, а игроку, который допустил этот промах, засчитывается поражение.

    Превращение пешки является одной из ключевых особенностей данной фигуры. После того, как пешка проходит через все поле до последней горизонтали, она может превратиться в любую фигуру своего цвета по усмотрению игрока. Правилами запрещается превращение только в короля.

    Чаще всего игроки выбирают для превращения фигуру ферзя, поскольку он является одной из наиболее мощных. Выбирать одну и ту же фигуру можно несколько раз. Конечно, такие расклады на поле в реальной игре практически невозможны, но если допустить, что все пешки дойдут до конца поля, то на игральной доске могут одновременно играть 9 ферзей одного цвета. На практике несколько ферзей на поле можно встретить часто.

    Но превращение в ферзя – это не универсальное решение. Выбор следует делать исходя из ситуации. Иногда целесообразным будет превратить пешку в коня или другую фигуру:

    • Если есть возможность поставить шах, мат или создать вилку (одновременно атаковать несколько фигур) сразу после превращения пешки в коня.
    • Если нужно избежать пата или собственноручно создать патовую ситуацию, превратив пешку в слона или ладью.

    Взятие фигуры и превращение пешки может происходить одновременно. Так, если на последней горизонтали стоит фигура противника, которая находится под боем пешки, она может побить ее и сразу же превратиться в выбранную игроком другую фигуру.

    • Создавайте цепочки. Расставив пешки по цепочке по диагонали, можно выстроить мощную защиту и поймать в нее вражескую фигуру. Если одна из пешек попадет под удар, другая сразу же побьет фигуру противника.
    • Избегайте расположения пешек друг над другом. Так они не защищают друг друга, поэтому их можно легко потерять.
    • Занимайте с помощью пешек центральную часть поля. Таким образом, можно получить пространство для безопасного движения собственных фигур.
    • Не трогайте пешки, расположенные около короля, как можно дольше. Пешки отлично защищают ключевую фигуру на поле. Если лишить его этой защиты, фигура сразу же становится уязвимой для атак противника.

    Пешка в шахматах – довольно слабая фигура, но в этом и заключается ее преимущество. Пешки не тяжело терять, поэтому с их помощью можно вести отличную борьбу, не боясь лишиться более сильных фигур. Благодаря своим особенностям и при правильной игре, пешка может увеличить количество сильных фигур на поле. Не следует переживать, отправляя пешки в бой, но стоит постараться довести максимальное их количество до противоположной стороны поля, чтобы усилить свои позиции в данной партии.

    источник

    Пешка может показаться незначительной фигурой. Она не относится к представителям первого эшелона, обладающим большими возможностями. Нередко пешками жертвуют, чтобы выполнить продуктивную комбинацию. Но это не значит, что пешки не заслуживают внимания. Недаром их называют солдатами, именно эти фигуры порой решают исход сражения. Начинающему шахматисту нужно знать все их возможности, уметь пользоваться ими в процессе игры. Стоит изучить, как ходят пешки и классические дебюты, в которых они принимают важное участие, хорошо освоить тактику их использования.

    Перед началом игры все восемь пешек выстраиваются в ряд. У белых они стоят на втором горизонтальном ряду, у черных на седьмом. Количество можно считать главным преимуществом этих фигур. То, с чем невозможно справиться в одиночку, легко решается, если действует сплоченная команда. Умелый игрок может использовать эту особенность пешек. Есть реальная возможность одними этими фигурами королю противника поставить мат.

    Имеется у пешек еще одно существенное преимущество — только для них в шахматах есть правило превращения. Пешка, которая сумела достигнуть последней клетки на противоположном краю доски, может стать любой фигурой по выбору игрока. Заветным желанием каждого шахматиста является получение еще одного ферзя, существенно расширяющего возможности, но можно сделать пешку слоном, ладьей (турой) или конем. Она не может только стать королем. Когда пешка превращается в другую фигуру, она убирается с доски, ферзь, слон, конь или ладья устанавливаются на клетку, до которой дошла пешка. Поэтому запомните: если пешка дошла до конца доски, весь ход шахматной игры может перевернуться, т.к. она легко может превратиться в ферзя!

    В шахматах принята шкала цены фигур. Она берется во внимание, когда нужно пожертвовать одной из них для осуществления комбинации. Стоимость:

    • слон и конь – стоят по 3 пешки;
    • ладья – 5;
    • ферзь – 7.

    По этой шкале можно оценить возможности «солдат».

    В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:

    • изолированными или блокированными;
    • сдвоенными;
    • отсталыми;
    • проходными
    • связанными;
    • разрозненными.

    От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.

    Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.

    Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.

    Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.

    Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях «лоб в лоб». Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.

    Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.

    Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:

    1. белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
    2. на клетке a4 стоит черная пешка;
    3. черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.

    Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.

    Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.

    Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!

    Изучив все возможности и ограничения, предусмотренные для пешек, можно реально оценить их роль в шахматной игре. Не нужно недооценивать этих исполнительных «солдат». С их помощью можно решать немало задач и создавать для противника сложные ситуации.

    источник

    Добрый вам день, дорогой друг!

    У людей несведущих отношение к пешкам слегка пренебрежительное. И совершенно напрасно. Давайте разберемся, как ходит пешка и какими интересными возможностями обладает эта непритязательная на вид фигура. Вы узнаете даже об одном ее ходе, о котором многие даже и не подозревают. Поехали.

    Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете.

    Если вы не любите читать, то смотрите видео:

    Пешки располагаются на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Их по восемь у каждой стороны.

    Относительная ценность пешки в шахматах — три пешки эквивалентны легкой фигуре — коню или слону. Пять пешек -ладье. Подчеркиваем — относительная ценность. Все зависит от позиции.

    Как известно, на войне пехота — царица полей. В шахматах: Пешка — душа партии.

    Именно пешки создают неповторимый ландшафт на шахматной доске . Именно первые ходы пешками задают различные дебюты:

    • 1.е2-е4, с7-с5 — сицилианская защита
    • 1.е2-е4, е7-е5 — целое семейство дебютов, называемых открытыми
    • 1.d2-d4, f7-f5 — голландка
    • 1.c2-c4, c7-c5 — английское начало

    Продолжать можно очень долго. Суть в том, что именно начальные пешечные построения определяют дальнейшие стратегии середины игры и даже эндшпиля. Часто вокруг пешечных цепей и строится вся игра.

    Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:

    • Не ходит назад , только вперед.
    • При достижении восьмой горизонтали белая пешка и при достижении первой черная, — чудесным образом превращаются в другую фигуру
    • Может взять пешку противника через битое поле, то есть “на проходе”

    Об этих и некоторых других особенностях пешек, — чуть подробнее:

    В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля ( через клетку ) вперед .

    Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

    При записи ходов в шахматах принято указывать первую букву ходящей фигуры. Пешка — исключение (и тут исключение!) — буква не указывается.

    1.с2-с4 f7-f5 Вначале строки ход белых, затем черных

    Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.

    Например: 1. f3: g4 или 1. е5:d4

    Пешка, расположенная на в5 прямо вперед пойти не может, однако может продвинуться путем взятия коня. 1. в5:а6

    Двоеточие в шахматной записи означает взятие.

    Исключение из этого правила — взятие на проходе. Об этом приеме в следующем пункте нашей программы.

    В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.

    1.с2-с4 в4:с3 или 1. ….f7-f5 2. g5:f6

    На проходе можно побить только пешку. Какую-либо другую фигуру побить нельзя.

    Важно! Возможность взятия на проходе можно использовать только один ход. То есть в ответ на движение пешки противника.

    Настоятельно рекомендуется не забывать это правило во время партии. Ибо иногда забывчивость может привести к диаметрально противоположному результату. Например:

    Они рассудили так: двигаю пешку в ферзи, черный король не успевает задержать мою пешку. Белый же король успевает подойти к черной пешке у поля превращения и забирает. Белые проводят пешку в ферзи и достигают выигрышного положения. Однако,

    Мечтам о победе не суждено сбыться. Черная пешка берет белую на проходе!

    Более того, после взятия белый король не успевает задержать черную пешку, та проходит в ферзи и выигрывают уже черные!

    В записи два вопросительных знака означают очень слабый ход, восклицательный — сильный ход.

    Такие вот метаморфозы могут происходить. Правила игры важно знать и уважать.

    Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.

    Это поистине джекпот в жизни любой пешки ! Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она вправе превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.

    Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.

    Само собой пешку чаще всего превращают в ферзя. Таким образом, на доске могут оказаться сразу несколько ферзей. А если точнее, — 9 одного цвета. На практике такого не бывает, однако два ферзя — не такое уж редкое явление.

    Однако, бывают случаи, когда правильнее превратить пешку в какую-либо иную фигуру, кроме ферзя. Пример:

    Если превращать пешку в ферзя, черные играют: 1… Фb7-f3+ и забирают пешку f2. На доске равенство. Ничья? Отнюдь! Есть решение получше:

    Белая пешка превращается в коня! 1. d8K!!

    При этом белые ставят вилку: объявляют шах и следующим ходом забирают ферзя. После этого позиция белых выигранная.

    Правило взятия, разобранное нами выше, действует и при превращении.

    То есть пешка берет фигуру противника и одновременно превращается в другую фигуру. Как-бы двойной эффект: 1.d7:с8Ф

    Сила пешечной цепи в том, что пешки защищают друг друга. Если противник побьет пешку е5, пешка d4 побьет фигуру противника. Аналогично с пешками d4 и с3. А вот пешка в2 нуждается в защите.

    • Избегайте “сдвоения” пешек. Особенно “изолированных”

    Ни одна из белых пешек не защищена другой пешкой. Это означает, что их легко потерять или попросту “зевнуть”, что не такая уж редкость для начинающего шахматиста.

    • Занимайте пешками центральные поля

    Пешки в центре доски создают пространство для других фигур.

    • Не двигайте пешки от короля в начале или середине партии

    Пешки отличные защитники для короля. Движение пешек от короля ослабляет его позицию и дает возможность противнику атаковать вашего монарха.

    • Избавляйтесь от жаргона начинающих игроков

    Например, слово “рубит” или того чище — “ест ”, вместо “берет”. Срубил, снял, съел — жаргон начинающих и слабых шахматистов. Более менее квалифицированные шахматисты такие слова не используют. Правильно — “взял пешку”, “берет”, “побил”.

    Благодарю за интерес к статье.

    Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

    1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
    2. Напишите комментарий (внизу страницы)
    3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

    источник

    Д рузья, я приветствую Вас! Хотите узнать больше об игре в шахматы? Тогда давайте для начала узнаем, как бьет пешка в шахматах. Из описанного ниже материала Вы узнаете, какую силу «на поле боя» представляют собой пешки, как ими бить, как они ходят и каковы их особенности. Собственно, я постараюсь изложить всю информацию, касающуюся пешек, ведь именно они сегодня нас интересуют?

    У государства должна быть армия, состоящая из солдат и офицеров. В шахматах как нельзя лучше это отражено. Так вот, простыми, рядовыми солдатами являются пешки. Вы наверняка не раз слышали из голливудских фильмов что-то типа «ты пешка в моих руках» или подобное.

    Слово «пешка» как в игре, так и в жизни, подчеркивает низкий статус фигуры. Простые солдаты (наши с Вами пешки) – это расходный материал, использующийся для достижения превосходства или преимущества над соперником: «Пожертвовал пешкой – получил преимущество». Но давайте обо всем по порядку, а то что-то я разогнался.

    Как Вы могли заметить, рядовые фигуры шахмат – «пушечное мясо», уж простите за выражение. Но это «мясо» многочисленно (целых восемь штук, в то время, как других фигур – 1-2), и в руках умелого игрока оно способно загнать в угол даже самую сильную фигуру.

    Слышали выражение «Один в поле не воин»? Оно применимо к одной пешке – она мало что решает, и не сможет одна повлиять на ход «боя». Но вот их объединение из нескольких фигур способно поставить мат королю. Проще говоря, вместе – сила, поодиночке – ничто. Сразу вспомнилась шахматная партия из экранизации первой части Гарри Поттера.

    Интересный факт, но значимость других, более высоких фигур исчисляется в количестве пешек, то есть конь стоит 3-х пешек, как и офицер (слон), ладья (тура) – 5, а за ферзя (королеву) дают аж 9-10 пешек. Видите, все большое строится из малого. Короля, кстати, оценивать пешками не принято, но все же он стоит 4-х пешек. Да, так мало ввиду его особенностей.

    Я вот дерзнул отнести пешку к фигурам, и боюсь, что сейчас на меня набросятся гроссмейстеры с криком «Пешка не фигура!». Но сделал я это для обобщения и лучшего понимания, хотя гроссмейстеры правы – пешка фигурой не является. Пешка – это пешка, а фигуры – это все остальные «действующие лица» шахматной партии. Кстати, фигуры делятся на легкие и тяжелые, и ни к одной классификации пешка не относится, подтверждая свой низкий статус.

    Главный «козырь» пешек – их массовость. Но на этом их особенности не заканчиваются. В начале игры любая пешка (не заблокированная: перед ней нет ни союзных, ни вражеских фигур) имеет возможность походить на два поля сразу (один квадрат – одно поле). То есть пешка из исходной позиции может перепрыгнуть один квадрат.

    Еще одной удивительной и моей любимой особенностью обладает пешка – это превращение. Если пешка смогла каким-то образом дойти до крайней горизонтали противника, то она может быть превращена в любую другую фигуру по выбору игрока. Обычно – это королева (как самая сильная фигура), но в отдельных ситуациях могут быть выбраны другие шахматы – слон, ладья, конь. Естественно, своего же цвета.

    Подобное превращение может произойти со всеми пешками (если, конечно, удастся их дотащить до тыла противника). Таким образом, на шахматном поле у Вас может быть сразу 9 королев. Только представьте! Хотя подобный исход маловероятен, но по правилам все «законно».

    В зависимости от положения на поле, у пешек может быть разный статус: блокированная, изолированная, проходная и так далее. Не буду в это вникать – это так, прикладная терминология, которую знать положено только ярым фанатам этой игры.

    Пешка способна бить только по диагонали на одну клетку (поле) вперед. То есть, стоящие друг перед другом (возможно сзади) или сбоку друг от друга пешки не способны нанести какого-либо вреда одна другой. Только по диагонали. Получается, что побив пешкой какую-то фигуру, Вы можете поставить на одну вертикаль две и больше пешек.

    Ходит она просто – одна клетка вперед или две клетки, если эта фигура еще стоит на исходной позиции, и Вы ее не двигали. Кстати, Вы можете походить обычно на одно поле вперед, не использую способность «прохода» — перепрыгивания через одно поле.

    Взятие на проходе. Еще одной уникальной способностью обладают пешки. Помните, я говорил о такой особенности пешки, как первый ход (из исходной позиции), где любая пешка может перепрыгнуть одно поле? Так вот, если Ваша пешка ходит таким образом, а на соседней вертикали стоит пешка противника, то противник спокойно может побить Вашу пешку своей. Причем его пешка станет на то поле, через которое Вы перескочили. Вы прошли (перепрыгнув одну клетку), а он у Вас забрал пешку. Отсюда и «взятие на проходе». Вам понятнее будет, если взгляните на рисунок.

    Обычно объединение пешек (3-4 штуки) выстраивают в шахматном порядке, чтобы задние ряды прикрывали передние, а сами задние будут прикрываться более мощными фигурами, которые хороший игрок не спешит сильно двигать вперед.

    К тому же вывод ладей всегда затруднителен: они находятся в углу. Вот они, в большинстве случаев и являются прикрытием всей группы пешек, хотя все это объединение можно легко «развалить» всего лишь одной фигурой при правильном командовании.

    Пешка ходит вперед, а бьет по диагонали, и все это на одну клетку. Мы же с Вами свободные люди, и можем делать больше. Поэтому предлагаю Вам подписаться на обновления блога и поделиться статьей со своими друзьями, если подобранный мной материал Вам был полезен. Обязательно оставляйте комментарии и пишите, что думаете. Всем победных партий.

    источник

    А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии – шахматным пешкам. Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры. На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.

    Правило 1 (как пешки ходят)

    Маленькие шахматные пешки ходят
    1) по вертикали, 2) вперёд, 3) на одну клетку.
    Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю.
    Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа.
    1. e5 – e6 h5 – h4
    2. e6 – e7 h4 – h3

    Правило 2 (первый ход)

    Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).
    1. b2 – b4 b7 – b5
    2. d2 – d4 g7 – g5
    3. с2 – с4 с7 – с5
    Все пешки могут пойти на две клетки!
    Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут!
    Теперь внимание! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7 и е6). Ладья, король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится.
    Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.

    Правило 3 (взятия)

    Пешки бьют вперёд наискосок (по диагонали) на одну клетку.
    Посмотрите на белую пешку e2 и чёрную d3. При ходе белых последует
    1. e2 : d3,
    а при ходе чёрных
    1. . . . d3 : e2.
    При записи шахматных ходов три точки после «1» обозначают, что сейчас ход чёрных.
    Такие же взятия могут совершить другие пары пешек: a – b, b – c, f – g.
    Посмотрите на пару b5 и b6. Это встретившиеся пешки. Но теперь у них появилась возможность двинуться вперёд со взятием.
    Шахматные солдаты-пешки смело идут вперёд. Спросим их: «Зачем?» Отправляясь в путь, каждый солдат мечтает дойти до конца и стать генералом. Конечно, пешка мечтает стать ферзём, но может надеть и не такие «высокие» погоны. За этот подвиг пешке присваивают звание, которое она пожелает. Посмотрите на диаграмму. Любая пешка может повысить своё звание.

    Правило 4 (превращения пешки)

    Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля.
    При этом пешка снимается с доски, а на её место становится новая фигура.
    1. b7 – b8 Ф c2 – c1 C
    (b7 : c8 K ) (c2 : d1 К )
    2. f6 – f7 h4 – h3
    3. f7 – f8 C h3 – h2 K
    (f7 : g8 Л ) (h3 : g1 С )
    После записи хода обозначим фигуру, в которую превратилась пешка.
    Пешка b7 пошла на b8 – ферзь . —-> b7 – b8 Ф
    Пешка c2 бьёт на d1 – конь . —-> c2 : d1 К
    Как ты думаешь, сколько ферзей одного цвета может быть на шахматной доске одновременно? Оказывается, 9 (в 8 ферзей могут превратиться пешки и ещё один свой. Не забыли про него?).

    Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

    Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»), то последняя может её побить.
    Правило действует только один ход.
    На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе.
    1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки:
    1. . . . g7 – g5;
    2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную;
    3-ая часть – что получилось после взятия:
    2. h5 : g6;
    На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3, которое преодолевает белая пешка e2, и пару «голодных» чёрных пешек d4, f4, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить:
    1. e2 – e4 так как чёрные пешки d4 и f4 могут совершить взятие на проходе: 1. . . . f4 : e3 (d4 : e3).

    Всеволод Викторович Костров

    Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

    источник

    Шахматная доска

    Самое старое в шахматах — это, несомненно, доска, поле шахматной битвы. Она разделена на 64 поля — маленькие квадраты, состовляющие в совокупности один большой квадрат. Эти 64 квадрата располагаются в виде восьми горизонтальных и восьми вертикальных линий. Для лучшего обозрения доски эти поля окрашивают попеременно в белый и черный цвет, так что с давних времен шахматная доска имеет такой вид.

    Чтобы получить возможность коротко и ясно объяснять происходящее на доске, каждому полю дали название. Эти математические названия напоминают систему координат, вроде той, которая была установлена Декартом. При этом вертикали обозначаются по порядку буквами: a, b, c, d, e, f, g, h; горизонтали обозначаются цифрами : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Говорят, таким образом, о линии «а», о линии «b» и т.д. до линии «h» или о 1-ом ряде (горизонтали), 2-м ряде и т.д. до 8-го ряда. Так как каждое поле может принадлежать только одной линии и одному ряду, то оно совершенно точно определяется указанием этой линии и этого ряда. Например поле b5 — это поле линии «b», которое находится в 5-м ряду.Эта система дает, таким образом, возможность просто и единообразно обозначать каждое поле на доске.

    Шахматные фигуры

    Войска, которые сражаются на шахматной доске, состоят из белых и черных шахматных фигур. Коротко их называют просто «белыми» и «черными» фигурами.

    У белых и черных имеются одни и те же фигуры: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Таким образом у каждой стороны насчитывается 16 фигур. К началу игры фигуры расставляются определенным, раз навсегда установленным образом, а затем играющие изменяют это расположение, делая поочередно ходы, т.е. передвигая свои фигуры с одного поля на другое.

    Правила ходов

    Ладья может ходить только по прямым линиям (по вертикалям и горизонталям) на любое доступное количество клеток. Ладья не может перепрыгивать через фигуры, рубит также как и ходит.

    Слон ходит только по диагоналям (по клеткам своего цвета) на любой количество клеток. Слон рубит также, как и ходит, и не может перепрыгивать через фигуры.

    Конь ходит буквой «Г», а именно два поля прямо и одно вбок (прыг-скок-и-вбок). Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через препятствия в виде других фигур. Рубит конь также как и ходит, но срубить он может только ту фигуру, на чье место он встает, остальные фигуры остаются на доске (конь их перепрыгивает).

    Ферзь умеет ходить и по прямым линиям и по диагоналям на любое количество клеток. Он также рубит и не может перепрыгивать через фигуры.

    Пешка может ходить только вперед по одной клетке. Назад, вбок и наискосок ей ходить запрещено. Если пешка ни разу не ходила, то ей можно сделать прыжок через клетку, но только один раз. Если же пешка уже сделала ход, то ей разрешается ходить только по одной клетке. Пешка рубит не так как ходит, пешка рубит наискосок на одну клетку в обе стороны. Когда пешка доберется до противоположного края доски, она должна превратиться в любую фигуру, кроме короля по выбору игрока. Еще есть сложное правило, которое называется взятие на проходе — если пешка при своем ходе перепрыгивает через битое поле другой пешки (пешки соперника), то последняя может ее срубить, так, словно она сходила на одну клетку.Взятие на проходе можно осуществить только сразу, иначе это право теряется.

    Король может ходить по одной клетке в любую сторону, также и рубит. Когда на короля нападает чужая фигура, говорят, что королю шах. Король не может находиться под шахом, если королю шах, он должен от него избавиться любым возможным способом — уйти, закрыться или срубить нападающую фигуру. Если это сделать невозможно, то говорят что королю мат. Сторона, которая сумела поставить мат королю противника выигрывает партию.

    Рокировка — это особенный ход, когда король (единственный раз в партии) прыгает через одну клетку в сторону любой ладьи, а ладья прыгает через короля и становится рядом. Рокировку можно сделать, только если выполнены следующие условия: королю нет шаха, король и ладья еще ни разу не ходили, путь от короля до ладьи свободен, после рокировки ни король, ни ладья не находятся под ударом.

    Некоторые случаи ничьей

    Иногда партия заканчивается вничью, то есть ни один из игроков не победил и не проиграл. Такое случается, если у одной из сторон нет ходов, но и нет шаха королю. Такое положение называется пат, и это ничья. Если ни один из противников не чуствует себя в силах довести довести партию до мата, то партия по взаимному соглашению признается ничьей. Это соглашение может быть добровольным или вынужденным. Вынужденная ничья бывает в случае троекратного повторения позиции, нехватки материала ( два короля, король против короля и слона или короля и коня), вечного шаха.

    источник

    hobbymaniya.ru

    Пешка в шахматах

    Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь этим сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.

    Общедоступная информация

    Если Вы просто просматриваете сайт без регистрации, информация о Вас не публикуется на сайте. Когда Вы пишете или редактируете материалы на сайте, вы публикуете каждое слово из того, что написали, и эта информация будет храниться и показываться другим посетителям проекта. Это касается статей, полезных советов, материалов, личных страниц пользователей, комментариев и т.п.

    Какую информацию мы собираем и зачем она нам нужна

    При регистрации вас попросят ввести email адрес и заполнить несколько полей. Эта информация позволит нам присылать вам только те материалы, которые актуальны именно для вашей сферы деятельности и вашего региона. Информация, которую вы указали при регистрации никогда и ни при каких обстоятельствах не будет передана третьим лицам.

    Электронная почта

    Адрес электронной почты, указываемый Вами при регистрации, не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять сообщения электронной почте и другие письма, оправленные пользователями, чтобы обрабатывать вопросы пользователей, отвечать на запросы и совершенствовать наши службы.

    Рассылки и информационные сообщения

    После регистрации на сайте вы будете периодически получать email письма с полезными материалами (статьи, видео, аудио). В конце каждого письма есть кнопка «отписаться», которая навсегда удалит вас из нашей базы данных.

    Куки (Cookie)

    Когда Вы посещаете сайт, на Ваш компьютер отправляются один или несколько файлов cookie. Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер. Когда Вы регистрируетесь на сайте, на Ваш компьютер могут отправляться дополнительные файлы cookie, позволяющие избежать повторного ввода имени пользователя (и, возможно, пароля) при следующем визите.

    Вы можете стереть их по окончании сеанса, если используете общедоступный компьютер и не желаете открывать свой псевдоним последующим пользователям компьютера (в таком случае вам также нужно очистить кэш браузера).

    Мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество своих услуг путем сохранения пользовательских настроек и отслеживания тенденций в действиях пользователей, например, при выполнении поиска. Большинство браузеров изначально настроены так, чтобы принимать файлы cookie, однако Вы можете полностью запретить использование файлов cookie или настроить показ уведомлений об их отправке. Однако без файлов cookie некоторые функции сайта могут работать неправильно.

    Протоколирование

    При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.

    Ссылки

    На этом сайте ссылки могут быть в таком формате, который позволяет отслеживать, пользуются ли ими посетители. Эта информация используется для повышения качества нашей рекламы.

    Изменения в политике конфиденциальности

    Обратите внимание, что политика конфиденциальности может периодически изменяться. Все изменения политики конфиденциальности публикуются на этой странице.

    treningchess.com

    Уроки шахмат_Урок 5 Ходы фигур

    Пешка — самая слабая «боевая единица» в шахматах. Дело в том, что при своем ходе она может передвинутся всего на ОДНО поле, причем только ВПЕРЕД при условии, на пути не стоит какая-либо фигура. И только на ПЕРВОМ ХОДУ, когда пешка еще стоит на своей исходной позиции (для белых — это вторая горизонталь, а для черных — седьмая), она может сходить либо на одно, либо на два (по желанию играющего) поля вперед. В этом ее первое отличие от всех остальных фигур. Ферзь, ладья, конь, слон и король, сделав один или несколько ходов, могут вернуться на поле, на котором когда-то стояли. Пешка же назад уже никогда вернуться не сможет. Чтобы было понятно, посмотрим на диагр. 19.a,b.

    19.a Белая пешка на a2 еще не сделала ни одного хода, стоит на исходной позиции, поэтому играющий может сходить ею либо на a3 (a2-a3), либо на a4 (a2-a4). Белая пешка b3 и черная d4 уже ходили, поэтому у них всего по одному ходу, соответственно на b4 (b3-b4) и d3 (d4-d3).
    19.b На этой диаграмме пешки не дают ходить друг другу (шахматисты говорят — «блокируют»). Поэтому ни у белой, ни у черной пешек нет ни одного хода.

    Следующее отличие пешки от остальных фигур — это то, как она берет фигуры противника. Король, ферзь, ладья, слон, конь берут фигуры противника по ходу своего движения. Пешки же ходят вперед по своей вертикали, но могут взять только те фигуры противника, которые стоят на ближайшем поле по диагонали от них. После взятия пешка встает на то поле, где стояла «вражеская» фигура, и при следующих ходах движется уже по другой вертикали. На диагр. 19.c белая пешка может взять черную (b2:c3), а черная белую (c3:b2).

    Но и здесь есть исключение. Если пешка, назовем ее «первой», сделав ход со своего исходного положения сразу на ДВА поля, перейдет через поле, которое находится под ударом неприятельской («второй») пешки, то последняя вправе взять «первую». При этом бьющая пешка встает не на то поле, куда совершала ход пешка противника, а на «битое» поле, через которое она перепрыгнула. Этот ход называется «ВЗЯТИЕМ НА ПРОХОДЕ» и возможно только при участии двух пешек! Взятие на проходе возможно только немедленно в ответ на ход первой пешки. Если вторая пешка сразу же не возьмет первую, то право на такое взятие теряется. Правило достаточно сложное, давайте разберем его подробнее.

    20.a Белая пешка b2 стоит в исходной позиции, имеет право сделать ход сразу на два поля вперед. Но при таком ходе она перепрыгнет через «битое» поле b3 (поле бьется черной пешкой c4). Все условия взятия на проходе соблюдены.

    20.b Белая пешка сделала ход 1.b2-b4.
    20.c Черная пешка взяла ее «на проходе» 1. … c4:b3. Но если черные сейчас сделают какой-нибудь другой ход, то они потеряют право на такое взятие.

    И еще одно свойство, присущее только пешкам, — это их способность превращаться в другие фигуры. Если пешка, сделав несколько ходов, достигает последней горизонтали (для белых — это восьмая, а для черных — первая горизонталь), то она немедленно превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля, по выбору играющего. Превращение обязательно — пешка не может остаться пешкой. При этом пешка снимается с доски, а на ее место ставится выбранная играющим фигура. Если пешка при этом бьет фигуру противника, то последняя, как обычно, снимается с доски и заменяется фигурой, в которую превращается пешка. Таким образом на доске может оказаться несколько ферзей одного цвета, ладей, слонов и т.д.. Но двух королей одного цвета на доске быть не может! Рассмотрим несколько примеров.

    Исходная позиция 1 Ход 1.b7-b8Ф Исходная позиция 2 Взятие c7:d8Л
    a.
    b.
    Диагр. 21

    Диагр.21a. Белая пешка b7 достигла седьмой горизонтали и следующим своим ходом может превратиться в любую белую фигуру, кроме короля.
    Диагр.21.b. Пешка превратилась в ферзя (b7-b8Ф), хотя могла превратиться в ладью, слона или коня.
    Диагр.21.c. На этой диаграмме белая пешка может превратиться в фигуру, взяв либо черную ладью, либо черного ферзя.
    Диагр.21.d. Позиция после взятия пешкой ферзя и превращения в ладью (c7:d8Л).

    И в заключении урока ещё одна диаграмма для закрепления материала.

    Черная пешка a7 еще стоит на исходной позиции поэтому она может сходить либо на одно поле вперед на клетку a6 (a7 — a6), либо сразу на два поля вперед на a5 (a7 — a5) по желанию играющего. Анологично у белой пешки g2 есть два хода на g3 (g2 — g3) и g4 (g2 — g4).
    Белая пешка h4 и черная b5 уже ходили, поэтому они теперь при своем ходе могут передвинуться только на одно поле. Значит у пешки h4 есть единственный ход на h5 (h4 — h5), а у пешки b5 на — b4 (b5 — b4).
    А у белой пешки f2 и черной d2 вообще ходов нет, так как на их пути стоят фигуры (соответственно свой же конь f3 и ладья противника d1).

    Теперь о взятиях. Белая пешка b3 может взять коня a4 или ладью c4, а также сходить на b4. Белая пешка c5 может взять черную пешку b5 «на проходе» или сходить на c6. Пешка e5 может взять на f5.

    И наконец примеры на превращение пешек. Белая пешка d7 может превратиться в какую-либо белую фигуру либо сходив на d8, либо взяв черного слона e8. А черная пешка d2 пока превратиться ни во что не может — мешает белая ладья d1.
    Возможные ходы других пешек разберите самостоятельно.

    Выводы:

    На этом уроке Вы:
    • Вы узнали как ходит и берёт фигуры противника ПЕШКА.
    • Вы узнали, что пешка может превратиться в другую фигуру своего же цвета.

    www.saphiullin.narod.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *